Градостроительная деятельность и архитектура
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с Положением Минстрой России самостоятельно осуществляет полномочия и принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- своды правил и другие нормативно-технические документы добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- порядок проведения работ по подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений;
- перечень новой продукции, подлежащей проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве;
- порядок подтверждения пригодности новых технологий для применения в строительстве
- подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий, требования к которым не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которых зависят безопасность и надежность зданий и сооружений;
- разработку в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании», проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;
- определение подведомственного федерального государственного учреждения, уполномоченного на организацию и проведение работ по подтверждению пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве.
Введется работа по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в части установления требований к использованию строительных материалов и изделий вторичного применения).
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 1 июля 2017 года индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов) соответственно.
Деятельность саморегулируемых организаций регламентирована Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и главой 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Саморегулируемая организация является членом соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
1 июля 2021 года принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ), согласно которому застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), обеспечивающие подготовку проектной документации с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, до 1 октября 2021 года завершает такую подготовку в соответствии с порядком, установленным статьей 48.2 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 октября 2021 года). Экономически эффективная проектная документация повторного использования, сведения о которой по состоянию на 1 октября 2021 года включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – ГИС ЕГРЗ), признается типовой проектной документаций.
Федеральным законом от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 151-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации введено понятие экспертного сопровождения.
ИсточникМинстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09
На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.
При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).
Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.
Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.
Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается. В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.
Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.
Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.
В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).
Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.
Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).
С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.
При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.
Источник1 строительство объектов коммунального хозяйства это
На следующем этапе после получения контрольных цифр от вышестоящей организации составляется развернутый проект пятилетнего плана с разбивкой по годам, который представляется в вышестоящую организацию. Основные показатели плана передаются в областную (краевую) плановую комиссию, а в республиках, не имеющих областного деления, —в Госплан республики. Основные показатели пятилетки ПО (предприятия) используются обл(край) планами при разработке балансов трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения, жилищного и коммунального строительства и т. д. [c.209]
Для отраслевых норм потребности в трубопроводной арматуре указанных номенклатурных группировок Госпланом СССР установлены следующие измерители для норм на комплектование объектов жилищного строительства— 1000 м2 вводимой общей площади в жилых домах для норм на комплектование объектов коммунального строительства, а также объектов культуры, здравоохранение и просвещения — li млн. руб. строительно-монтажных работ СМР непроизводственного назначения. [c.172]
Планирование капитальных вложений осуществляется с учетом направления их в первую очередь на развитие отраслей и производств, обеспечивающих ускорение технического прогресса и повышение производительности общественного труда наиболее эффективного использования природных богатств, источников энергии, трудовых ресурсов, улучшения транспортных связей, размещения новых предприятий, создания дополнительных мощностей на действующих предприятиях и комплексного развития экономических районов, отдельных регионов и промышленных узлов максимального использования действующих производственных мощностей, их технического перевооружения и реконструкции, ускорения освоения проектных мощностей вновь введенных предприятий и объектов ввода в действие мощностей и объектов в нормативные сроки и создания необходимых заделов в строительстве комплексного строительства объектов производственного назначения с жилищно-коммунальным строительством, строительством объектов просвещения, культуры, здравоохранения и других объектов непроизводственного назначения. [c.61]
Лимиты капитальных вложений определяются раздельно на строительство 1) объектов производственного назначения, в том числе с выделением показателей по каждой отрасли 2) объектов непроизводственного назначения, в том числе с выделением показателей по жилищному строительству, коммунальному строительству и строительству объектов просвещения, культуры и здравоохранения. [c.64]
Объем незавершенного строительства на конец года рассчитывается раздельно по объектам производственного назначения с выделением жилищного, коммунального строительства, строительства объектов просвещения и культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. [c.69]
План собственного капитального строительства разрабатывается по направлениям новое строительство расширение и реконструкция действующих предприятий, их техническое перевооружение непроизводственное строительство, показатели которого группируются по разделам жилищное, коммунальное строительство, просвещение и культура, здравоохранение. В соответствии с этим при составлении плана капитальных вложений в нем по каждому объекту отражаются следующие показатели [c.101]
При составлении проекта плана жилищного и коммунального строительства отдел планирования капитальных вложений УКС Миннефтепрома учитывает большее число показателей потребности в жилье, [c.111]
Электрификация всей страны, предусмотренная программой КПСС в соответствии с заветом В. И. Ленина и успешно осуществляемая советским народом, создает условия для широкой электрификации быта. Однако это вовсе не означает отказ от его газификации. Программа КПСС предусматривает, что в более широких масштабах будут использоваться электроэнергия и газ для бытового обслуживания населения. В предстоящий период осуществится широкая программа коммунального строительства и благоустройства всех городов и рабочих поселков, что потребует завершения их электрификации, в необходимой степени газификации, телефонизации и т. д. [c.13]
Культурно-бытовое строительство . . . Коммунальное строительство . . [c.160]
Машиностроительные предприятия, а также связанные с ними объекты производственного, жилищного и коммунального строительства должны размещаться в соответствии с проектом (схемой) районной планировки и в увязке с проектом планировки и застройки населенного пункта. [c.40]
II. Жилищное, культурно-бытовое и коммунальное строительство 5646 16 71 5733 4863 27 56 4946 [c.380]
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т.д. [c.292]
Основными источниками общегосударственного финансирования были платежи предприятий в форме налога с оборота и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета. Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций общественного воспроизводства, а также на здравоохранение, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды. [c.299]
Жилищно-гражданское и коммунальное строительство 8,1 [c.488]
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАЙМЫ выпускались с разрешения Правительства СССР в годы первой и второй пятилеток полученные средства направлялись на определенные цели. Так, суммы от реализации Внутреннего выигрышного займа Московского губернского исполнительного комитета (1929 г.) предназначались на школьное, больничное, коммунальное строительство от Займа содействия тракторизации сельского хозяйства (1930 г.), выпущенного Всесоюзным объединением автотракторной промышленности, — на финансирование строительства тракторных заводов. Облигации этого займа принимались от колхозов в оплату тракторов, отпускаемых вне плана. Нек-рые Ц. з. выпускались в виде кредитных обязательств. Напр., в 1930 г. были выпущены тракторные и автомобильные обязательства Всесоюзного объединения автотракторной промышленности, велосипедные обязательства Всесоюзного объединения машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. [c.583]
По заявкам на промышленную арматуру за 1967 г. видно, что около 70% всего выпуска арматуры идет на комплектацию оборудования для технологических процессов важнейших отраслей промышленности (химической, нефтяной, газовой, энергетической, угольной, металлургической, машиностроительной) и жилищно-коммунальное строительство (табл. 8). [c.19]
Крупные вложения были осуществлены также по линии финансирования транспорта и связи, жилищно-коммунального строительства (постройка новых и реконструкция старых городов и рабочих поселков), здравоохранения. [c.306]
Большой размах получали мероприятия по обеспечению отдыха и охране здоровья трудящихся. Затраты государства на культурно-бытовое обслуживание советского народа (не считая государственных затрат на жилищное и коммунальное строительство) должны были возрасти. [c.328]
О размерах расходов Советского государства на культурно-бытовое обслуживание трудящихся можно судить, например, по таким данным в 1950 г. население получило в виде пособий, пенсий, путевок в санатории н дома отдыха, бесплатной медицинской помощи, бесплатного обучения, стипендий и других льгот и выплат за счет государства свыше 120 млрд. руб.— в 3 раза больше, чем в 1940 г. Эта помощь государства в сочетавши с ростом фондов заработной платы, доходов колхозников по трудодням, развертыванием производства товаров широкого потребления и продовольствия, увеличением объема розничного товарооборота и жилищно-коммунального строительства обеспечили значительный подъем благосостояния советского народа. [c.479]
Здесь fjji, fjji — нормы отвода площади сельскохозяйственных угодий под жилищно-коммунальное строительство и размещение отходов соответственно в расчете на 1 тыс. человек. [c.210]
В связи с сосредоточением основной массы краткосрочного кредита в Государственном банке в результате кредитной реформы 1930— 1932 гг. краткосрочные операции К. б. значительно сузились. Они по-прежнему предоставляли краткосрочный кредит лишь на эксплуатационные нужды местных коммунальных трестов и жилищного х-ва, местных строительных организаций и п ром-сти местных строительных материалов, связанной преимущественно с жилищным и коммунальным строительством. С 1930 г. все средства, предназна-чвемые на коммунальное и жилищное строительство, независимо от источников их образования, сосредоточивались в К. б., на к-рые возлагалось финансирование этого строительства и наблюдение за использованием средств по назначению. С 1931 г. через К. б. выдавались также средства на строительство лечебно-профилактических учреждений, а к концу первой пятилетки они стали финансировать также, строительство научных учреждений и все культурно-бытовое строительство. [c.541]
Решая эти задачи, финансовая система должна была всемерно содействовать укреплению союза рабочего класса и трудового крестьянства, смычки между городом и деревней, подготовке и проведению социалистической реконструкции сельского хозяйства на базе коллективизации и. внедрения современной техники, повышению материального н культурного уровня жизни трудящихся города и деревни. Это требовало оказания помощи крестьянским хозяйствам по линии сельскохозяйственного кредита, местного бюджета, облегчения налогового обложения середняцких хозяйств, более полного освобождения от налогов деревенской бедногы роста вложений на финансирование совхозов, расширение всесторонней помощи сельскохозяйственной кооперации увеличения ассигнований на финансирование социально-культурных мероприятий и жилищно-коммунального строительства. [c.154]
Перераспределительная роль финансов в четвертой пятилетке характеризуется также большими затратами государства на развитие народного просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. По пятилетнему плану государственные расходы по социальному страхованию, затраты государства на просвещение, здравоохранение, подготовку кадров государственных трудовых резервов, па пособия многодетным и одиноким матерям, семьям военнослужащих и инвалидам Отечественной войны, а также затраты на культурно-бытовое обслуживание трудящихся (кроме государственных затрат на жилищное и коммунальное строительство) должны были возрасти до 106 млрд. руб. в 1950 г., т. о. в 2,6 рааа по сравнению с уровнем 1940 г. Одни лишь расходы на просвещение, намеченные на 1950 г., в 2 раза превышали всю сумму расходов государства на социально-культурные мероприятия за все годы первой пятилетки. [c.419]
Источник