На строителей надвигается очередной «кошмарик»: электронное актирование
Российских строителей, работающих на объектах госзаказа, с 1 января 2022 года ожидает очередная законодательная и техническая новелла: электронное актирование. Как показал самый предварительный опрос, мало кто об этом знает и еще менее кто пытается разобраться. И при этом дата перехода на электронное актирование определена и переносить ее никто не будет. Об очередной «неожиданности» мы беседуем с президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным:
— Павел Владимирович, вы, пожалуй, одним из первых подняли на своих ресурсах вопрос о переходе на электронное актирование с 1 января 2022 года. Реакция соответствующая – никто не знает, не понимает, не обращает внимания. Но, похоже, что эта процедура далеко не такая простая, как кажется сто стороны?
— Совершенно верно, все далеко не так просто, и то, что мы проводим этот разговор за полгода но наступления данного неотвратимого события – это очень хорошо. Потому что мне не хотелось бы, чтобы с 1 января 2022 все «встали на уши» из-за необходимости электронного актирования.
Приемка квартиры в новостройке. Получение собственности и прописка. Практические советы.
Тема эта возникла не сегодня, а где-то в 2018 году, ее основной инициатор — Федеральное Казначейство, которое является оператором Единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС). Более того, уже начиная с прошлого года, в порядке эксперимента на добровольных началах стороны госконтрактов могли переходить на систему электронной приемки работ или электронное актирование. Для этого необходимо прописывать в госконтракте относительно электронной приемки условие о том, что оформление документов, сопровождающих передачу от исполнителя к заказчику результатов исполнения контракта, производится с помощью функционала Единой информационной системы.
Также недавно принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. N 1659-р об утверждении «перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении указанных государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок» — это прямая цитата из документа.
То есть, процедура уже началась. И следующий этап – 1 января 2022 года, когда все госзакупки будут переведены на электронное актирование.
— По Вашему мнению, заказчики и подрядчики готовятся к переходу на электронное актирование или это будет очередной «новогодней неожиданностью»?
— Во-первых, о дате 1 января 2022 года уже заявлялось, Казначейство стало активно говорить об этом с начала 2019 года, но в открытых кругах, в том числе в строительной отрасли, эта тема практически не обсуждалась. Многие вообще не понимают, о чем идет речь, а я могу сказать, что это может стать очень серьезной проблемой. Во-вторых, откуда взялась дата 1 января 2022 года?
Совсем недавно был принят федеральный закон 360-ФЗ – так называемый оптимизационный пакет, который значительным образом изменил 44-ФЗ. Там много новаций, и одна из них – это то, что формирование и подписание документов о приемке выполненных работ (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок станет обязательным с 1 января 2022 года. И основанием для этого как раз и является Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ, которым статья 94 «Особенности исполнения контракта» Закона о контрактной системе 44-ФЗ дополнена соответствующими частями 13-16.
Если извещение будет размещено до 1 января 2022 года, заказчик может оформить приемку по-старому — принимать работы традиционным методом, на бумаге, «с мокрой печатью и живой подписью». А если закупки размещаются после 1 января 2022 года, электронное актирование становится обязательным.
И вот здесь мы видим целый ряд подводных камней, о которых многие наши профессиональные участники рынка и не догадываются. Напомню, что в строительстве есть понятие «исполнительная документация». К ней мы относим основные акты выполненных работ по форме КС-2, справки о приемке выполненных работ по форме КС-3, акты о приемке законченных объектов по форме КС-11.
На основании КС-2 выписывается счет-фактура. Сегодня по соглашению сторон все это можно делать в электронном виде. Есть специальные программы, электронные бланки, все это можно подписывать цифровой подписью. И многие думают, что после 1 января 2022 года ничего не поменяется, и они будут также делать, как и раньше, но просто размещать этот акт в Единой информационной системе госзакупок, подписываться цифровой подписью – и все. Но на самом деле это не так.
— А как?
— Все гораздо сложнее – в этом и заключается вся проблема. Система электронного актирования – это перевод ВСЕХ процедур приемки выполненных работ в Единую информационную систему. То есть акт выполненных работ не формируется по форме КС-2 в соответствующих программах и уже как готовый документ размещается в ЕИС — а он формируется непосредственно в Единой информационной системе, причем собственноручно.
Если вы думаете, что сформируете Акт приёмки выполненных работ в сметной программе, а потом просто разместите его в ЕИС, то вы очень заблуждаетесь! Вам придётся формировать акт по каждой позиции непосредственно в системе, и не просто переносить или вводить данные ручками, но система еще и сама считать будет все построчные итоги после заполнения граф стоимости единицы и количества!
А заказчик потом непосредственно в системе ЕИС должен будет принимать работы по каждой позиции акта. Для работ по строительству, содержащих конструктивные решения (виды работ), приемка заказчиком производится по каждому конструктивному решению (виду работ).
Так что не все так просто!
Для формирования такого акта Федеральное Казначейство взяло за основу так называемый Универсальный передаточный документ (УПД).Он с 2013 года имеет право на существование, но его применение носит добровольный характер. Это не что иное как совмещенная форма акта приемки и счета-фактуры. По законодательству для сторон контракта допускается разработка собственных форм, главное, чтобы в них был набор обязательных реквизитов – наименование, стоимость, общая стоимость и так далее. Такая форма есть, и Союз инженеров-сметчиков неоднократно разъяснял, что вместо формы КС-2 можно пользоваться для приемки товаров и работ УПД.
И вот теперь Казначейство взяло этот документ за основу, с учетом строительной специфики. Что меня в этом вопросе беспокоит? Одно дело – акты приемки от поставщиков мебели или организаторов концертно-зрелищного мероприятия. В этих актах может быть от нескольких штук до нескольких десятков позиций – нет проблем, такой акт легко сформировать.
Но в строительстве будет в электронном акте будет вестись приемка большого количества видов работ и конструктивных элементов, и это могут быть сотни и тысячи позиций. И каждая позиция должна быть внесена в эту форму вручную.
Что касается стройки, то, по нашей информации, Федеральное Казначейство обратилось в Минстрой России, были проведены какие-то совещания, на которых никто из профессиональной среды почему-то не присутствовал, и с Минстроем была согласована форма электронного акта с учетом строительной специфики. Эта форма – не что иное, как тот же самый передаточный документ, в котором изменены названия граф: наименование конструктивных элементов и видов работ. И если в УПД основная форма — номер по порядку, то здесь – номер позиции в смете контракта. То есть, изменения в форме небольшие. Но при этом учет работ будет осуществляться на основе не единичных расценок на виды работ, а на основе конструктивных элементов и укрупненных комплексов работ.
Мы неоднократно предупреждали, что при расчетах за выполненные работы по конструктивным элементам и комплексам работ всегда есть опасность, что будут «закрываться» фактически невыполненные в отчетном периоде (этапе исполнения контракта) отдельные виды работ, что обусловлено технологией их производства, в том числе с технологическими разрывами, но без выполнения которых конструктивный элемент не может считаться законченным, а отдельные материалы и конструкции «в деле» или «проектном положении».
При этом проверкой того же Казначейства может быть установлено, что работы выполнены не в полном объёме, но приняты и полностью оплачены в результате внесения в акты приемки заведомо ложных сведений.
Тут нужно быть предельно внимательными!
Смотрите дальше: электронное актирование подразумевает, что первоначальный акт в единой информационной системе формирует подрядчик. То есть, вначале идет классическая приемка работ на стройке, формируется вся документация, в том числе, исполнительно-техническая, формируется акт по форме КС-2. От этого подрядчика никто не освобождает.
А дальше он должен приступить к наполнению в Единой информационной системе этого же акта, вручную набирая там все позиции. При этом невозможно подтянуть данные из классического акта, потому что протокол импорта-экспорта данных пока не рассматривается. Так что подрядчику придется выделить для этой работы какого-то сотрудника компании, который должен вручную в информационной системе забивать все данные из акта КС-2.
— Это же колоссальная, дурацкая работа, которая будет сопровождаться множеством ошибок и опечаток! В конце концов, человеческий фактор еще никто не отменял.
— Согласен с вами, тем более, что и это еще не все! Нужно не просто ввести данные в эту систему – система на основе этих данных будет сама считать стоимость работ для акта! Вот в чем самая большая проблема! При этом в единицах измерений выполненных работ в ЕИС нет никакого порядка. Например, в чем измерять комплекс работ «Устройство перекрытия» — в метрах, кубометрах, тоннах?
Ясности никакой нет.
Далее. Когда в электронном акте заполняется стоимость единицы и их количество, система автоматически будет перемножать эти цифры. И тут у нас выходит на первый план вопрос округления цифр.
В соответствии с 421 приказом есть определенные правила округления по различным работам: до копейки, до рубля, до сотни, тысячи и так далее – и все эти округления в итоги превращаются в сотни тысяч, если не миллионы «округленных» рублей. В ЕИС правила округления всех цифр – до копейки. И единицы измерений на комплексы работ тоже могут не соответствовать классическому акту. То есть цифры в классическом акте и электронном, сформированном в ЕИС, будут отличаться! Но юридически значимым будет только тот акт, который сформирован в ЕИС.
Кроме того, в каждой смете есть так называемый «хвост» — накладные затраты и т.д. Как отражать эти затраты в ЕИС и кто будет этим заниматься? Ведь это очень серьезная трудоемкая работа! Также возникают проблемы с начислением НДС, потому что в каждой позиции в электронном акте нужно будет выделить НДС – 20% и отдельно его записать. Как будет работать дальше этот механизм и высчитывать налоги, – тоже непонятно.
— В таком случае я не могу понять, зачем вводится эта совершенно неотработанная процедура?
— В принципе, ничего плохого в электронном актировании нет. Законом установлено, что электронный акт — документ первого уровня, юридически значимый.
В судебной практике очень много споров, когда заказчики уклоняются от подписания акта выполненных работ, а потом начинают выставлять претензии, что подрядчик не известил их о готовности объекта и направлении акта, или что документы акта были направлены подрядчиком на юридический адрес, а не на фактический, или почта не поступила. При электронном актировании самый большой плюс – это верификация момента подписания акта выполненных работ и размещение его в ЕИС.
Все это фиксируется, и заказчики не смогут отвертеться, что документ пришел не тогда и не туда. Это будет юридически значимым действием: подрядчик формирует акт, электронной квалифицированной подписью его подписывают уполномоченные лица – кстати, тоже вопрос, кто эти лица? И затем акт размещается в ЕИЦ. И после этого дано несколько часов, чтобы заказчик этот акт увидел и начал по нему работать.
Электронное актирование в ЕИС отвечает требованиям к документам, подтверждающим факт исполнения контракта, заключенного между заказчиком и подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью осуществления закупочной деятельности с одной стороны, и реализации товаров, работ, услуг, с другой стороны. И это очень важно!
А дальше начинается работа в кабинете самого заказчика. Заказчик открывает этот электронный акт в ЕИС и должен принять КАЖДУЮ позицию в этом акте. Но есть, не в целом весь перечень работ сразу, а каждую строку этого акта.
Для вкладки «Приемка работ» заказчику нужно будет указать следующие значения:
«1 – работы приняты»
«2 – работы приняты с расхождениями (претензией)»
«3 – работы не приняты» и указывается информация о причинах отказа в приемке конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ.
В случае мотивированного отказа необходимо формировать новый документ о приемке.
Дальше к этому акту — документу первого уровня – подрядчик может прицепить любые структурированные документы, в том числе, акт по форме КС-2. Фактически вся эта процедура будет выглядеть следующим образом: подрядчики будут делать традиционный акт выполненных работ по форме КС-2, потом на его основе делать электронный акт в ЕИС и к нему прикреплять акт по форме КС-2 и ту исполнительную документацию, которая определена в контракте. То есть, традиционные методы и правила приемки работ на объекте никто не отменяет!
Вот так выглядит эта схема, и мы видим в ней много подводных камней, но самое главное, подрядчики должны понять: сам акт формируется и считается в Единой информационной системе госзакупок, и только он является юридически значимым документом. Для строителей это – неприятная неожиданность.
При этом я считаю, что при учете строительной специфики в вопросе электронного актирования в Минстрое России к этому делу подошли поверхностно, без консультаций с профессиональным сообществом. «Благодаря» этому возникает большое количество проблем, с которыми строительная отрасль столкнется в самое ближайшее время.
И получится так, что с одной стороны мы имеем неоспоримые плюсы, о которых я говорил выше, а с другой стороны, возникают проблемы, связанные с особенностями строительства, с наличием большого количества видов работ, применяемых материалов и конструкций.
Мне кажется, что эту систему нужно доработать, решить вопросы экспорта-импорта данных, поработать с расчетной частью. Иначе мы будем иметь очередной провал и большие проблемы при расчете с подрядчиками.
Лариса Поршнева
Этот материал опубликован в июльском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.
ИсточникЗаполнение формы №КС-2
Что представляет из себя форма №КС-2?
Формы №КС-2 и №КС-3 относятся к числу первичных документов по учету ремонтно-строительных работ. В них должны быть указаны инвестор, заказчик, подрядчик (субподрядчик) и их адреса, наименование и адрес стройки, наименование объекта, сметная стоимость.
Начиная с 2013 года, формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п.4 ст.9 Закона №402-ФЗ). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 г. №03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.
При разработке собственных форм первичной учетной документации следует учитывать, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (Информация Минфина РФ от 04.12.2012 г. №ПЗ-10/2012).
Но на практике используются унифицированные формы №КС-2 и №КС-3, тем более, что именно эти формы упоминаются в разъяснениях и актах различных ведомств (Приказы Минспорта РФ от 28.03.2014 г. №158, Росрыболовства от 14.10.2011 г. №1015, Минэнерго РФ от 26.09.2011 г. №418).
Форма №КС-2 применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
Сразу отметим, что акт по форме №КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (которая, в свою очередь, заполняется на ее основании) являются надлежащими доказательствами выполнения работ по договору строительного подряда.
То есть по сути, форма №КС-2 выполняет роль счета на оплату.
При этом, согласно позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 30.07.2015 г. №А40-46471/2014, акты выполненных работ, хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств.
Законом не предусмотрено, что факт выполнения работ подрядчиком может доказываться только актами выполненных работ (Постановление АС Центрального района от 29.06.2018 г. № А14-7683/2017).
Как заполнить форму №КС-2?
Как мы уже отмечали, на практике участники строительного подряда используют унифицированные формы №КС-2 и № КС-3, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. №100.
В графе «Договор подряда (контракт)» указываются номер договора подряда, заключенного между организацией-заказчиком (или генеральным подрядчиком) и организацией-подрядчиком (субподрядчиком), а также дата его подписания в формате ДД.ММ.ГГГГ.
В графе «Отчетный период с по» указываются даты периода, за который подрядчик отчитывается перед заказчиком.
В графе «Сметная (договорная) стоимость в соответствии с договором подряда (субподряда)» указывается общая сумма по договору подряда в рублях (внесение сумм в других валютах недопустимо).
В столбце 1 «Номер по порядку» указывается порядковый номер материала или работы в данной таблице.
В столбце 2 «Номер позиции по смете» указывается номер материала или работы в смете.
В столбце 3 «Наименование работ» указывается наименование работ, соответствующее наименованию в смете.
В столбце 4 «Номер единичной расценки» указываются шифры из сборников Федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы.
Если по договору подряда стоимость поручаемых подрядчику строительных или ремонтных работ определяется согласованной в договоре фиксированной ценой и расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены, то в столбцах 4 «Номер единичной расценки» и 7 «Выполнено работ; цена за единицу, руб.» проставляется прочерк (Письмо Росстата РФ от 31.05.2005 г. №01-02-9/381).
В столбце 5 «Единица измерения» прописывается наименование измерителя работ или материалов, например, кв. м, шт., т и т.д.
В столбце 6 «Выполнено работ, количество» указывается количество тех единиц измерения, которые прописаны в столбце 5 (при этом указывать процентные доли выполнения работ недопустимо).
В столбце 7 «Выполнено работ, цена за единицу» ставятся цены на основании упомянутых сборников единичных расценок. В случае фиксированной договором цены подрядных работ данная колонка заполняется прочерком.
Столбец 8 «Выполнено работ, стоимость, руб.» заполняется в любом случае: либо суммой из договора, либо расчетной суммой на основе единичных расценок.
Образец заполненной формы №КС-2 приведен ниже.
Является ли допустимым расхождение стоимости работ в формах №КС-2 и №КС-3?
Из Письма Росстата РФ от 31.05.2005 г. №01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации №КС-2, КС-3 и КС-11», следует, что в акте по форме №КС-2 указывается стоимость работ, которая предусмотрена в смете, составленной при заключении договора подряда, а в справке по форме№КС-3 указывается сметная стоимость с учетом изменения цен, если такие изменения предусмотрены договором подряда.
В результате стоимость, указанная в акте по форме №КС-2, может отличаться от стоимости в справке по форме №КС-3.
Например, это может произойти, когда строительство основного средства длится не один год и стоимость работ и строительных материалов за этот период менялась. Таким образом, расхождение стоимости в формах №КС-2 и №КС-3 не является нарушением в оформлении документов (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 г. №А07-22243/2017).
Принятие НДС к вычету по форме №КС-2
Говоря о заполнении и применении формы №КС-2, нельзя обойти вниманием проблемные вопросы вычетов по НДС.
Отметим, что судьи по-разному трактуют влияние условий договоров строительного подряда на возможность принятия НДС к вычету. Так, в Постановлении АС Московского округа от 29.12.2018г. №А41-946/18 судьи, обратившись к договору подряда сделали следующий вывод — отдельные этапы работы в договоре не выделены и формы №КС-2 и №КС-3, выставляемые помесячно, рассматриваются лишь как расчетные документы для авансирования строительства объекта и не могут являться актами приемки результатов строительных работ.
Ежемесячные №КС-2 и № КС-3 применяются как формы отчета подрядчика перед заказчиком, то есть расшифровка объемов выполненных подрядчиком работ с целью определить стоимость, по которой будут производиться авансовые платежи (Постановление АС Центрального района от 29.06.2018 г. № А14-7683/2017).То есть право на вычет НДС зависит от условий договора подряда.
А поэтому с целью исключения претензий налоговиков, сторонам договора строительного подряда целесообразно предусмотреть в нем поэтапную сдачу результатов работ.
Источник