Безопасность объекта капитального строительства это

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Дата внесения: 25.11.2014
Дата изменения: 24.06.2020

страниц: 24; таблиц: 1; иллюстраций: 0; абзацев: 400; строк: 1120; слов: 9435; символов: 69758; сносок: 0

Описание

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

  1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  4. обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

Связи документа

В видах работ

В новостях

В комментариях/вопросах

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

Оглавление

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1
    • Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона 1
    • Статья 2. Основные понятия 1
    • Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона 3
    • Статья 4. Идентификация зданий и сооружений 4
    • Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона 6
    • Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона 6
    • Статья 7. Требования механической безопасности 7
    • Статья 8. Требования пожарной безопасности 7
    • Статья 9. Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях 8
    • Статья 10. Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях 8
    • Статья 11. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями 9
    • Статья 12. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения 9
    • Статья 13. Требования энергетической эффективности зданий и сооружений 9
    • Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду 9
    • Статья 15. Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации 9
    • Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения 11
    • Статья 17. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения 12
    • Статья 18. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях 13
    • Статья 19. Требования к обеспечению выполнения санитарно-эпидемиологических требований 14
    • Статья 20. Требования к обеспечению качества воздуха 14
    • Статья 21. Требования к обеспечению качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд 14
    • Статья 22. Требования к обеспечению инсоляции и солнцезащиты 14
    • Статья 23. Требования к обеспечению освещения 15
    • Статья 24. Требования к обеспечению защиты от шума 15
    • Статья 25. Требования к обеспечению защиты от влаги 15
    • Статья 26. Требования к обеспечению защиты от вибрации 16
    • Статья 27. Требования по обеспечению защиты от воздействия электромагнитного поля 16
    • Статья 28. Требования к обеспечению защиты от ионизирующего излучения 16
    • Статья 29. Требования к микроклимату помещения 16
    • Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями 17
    • Статья 31. Требование к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений 19
    • Статья 32. Требования к обеспечению охраны окружающей среды 19
    • Статья 33. Требования к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей 19
    • Статья 34. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений 20
    • Статья 35. Требования к строительству зданий и сооружений, консервации объекта, строительство которого не завершено 20
    • Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации 20
    • Статья 37. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа) 21
    • Статья 38. Общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) 21
    • Статья 39. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) 22
    • Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации 23
    • Статья 41. Правила добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) 23
    • Статья 42. Заключительные положения 23
    • Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» 24
    • Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона 24

    Термины

    Термины

    освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автономных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях, включаемое автоматически при срабатывании соответствующей сигнализации или вручную, если сигнализации нет или она не сработала
    см. страницу термина

    опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде
    см. страницу термина

    контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации
    см. страницу термина

    явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения
    см. страницу термина

    . а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), осуществляется в форме негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторского надзора, обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации
    см. страницу термина

    период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения
    см. страницу термина

    результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
    см. страницу термина

    К . относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
    см. страницу термина

    К . относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
    см. страницу термина

    К . относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
    см. страницу термина

    комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера
    см. страницу термина

    состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части
    см. страницу термина

    климатические условия внутренней среды помещения, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха
    см. страницу термина

    механическая сила, прилагаемая к строительным конструкциям и (или) основанию здания или сооружения и определяющая их напряженно-деформированное состояние
    см. страницу термина

    учтенное при проектировании состояние здания или сооружения, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов
    см. страницу термина

    в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
    см. страницу термина

    . а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), осуществляется в форме:
    1) заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона;
    2) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
    3) строительного контроля;
    4) государственного строительного надзора;
    5) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
    6) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;
    7) ввода объекта в эксплуатацию.
    см. страницу термина

    землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения
    см. страницу термина

    массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта
    см. страницу термина

    . а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), осуществляется в целях:
    1) удостоверения соответствия результатов инженерных изысканий требованиям настоящего Федерального закона;
    2) удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения;
    3) удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям настоящего Федерального закона перед вводом здания или сооружения в эксплуатацию;
    4) периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения.
    см. страницу термина

    часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями
    см. страницу термина

    помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов
    см. страницу термина

    состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно
    см. страницу термина

    комплекс устройств, обеспечивающих защиту, предупреждение и (или) уменьшение опасных последствий аварийных ситуаций при эксплуатации систем инженерно-технического обеспечения и увеличение ресурса работы (срока службы) указанных систем
    см. страницу термина

    учитываемый в расчете комплекс возможных условий, определяющих расчетные требования к строительным конструкциям, системам инженерно-технического обеспечения и частям указанных конструкций и систем
    см. страницу термина

    проявление необратимых остаточных деформаций и текучести или ползучести под влиянием нагрузки и (или) воздействия
    см. страницу термина

    совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений
    см. страницу термина

    одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности
    см. страницу термина

    наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения
    см. страницу термина

    результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов
    см. страницу термина

    часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции
    см. страницу термина

    опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории
    см. страницу термина

    характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения
    см. страницу термина

    изменение механических и физических свойств материала под длительным действием циклически изменяющихся во времени напряжений и деформаций
    см. страницу термина

    количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности
    см. страницу термина

    Важно

    Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

    За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

    Источник

    ВИДЫ РАБОТ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

    Объекты капитального строительства (ОКС), представляющие собой в соответствии с ГСК РФ здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, подразделяются в зависимости от функционального назначения и характерных признаков на следующие виды (ч. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию (в ред. постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427, от 21.12.2009 г. № 1044, от 13.04.2010 г. № 235):

    • а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
    • б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
    • в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

    Общие положения о безопасности объектов капитального строительства, в частности зданий и сооружений, регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    В соответствии с этим законодательным актом характеристики безопасности здания или сооружения — это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности 1 .

    В интересах данного издания ниже приведены основные понятия, раскрывающие сущность безопасности объектов капитального строительства.

    Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных [1] [2] .

    Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов 1 .

    Строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции 2 .

    Сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений 3 .

    Система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности 4 .

    Механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части 3 .

    Инженерная защита — комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера 6 .

    Источник

    Безопасность объекта капитального строительства

    Контроль и надзор за безопасностью объектов капитального строительства осуществляют государственные, муниципальные и коммерческие организации, уполномоченные для проведения этой деятельности. К ним относятся государственный строительный надзор, застройщики, технические заказчики, подрядчики, эксплуатирующие организации. Деятельность этих организаций регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами, но, несмотря на это, количество аварий в строительстве из года в год растёт. Возникает вопрос: почему?

    Практика строительства и эксплуатации объектов показывает, что абсолютно безопасных объектов капитального строительства в природе не существует. Каждый объект несет в себе тот или иной риск возникновения аварии как при строительстве, так и при эксплуатации, связанный с гибелью людей или причинением вреда их здоровью, а также причинением вреда имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде.

    Безопасности строительства были посвящены слушания в Государственной Думе РФ, которые проходили на тему: «Законодательное регулирование обеспечения безопасности зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования».

    Так почему же количество аварий в строительстве за последние годы не уменьшается, а растёт? Ответить однозначно на этот вопрос сложно.

    В настоящей статье предлагаются возможные варианты действий по повышению уровня безопасности объектов капитального строительства.

    К ним могут относиться следующие мероприятия:

    1. Для повышения уровня безопасности объектов капитального строительства необходимо в первую очередь законодательно повысить степень ответственности предприятий и организаций, точнее, работающих в них должностных лиц, за безопасность объектов капитального строительства.

    Аварии зданий и сооружений могут происходить на любой стадии жизненного цикла объекта капитального строительства.

    Среди основных причин необходимо назвать следующие:

    Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

    Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

    • низкое качество проектно-изыскательских работ;
    • низкое качество применяемых строительных материалов, изделий и конструкций;
    • низкое качество организации строительства и выполнения строительно-монтажных работ;
    • нарушение правил технической эксплуатации зданий и сооружений.

    Основные вопросы правового регулирования обеспечения безопасности зданий и сооружений решены в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Ответственность и меры воздействия за нарушение требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Анализируя названные документы, можно констатировать, что на сегодняшний день установлена недопустимо малая доля компенсации со стороны застройщиков и подрядчиков за нанесение вреда жизни или здоровью человека, а вопросы ответственности за надлежащую эксплуатацию зданий и сооружений вообще остаются за рамками правого регулирования. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан – в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    В то же время в Европе в соответствии с Директивой Совета 85/374/ЕС «По сближению законов, правил и административных актов государств – членов Европейского Союза», касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции, общий объем ответственности изготовителя за ущерб, причиненный смертью или повреждением здоровья, должен быть не менее 70 млн. евро.

    Высока вероятность, что увеличение степени материальной ответственности повысят мотивацию:

    • проектировщиков – на разработку качественной проектной документации;
    • производителей строительных материалов – на выпуск качественной продукции;
    • застройщиков и подрядчиков – на качественное строительство зданий и сооружений;
    • эксплуатирующих организаций – на систематический мониторинг технического состояния зданий и сооружений, а также на участие в процессе строительства, начиная с момента подготовки проектной документации.

    2. Необходимо в срочном порядке восстановить систему нормативных документов, регламентирующую качество и безопасность объектов капитального строительства.

    В настоящее время процессы инженерных изысканий, проектирования, экспертизы и строительства регламентируются многочисленными по своему составу и содержанию сводами законодательных актов, как в области градостроительства, так и в сферах противопожарной, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, историко-культурного наследия и законодательства о промышленной безопасности.

    Комплекс нормативных требований к продукции изыскателей, проектировщиков и строителей, по мнению профессионального сообщества, нередко приводит к необоснованно завышенным требованиям, дополнительным затратам времени и материальных ресурсов не только исполнителей работ, но и их заказчиков, которыми по объектам социально-бытовой сферы часто выступают структуры региональных или муниципальных органов власти.

    Требования нормативно-правовых актов и технических регламентов указанных сфер регулирования строительной деятельности часто содержат взаимоисключающие аспекты их совместного применения, что неизбежно приводит к необходимости разработки специальных технических условий и специальных проектных решений, направляемых на согласование и утверждение в соответствующие органы, которыми введены нормативно-технические документы.

    Настораживает практика постоянного процесса совершенствования нормативных требований к строительной продукции, которая сопровождается разработкой и принятием новых сводов правил, норм и регламентов, особенно в сферах противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия. Так было принято: главным государственным санитарным врачом России 93 санитарных правила и норматива и 68 гигиенических нормативов; Минрегионом России – 82 актуализированных редакции СНиП; МЧС России – 12 сводов правил; национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) – около 70 стандартов организации. Кроме того, действуют региональные, ведомственные и другие документы, выдвигающие свои «особенные» требования.

    Сюда же можно отнести и то, что в последнее время отмечается стремление отдельных структур использовать нормотворчество, как средство недобросовестной конкуренции.

    Сегодня в строительстве существует более двух тысяч нормативных-технических документов, которые регламентируют требования по качеству и безопасности зданий и сооружений. Из этих документов 91 документ распоряжением Правительства № 1047-р определены как обязательные, 198 документов, согласно приказам Ростехрегулирования №2079 и №2244 определены как документы для добровольного применения. Статус остальных нормативно-технических документов остаётся неопределённым.

    Всё это говорит о том, что пришло время для серьёзного отношения к актуализации, гармонизации и систематизации нормативных документов в строительстве. До недавнего времени в Российской Федерации действовал СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». В этом документе были систематизированы все нормативные документы, включая и ведомственные, которые регламентировали требования к качеству и безопасности строительства. интересное на портале

    Тест «На сколько вы активны»
    Тест «Подходит ли Вам ваше место работы»
    Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни»
    Тест «Есть ли у вас задатки лидера»
    Тест «Способны ли Вы решать проблемы»
    Тест «Для начинающего миллионера»
    Тест который вас удивит
    Семейный тест «Какие вы родители»
    Тест «Определяем свой творческий потенциал»
    Психологический тест «Вы терпеливый человек?»

    Для решения этой наиважнейшей задачи необходимо при Министерстве строительства и ЖКХ РФ создать подразделение по техническому нормированию и стандартизации, возложив на него руководящие и координирующие функции по созданию и постоянной актуализации системы нормативных документов в строительстве.

    3. Основа безопасности зданий и сооружений создается проектировщиками при подготовке проектной документации. Уровень качества проектной документации обеспечивается компетентностью проектировщиков. Существующее ныне положение, когда отсутствует стабильная загрузка многочисленных проектных организаций, с малой численностью специалистов, не способствует повышению компетентности последних. Всё это приводит к тому, что качество проектной документации оставляет желать лучшего. Перегрузка в работе проектировщиков приводит к спешке и штурмовщине, что мешает принятию оптимальных проектных решений. Вынужденные перерывы в работе, продолжительностью порою до полугода, приводят к снижению уровня профессионализма проектировщиков.

    Спасением здесь может быть внутрифирменная система менеджмента, которая обеспечит системный подход к поиску заказчиков, а также к планированию и осуществлению проектных работ.

    4. Безопасность зданий и сооружений в процессе строительства достигается благодаря качественному выполнению строительно-монтажных работ и применению качественных строительных материалов, изделий и конструкций. Всё это может быть обеспечено в результате регулярного и системного проведения строительного контроля.

    Другими словами, в организации должна существовать система мотивации, стимулирующая на качественное выполнение строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений. Мотивация должна распространяться не только на руководящих и линейных работников, но и на рабочих. Именно руками рабочих создается качество, так как контроль сам по себе качество не создаёт. Поэтому строительный контроль на объекте фактически должен начинаться с самоконтроля рабочего, выполняющего ту или иную работу.

    В технологических картах, регламентирующих процессы выполнения строительно-монтажных работ в Японии, есть на первый взгляд незначительная, но очень существенная разница по сравнению с российскими технологическими картами. Японскому рабочему в технологической карте отводится время на операцию, которая на наш язык переводится как «любование». Таким образом, рабочему определено оплачиваемое время на то, чтобы он сам оценил свою выполненную работу. И вот здесь происходит, наверное, самое главное в создании качественного объекта: во-первых, рабочий ощущает свою значимость и гордость за выполненную работу и, во-вторых, есть время на исправление возможного брака.

    5. Застройщики (технические заказчики) должны занять более активную позицию в своих требованиях к подрядчику относительно качества выполнения строительно-монтажных работ. У них должна быть своя система строительного контроля, требования к которой определены в постановлении Правительства РФ № 468. К сожалению, многие застройщики не в полной мере принимают на себя ответственность за качество и безопасность объекта, сосредоточив своё внимание в основном на финансовых аспектах своей деятельности.

    6. Большую роль в деле обеспечения качества и безопасности строительства объектов должен сыграть Госстройнадзор. У этого государственного органа есть все права и полномочия, чтобы мотивировать и застройщика (технического заказчика), и подрядчика заниматься качеством и безопасностью строительства объектов с полной ответственностью. Целесообразно законодательно расширить права Госстройнадзора, включив в его полномочия контроль деятельности эксплуатирующих организаций относительно технической эксплуатации зданий и сооружений, так как львиная доля из всех аварий происходит не при строительстве, а при эксплуатации зданий и сооружений.

    7. В последние годы растет авторитет саморегулируемых организаций в строительстве. И это объективно, потому что в Градостроительном кодексе регламентируется, что повышение качества и безопасности выполнения строительно-монтажных работ является главной целью деятельности саморегулируемых организаций.

    Для реализации этой цели саморегулируемым организациям законодательно дано право требовать от своих членов наличие сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов, наличие сертификатов на системы управления качеством таких работ.

    Реализация выполнения саморегулируемыми организациями этих прав при приеме в свои члены и в дальнейшем при контроле деятельности строительных организаций повысит уровень качества, а, следовательно, и безопасность объектов капитального строительства.

    8. Неоценимую роль в деле повышения безопасности объектов капитального строительства может сыграть деятельность по выбору подрядчиков для строительства государственных и муниципальных объектов.

    Для этого, необходимо, чтобы Законом РФ №44-ФЗ предусматривались критерии выбора подрядчиков не только по цене, но и по качественным показателям к организации, претендующей на получении государственного или муниципального заказа.

    Такими критериями могут быть:

    • отзывы или рекомендательные письма от предыдущих государственных и (или) муниципальных заказчиков;
    • перечень объектов капитального строительства, в строительстве которых принимала участие организация;
    • наличие сертификата на систему менеджмента организации, выданного авторитетным органом по сертификации;
    • другие критерии, способствующие обеспечению безопасности объектов капитального строительства.

    9. Самыми заинтересованными лицами в создании безопасных зданий и сооружений должны стать эксплуатирующие организации, которым застройщики передают объекты после завершения строительства. Поэтому деятельность эксплуатирующих организаций на объекте должна начинаться с момента его строительства. Участие этих организаций в процессе строительства может быть определено договором, в котором должны быть конкретизированы их права и обязанности при проведении строительного контроля и ведении исполнительной документации. Для этого необходимо желание эксплуатирующей организации, которое может появиться при увеличении степени ответственности в случае возникновения аварии, о чём говорилось в пункте 1 настоящей статьи.

    В заключение необходимо сказать, что только совместными усилиями всех участников строительства можно повлиять на повышение уровня качества и безопасности объектов капитального строительства. И только тогда появится надежда, что рост аварийности зданий и сооружений прекратится, а безопасность объектов капитального строительства повысится.

    Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
    Звонок по России бесплатный!

    Ничего не пишите и не используйте калькулятор, и помните — вы должны отвечать быстро.
    Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Ответ 5000? Опять неверно.

    Бесплатная консультация
    по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
    8 (800) 600-76-83

    ежедневно с 6.00 до 21.00
    Звонок по России бесплатный!

    Источник
Рейтинг
Загрузка ...