Что относится к линейным объектам в строительстве

Содержание

Аналитика Публикации В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом. Проблематика, касающаяся

Когда линейные объекты относятся к недвижимости

При квалификации имущества следует устанавливать наличие признаков, позволяющих относить его к недвижимым объектам, как в силу прямого указания закона, так и в силу их природных свойств. К последним относятся естественные свойства вещей, характерные только для недвижимости, — прочность, долговечность, стационарность, фундаментальность и индивидуальная определенность. Линейные объекты, введенные в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимому имуществу.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

Налогоплательщикам, которые квалифицируют линейные объекты как движимое имущество, в налоговых спорах приходится доказывать не только отсутствие у таких объектов прочной связи с землей, но и другие обстоятельства. И не всегда эти доказательства принимает суд.

Суть дела

Общество в начале 2013 г. завершило реконструкцию установки прокаливания кокса и приняло на учет объекты «Технологические трубопроводы» и «Газоходы» — каждый со своим инвентарным номером. Они были классифицированы в качестве объектов движимого имущества, которые согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в тот период) не подлежали обложению налогом на имущество организаций.

Инспекция в ходе проверки не согласилась с такой классификацией, посчитав, что общество нарушило положения п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, ст. 376 НК РФ, постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» и ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В итоге налоговая база по налогу на имущество была занижена, а налог не уплачен.

Налогоплательщик обжаловал решение ИФНС сначала в досудебном, а потом в судебном порядке.

Доводы общества

Согласно правовой позиции ВС РФ (см. определения от 22.12.2015 № 304-ЭС15-11476 и от 19.06.2012 № 4-В12-13) дополнительным критерием для признания имущества недвижимым является документально подтвержденный факт его возведения именно как объекта недвижимости. Наличие фундамента (его части) или формальное соответствие постройки предусмотренным градостроительным законодательством признакам объекта капитального строительства не означает, что постройка относится к категории недвижимых вещей.

Технологические трубопроводы и газоходы являются сборно-разборными конструкциями в виде системы металлических труб и трубопроводной арматуры согласно СНиП 3.05.05-84. Их конфигурация и обвязка при необходимости может быть изменена, могут быть увеличены или уменьшены длина, диаметры. Объекты можно демонтировать и перенести на аналогичную установку. Они не имеют самостоятельного основного назначения, а только обеспечивают непрерывность производственного процесса.

Доводы инспекции

Спорные объекты изначально проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом с иными основными средствами, включенными в установку для прокаливания кокса.

Пунктом 1.3 СНиПа 3.05.05-84 предусмотрена лишь необходимость их поэтапного монтажа, что не свидетельствует об их сборно-разборном характере. Они собраны с помощью сварки, их разборка и прокладка аналогичных объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению и целостности конструкции.

Кроме того, спорные объекты — это наружное оборудование, запроектированное на монолитных железобетонных фундаментах на естественном основании. Они также подпадают под действие отраслевого законодательства о безопасности зданий и сооружений, в частности постановления Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80. Согласно ему технологические трубопроводы и газоходы представляют собой линейную строительную систему, имеющую в том числе подземную часть. Эти обстоятельства свидетельствуют о неразрывной связи с землей спорных объектов как в силу конструктивных особенностей, так и в силу прямого указания на это закона, что соответствует критерию недвижимого имущества, закрепленному в ст. 130 ГК РФ.

ИФНС также сослалась на судебную практику по применению ст. 130 ГК РФ при разграничении имущества на движимое и недвижимое, которая учитывает назначение, обстоятельства создания и функционирования спорного имущества — п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 и Восемнадцатого ААС от 22.05.2015 № 18АП-4959/2015 по делу № А76-19835/2014.

Еще один довод — это существенность затрат на строительно-монтажные работы: их доля в общей стоимости спорных активов составляет по технологическим трубопроводам 64%, а по газоходам — 79%. Следовательно, при их перемещении стоимость работ по разборке-сборке значительно превысит первоначальную стоимость. То есть невозможно переместить сооружения без нанесения им значительного ущерба.

Позиция судов

Три инстанции (суд первой инстанции, суд округа и ВС РФ) поддержали позицию налоговиков. Только апелляционный суд воспринял доводы общества, но его постановление было отменено окружным судом.

Поскольку окончательное решение базировалось на позиции суда первой инстанции, приведем его основные аргументы.

Суд не принял довод общества о том, что ИФНС подменяет понятия «объекты, перемещение которых без несоизмеримого ущерба их назначению невозможно» и «существенность затрат на возведение и строительство». Существенность затрат на возведение и строительство объектов подтверждает, что при отсоединении их от места на земле, к которому они прикреплены, и сборке на другом месте им будет нанесен несоизмеримый ущерб.

Отсутствие экономической целесообразности перемещения спорных объектов также свидетельствует об их изначальном возведении как недвижимых. В качестве примера суд привел постановление АС Московского округа от 10.02.2017 № Ф05-22491/2016 по делу № А40-98958/2016, в котором одним из оснований для отнесения трубопровода к недвижимости стала стоимость работ по его монтажу относительно общей стоимости актива.

Также суд отметил, что общество не представило доказательств, свидетельствующих о проведении в момент постановки на учет спорных объектов специализированных мероприятий технического характера, направленных на установление их принадлежности к движимому имуществу.

В итоге суд признал, что спорные объекты обладают признаками недвижимого имущества. Со ссылкой на позицию по делу № А40-98958/2016 суд констатировал, что в силу отраслевых требований спорные объекты спроектированы и смонтированы на специально возведенном фундаменте, наличие которого обеспечивает их прочную связь с землей, их перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба.

Суд округа дополнительно указал, что спорные объекты в силу ст. 1 ГрК РФ относятся к линейным. А в письме Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д23м-4847 высказано мнение о том, что линейные объекты, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капстроительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимому имуществу.

Источник

Само понятие линейного объекта в наше время в законодательстве используется во многих правовых актах различной юридической силы. Но при этом, к сожалению, единых норм, определяющих все аспекты функционирования и создания подобных систем, не предусмотрено. Собственно сами линейные объекты упоминаются в законодательстве лишь вкратце — приводится их примерный перечень. … Но в любом случае эти масштабные трассы, конечно же, относятся к объектам капитального строительства . А следовательно, опираться при их оформлении следует на соответствующие законодательные акты. Понятие « линейный объект » в градостроительной деятельности.

Аналитика Публикации

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности[1]. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;

недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;

прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;

значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Читайте также:  Списание объекта капитального строительства оформление

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП[2] установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ[3] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз[4] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.

4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ[5] закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.

Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.

Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.

Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.

Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.

[1] Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.

[2] «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

[3] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

[4] «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

[5] «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».

Источник

с объектом капитального строительства , входящим в инфраструктуру линейного объекта , или как для нелинейного объекта капитального строительства ? … 2. Как следует из текста вопроса, речь идет о строительстве сооружений, проектируемых в составе существующего линейного объекта (воздушная линия 35 кВ). В соответствии с подпунктом «в» пункта 37 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «проектная документация в отношении строительства таких объектов разрабатывается в соответствии с пунктами. 10-32 указанного Положения», т.е. как для точечных объектов .

Получение разрешения на строительство линейного объекта

Планируя возвести линию электропередач, газо-или водопровод, другие подобные объекты, многие инвесторы не знают, каким образом и в каком государственном органе получить разрешение на строительство линейного объекта (ЛО). Чтобы разобраться в ситуации, нужно выяснить, что относится к такому объекту? В каких случаях надо оформлять согласование и какие бумаги для этого нужно собрать, а когда разрешение получать не потребуется?

К объектам такого типа относят не только линии электропередач (ЛЭП), но также газо-и трубопроводы, иные сооружения подобного типа. Лицензию на строительство у государственного органа нужно получать на общих основаниях, т. к. по закону сооружения линейного типа являются объектами капстроительства. В противном случае такие объекты будут признаны незаконными и подлежат принудительному сносу.

Сложности могут появиться ещё на этапе оформления участков земли (ЗУ), на которых инвесторы планируют возводить ЛО, т. к. ранее на кадастровый учет такие территории не принимались. При этом права владельцев ЗУ подлежали только частичному ограничению.

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение

Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Рекомендации

Рекомендации

Что представляет собой ЛО

Планируя возвести линию электропередач, газо-или водопровод, другие подобные объекты, многие инвесторы не знают, каким образом и в каком государственном органе получить разрешение на строительство линейного объекта (ЛО). Чтобы разобраться в ситуации, нужно выяснить, что относится к такому объекту? В каких случаях надо оформлять согласование и какие бумаги для этого нужно собрать, а когда разрешение получать не потребуется?

К объектам такого типа относят не только линии электропередач (ЛЭП), но также газо-и трубопроводы, иные сооружения подобного типа. Лицензию на строительство у государственного органа нужно получать на общих основаниях, т. к. по закону сооружения линейного типа являются объектами капстроительства. В противном случае такие объекты будут признаны незаконными и подлежат принудительному сносу.

Сложности могут появиться ещё на этапе оформления участков земли (ЗУ), на которых инвесторы планируют возводить ЛО, т. к. ранее на кадастровый учет такие территории не принимались. При этом права владельцев ЗУ подлежали только частичному ограничению.

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение

Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Что входит в состав ЛО и какие нормы законодательства регулируют их деятельность

Теоретически территории, на которых будут находиться ЛО, могут принадлежать сразу нескольким собственникам. Такие ЗУ могут находиться в пользовании у одного или нескольких арендаторов. Но при возведении ЛЭП, автотрасс, участков трубопроводов высокого давления территории должны принадлежать только одному владельцу, исключая права постоянного или временного пользования другими юридическими или физическими лицами.

Процесс возведения подобных сооружений регламентируется нормами:

  • ГрК РФ;
  • ФЗ № 257 «Об автодорогах и о дорожной деятельности в РФ»;
  • ГК и ЗК РФ, а также иных федеральных законов и подзаконных актов.

Выберите свой объект

строительство дороги

Дорога

ФЗ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», предусматривает возможность выбора органов, выдающего разрешительный документ.

Дорога

газопровод

Газопровод

Если газопровод был возведён без полученного разрешения, то право собственности на него можно будет оформлять путём обращения в судебный орган.

Читайте также:  Разбивка осей объекта капитального строительства это

Газопровод

Тепловые сети

Тепловые сети

К заявлению нужно приложить пакет следующих обязательных документов:

Тепловые сети

водопровод

Водопровод

Получение согласия государства на строительство водопровода нужно в случае подключения к системе центрального водоснабжения (СЦВ).

Водопровод

очистные сооружения

Очистных сооружений

Росприроднадзор в обязательном порядке осуществляют контроль над проектом и установкой стоков от производства

Очистных сооружений

Железная дорога

Железная дорога

К заявлению нужно приложить пакет следующих обязательных документов:

Железная дорога

гидротехническое сооружение

Гидротехнические сооружения

Любое гидротехническое сооружение в соответствии ФЗ №117 должно возводиться в строгом соответствии с техническими требованиями.

линия электропередач

Линии электропередач

Охранной зоной (ОЗ) линий электропередач считается зона, которая расположена по обе стороны ЛЭП.

Как выдаётся разрешение на возведение ЛО

Оформление нужной документации будет напрямую зависеть от того, какой статус получил объект. С 2015 года для открытия ЛО, получивших статус федерального или регионального значения, надо обязательно оформлять договор аренды ЗУ. Такая земля находится в собственности местных органов власти. Заключение договора аренды происходит без проведения торгов.

Для получения согласия госоргана на возведение, капремонт или реконструкцию объектов указанного типа, к которым относят автотрассы, ЛЭП, линии теплоснабжения и связи, водо- и газопроводы, необходимо пройти несколько этапов.

Этап 1

Готовится проект межевания (ПМТ) и планировки (ППТ) земельных участков.

Этап 2

Формируются ЗУ из состава земель, относящихся к собственности муниципальных органов с учётом проведённых ранее планировки и межевания ЗУ.

Этап 3

Необходимые данные заносятся в гос.кадастр недвижимости. Площадь ЗУ, утверждённая в процессе планировки, и указанная в межевом плане, не может различаться между собой более, чем на десять процентов.

Этап 4

Оформляется и подписывается договор аренды ЗУ. Если проект подготовлен на основе ГПЗУ, то получить разрешение на начало работ инвестор может в уполномоченном муниципальном или федеральном органе власти.

С начала 2021 года гос. орган, занимающийся выдачей разрешительного документа, обязан запросить у застройщика реквизиты документов, связанные с подготовкой ППТ и ПМТ ЗУ. Обязательно будет затребован ГПЗУ, а также потребуются указанные в проекте данные в виде пояснительных записок и схем расположения объекта.

Для чего выдаётся разрешение

Лицензию на возведение ЛО нужно получать в тех случаях, если это предусмотрено нормами ГрК РФ и других законов федерального значения. Она даёт инвестору полное основание для проведения запланированных мероприятий. Проект и все подготовленные для утверждения документы будут соответствовать требованиям, установленным в проекте планировки и межевания ЗУ.

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение

Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Какие органы выдают разрешительные документы

Выдавать разрешения должен один из государственных органов, статус которого определяется в зависимости от территорий, на которых будет возводиться объект:

  • Если ЛО будет построен на территории нескольких (двух и более) субъектов РФ, то разрешительный документ выдаёт орган исполнительной власти федерального значения. Это правило относится и к ЛО, находящихся на закрытых территориях, границы которых расходятся с пределами соответствующих субъектов РФ.
  • Если ЛО будет проходить по участкам двух или более муниципальных районов или округов города, то получать согласие следует в органе исполнительной власти конкретного субъекта РФ.
  • Если ЛО будет строиться или реконструироваться на двух или более ЗУ, относящихся к территориям поселений в пределах одного муниципального района, то выдаёт согласие этот местный муниципалитет.

Обратите внимание! Если деятельность ЛО будет непосредственно связана с созданием, изготовлением или утилизацией энергетических установок, которые функционируют при помощи ядерного топлива, то для согласования документов нужно привлечь Роскосмос, отвечающий за использование атомной энергии.

Какие документы для получения разрешения нужно подготовить

Перед возведением ЛО застройщики обязаны составить заявление установленной формы, в котором указывается просьба о выдаче согласия.

К заявлению нужно приложить:

  • Документы, подтверждающие право собственности ЗУ, на котором будет размещён ЛО.
  • ГПЗУ, полученный в соответствующей инстанции не позже 36 месяцев до подачи пакета документов о выдачи разрешения;
  • Информацию о планировке территории.

Государственный контролирующий орган должен проверить полученные документы. Затем выдаётся решение о согласии или об отказе на проведение работ.

Мотивированный (со ссылками на нормы законодательства) отказ в выдаче разрешения на строительство можно получить в случае:

  • отсутствие одного из предусмотренных документов;
  • наличия в документах ошибок, исправлений или помарок;
  • несоответствия документов нормам законодательства.

Обратите внимание! До устранения замечаний проводить работы по строительству ЛО нельзя. Если же отказ был необоснованным, то разрешить спор можно будет в судебном порядке.

Когда получать разрешение не нужно

Нормами ст. 51 (ч.17) ГрК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 1300 утверждён перечень конкретных ситуаций, когда работы по капремонту, реконструкции или проведению СМР объектов линейного типа осуществляются без обязательного согласия со стороны государства.

В первую очередь это относится к ЛО, которые:

  • не включают в себя характеристики, относящиеся к зданиям или сооружениям;
  • являются не основными, а вспомогательными объектами. Они созданы для обеспечения одного основного объекта кап. строительства и не выходят за пределы его территории.

ГрК РФ позволяет заниматься строительством ЛО без получения разрешения в тех случаях, когда необходимо возвести:

  • водопроводные и водоотводные сети с внутренним диаметром труб не более 50 см, функционирующие при давлении от 0,3 МПа до 1,2 Мпа;
  • любые теплосети горячего водоснабжения;
  • ЛЭП, работающие под напряжением до 35 кВт. Расстояние от присоединяемых энергопринимающих устройств до границ ЗУ должно составлять не более 300 метров (для городов или ПГТ);
  • газораспределяющие и потребляющие сети, используемые для транспортировки газа природного типа;
  • электроустановки с трансформаторными подстанциями, функционирующие с низким (не более 20 кВт) общим напряжением;
  • системы для циркуляции нефти и нефтепродуктов, имеющие внутренний диаметр труб до 30 см;
  • проходящие рядом с автотрассами или размещённые отдельно проезды или подъездные дороги;
  • ливневые системы, а также канализационные сооружения;
  • сети ИТО, размещённые на территории одного микрорайона или квартала;
  • линии и распредпункты связи линейно-кабельного типа, а также возведённые для их функционирования сооружения.

Упрощение процедур в процессе работ по возведению линейных сооружений

Чтобы разобраться в вопросе выдачи разрешения на возведение ЛО, необходимо хорошо владеть нормами гражданского, градостроительного, земельного законодательства.

После принятия изменений законодательства количество отказов в выдаче согласований на строительство ЛО уменьшилось. Появилась возможность возводить некоторые виды линейных объектов не только имея согласованные и утверждённые ранее ППТ, ПМТ, ГПЗУ, но и без них с последующим предоставлением документов сотрудникам надзорного органа. У застройщика при этом должно быть утверждённое государством решение о размещении ЛО. Кроме этого, к нововведениям законодательства относится возможность увеличение мощности возводимых подстанций блочно-модульного типа. Это позволяет к каждой из подстанций подключать большее количество абонентов.

Если заниматься этими вопросами самостоятельно и без обращения к специалистам, то можно попасть в ряды инвесторов, получивших отказ в выдаче разрешительных документов.

Если вы обратитесь за помощью к специалистам нашей компании GeoGlobal/GG, то можете рассчитывать на правильную подготовку необходимых документов и их своевременную подачу в государственный надзорный орган! Мы поможем получить разрешение, благодаря которому вы сможете начать планируемые работы по возведению линейных сооружений в предусмотренные проектом и законом сроки.

Источник

Линейный объект — это что такое? Проект планировки линейного объекта . В случае если под планируемый линейный объект требуется земельный участок, находящийся в частной собственности, на этот участок устанавливается т.н. публичный сервитут (право пользования чужой земельной собственностью в ограниченных рамках). Если сервитут приводит к полной невозможности использования частной территории, то ее собственник вправе требовать компенсационных выплат. … Состав проектной документации по строительству линейного объекта капитального строительства приведен в…

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

Являются ли объекты сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения линейными объектами? Можно ли зарегистрировать право собственности на линейные объекты или на отдельную сеть (например, водоснабжения или теплоснабжения)?

Ответ:

Теплосети, сети водоснабжения, водоотведения являются линейными объектами, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.

Обоснование:

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

П. 10.1 ст. 1 ГрК РФ перечисляет линейные объекты: это линии электропередачи, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. На основании этой нормы тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения являются линейными объектами.

Минэкономразвития России в Письме от 11.10.2016 № Д23и-4847 сделало вывод о том, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, не являются недвижимостью.

На основании ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

ВС РФ в определении от 23.01.2015 № 305-ЭС14-7970 по делу № А40-94643/13 разъяснил, что право собственности может быть зарегистрировано лишь на такое недвижимое имущество, которое способно выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь с земельным участком.

Согласно статье 133.1 ГК РФ линейные объекты могут выступать в качестве единого недвижимого комплекса. При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Суды признают водопроводные и тепловые сети объектом недвижимости, право собственности на который подлежит государственной регистрации (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2017 № Ф05-8132/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 25.10.2017 № 305-ЭС17-15187 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2017 № Ф06-20862/2017).

В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона № 218-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или технического плана. Однако п. 8 ст. 90 ЗК РФ устанавливает, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта, не требуется. Таким образом, теплотрасса и водопровод как подземный объект трубопроводного транспорта могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними (см. Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 № 310-КГ15-20311 по делу № А35-11541/2014).

Кроме того, тепловые сети, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установленных сервитутов (п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300).

Таким образом, право собственности на сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, введенные в эксплуатацию как объекты капитального строительства, подлежит государственной регистрации на основании разрешения на ввод в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок (если сети находятся в пределах одного участка).

Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Источник

Линейный объект — это что такое? Проект планировки линейного объекта . Линейные объекты : правовая природа, правила строительства и реконструкции. Что относится к объектам капитального строительства : что гласит Градостроительный кодекс. Линейные объекты : понятие и виды. Линейный объект определение градостроительный кодекс. Линейные и нелинейные объекты капитального строительства . Что это такое линейный объект . Описание и характеристики линейного объекта капитального строительства . Капитальное строение — что это такое. Линейный объект – это… Планировка линейного объекта . Линейный объект капитального строительства .

Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

Статья посвящена вопросам определения современным российским законодательством линейных объектов , раскрытию существующих на практике подвидах указанной категории имущества. В отсутствие четкого понятийного ап парата автором предлагается собственная формулировка понятия « линейного объекта », под лежащего включению в федеральное законодательство. При этом обосновывается позиция, со гласно которой предусмотреть общепринятую и универсальную категорию линейного объекта допустимо только лишь в случае параллельного установления понятий его подвидов, что, в свою очередь, предоставит возможность учесть интересы участников рассматриваемых правоот ношений ввиду особенностей физического и эксплуатационного характера данных объектов. В публикации также предлагается классификация линейных объектов по различным основаниям.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайнуллин Раят Айратович

The Notion and Types of Linear Objects in Present-Day Russian Legislation

The paper deals with legislative definition of linear objects and existing asset categories. Due to the absence of accurate conceptual framework, the author suggests definition of the notion of “linear object” that should be included into Federal legislation. The author of the paper justifies that foreseeing of common and universal category of linear object is possible on the basis of simultaneous definition of its types. It would allow taking into account the interests of participants of legal relations considering physical and exploitation character of the objects. The classification of linear objects based on different grounds is proposed.

Читайте также:  Как заполнить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ижс

Текст научной работы на тему «Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве»

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве

Аспирант кафедры гражданского права Академии социального образования (Казань)

Статья посвящена вопросам определения современным российским законодательством линейных объектов, раскрытию существующих на практике подвидах указанной категории имущества. В отсутствие четкого понятийного аппарата автором предлагается собственная формулировка понятия «линейного объекта», подлежащего включению в федеральное законодательство. При этом обосновывается позиция, согласно которой предусмотреть общепринятую и универсальную категорию линейного объекта допустимо только лишь в случае параллельного установления понятий его подвидов, что, в свою очередь, предоставит возможность учесть интересы участников рассматриваемых правоотношений ввиду особенностей физического и эксплуатационного характера данных объектов. В публикации также предлагается классификация линейных объектов по различным основаниям.

Ключевые слова: линейный объект, площадный объект, виды линейных объектов.

Развитие современной инфраструктуры будь то производственной или социальной невозможно представить без сети линейных сооружений. Вопросы передачи и получения энергии, сырья, продукции, как и в любых других общественных отношениях требуют достаточной правовой регламентации и прозрачности правил поведения ее участников, потому как, в конечном счете, это определяет степень их удовлетворенности и возможность дальнейшего развития ключевых секторов экономики. Более того, это стратегические объекты (сети линейных сооружений), без которых невозможно представить современное государство и общество.

На сегодняшний день общая протяженность линейных объектов (далее — ЛО) в России не поддается счету и по разным оценкам превышает 1 млн. км, что вызывает еще большее недоумение в свете отсутствия должного внимания со стороны законодателя. При возникновении необходимости решить те или иные вопросы правового характера, связанные с эксплуатацией линий электропередач, газопроводов, систем канализации и др., правоприменитель сталкивается с множеством проблем, вызванных с отсутствием четкой нормативной правовой базы,

позволяющей прийти к единообразной юридической практике.

Однако следует быть последовательным и обратить прежде внимание на проблемы, связанные с отсутствием четкого понятийного аппарата и характеристик отнесения указанных объектов инфраструктуры к категории линейных.

Актуальность поднятой темы обусловлена еще и тем, что прямые исследования, посвященные вопросу понятийного регулирования отношений, связанных с рассматриваемыми сооружениями, в отечественной правовой науке практически отсутствуют.

Разберем существующие в настоящее время законодательные понятия ЛО и их отдельных видов.

Ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от

29.12.2004 г. № 190-ФЗ (далее — ГрК РФ) [1] в качестве линейных объектов называет линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), автомобильные дороги, железнодорожные линии, трубопроводы и другие аналогичные сооружения.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в дру-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

гую» [2], к ЛО относятся дороги, линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, газопроводы, нефтепроводы, железнодорожные линии, трубопроводы и другие подобные им сооружения.

Вместе с тем оба эти определения оставляют место для других ЛО, к которым можно причислить мосты, фуникулеры, туннели, метро и т.п.

Относительно новые понятия даны в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «. 20) сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

21) система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

23) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов» [3].

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [4] (далее — Закон о связи), линейно-кабельными сооружениями связи являются сооружения электронной связи и иные объекты инженерной инфраструктуры, приспособленные или созданные в целях размещения кабелей связи. В частности, к ним относятся подземные и наземные сооружения специализированных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов, закрытые подземные переходы, кабельные переходы через водные преграды, кабельная канализация.

Эти определения наиболее полно выражают сущность понятий и применяются на практике при составлении нормативно-технической документации, но являясь сугубо специальными, не могут использоваться с юридической науке в качестве универсальных и общепринятых.

В отсутствии законодательного определения и урегулирования правоотношений, связанных с определением ЛО, существуют попытки разрешения ситуации со стороны органов исполнительной власти.

Так, по ЛО связи принято Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 68, которым утверждено Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи [5]. Положением определено, что «линейно-кабельные сооружения связи — совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:

— наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;

— предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;

— наличие протяженности (длины)».

Далее п. 5 Положения установлены «линейно-кабельные сооружения связи, являющиеся объектами недвижимости, в частности:

— наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;

— кабельные переходы через водные преграды;

— закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.)».

Однако по другим видам ЛО таких определений не имеется.

Как видно из вышеприведенных норм, ни одна из них не дает исчерпывающего перечня имущества, подпадающего под определение «линейные объекты».

По результатам проведенного анализа в целях упорядочения существующих правоотношений в области энергетики, строительства, коммуникации и т.п. полагаем необходимым предусмотреть на законодательном уровне следующее сформулированное определение линейного объекта как наиболее полного и отвечающего требованиям современных реалий — система либо часть системы инженернотехнического обеспечения, в составе разнородных вещей, функционально и технологически взаимосвязанных, используемых в одном производственном процессе, выполненного надземным, наземным, подземным, а также подводным способом, предназначенный для выполнения производственных (электро-, газо-, нефте-, водо- проводы и др.) и транспортных функций (дороги и пути всех назначений, переходы, переезды и др.), включая элементы вспомогательного и (или) дополнительного назначения (трансформаторы, опоры и др.).

Данная норма вполне гармонично смотрелась бы в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» среди прочих имеющихся определений различных юридических категорий.

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Но в тоже время представляется неверной попытка определить все имеющееся многообразие линейных объектов через единое понятие, что обусловит введение для всех единого правового регулирования, не учитывающего отраслевую специфику таких объектов. Поэтому здесь же следует предусмотреть определение так называемых площадных, внутриплощадных и иных объектов, которые технологически связанны с ЛО, куда также будут входить резервуарные парки, емкости хранения конденсата, насосные станции, трансформаторы, пункты подогрева нефти, станции подземного хранения газа, амбары аварийного выпуска, наливные и сливные эстакады и другие подобные сооружения, узлы измерения продукции, а также объекты автомобильного, внутреннего водного, морского, воздушного и железнодорожного транспорта.

В частности, включение некоторых так называемых линейных объектов — автомобильных и железных дорог, магистральных нефтегазопроводов высокого давления — в единую с линиями электропередач, кабелей связи, продуктопроводов терминологическую сетку без установления возможности их разграничения в принципе недопустимо. Указанное становится понятным уже только потому, что первые, занимая земельные участки фактически исключают возможность их использования для каких-либо иных целей. Вторые же напротив не влекут за собой серьезных последствий для владельцев земель, даже при соблюдении режимов использования этих объектов (охранных зон).

Отсюда установление в федеральном законодательстве однозначного определения понятия «линейные объекты» как правовой категории, также требует разрешения вопрос о классификации данных объектов и разграничении их по подвидам. Обратное же может привести к расширенному толкованию этих объектов и как следствие к ущемлению прав собственников и владельцев при урегулировании возникающих при их размещении и эксплуатации правовых вопросах.

Такая ситуация может сложиться при введении публичных сервитутов в отношении земельных участков для целей размещения и эксплуатации линейных объектов. В практической и научной среде сервитут для ЛО имеет особо важное значение, в свете обеспечения стабильного функционирования и развития инфраструктуры в государстве в целом. В тоже время применительно к сервитутным отношениям расширение прав одних лиц влечет за собой ограничение прав других, поэтому получить прямо противоположный эффект в результате непродуманной законодательной инициативы не сложно. Схожего мнения придерживается М. Бочаров, указывая, что единообразное правовое регулирование в рассматриваемом случае необходимо лишь отчасти [6, с. 4].

Так, исходя из анализа действующего законодательства можно привести следующую классификацию линейных объектов, поставив в связи с землей:

В зависимости от назначения ЛО делятся на:

— транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, трамвайные пути, троллейбусные линии)

— водоводы и водопроводы;

Относительно ограничения прав землевладельцев, по которым проходят ЛО, выделяются:

— не затрагивающие режим использования земельного участка (линии связи, все виды трубопроводов выполненных подземным способом и т.д.);

— частично-ограничивающие свободное использование (ЛЭП, газопроводы, продуктопроводы);

— исключающие возможность использования земельного участка в целом либо определенной части (железные дороги, автомобильные дороги, трамвайные пути, троллейбусные линии).

В разрешении поднятой проблемы в дальнейшем следует также учесть, что ЛО является сооружением, предназначенным для снабжения зданий, строений различным ресурсом, длина которого значительно превышает ширину (в большинстве случаев шириной пренебрегают), имеющим земельный участок, выделенный для обеспечения его функционирования. Но и в этом случае необходимо внесение изменений в законодательство, поскольку требования к зданиям и прочим сооружениям не совсем подходят в качестве требований, к примеру, к кабелю. Как бы там ни было кабель не отвечает запросам по этажности и площади, предъявляемым к объектам строительства. При исследовании этого вопроса и ряда других приходим к выводу, что решение данной проблемы могло бы содержаться в федеральном законе или законе субъекта РФ посвященного определенным видам линейных сооружений, что находит единое мнение среди других исследователей [7, с. 58].

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 4

1. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.

2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.

3. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.

4. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 г. №126-ФЗ // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.

5. Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утв. постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 68 // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.

6. Бочаров М. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. — 2005. — № 45. — С. 4-5.

7. Нарушкевич С.В. К вопросу об особенностях линейных систем как имущественных комплексов. Научно-практический журнал. — М.: Издательская группа «Юрист». — 2006. — № 12. — С. 57-58.

The Notion and Types of Linear Objects in Present-Day Russian Legislation

The Kazan social-law institute

The paper deals with legislative definition of linear objects and existing asset categories. Due to the absence of accurate conceptual framework, the author suggests definition of the notion of “linear object” that should be included into Federal legislation. The author of the paper justifies that foreseeing of common and universal category of linear object is possible on the basis of simultaneous definition of its types. It would allow taking into account the interests of participants of legal relations considering physical and exploitation character of the objects. The classification of linear objects based on different grounds is proposed.

Источник

А являются ли линейные объекты объектами капитального строительства . Нужно ли подходить к линейным объектам так же как и например к зданиям. (Сразу оговорюсь что автодороги, улицы, железные дороги и др подобные сооружения я к линейным объектам не отношу, поскольку в масштабах города это в полном смысле площадные объекты ). Решение данного вопроса решило бы большинство вопросов дискуссии. Приведу пример из практики (взаимоотношения с экспертизой).

Рейтинг
Загрузка ...