Критерии отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора
При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (ред. от 25.10.2017) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».
1. В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:
к категории высокого риска:
— общественные здания и сооружения,
— многоквартирные жилые дома,
— мосты и эстакады,
— объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
к категории значительного риска — производственные здания;
к категории умеренного риска — объекты, не относящиеся к первым двум категориям.
2. При осуществлении государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:
для категории высокого риска — не более 12 проверок за период строительства, реконструкции;
для категории значительного риска — не более 10 проверок за период строительства, реконструкции;
для категории умеренного риска — не более 7 проверок за период строительства, реконструкции.
3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:
— строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
— строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
— строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20 000 кв.метров.
4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства:
для категории высокого риска — до 24 проверок,
для категории значительного риска — до 20 проверок,
для категории умеренного риска — до 14 проверок,
а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4, частями 1—3 статьи 9.5, статьей 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;
б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
Данные положения распространяются на объекты капитального строительства, по которым извещение о начале строительства, реконструкции подано с 01.01.2018 г.
ИсточникС 1 января 2021 года вступает в силу новая модель отнесения объектов защиты к категориям риска
Соответствующее постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1662 определяет критерии и порядок отнесения объектов к определенной категории риска.
Документ разработан на основе концепции риск-ориентированного подхода, предусмотренной Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Новая модель отнесения объектов защиты к категориям риска учитывает пересмотр концепции риск-ориентированного подхода и отличается от действующего регулирования тем, что категория присваивается не для групп объектов, а индивидуально для каждого объекта.
Присвоение соответствующей категории риска осуществляется на основании показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица.
Он рассчитывается на основании имеющихся в распоряжении данных, отражающих индивидуальные характеристики объекта, влияющие на его состояние пожарной безопасности, а также сведений о добросовестности, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности. Также предусматривается учет внедрения на объекте защиты независимой оценки пожарного риска, а также возможность доступа контрольно-надзорного органа к информационным ресурсам подконтрольного лица.
Собственники объектов смогут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска, в том числе с помощью разработанного онлайн-калькулятора, который разработан специально для этих целей и будет размещен на официальном интернет-портале МЧС России.
Такая модель управления пожарным риском позволит индивидуально определять периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий, и соответственно, снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных собственников объектов.
Источник