Без солидарности с законом. В Петербурге появляется больше объектов здравоохранения
Странно было бы спорить с тем, что объекты здравоохранения крайне необходимы, особенно сейчас, когда время от времени напоминает о себе коронавирус. Очевидно, что в период пандемии желательно максимально быстро решать проблемы нехватки коек, в том числе путем строительства новых стационаров. Вот только прежде стоит заняться корректировкой законодательства и ясно прописать, при каких чрезвычайных обстоятельствах позволительно выходить на объект с фальстартом — до получения полного пакета бумаг. Пока же новый корпус Александровской больницы на проспекте Солидарности растет без разрешения и утвержденной проектной документации.
Еще прошлым летом перед главным зданием этой больницы шелестел скверик. Теперь он вырублен, а на месте деревьев растут этажи «многопрофильного лечебно-диагностического корпуса». На информационном щите указан заказчик — Фонд капитального строительства и реконструкции. Это государственное учреждение, подведомственное городскому комитету по строительству.
Закупки в сфере строительства: типовые нарушения при осуществлении закупок в строительной сфере
Казалось бы, все должно быть законно. Вот только ни на щите, ни в общедоступной базе Службы строительного надзора нет данных о выданном разрешении на строительство, а на сайте Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации не найти сведений об утвержденном проекте. Как так вышло?
51‑я статья Градостроительного кодекса РФ позволяет приступать к возведению зданий только после получения разрешения. Есть список исключений, когда этот документ не нужен. Например, если он некапитальный или вспомогательный. Однако новый больничный корпус под исключения не подпадает — это полноценное капитальное здание.
Заместитель председателя комитета по строительству Александр Постраш подтвердил, что ни комитет, ни фонд разрешения на строительство не получали. Чему есть объяснение — новый корпус обладает «высокой социальной значимостью» и направлен на борьбу с коронавирусной инфекцией. В случае эпидемических скачков корпус будет перепрофилирован для лечения больных ковидом. По словам Постраша, приостановка строительства до момента выдачи разрешения «не представляется возможной, так как приведет к срыву сроков ввода в эксплуатацию объекта».
Практика оправдания незаконного строительства «высокой социальной значимостью» была опробована в 2020 году — том самом, когда в Россию пришла коронавирусная беда. В июле тогда началось возведение нового корпуса на территории Госпиталя для ветеранов войн на Дальневосточном проспекте.
Разрешение на строительство госпиталь получил только в декабре, когда, по сообщению смольнинской пресс-службы, «строительная готовность здания [была] почти 100 %». И уже спустя 18 дней госпиталь имел на руках разрешение на ввод. То есть юридически строительство большого шестиэтажного здания длилось… 18 дней. Феноменально!
Проверять законность строительных работ в Петербурге уполномочена Служба строительного надзора. И она постоянно отчитывается о выявленных самостроях. Вот только на площадку госпиталя чиновники не выходили ни разу.
Градостроительное законодательство
Сказать, что подобное отношение к Градостроительному кодексу стало проявляться именно в связи с необходимостью оперативного возведения новых лечебных учреждений, нельзя. Например, не позднее 2016 года здание клинической больницы Святителя Луки на Чугунной улице было надстроено пятым этажом светло-серого цвета, хотя разрешение на это не выдавалось.
Сначала комитет по строительству полагал, что разрешение и не требовалось, ведь была проведена не реконструкция, а «капитальный ремонт 4‑го этажа» — «5‑й этаж представляет собой единый блочный модуль, не являющийся официальной надстройкой. При монтаже единого блочного модуля разрешение на строительство не требовалось». Однако в 2018 году, то есть уже постфактум, больница получила это разрешение, а позднее фонд заключил контракт на «реконструкцию больничного корпуса в части надстройки 5‑го этажа для размещения медицинских модулей операционного блока отделения реанимации интенсивной терапии». В 2020‑м надстройку юридически ввели в эксплуатацию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7254) от 14.09.2022 под заголовком «Без солидарности с законом».
ИсточникВнесение изменений в Градостроительный Кодекс в 2021 году
01.07.2021 года вышел закон № 275 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный закон вносит поправки в ГрК РФ и вводит новый термин «проект по строительству объекта капитального строительства». Под этим термином понимается целый комплекс мероприятий по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него.
Проект по строительству ОКС состоит из следующих этапов:
- Получение прав на участок, включая земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
- Утверждение или выдача инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов;
- Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования;
- Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
- Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
Так же изменения касаются института экономически эффективной проектной документации, такое понятие исключается из Градостроительного Кодекса. Взамен будет использоваться понятие «типовая проектная документация». Она представляет собой проектную документацию для многократного применения при создании аналогичных объектов капитального строительства. Для ее создания используются такие решения, как энергосберегающие архитектурно-планировочные, экономические, инженерно-технические, организационно-технологические. Типовая проектная документация будет частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации ОКСов.
С 12.07.2021 вступают в силу поправки, которые относятся к подготовке тех плана.
Больше не нужно в приложение к тех плану предоставлять разрешение на строительство (если оно необходимо для оформления дома), а также проект объекта незавершенного строительства и план помещения (машино-места) проектной документации, проект перепланировки. В техническом плане указываются сведения о всех вышеперечисленных документах в текстовой или графической части.
Вместе с тем, откорректированы основания для приостановления: допускается расхождение площади, указанной в разрешении на строительство с площадью, указанной в техническом плане, не более чем 5%. А также, в отношении линейных объектов протяженность, указанная в разрешении на ввод в эксплуатацию и техническом плане должно отличаться от протяженности не более чем на 5%.
Если тех план подготовлен в отношении линейного объекта, который введен в эксплуатацию до вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 года № 252-ФЗ, сведения о таком тех плане указываются в данном объекте на основании проектной документации. В этом случае несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации и (или) исполнительной документации и в разрешении на ввод в эксплуатацию этого линейного объекта, не является препятствием для подготовки технического плана и государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Для того, чтобы заказать технический план необходимо обратится в геодезическую компанию, выбрать которую можно с помощью каталога исполнителей кадастровых работ, а рассчитать стоимость выполнения данных работ можно с помощью онлайн калькулятора.
Поправки в данный закон вступают в силу с 01.10.2021 года, за исключением некоторых случаев.
ИсточникКак получить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)?
Вы запланировали строительство объектов недвижимости на принадлежащем Вам земельном участке и столкнулись с необходимостью получения градостроительного плана земельного участка? Что это за документ? Для чего нужен градостроительный план земельного участка? Давайте разберемся.
1. Понятие градостроительного плана земельного участка
Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) – это документ информационного характера, который необходимо получить в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка до начала проектирования, строительства или реконструкции объектов недвижимости на таком участке. В нем приводятся сведения обо всех характеристиках земельного участка, предназначенного для застройки, а также сведения о месте допустимого размещения будущего объекта капитального строительства (ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ).
Для чего же нужен градостроительный план земельного участка?
Основная задача, которую выполняет ГПЗУ, — это обеспечение застройщиков земельных участков информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов недвижимости, чтобы возводимый объект недвижимости отвечал многочисленным архитектурным и санитарным нормам и правилам, а также требованиям безопасности.
По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок. Нередко именно на основании данных, имеющихся в этом плане, застройщики отказываются от планируемого строительства.
С 01.07.2017 градостроительный план земельного участка был исключен из перечня документации по планировке территории, и с указанной даты он относится к документации, обеспечивающей градостроительную деятельность (глава 7 Градостроительного кодекса РФ, ст. 10 Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской федерации. ; далее — Федеральный закон № 373-ФЗ»).
2. Содержание и форма градостроительного плана земельного участка
Информация, которая должна содержаться в градостроительном плане земельного участка, установлена в ч. 3 ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ. К ней, в частности, относятся сведения:
- о границах земельного участка и его кадастровом номере;
- о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства согласно проекту планировки территории (если он утвержден);
- о минимальных отступах от границ участка, в пределах которых разрешено строительство;
- о видах разрешенного использования участка (основном, условно разрешенном и вспомогательном);
- о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которые установлены градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны (кроме случаев, когда план выдается в отношении участка, на который действие такого регламента не распространяется или для которого он не устанавливается); ;
- о границах зон с особыми условиями использования территории, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (охранные зоны инженерных сетей, приаэродромные территории, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и др.);
- о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
- о границах публичных сервитутов; .
Таким образом, ГПЗУ позволяет идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, линейным объектам и зонам.
Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются (ч. 2 ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ):
- документы территориального планирования и градостроительного зонирования;
- нормативы градостроительного проектирования; ;
- сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
- технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, предусматривают текстовую и графическую часть.
В текстовой части должна содержаться предусмотренная ч. 3 ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ информация, в графической — точный чертеж границ участка с выносом точек по координатам и схематическим нанесением на топографическую основу. Также на чертеже должно отображаться наличие капитальных объектов и зона возможного размещения будущих строений.
При этом в графической части ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, но отмечаются места на земельном участке, где их возможно и допустимо разместить, с учетом установленных норм и правил (п. 3 Информации Минрегиона России).
3. Назначение градостроительного плана земельного участка
При принятии решения относительно возведения любого капитального строения, должны учитываться сведения из градостроительного плана, так как в данном документе содержатся актуальные нормативы, на основании которых регулируется процесс строительства объекта недвижимости, а также многочисленные требования, которые должны учитываться застройщиками при возведении объекта.
На практике градостроительный план необходим для следующих действий:
- определения возможности реализации планируемого проекта строительства на земельном участке;
- подготовки проектной документации (п. 1 ч. 6 ст. 48. Градостроительного кодекса РФ);
- получения разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 ст. 51. Градостроительного кодекса РФ);
- получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию (п. 2 ч. 3 ст. 55. Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, указанный документ может потребоваться Вам для осуществления контроля над соответствием осуществляемых строительных работ основным требованиям и нормативам.
Рекомендуем: если Вы планируете строительство (либо реконструкцию) индивидуального жилого дома или садового дома на принадлежащем Вам земельном участке, следует учитывать, что в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в настоящее время не предусмотрена необходимость подготовки проектной документации (ч. 3 ст. 48.
Градостроительного кодекса РФ) и не требуется получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию для таких объектов (пп. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51. и ч. 15 ст. 55. Градостроительного кодекса РФ).
Вместе с тем, мы рекомендуем получить градостроительный план земельного участка, поскольку сведения, содержащиеся в нем, помогут Вам грамотно заполнить все разделы уведомления о начале строительства, которое необходимо будет направить в муниципалитет перед началом строительства (реконструкции), а также впоследствии соблюсти все нормы и отступы при возведении (реконструкции) указанных объектов.
Таким образом, необходимость в градостроительном плане земельного участка может возникнуть у владельцев участков по разным причинам и в различные периоды времени.
Строительство объекта недвижимости без учета сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка, считается существенным нарушением градостроительных норм.
Исключением являются линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие аналогичные сооружения), для строительства которых градостроительный план земельного участка не требуется. Требования к ним устанавливаются в документации по планировке территории (проекте планировки и проекте межевания территории).
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации и для получения разрешения на строительство в течение 3 лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в ГПЗУ для указанных целей не допускается (ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ).
В связи с введением с 01.01.2017 3-х летнего срока действия информации из ГПЗУ законом установлены переходные положения для градостроительных планов, полученных до указанной даты (п.п. 1 — 3 ст. 9 Федерального закона № 373-ФЗ).
Информация, указанная в таких градостроительных планах, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом[40] высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и не может быть менее чем 3 года и более чем 8 лет.
Если разрешение на строительство получено до 01.01.2017, то выдача разрешения на ввод в эксплуатацию осуществляется на основании градостроительного плана, представленного для получения соответствующего разрешения на строительство.
Если разрешение на строительство получено после 01.01.2017, однако на основании градостроительного плана, утвержденного до 01.01.2017 и в течение срока его действия, то разрешение на ввод в эксплуатацию выдается на основании такого плана.
4. Порядок получения градостроительного плана земельного участка
По общему правилу градостроительный план земельного участка формируется и выдается орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. При этом в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе такой документ предоставляют исполнительные органы государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Порядок выдачи градостроительного плана земельного участка регулируется Градостроительным кодексом РФ (ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ). Также следует учитывать, что органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения) могут быть приняты административные регламенты, уточняющие процедуру выдачи градостроительных планов. Ознакомиться с такими регламентами можно ознакомиться на официальных сайтах органов власти.
Для получения градостроительного плана земельного участка рекомендуем придерживаться следующего порядка действий:
-
Обратитесь с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (администрацию городского, сельского поселения либо городского округа) или в исполнительный орган государственной власти городов Москвы, Санкт – Петербурга, Севастополя (соответствующие комитеты по архитектуре и градостроительству).
Подать заявление на получение ГПЗУ могут только правообладатели земельных участков (собственники либо лица, владеющие и пользующиеся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения, по договору аренды, договору субаренды).
Форма такого заявления и перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, законодательно не установлены, в связи с чем, рекомендуем уточнить их в органе, в который подается заявление.
Заявление может быть Вами подано: посредством личного обращения в муниципалитет или орган власти городов федерального назначения; посредством почтового отправления (с вложением пакета документов по описи и отправкой заказным письмом с уведомлением); через МФЦ. Кроме того, подать заявление на получение градостроительного плана земельного участка можно посредством личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» (если такая возможность реализована в Вашем регионе).
В соответствии с принятыми на уровне муниципалитетов или органов власти городов федерального значения административными регламентами с Вас могут потребовать приложить к заявлению такие документы, как:
- нотариально удостоверенную доверенность, если с заявлением обращается представитель правообладателя земельного участка;
- правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) здания, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты, а также в случаях, если в соответствии с законодательством РФ права на объекты недвижимости не подлежат регистрации в ЕГРН).
Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется в течение 14 рабочих дней после получения уполномоченным органом соответствующего заявления.
Получить ГПЗУ Вы можете в бумажном или электронном виде в зависимости от того, что Вы указали в заявлении о его выдаче.
Подготавливается ГПЗУ в 3-х экземплярах. После регистрации муниципалитетом первый и второй экземпляры на бумажном и (или) электронном носителе, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, передаются заявителю, а третий экземпляр остается на хранении в органе, его выдавшем.
Копия ГПЗУ после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Если градостроительный план выдается в электронном виде, то законом субъекта РФ может быть установлено, что обязательным приложением к нему являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, которые содержатся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. При этом должно соблюдаться условие, что в них не содержатся сведения ограниченного доступа (ч. 3.1 ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ).
Вам могут отказать в выдаче градостроительный план земельного участка в случаях, если:
- Вы не являетесь правообладателем земельного участка или его представителем;
- не утверждена документация по планировке территории, если размещение объекта капитального строительства допускается только при ее наличии (ч. 3 ст. 41, ч. 4, 5 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, письмо Минстроя России от 11.08.2017 № 2858 8-ХМ/08).
В случаях, когда орган власти неправомерно не выдает ГПЗУ, отказывает в его выдаче или оформляет его не в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, Вы можете обратиться в суд с требованиями о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченного органа. При этом важно учитывать трехмесячный срок на обжалование неправомерных действий органа власти.
Источник