Социально значимые самовольные постройки: особый путь
Общеизвестно, что нормы о самовольном строительстве суровы, чуть что – снос (недавно появилась альтернативная санкция, но она пока не апробирована). Также известная привычка строить без получения разрешения на строительство. Это или совсем без разрешения, или оно получено во время строительства. Но никак не до его начала.
Что делать? Сносить, конечно! Но есть некоторые объекты, которые не так просто снести с социальных позиций. Это, к примеру, многоквартирный жилой дом, больница, котельная.
Поэтому в судебной практике появилось два интересных подхода защиты социально важных объектов от ст. 222 ГК РФ, если их единственный дефект – отсутствие разрешения на строительство.
Первый, самый последний по времени – отсутствие разрешения на строительства в этой ситуации есть незначительное нарушение, которое не ведёт к самовольности объекта (Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2018 N 78-КГ18-49, гражданская коллегия, постройка – многоквартирный жилой дом).
Экономическая коллегия, ещё в 2016 году пришла к тому же выводу, но через принцип добросовестности — нельзя сносить из-за формальных нарушений социально значимый объект (Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458 по делу N А32-22681/2014, недостроенная детская поликлиника).
Арбитражные суды восприняли этот подход (пример — Постановление АС Московского округа от 19.01.2017 N Ф05-19221/2016 по делу N А41-9863/2014, объект, поставлявший коммунальные ресурсы).
Дополнительно можно отметить, что отсутствие данного разрешения не препятствие для признания права собственности на самовольный, но социально значимый объект (Постановления АС Северо-Западного округа от 18.12.2017 N Ф07-14465/2017 по делу N А13-5821/2017, Постановление АС Московского округа от 29.01.2018 N Ф05-21020/2017 по делу N А40-174977/2016).
При том, что, по общему правилу, отсутствие разрешения на строительство препятствие для признания прав собственности на самовольную постройку, поскольку суды не хотят использовать п. 3 ст. 222 ГК РФ как инструмент обхода порядка возведения недвижимости («Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)).
Осмелюсь предположить, для социально значимых «самоволок» создан специальный правовой режим. Насколько он будет прочен, зависит от применения новой редакции ст. 222 ГК РФ. Если альтернативная санкция (приведение в соответствии с установленными требованиями) будет активно применяться, что возможно в этом спецрежиме не будет нужды (риски сноса будут снижены), если альтернатива сносу останется декларацией, то судам по-прежнему придется использовать право справедливости от dura lex.
ИсточникМне необходима статья закона, где четко дается определение или понятие «Социально-значимые объекты»
Законодательство не содержит дефиницию, термин — социально-значимый объект.
Поскольку действующее законодательство не устанавливает критерии отнесения объектов к системам жизнеобеспечения (к социально значимым), этот вопрос в каждом конкретном случае для должника и региона должен служить предметом исследования суда.
Государство обязано обеспечить своих сограждан базовыми потребностями (еда, жилье, работа, образование, здоровье, защита от внутренних и внешних угроз и др.). Все, что так или иначе связано с этим, является социально значимым. Следовательно, к объектам, имеющим особое социальное значение, относятся объекты социальной инфраструктуры (т.е. объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров), а именно: объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения; объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта; объекты кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения и иные социально значимые объекты. То есть все то, что относится к жизнеобеспечению населения.
На основании исследования можно сделать вывод, что социально-значимое — это то, что имеет отношение к общему благу населения, в чем присутствует неделимый общий интерес тех, кто объединен одной территорией.
В пункте 6 статьи 129 Закона о банкротстве содержится обобщающее понятие. Социально — значимые объекты — объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объекты, используемые для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Источник