Что такое строительство линейных объектов

Содержание

Статья 52.2 Градостроительного кодекса. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ в действующей редакции. Судебная практика по статье 52.2 Градостроительного кодекса

Инженерные изыскания линейных объектов

Часто проектирование и строительство линейных объектов осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. Сложность изыскательских работ может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, большим объемом топосъемки, забора проб.

Расположение ЛО также влияет на проведение исследований. Так, сложность и трудоемкость изысканий для проектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте- и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных сооружений, пр.) обусловлены удаленностью, труднопроходимостью мест. Рассмотрим подробнее инженерные изыскания на линейных объектах.

Что такое линейный объект?

Под линейным объектом понимают инженерно-техническое сооружение, длина которого существенно больше, чем ширина или диаметр (в соответствии с градостроительным кодексом РФ). Особенность заключается в большой протяженности. Длина такого сооружения может составлять десятки или сотни километров.

В данную категорию включены:

магистрали любых видов: автомобильные дороги, ж/д-пути, т.д;

системы водоотведения, водопроводы, прочие линии инженерных коммуникаций;

объекты нефтегазовой промышленности (трубопроводы, транспортирующие нефть, газ, другие вещества);

линии связи, электропередач, а также кабельные каналы;

оросительные, транспортные, каналы, прочие искусственные водные пути;

другие сооружения, характеризующиеся значительной протяженностью.

“Масштабные ЛО могут охватывать большие территориальные участки и располагаться сразу в нескольких регионах государства. На всем протяжении трассы необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это накладывает особенности на проведение исследований, согласований”.

Все ЛО являются объектами капитального строительства, а также имеют прямую связь с землей. Различают надземные (воздушные), а также наземные (поверхностные), подземные виды ЛО.

Иногда возникают сложности в отнесении проекта к линейному или нелинейному типу. Встречаются варианты совмещенного типа, например, в водопроводной системе. Здесь конструкция водопровода является линейной, а подстанция по её обслуживанию — нелинейной. Также возникают споры насчет отнесения линейных сооружений к недвижимому имуществу. В п. Ст. 130 ГК РФ указаны разъяснения на этот счет.

Инженерно-геодезические изыскания линейных объектов

Инженерно-геодезические изыскания линейных сооружений — комплекс работ, направленный на получение топографо-геодезических данных посредством трассирования, топосъемки, создания планово-высотной геодезической основы и цифровой модели местности. Результаты используются для разработки проектной документации для нового строительства, капитального ремонта или реконструкции на участках авто-, железных дорог и других линейных объектов.

Особенность геодезических изысканий для линейных объектов заключается в том, что измерения (топосъемку) необходимо проводить на всем протяжении ЛО. Поэтому для трасс значительной длины с целью ускорения процесса часто применяют инновационные методы: аэрофотосъемку, лазерное сканирование, пр.

Работы выполняются в три этапа:

Подготовительный этап. Включает анализ ТЗ, составление программы работ, изучение архивной информации, предварительную оценку условий, первичное трассирование ЛО.

Полевые работы. В ходе полевых исследований выполняется рекогносцировка, топосъемка (аэрофотосъемка/лазерное сканирование), привязка к имеющейся геодезической сети.

Камеральные работы. Включают камеральную обработку данных, составление топопланов, карт в масштабах 1:25000-1:10000, выбор конкурентоспособных вариантов прохождения ЛО, подготовку технического отчета.

Геодезические изыскания линейных объектов

Нормативная база

Геодезические изыскания линейных сооружений регламентируется нормативными документами:

СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;

СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства;

СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ;

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги;

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги;

ВСН 208-89 Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог;

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования;

РД 153-39.4Р-128-2002(ВСН) Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов.

Согласование работ

Основные службы, в которых необходимо регистрировать и согласовывать геодезические изыскания и результаты: Комитет по градостроительству и архитектуре (по всей России), ГБУ ”Мосгоргеотрест” (по Москве).

Дополнительные согласования могут потребоваться с эксплуатирующими службами и балансодержателями инженерных коммуникаций и сооружений:

водопроводные и канализационные службы;

организации по эксплуатации коммуникационных коллекторов;

организации по эксплуатации водоотводящих систем;

предприятия по световому оформлению города;

провайдеры цифровых услуг и сервисов;

компании по производству, транспортировке, распределению и сбыту тепловой энергии;

службы специальной связи и информации.

Список зависит от местоположения объекта и наличия инженерных коммуникаций на участке. Например, на трассах проезда объектов государственной охраны требуются дополнительные согласования в ФСО России для получения разрешения на проведение работ.

Оборудование

Для проведения геодезических изысканий линейных сооружений требуется:

*Возможно комбинированное использование электронного тахеометра + GPS приемника + БПЛА, но с условиями и факторами, позволяющими выполнить геодезические измерения с необходимой точностью. Полученных данных только с БПЛА может быть недостаточно для проектирования, но их можно использовать для разработки проекта планировки территории.

Примеры работ на линейных объектах

Геодезические изыскания для дороги

В декабре 2018 года сотрудничали с АО «Рост-Проект». Им потребовались геодезические изыскания для строительства и реконструкции 5,8 км участка автомобильной магистрали М-10 «Россия». Объект был сложным из-за коротких сроков и неблагоприятной погоды, близости к взлетно-посадочной полосе аэропорта. Трасса в границах участка действующая и находится близко к взлетно-посадочной полосе. В процессе потребовались дополнительные согласования работ со службами аэропорта Шереметьева и ФСО.

Геодезия началась с изучения архивных материалов. Параллельно начали очищать территорию участка от снега. Несмотря на погодные условия, инженерам удалось провести геодезическую съемку. Одновременно с геодезическими изысканиями велись геологические, экологические и дендрологические.

Еще один проект от АО «Рост-Проект»: Строительство автомобильной дороги «Псарево-Петрово» на участке «Дон» до транспортной развязки через ж/д пути. На участке работ были расположены объекты инженерной инфраструктуры с охранными зонами.

По результатам работ создан инженерно-топографический план масштаба 1:500 с сечением рельефа 0.5м с нанесением инженерных коммуникаций и подеревная топографическая съемка.

С полным перечнем работ на линейных объектах можно ознакомиться здесь.

Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов

Объем, состав инженерно-геологических изысканий зависит от протяженности ЛО. На характер исследований влияют: глубина заложения трасс, сооружений, а также особенности их фундамента, геологическое строение территории, инженерно-геологические условия местности.

Ключевой вид работ при проведении геологических изысканий — бурение скважин, которое осуществляется по всей длине.

На количество выработок влияют следующие факторы:

назначение проектируемого объекта;

протяженность ЛО – скважины располагаются на заданном расстоянии друг от друга;

инженерно-геологические особенности местности;

количество поворотов трассы, наличие переходов через водные объекты, насыпей;

сложность геологии территории;

стадия проектирования, пр.

Выбор параметров скважин регламентируется нормативными документами. При этом глубина выработки рассчитывается в соответствии с назначением сооружения, уровнем промерзания грунта.

Глубина скважин достигает:

для автомобильных дорог — порядка 3 м;

для линий электропередач — 3-7 м;

для кабельной линии связи, магистрального трубопровода, водопроводной и канализационной систем, а также теплосети, газопровода — на 1-2 метра ниже уровня заложения трассы;

для подземного коллектора — на 2 метра глубже проектируемого объекта (при этом глубина выработки должна превышать уровень промерзания грунта на 1-2 метра).

При проектировании ЛО на участках, имеющих сложные геологические условия и специфические грунты, специалисты располагают 4-5 поперечников в скважинах. Это также накладывает особенности на проведение топосъемки (увеличивает её площадь). При этом уменьшается расстояние между скважинами, а глубина выработок увеличивается.

Инженерные изыскания на объектах нефтегазовой отрасли

Проектирование объектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте — и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных объектов и пр.) требует чрезвычайной точности. Любая ошибка приводит к переделкам проекта, простоям, миллионным убыткам. Начать проектировочные работы невозможно без результатов инженерных изысканий.

Инженерные изыскания при реконструкции или строительстве нефтегазового объекта: особенности

Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность и труднопроходимость мест (болота, густая тайга), низкий температурный режим накладывают особые требования к организации процесса испытаний.

арендовать спецтехнику (бураны, снегоходы, вездеходы (ARGO), пр.);

транспортировать инженеров на место назначения;

организовать базу для проживания.

Изыскания проводятся круглый год, однако в большинстве случаев рационально исследовать сооружение в зимний период времени с целью улучшения проходимости.

При проведении испытаний зимой:

дополнительно рассчитывается коэффициент неблагоприятного периода (x1,4), это влияет на стоимость работ;

могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).

Линейные объекты нефтегазовой отрасли считаются опасными, поэтому испытания осуществляются группами в составе от 3-х человек. При этом изыскательская компания должна иметь соответствующий Допуск (для работ на особо опасных ЛО).

При проведении испытаний зимой могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).

Проблемы, с которыми сталкивается заказчик:

Проблема-1

Сложность контроля из-за территориальной удаленности Ответственность полностью ложится на плечи изыскателей. Неквалифицированные эксперты могут допустить неточности и ошибки при проведении испытаний (например, не заметить овраг, пробурить скважину меньшей глубины и пр.).

Читайте также:  Как проводить обследование объекта строительства

Ошибки, упущения при проведении испытаний приводят к:

простоям, миллионным убыткам;

дополнительным расходам (например, при повторном прохождении Главгосэкспертизы или адаптации программы исследований в процессе работ).

Проблема-2

Увеличение затрат на проведение изысканий в 1,5-2 раза

Неточности при составлении ТЗ влекут за собой разработку некорректной программы исследований.

Если в процессе работ выяснится, что объема испытаний недостаточно для обеспечения требуемой полноты и точности результатов, потребуется:

  • обновление программы испытаний;
  • транспортировка дополнительных бригад инженеров;
  • выделение технического оборудования.

В условиях Москвы и МО с адаптацией к новым условиям не возникает трудностей.
Однако, если речь идет об объектах нефтегазовой отрасли в северных регионах, внесение любых изменений в программу исследований может увеличить стоимость изыскательских работ в 1,5-2 раза. Поэтому заказчику важно ответственно отнестись к составлению ТЗ.

Особенности согласования проекта

Если ЛО проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо получить согласование на прохождение пересекаемой территории. Также от заказчика требуется согласование работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них территории).

Готовый проект подлежит обязательному прохождению Главгосстройэкспертизы. При обнаружении неточностей на их устранение отведено всего 10 дней. В противном случае требуется повторное прохождение экспертизы, и заказчик теряет деньги.

От чего зависит стоимость испытаний?

Цена на изыскательские работы зависит от:

объема подготовительных мероприятий (по транспортировке инженеров, организации базы);

целей, объема планируемых испытаний;

типа, расположения объекта.

Стоимость работ возрастает, если дополнительно требуется:

проведение исследований по поиску карьера или места ПГС (для развивающихся месторождений, если планируется строительство дороги);

Источник

Если строительство линейных объектов требует для проведения работ временно использовать частные земли, то по окончании строительства данные земли должны быть восстановлены и рекультивированы. На время работ эти территории передаются в аренду. Что такое разрешение на строительство линейного объекта и зачем оно нужно? Разрешение на строительство ЛО – это документ, доказывающий соответствие разработанного проекта требованиям ППТ, ПМТ при осуществлении…

Статья 52.2 Градостроительного кодекса. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.

1. Положения настоящей статьи применяются при реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации), их частей (далее в настоящей статье — существующие линейные объекты), в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом:

1) линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, транспортной инфраструктуры регионального значения или транспортной инфраструктуры местного значения при наличии утвержденного в соответствии с частью 12.12 статьи 45 настоящего Кодекса проекта планировки территории;

2) многоквартирных жилых домов, домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, если предусмотрено изменение местоположения существующих линейных объектов.

2. Условия осуществления реконструкции, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, условия осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи объектов капитального строительства, предусматривающие изменение местоположения существующих линейных объектов, определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Положения настоящей статьи не применяются при реконструкции, капитальном ремонте существующих сетей инженерно-технического обеспечения в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к таким сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии со статьей 52.1 настоящего Кодекса.

4. Правообладатели существующих линейных объектов в течение тридцати дней со дня поступления обращения в письменной форме застройщика или технического заказчика, обеспечивающего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — застройщик, технический заказчик), выдают застройщику, техническому заказчику технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов (далее — технические требования и условия), либо отказывают в их выдаче.

6. Возмещаемый правообладателю существующих линейных объектов размер затрат на подготовку технических требований и условий не может превышать размер затрат на подготовку технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сети инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, рассчитываемый на основании стандартизированных тарифных ставок.

7. Срок действия технических требований и условий не может быть менее чем два года со дня их выдачи.

8. Технические требования и условия являются обязательным приложением к договору, предусмотренному частью 10 настоящей статьи.

9. В случае изменения лица, являющегося правообладателем существующего линейного объекта и (или) застройщиком, техническим заказчиком, переоформление технических требований и условий не требуется.

10. Реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта, а также при необходимости архитектурно-строительное проектирование в целях таких реконструкции, капитального ремонта осуществляется в соответствии с договором, заключаемым правообладателем существующего линейного объекта с застройщиком или техническим заказчиком с учетом требований настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — договор).

11. Договор заключается с правообладателем существующего линейного объекта в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством. Застройщик, технический заказчик вправе обратиться к правообладателю существующего линейного объекта, сети инженерно-технического обеспечения в целях заключения договора в течение срока действия технических требований и условий.

12. В договор включаются:

1) сведения о местоположении объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи;

2) сведения о существующих линейных объектах (наименование, местоположение, кадастровый номер (при наличии), реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществить;

3) обязательство сторон при необходимости обеспечить подготовку документации по планировке территории или внесение в нее изменений, архитектурно-строительное проектирование в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями;

4) обязательство сторон по выполнению работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейных объектов, предусмотренных техническими требованиями и условиями, предельный срок выполнения таких работ;

5) обязательство застройщика, технического заказчика возместить правообладателям существующих линейных объектов затраты в связи с их реконструкцией, капитальным ремонтом;

6) форма и сроки возмещения застройщиком, техническим заказчиком затрат, возникших в связи с такими реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, их правообладателям;

7) обязательства сторон по урегулированию отношений с владельцами объектов, подключенных (технологически присоединенных) в установленном порядке к существующим линейным объектам, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществить, в связи с невозможностью эксплуатации таких существующих линейных объектов во время их реконструкции, капитального ремонта;

8) обязательства сторон по обеспечению оформления правоустанавливающих документов на земельные участки в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, а также на указанные линейные объекты после завершения их реконструкции, капитального ремонта (при необходимости);

9) обязательства сторон по установлению, изменению, прекращению зон с особыми условиями территорий в соответствии с земельным законодательством (при необходимости);

10) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

13. Предусмотренное пунктом 6 части 12 настоящей статьи возмещение осуществляется в денежной и (или) в натуральной формах. Порядок определения формы возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае возмещения в денежной форме выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих линейных объектов обеспечивается правообладателями таких объектов. В случае возмещения в натуральной форме выполнение указанных работ обеспечивается застройщиками, техническими заказчиками.

14. В случае, если реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта осуществляются застройщиком, техническим заказчиком, проектная документация, предусматривающая такие реконструкцию, капитальный ремонт, подлежит согласованию с его правообладателем. Предметом такого согласования является соответствие предусмотренных проектной документацией реконструкции, капитального ремонта существующего линейного объекта техническим требованиям и условиям. Срок такого согласования не может превышать тридцать дней.

15. Объем затрат на выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту существующего линейного объекта определяется на основании проектной документации, предусматривающей такие реконструкцию, капитальный ремонт и разработанной с соблюдением технических требований и условий. В случае выполнения указанных работ правообладателем существующего линейного объекта затраты на их выполнение, включенные в сметную стоимость реконструкции, капитального ремонта такого линейного объекта, возмещаются в пределах стоимости, определенной утвержденной проектной документацией, предусматривающей выполнение указанных работ.

16. Перечень видов затрат, которые возникают в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов и которые включаются в сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

17. Сроки выполнения работ по реконструкции существующих линейных объектов устанавливаются на основании проектной документации, предусматривающей выполнение указанных работ.

18. Увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик существующих линейных объектов или линейных объектов при их реконструкции, капитальном ремонте осуществляются за счет средств правообладателей таких существующих линейных объектов, за исключением случаев, когда такие увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик обусловлены необходимостью соблюдения требований технических регламентов.

Источник

Часто проектирование и строительство линейных объектов осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. Сложность изыскательских работ может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам , большим объемом топосъемки, забора проб. Расположение ЛО также влияет на проведение исследований. Так, сложность и трудоемкость изысканий для проектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте- и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных сооружений, пр.) обусловлены удаленностью, труднопроходимостью мест.

Об упрощении размещения линейных объектов

1 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018
№ 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон).

Читайте также:  Какие журналы необходимо вести на объекте строительства

Документ направлен на комплексное совершенствование законодательства в области размещения линейных объектов, в частности Закон предусматривает возможность размещения линейных объектов (линий электропередач, линий связи, линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и др. подобных сооружений) на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком). Также определено, что такой сервитут устанавливается на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка. Целью установления публичного сервитута может быть:

— возможность прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

— размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

— проведение дренажных работ на земельном участке;

— забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

— прогон сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

— использование земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

— использование земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.

Также документ, предусматривает возможность строительства линейного объекта без образования земельного участка, постановки его
на кадастровый учет и регистрации прав на него. Такой порядок позволит сократить сроки ввода в эксплуатацию линейных объектов.

Документ расширяет область применения публичного сервитута. Ранее сервитут мог применяться только для ремонта линейных объектов, в связи
с чем оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке было практически невозможно.

Законом также предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).

Кроме того, Законом определены меры по защите прав граждан
и организаций при установлении публичного сервитута.
Так, правообладатели участков (расположенных на них объектов недвижимости) могут требовать выкупа участков (объектов), если из-за сервитута эксплуатировать их в соответствии с разрешенным использованием станет невозможно.

Одновременно документом закрепляется, что публичный сервитут
не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости
его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на указанных земельных участках.

Принятие Закона позволило значительно сократить сроки и упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, который зачастую занимал немало времени.

Кадастровая палата по Москве (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве) – обособленное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Кадастровая палата по Москве реализует на территории Москвы полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра» по приему-выдаче документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Источник

Правила оформления земли под строительство линейных объектов . Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении. В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе.

Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда

Согласно п.1 статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Кто имеет полномочия по распоряжению этими землями.

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью (статья 3 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Но право распоряжение этими землями, а именно — предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано субъектам РФ (пп.2 п. 1 статьи 83 Лесного кодекса), в каждом субъекте определен орган исполнительной власти выполняющий данные функции. В Свердловской области – это Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Как узнать лесной это фонд или нет.

Вы можете заказать сведения государственного кадастра недвижимости, в частности КПТ, либо посмотреть на публичную кадастровую карту Росрестра. Если информации об участках нет – это значит, что они могут не стоять на кадастровом учете, или стоять, но без координат, поэтому на карте или в КПТ не будут отображаться.

Наиболее достоверной информацией будут сведения из государственного лесного реестра. Заявление на предоставление выписки из лесного реестра о предполагаемой трассе можно направить в Департамент лесного хозяйства Свердловской области, в МФЦ или подать на Портале государственных услуг (информация о порядке есть на официальном сайте Департамента в разделе Государственные услуги)/

На какие цели могут быть предоставлены земли лесного фонда.

Согласно пп.4 п.1 статьи 21 Лесного кодекса.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

· использования линий электропередачи,

· и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты).

В каких лесах нельзя строить линейные объекты.

Нельзя размещать объекты капитального строительства:

· в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.3 Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»);

· в лесопарковых зонах (п.3 статьи 105 Лесного кодекса);

· в городских лесах (п. 5.1 статьи 105 Лесного кодекса;

· в особо защитных участках лесов (пп.5 п 2 статьи 107 Лесного кодекса).

В остальных категориях защитности лесов допускается размещение объектов капитального строительства под линейные объекты.

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня введения в действие Лесного кодекса, т.е. до 1 января 2007 года.

На каком праве и на какой срок предоставляются земли лесного фонда.

В целях строительства, реконструкции, эксплуатации, линейных объектов земли лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам:

1) в постоянное (бессрочное) пользование — органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, п.2 ст. 39.9. Земельного кодекса) – бессрочно.

2) в аренду (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса) заключается договор аренды лесного участка сроком до 49 лет (п.3 статьи 72 Лесного кодекса).

3) на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут) (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, главы V.3, V.7. Земельного кодекса) на период строительства, на срок эксплуатации.

Согласно п. 1 статьи 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.

Каков порядок оформления земель лесного фонда.

Согласно п. 10 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и его заключения утвержден Приказом Минприроды России от 28.10.2015 № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно 3 разделу, данного порядка, оформление земельных участков в аренду из земель лесного фонда проводится по следующему порядку:

1. Предварительное согласование предоставления земельного участка. Данный порядок указан в статье 39.15 Земельного кодекса. Согласно данного порядка заявитель должен подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

Читайте также:  Охрана объектов в период строительства пример

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Работы по образованию земельных участков.

Согласно статье п. 2.1 ст. 11.3. Земельного кодекса образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Департаментом, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с Рослесхозом.

2. Проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель гос. собственности, либо образование частей земельных участков, что так же не запрещено, а в некоторых случаях является даже более целесообразным. Данные документы разрабатываются в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Проведение государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, либо внесение изменений в характеристики учтенных земельных участков, с целью образования части.

3. Заключение договора аренды на лесной участок.

4. Регистрация договора аренды в органах Росреестра, при сроке договора более 1 года и направление в Департамент экземпляра договора.

5. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

6. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».

Оформление земельных участков из земель лесного фонда на условиях публичного сервитута.

В целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса (линейные объекты, инженерные сооружения, складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, инженерные изыскания) использование лесного участка, возможно на условиях публичного сервитута.

Порядок установления публичного сервитута в отношении лесных (земельных) участков для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса.

1. Определение границ публичного сервитута в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог.

2. В соответствии со статьей 39.40 Земельного кодекса лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, подают ходатайство об установлении публичного сервитута в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.38 Земельного кодекса.

3. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

4. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в Росреестр, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке.

Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

5. Между обладателем публичного сервитута и арендатором, землепользователем, лесного участка заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута.

6. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

7. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».

Источник

Капитальное строительство : особенности и характеристики. Проектирование линейных объектов . Глава 3. Особенности создания отдельных видов объектов . Определение термина " линейный объект ", отнесение его к объектам недвижимого имущества. … Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства , — это линейный объект . Вопрос: По какой нормативной литературе можно определить, являются ли проектируемые инженерные сети (тепловые сети) линейным объектом капитального строительства или объектом капитального строительства производственного и непроизводственного назначения?

Изготовление технического плана линейного сооружения

Техплан делается на каждый объект недвижимости – линейные объекты не исключение. Сейчас требования по изготовлению технических планов на здания, помещения, сооружения и прочие объекты содержатся в едином приказе Минэкономразвития № 953. До принятия единого приказа ранее на каждый вид недвижимости действовал свой отдельный документ: техплан здания готовился в соответствии с приказом № 403, помещения — № 583, а сооружения (в том числе линейного объекта) — № 693.
Несмотря на то, что требования, с принятием 953 приказа объединены, различия в изготовлении техпланов на отдельные виды недвижимости существуют, так как и сами объекты недвижимости принципиально разные. Особенности оформления технического плана на сооружение в виде линейного объекта разберем более подробно.

На какие линейные сооружения требуется наличие техплана?

Что такое линейный объект? Согласно ст.1 Градостроительного кодекса под линейными объектами понимают линии электричества, связи, трубопроводы, мосты, дороги (авто, ж/д и другие). Главным отличительным признаком линейного сооружения строительства будет его протяженность. По-хорошему все линейные объекты должны быть поставлены на кадастровый учет и сведения о них отражаться на публичной кадастровой карте. Об этом заботится собственник. Для того, чтобы поставить линейный объект на кадастровый учет, следует обратиться к кадастровому инженеру за изготовлением техплана.

Особенности оформления подготовки технического плана на линейный объект (сооружение)

Часто линейные объекты имеют протяженность, измеряемую в километрах, проходят по территории нескольких кадастровых кварталов и даже муниципальных округов. Здесь важно понимать, что чертежи протяженных объектов делятся на условные части, однако в заключении всегда указываются общие показатели: на сколько частей разделен техплан. При этом в заключении техплана должно быть подробное описание месторасположения каждой условной части линейного объекта (Пункт 18 приказа 953).
Остальные требования к подготовке техплана общие для всех видов объектов. Заполняются графы текстовой формы, а также изготавливаются чертежи с учетом условных обозначений. Файлы с расширением PDF, JPG и др. крепятся в виде приложений. Более подробно, о порядке подготовки техплана читайте в статье: «Требования к техническому плану по 953 приказу».

Для того, чтобы выяснить какие кадастровые фирмы оформляют технический план линейного объекта в вашем регионе, обратитесь к каталогу исполнителей кадастровых работ.

Сведения и документы, необходимые для подготовки техплана линейного сооружения

Строительство линейных объектов и сооружений сопровождается проектной документацией, которая разрабатывается в соответствии с правилами градостроительного кодекса и постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 (с изменениями от 06.07.2019 года). Помимо сведений, содержащихся в проектной документации для изготовления техплана линейного сооружения, необходимо предоставить:

  • Данные заказчика (реквизиты, ИНН и проч.);
  • Описание сооружения (его характеристики, протяженность); ;
  • Прочие документы, в зависимости от вида линейного сооружения.

Сроки оформления технического плана линейного объекта

Для изготовления технического плана опытному кадастровому инженеру, при наличии необходимой документации, требуется от нескольких часов до нескольких месяцев. На сроки влияют параметры самого линейного сооружения, сложность конструкции. Также следует учитывать загруженность кадастрового инженера и необходимость выполнения геодезических измерений объекта. Сама регистрация в Росреестре занимает около двух недель. Бывают моменты возврата документации на доработку, так называемая приостановка кадастрового учета, здесь сроки затягиваются на то время, которое необходимо для устранения недочетов.

Источник

Понятие « линейный объект » в градостроительной деятельности. Линейные объекты – объекты недвижимости. Линейный объект является единым объектом вещных прав и неделимой вещью, составные части которой не являются объектами недвижимости. Получение разрешения на строительство линейных объектов . Государственная регистрация прав на линейный объект . Что такое линейный объект капитального строительства . Признаки линейных объектов . Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу. Алгоритм подготовки строительства ЛО. Как оформляется разрешение на строительство ЛО.

Рейтинг
Загрузка ...