Экологические требования при строительстве объекта капитального строительства

Экологические требования при строительстве объекта капитального строительства

Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии

Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии

1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов энергетики осуществляются в соответствии с требованиями статей 34 — 39 настоящего Федерального закона.

2. При архитектурно-строительном проектировании и строительстве объектов энергетики такие объекты должны оснащаться техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, а также должно планироваться размещение отходов производства в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Экология для объектов строительства

3. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

При размещении указанных объектов должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

4. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок (в том числе атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких объектов использования атомной энергии, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формирование информационной модели объекта капитального строительства

5. Размещение ядерных установок (в том числе атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Проекты размещения ядерных установок (в том числе атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации или закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов.

Источник

Экологическое сопровождение строительства

В ходе строительных работ образуются вредные выбросы в атмосферный воздух и отходы. К источникам выбросов относят сварочные работы, пыль, метало- и деревообработку, покраску, работу специальной техники и генераторов. Чаще всего объектам строительства присваивают 3 категорию негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). При проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных и иных объектов нужно соблюдать санитарные правила (ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Читайте также:  Обязательные требования к объекту строительства

Важно предусматривать создание благоприятных условий для населения — как на этапе планировки, так и при застройке городских и сельских поселений. Работы прекращаются в строгом порядке, если санитарно-эпидемиологические требования нарушаются, либо их вовсе невозможно выполнить. Это обязанность ответственных лиц за проектирование и строительство объектов. Финансирование, само собой, тоже останавливается.

Штрафы за отсутствие ПМООС, за нарушения в ходе строительных работ, за несоблюдение экологических требований и т.д. достигают 200 000 рублей и более. Подробнее со всеми штрафными санкциями за нарушения при строительстве можно ознакомиться в КоАП РФ и УК РФ. Вот почему так важно, чтобы у застройщика имелась вся требуемая законом экологическая документация, которую помогают разрабатывать специалисты в ходе экологического сопровождения.

Проведение ОВОС

Обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) закреплено в статье 32, ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». На этом этапе разрабатывается особый Перечень мероприятий по охране окружающей среды, или проще — ПМООС. Кроме того, согласно требованиям Градостроительного кодекса, для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция ОКС не допускаются без инженерных изысканий.

Инженерные изыскания выполняются для получения:

1) Материалов о природных условиях территории строительства и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения Это необходимо для разработки решений относительно территории строительства;
2) Материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих объектов Это нужно для проектирования инженерной защиты таких объектов, и для разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции;
3) Материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты А также для разработки решений о проведении мероприятий, выполнения земляных работ. Это позволяет решить вопросы, возникшие при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Разработка раздела ПМООС

Проектная документация на строительство включает такие разделы как ПМООС и ОВОС (когда необходимо). Данные разделы включены в проектную документацию согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

  • Результаты оценки воздействия на окружающую среду;
  • Сами мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия на период строительства и эксплуатации;
  • Результаты расчетов приземных концентраций выбрасываемых веществ;
  • Предложения по ПДВ и ВРВ;
  • Решения по очистке сточных вод;
  • Мероприятия отдельно по защите каждого компонента окружающей среды (воздух, вода, почвы и т.д.);
  • Программа ПЭК (М) и расчет затрат на выполнение мероприятий.
  • Границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта;
  • Границ СЗЗ и селитебных территорий;
  • Карты-схемы с источниками выброса;
  • Карты-схемы с результатами расчета рассеивания выбрасываемых веществ;
  • И карты-схемы с нанесенными точками, постами отбора проб воды.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Раздел ОВОС и общественные слушания

Для объектов строительства проводится экологическая экспертиза. Процедура нужна для установления соответствия документации, обосновывающей планируемую хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проводит Росприроднадзор. Какие именно объекты необходимо направлять на такую экспертизу, указано в статье 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

ГЭЭ может быть федерального и регионального уровней. Это зависит от типа строящегося объекта. Если объект необходимо направить на государственную экологическую экспертизу, то в составе проектной документации, помимо ПМООС, должен быть разработан раздел ОВОС. Данный раздел необходимо представлять на общественные слушания, чтобы узнать мнение заинтересованных лиц и получить их согласие на строительство.

Читайте также:  Определение строительство отдельных объектов

Требования к материалам ОВОС определены в Приказе Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду». Там же описывается процедура подачи материалов на общественные слушания.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.

Сроки и стоимость ОВОС и ПМООС

  • Размер и расположение площадки;
  • Количество источников выбросов и другие параметры объекта.

Специалисты ЭкоПромЦентра проведут разработку и сопровождение экспертизы проекта строительства во всех инстанциях. Заказать экологическое сопровождение строительства можно по телефону — +7 (812) 425-61-45, или в один клик!

Источник

Экологические разрешения при осуществлении строительно-монтажных работ

При планировании осуществления строительной деятельности возникает не мало вопросов в части получения экологических разрешений. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые из них.

  1. Кто должен осуществлять оформление экологических разрешений: Заказчик строительства или Подрядчик?
  2. Что делать Подрядчику если Заказчик получил разрешение на эмиссии, в то время как договором обязанность по получению необходимых экологических разрешений и внесению платежей за эмиссии возложена на Подрядчика?
  3. Как и в каких случаях Подрядчик может получить разрешение на эмиссии при отсутствии проектно-сметной документации самостоятельно?

1. Кто должен осуществлять оформление экологических разрешений: Заказчик строительства или Подрядчик?

Согласно п. 1 ст. 69 ЭК природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Подпунктом 71) ст. 1 ЭК подприродопользователем подразумевается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду;

В соответствии с п. 1 ст. 574 НК плательщиками платы являются лица, осуществляющие эмиссии в окружающую среду.

Исходя из приведенных норм получить экологическое разрешение, а также осуществлять соответствующие платы в бюджет обязан Подрядчик, природопользователь, непосредственно осуществляющий эмиссии в окружающую среду.

2. Что делать Подрядчику если Заказчик получил разрешение на эмиссии, в то время как договором обязанность по получению необходимых экологических разрешений и внесению платежей за эмиссии возложена на Подрядчика?

Несмотря на вышеприведенные нормы в вопросе № 1, указывающие, что разрешение на эмиссии обязан получать Подрядчик, зачастую Заказчики строительной деятельности получают данные разрешения одновременно вместе с заключением комплексной вневедомственной экспертизы, вследствие чего и возникает настоящий вопрос (№ 2).

Так, согласно п.п. 12-1) ст. 1 ЭК экологическая экспертиза проектов – это экспертная оценка проектных решений и расчетов по вопросам экологической безопасности и инженерной защиты окружающей среды, являющаяся частью: комплексной вневедомственной экспертизы проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства новых или реконструкции (расширения, технического перевооружения, модернизации) и капитального ремонта существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций; …

Пунктом 3 Приказа №299 также установлено, что по проектам строительства новых, изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, а также инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства объектов проводится по принципу «одного окна» и включает в себя, в том числе государственную экологическую экспертизу или экологическую экспертизу проектов, санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов (отраслевые экспертизы).

Согласно п. 2 ст. 49 ЭК на предпроектную и проектную документации намечаемой деятельности выдается заключение государственной экологической экспертизы одновременно с разрешением на эмиссии в окружающую среду.

Отвечая на обращение Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в своем ответе от 21.02.2020г. указывает, что «… в соответствии с изменениями, внесенными законами РК от 24.05.2018г. №156-VI в пункт 1 статьи 69 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) разрешение на эмиссии в окружающую среду выдается природопользователю одновременно с положительным заключением государственной экологической экспертизы. В связи с этим, выдача уполномоченным органом заключений государственной экологической экспертизы на строительные проекты через портал вневедомственной экспертизы без разрешения на эмиссии невозможна…».

Читайте также:  Статья 37 виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

В силу приведенных норм Заказчик получает разрешение на эмиссии одновременно с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы проекта.

Таким образом, в данной ситуации в целях соблюдения приведенных в вопросе № 1 норм (п. 1 ст. 69 ЭК, п. 1 ст. 574 НК), Заказчик (первичный природопользователь) на основании ст. 11 ЭК должен передать Подрядчику (вторичный природопользователь) право временного природопользования на основании соответствующего договора.

Согласно ст. 11 ЭК Природопользователи могут быть первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в своем ответе от 24.06.2020г. предоставляет следующее разъяснение «… природопользователи получившие разрешение на эмиссии, которые их фактически не осуществляют, передают право пользования разрешением подрядным организациям для осуществления подрядных и сервисных работ на основании договорных отношений. Таким образом, в договоре между первичным и вторичным природопользователем должны быть оговорены условия и статус первичного природопользователя, а также прописаны обязанности по соблюдению выполнения требований, установленных законодательством Республики Казахстан к осуществлению специального природопользования. …».

3. Как и в каких случаях Подрядчик может получить разрешение на эмиссии самостоятельно?

В соответствии с п. 4 ст. 62 Закона в случае необходимости упрощения разработки проектной документации на строительство (реконструкцию, перепланировку, переоборудование) технически не сложных объектов архитектурный проект в соответствии с архитектурно-планировочным заданием может быть выполнен в виде эскиза (эскизного проекта).

Согласно п. 22 Приказа № 750 строительство технически несложных объектов третьего уровня ответственности осуществляется по эскизу (эскизному проекту).

Так, в случае возведения технически несложных объектов третьего уровня ответственности строительство осуществляется на основании эскизного проекта, который не содержит в своем составе материалов оценки воздействия на окружающую среду и не предусматривает проведения комплексной вневедомственной экспертизы, соответственно в данном случае Заказчик не получает разрешение на эмиссии.

Пунктом 1 и 1-1 ст. 40 ЭК установлено, что хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории – I, II, III, IV.

Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, классифицируются как объекты IV категории.

Согласно ответу Министерства энергетики РК от 25.09.2017г. строительные работы (в т.ч. реконструкция) не относятся к классифицируемым видам деятельности согласно санитарной классификации производственных объектов и, соответственно классифицируется как объекты IV категории.

В соответствии с п. 3 ст. 72 ЭК для природопользователей, имеющих вновь вводимые объекты IV категории, пакет документов для получения разрешения на эмиссии в окружающую среду включает:

1) заявку на получение разрешения;

2) нормативы эмиссий в окружающую среду, установленные и обоснованные расчетным или инструментальным путем.

Нормативы эмиссий — показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды (п.п. 105 ст. 1 ЭК).

Таким образом, в предложенном нами случае для получения Подрядчику разрешения на эмиссии на осуществление строительных работ в уполномоченный орган необходимо лишь подать заявку на получение разрешения и разработанные нормативы эмиссий.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...