Требования экологической безопасности при проектировании зданий, сооружений и строений
В ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ установлены требования к наличию в составе проектной документации раздела, содержащего перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен выполняться в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с учетом требований федеральных законов, государственных стандартов, строительных норм и правил, нормативных документов Минприроды России и других нормативных актов, регулирующих природоохранную деятельность.
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) установлено, что при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Расстояния от соседских построек и забора при строительстве жилого дома. Нормы границ участка в 2019
Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст.36 Закона об охране окружающей среды).
При проектировании тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства (п.2 ст.40 Закона об охране окружающей среды).
При проектировании гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей (п.3 ст.40 Закона об охране окружающей среды).
При проектировании ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок (п.4 ст.40 Закона об охране окружающей среды).
Отступы от границ участка при строительстве
Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации (п.5 ст.40 Закона об охране окружающей среды).
Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды (п.1 ст.41 Закона об охране окружающей среды).
При проектировании мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем (ст.43 Закона об охране окружающей среды).
При проектировании нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (п.2 ст.46 Закона об охране окружающей среды).
Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности установлены в статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Статья 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривает, что при проектировании хозяйственных и иных объектов должно быть учтено их влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания.
Согласно пунктам 25(а) и 40(а) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации утверждено приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.
ИсточникТема 11. Экологические требования при строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов
Общие экологические требования при строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Экологические требования к строительству и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Экологические требования при консервации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Защитные, охранные, санитарно-защитные зоны промышленных объектов, других объектов хозяйственной деятельности.
Экологические требования при эксплуатации энергетических, нефтегазодобывающих, военных и оборонных объектов.
Экологические требования в сельском хозяйстве.
Основные категории: защитные, охранные, санитарно-защитные зоны, консервация зданий, строений, сооружений, экологический паспорт промышленного объекта, декларация безопасности промышленного объекта.
Тема 12. Правовая охрана окружающей природной среды городов и других населенных пунктов
Понятие городов и иных поселений. Их классификация.
Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений.
Понятие экологической безопасности в городах и населенных пунктах. Понятие обеспечения экологической безопасности в городах и населенных пунктах. Цели, объекты и субъекты обеспечения экологической безопасности. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения городов и иных поселений. Обеспечение радиационной безопасности городов и иных поселений.
Обеспечение промышленной (техногенной) безопасности в городах и иных населенных пунктах.
Правовая охрана отдельных компонентов природной среды в городах и иных поселениях. Правовая охрана атмосферного воздуха, вод, земель, лесов и иной древесно-кустарниковой растительности в городах и иных населенных пунктах.
Защитные, охранные зоны, санитарно-защитные зоны, зеленные зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Экологическая служба города: понятие, структура, функции.
Основные категории: город, поселение, экологическая безопасность в городах и населенных пунктах, объекты и субъекты обеспечения экологической безопасности, защитные, охранные зоны, санитарно-защитные зоны, зеленные зоны, лесопарковые зоны, экологическая служба города.
Тема 13. Правовой режим природно-заповедного фонда
Понятие природно-заповедного фонда, и его структура. Особо охраняемые территории федерального, регионального, местного значения.
Правовой режим государственных природных заповедников. Понятие природного заповедника, его функции и задачи.
Правовой режим национальных и природных парков. Понятие национальных и природных парков, их отличие от заповедного фонда. Задачи национальных и природных парков.
Правовой режим памятников природы. Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов.
Основные категории: государственный природный заповедник, национальный и природный парк, памятник природы, дендрологический парк, ботанический сад.
ИсточникЭкологические требования при размещении, проектирование, строительстве и эксплуатации промышленных объектов
Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.
Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Законом установлено, что запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. При этом перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.
В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности (ст. 3). Предприятие, потребляющее природные ресурсы и размещающее в окружающей природной среде попутные продукты, приводит к ухудшению экологических и санитарно-эпидемиологических условий жизни человека.
С данной позиции экологическая экспертиза выступает как гарантия права человека на благоприятную окружающую среду.
До 2005 г. проведению обязательной государственной экспертизы подлежали технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Положительное решение экологической экспертизы представляло собой необходимую предпосылку начала любой, не запрещенной законом предпринимательской деятельности. Выводы экологической экспертизы обладали силой надведомственного нормативного акта, и были обязательны к исполнению. Начало хозяйственной деятельности без положительного заключения экологической экспертизы, как и осуществление намеченной хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, на основании которой было получено положительное решение экологической экспертизы, являлось нарушением требований экологического законодательства и преследовалось по закону. Действенной юридической гарантией соблюдения на практике ранее действовавшей нормы было наделение федерального органа, специально уполномоченного в области экологической экспертизы, правом направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения экспертной комиссии.
В настоящее время в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Выдача разрешения на строительство не требуется в установленных законодательством случаях, например для строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства. При этом объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Разрешение на строительство является документом, удостоверяющим право застройщика как на строительство, так и на реконструкцию здания, строения и сооружения, а также их ремонт. Разрешение на строительство должно выдаваться только при наличии правоудостоверяющих документов на земельные участки и при наличии утвержденной проектной документации. Как выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов, так и проекты строительства и реконструкции осуществляются и утверждаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 970, от 07.11.2008 г. № 821) утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы.
Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3-х месяцев.
До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Результатом государственной экспертизы является заключение: положительное или отрицательное. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
И, наконец, отдельно следует подчеркнуть важность вопроса о промышленной безопасности и необходимость знания соответствующей классификации опасных производственных объектов. Вопросы предупреждения аварий на относящихся к категории опасных производственных объектах регулирует и, следовательно, способствует предупреждению экологических преступлений Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Кроме того, в законе приведены критерии категорий опасных объектов на основании Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, подписанной в ООН еще в 1992 г. 72 странами, в том числе и Россией.
Опасные производственные объекты определяются по наличию на них опасных веществ в определенном количестве, а также использованию сложных технических устройств, ведению горных работ и работ в подземных условиях. Критерии отнесения объектов к опасным представлены в приложениях к закону.
В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.
Для категории наиболее опасных объектов, определенных законом, информация об их технических и организационных особенностях, об анализе опасностей и принятых предпринимателем мер по предотвращению аварий на них представляется в виде декларации промышленной безопасности. В декларации характеризуется степень безопасности промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Помимо этого декларация должна содержать информационный лист безопасности о предприятии и об опасностях, которые оно представляет для населения и окружающей природной среды. Право получить этот информационный лист, а в случае необходимости и декларацию безопасности, имеет каждый.
Существует порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов.
Она разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. После этого декларация проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Она утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Он же несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
Декларация промышленной безопасности представляется органам государственной власти (в первую очередь, в МЧС России) и органу местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию.
При этом проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Не менее важными принципами регулирования промышленной безопасности, содержащимися в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», являются требования сертификации оборудования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Источник