Письмо Росреестра от 01.08.2017 N 14-09381-ГЕ/17 «О направлении копии письма» (вместе с Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 «О рассмотрении обращения»)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д23и-3550 по вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на «водопроводящие и сбросные каналы нерестового массива».
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2017 г. N Д23и-3550
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение по вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на «водопроводящие и сбросные каналы нерестового массива», сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, Минэкономразвития России в рамках установленной компетенции не уполномочено:
осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
проводить правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав и оценку возможности возникновения (прекращения) права собственности;
оценивать законность действий (решений) должностных лиц Росреестра и его территориальных органов при осуществлении регистрационных действий на объекты недвижимого имущества.
Отмечаем также, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Вместе с тем отмечаем следующее.
Как доложил Росреестр, в марте 2017 г. поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на сооружение производственного назначения — «Водопроводящие и сбросные каналы нерестового массива «Кривобузанский» с приложением технического плана, подготовленного в связи с «созданием сооружения, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с Кривой Бузан» на основании акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством комплекса сооружений «Мероприятий по обводнению и мелиорации естественных нерестилищ в дельте р. Волги», датированного 1977 г. По результатам проведения правовой экспертизы государственный кадастровый учет и государственная регистрация была приостановлена.
Согласно статьям 15, 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ):
при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункту 1 части 1 статьи 15);
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ (часть 1 статьи 40).
Пунктом 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, установлено, что запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в реестр объектов недвижимости ЕГРН при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено федеральным законом.
По информации, представленной Росреестром, в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации и (или) предоставленном вышеуказанной организации для строительства и (или) эксплуатации заявленного на кадастровый учет и государственную регистрацию прав сооружения (такой документ также не был представлен и с заявлением); заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на соответствующий земельный участок в орган регистрации права не поступало. Приведенные в разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана кадастровые номера земельных участков, в границах которых формируется сооружение, по сведениям ЕГРН, предоставлены физическим лицам, их разрешенное использование не связано с назначением заявленного на кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта.
В этой связи, исходя из вышеуказанного, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на сооружение без правоустанавливающего документа на земельный участок не может быть осуществлена. Данный подход соответствует общим принципам гражданского и земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, предусматривающих, что:
1) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (статья 263 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) только правообладатель земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (статья 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации);
3) разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию могут быть выданы только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок (статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в направленном обращении отмечается, что соответствующие «площади давно оформлены отдельными земельными участками в пользование другим собственникам земли».
По общему правилу объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В свою очередь, сооружения относятся к объектам недвижимого имущества (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса), объектам капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Понятие мелиоративных систем определено статьей 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель», согласно которой ими признаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
При этом в соответствии с представленными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документами предлагается осуществить соответствующие процедуры в отношении «водопроводящих и сбросных каналов нерестовых массивов», которые согласно информации, указанной в обращении, являются гидротехническими сооружениями, на которых производятся мелиоративные работы.
По информации, представленной Росреестром, из представленных для осуществления кадастрового учета и регистрации прав документов, в них отсутствует информация, позволяющая отнести заявленный на кадастровый учет и государственную регистрацию права объект к объектам недвижимости (например, об использовании при создании водопроводящих каналов нерестового массива, представляющих собой прорытые в поверхностном слое почвы канавы определенной глубины, строительных материалов).
Обращаем внимание, что как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года N 4777/08 подобные сооружения (открытые проводящие каналы (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытая осушительная сеть, состоящая из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 метра, созданы в целях осушения земель сельскохозяйственного назначения, прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно) не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка.
С учетом изложенного, по мнению Департамента недвижимости, в сложившейся ситуации не представляется возможным сделать вывод о том, что заявленные для государственного кадастрового учета и государственной регистрации объекты являются недвижимыми вещами и имеют самостоятельное хозяйственное значение.
Одновременно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
А.И.БУТОВЕЦКИЙ
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Гидротехническое сооружение как объект капитального строительства
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
эксплуатирующая организация — государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
собственник гидротехнического сооружения — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 193-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 445-ФЗ, от 03.07.2016 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
оценка безопасности гидротехнического сооружения — определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее — обязательные требования);
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения — значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами;
территория гидротехнического сооружения — земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение безопасности гидротехнического сооружения — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения;
консервация гидротехнического сооружения — временное прекращение эксплуатации гидротехнического сооружения в целях предотвращения ухудшения его технического состояния, разрушения гидротехнического сооружения и его конструктивных элементов, а также обеспечения их укрепления, защиты, физической сохранности, безопасности жизни, здоровья граждан, безопасности объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охраны окружающей среды, включая растительный и животный мир;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 445-ФЗ)
ликвидация гидротехнического сооружения — демонтаж установленного на гидротехническом сооружении оборудования, снос конструктивных элементов гидротехнического сооружения, приведение территории, на которой оно расположено, включая соответствующую часть водного объекта, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья граждан, безопасность объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охрану окружающей среды, включая растительный и животный мир.
ИсточникГидротехническое сооружение как объект капитального строительства
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Hydraulic Structures. Basic statements
Дата введения 2013-01-01
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ОАО «ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 58.13330.2010 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения»
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2017 год
Введение
Актуализация выполнена авторским коллективом ОАО «ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева»: канд. техн. наук А.П.Пак — руководитель темы, д-р техн. наук Е.Н.Беллендир, д-р техн. наук В.Б.Глаговский, вед. науч. сотр. А.Б.Векслер, д-р техн. наук В.Б.Судаков при участии ОАО «Ленгидропроект» (канд. техн. наук Б.Н.Юркевич) и ОАО «Институт Гидропроект» (канд. техн. наук В.Д.Новоженин), ОАО «РусГидро» (Г.Г.Лапин) с учетом замечаний и предложений НП «Гидроэнергетика России».
Изменения N 1 выполнены АО «ВНИИГ им.Б.Е.Веденеева» (канд. техн. наук А.П.Пак — руководитель темы, вед. науч. сотр. А.Б.Векслер) при участии АО «Институт Гидропроект» (канд. техн. наук В.Д.Новоженин).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на вновь проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые, реконструируемые и подлежащие ликвидации речные и морские гидротехнические сооружения всех видов и классов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
СП 14.13330.2011 «Строительство в сейсмических районах»
СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»
СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»
СП 101.13330.2012 «СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения»
СП 104.13330.2012* «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 104.13330.2011. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения»
ГОСТ 26775-97 «Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях»
ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ 19185, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 безопасность гидротехнических сооружений: Свойство гидротехнического сооружения, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды.
3.2 гидротехнические сооружения: Сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [1].
3.3 гидроузел: Комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и совместному функционированию.
3.4 декларация безопасности гидротехнического сооружения: Документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
3.5 допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения: Значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами.
3.6 критерии безопасности гидротехнического сооружения: Предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
4 Общие указания по проектированию гидротехнических сооружений
Общие положения
4.1 Гидротехнические сооружения подразделяют на постоянные и временные.
К временным относятся сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений.
4.2 Постоянные гидротехнические сооружения (приложение А) в зависимости от их назначения подразделяют на основные и второстепенные.
К основным следует относить гидротехнические сооружения, повреждение или разрушение которых приводит к нарушению или прекращению нормальной работы электростанций; прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения; затоплению и подтоплению защищаемой территории; прекращению или сокращению судоходства, деятельности речного и морского портов, судостроительных и судоремонтных предприятий; может привести к прекращению добычи или к выбросу нефти и газа из морских скважин, хранилищ, трубопроводов, загрязнению окружающей среды вредными веществами.
К второстепенным следует относить гидротехнические сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.
Примечание — Используемый в настоящем пункте и в 4.4 термин «водоснабжение» касается вопросов подачи воды для энергетических и мелиоративных целей и не относится к [1].
4.3 Гидротехнические сооружения следует проектировать, исходя из требований комплексного использования водных ресурсов и схем территориального планирования, разработанных в соответствии с Водным и Градостроительным кодексами Российской Федерации [2, 3].
4.4 Типы сооружений, их параметры и компоновку следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов и с учетом:
функционального назначения сооружений;
места возведения сооружений, природных условий района (топографических, гидрологических, климатических, инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических, сейсмических, биологических и др.);
условий и методов производства работ, наличия трудовых ресурсов;
развития и размещения отраслей хозяйства, в том числе развития энергопотребления, изменения и развития транспортных потоков и роста грузооборота, развития объектов орошения и осушения, обводнения, водоснабжения, судостроения и судоремонта, комплексного освоения участков морских побережий, включая разработку месторождений нефти и газа на шельфе;
водохозяйственного прогноза изменения гидрологического, в том числе ледового и термического, режима рек в верхнем и нижнем бьефах; заиления наносами и переформирования русла и берегов рек, водохранилищ и морей; затопления и подтопления территорий и инженерной защиты расположенных на них зданий и сооружений;
воздействия на окружающую среду;
влияния строительства и эксплуатации объекта на социальные условия и здоровье населения;
изменения условий и задач судоходства, лесосплава, рыбного хозяйства, водоснабжения и режима работы мелиоративных систем;
установленного режима природопользования (сельхозугодья, заповедники и т.п.);
условий быта и отдыха населения (пляжи, курортно-санаторные зоны и т.п.);
мероприятий, обеспечивающих требуемое качество воды: подготовки ложа водохранилища, соблюдения надлежащего санитарного режима в водоохранной зоне, ограничения поступления биогенных элементов (азотосодержащих веществ, фосфора и др.) с обеспечением их количества в воде не выше предельно допустимых концентраций;
условий постоянной и временной эксплуатации сооружений;
требований экономного расходования основных строительных материалов (в том числе металла);
требований энергетической эффективности зданий и сооружений и требований оснащенности их приборами учета энергетических ресурсов;
изменения термического режима и криогенного строения грунтов в районах распространения многолетнемерзлых грунтов;
возможности разработки полезных ископаемых, местных строительных материалов и т.п.;
технологии разработки нефтегазопромысловых месторождений в акватории морских шельфов, сбора, хранения и транспортирования нефти и газа; технологии демонтажа конструкций при завершении эксплуатации и ликвидации промысла;
минимизации последствий разрушения при возможных террористических актах;
обеспечения эстетических и архитектурных требований к сооружениям, расположенным на берегах водотоков, водоемов и морей.
4.5 При проектировании гидротехнических сооружений надлежит обеспечивать и предусматривать:
безопасность и надежность сооружений на всех стадиях их строительства и эксплуатации;
максимально возможную экономическую эффективность строительства;
постоянный инструментальный и визуальный контроль за состоянием гидротехнического сооружения и вмещающего массива горных пород, а также природными и техногенными воздействиями на них;
Источник