Градостроительный кодекс разрешение на снос объектов капитального строительства
Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2020 г. № 1798
МОСКВА
Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 502, от 16.05.2022 № 880)
В соответствии с частью 11 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Изменения в градостроительный кодекс статьи 55.30, 55.31
1. Утвердить прилагаемый перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации (далее — перечень) .
2. Установить, что в случае, если проектная документация объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения (далее — объект) относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, если такая проектная документация разработана в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также в целях реализации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 502)
3. Установить, что подготовительные работы, предусмотренные перечнем, выполняются:
с соблюдением требований, установленных градостроительным регламентом (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, — с соблюдением установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке) , проектом планировки территории, проектом межевания территории (за исключением случаев, при которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется) , при условии допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка, с соблюдением ограничений использования земельного участка, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории;
с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе требований, касающихся получения необходимых разрешительных документов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами, постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящего постановления;
с учетом необходимости реализации мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта, перечень которых предусмотрен проектной документацией, направленной на экспертизу проектной документации, в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по выводу из эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, включая электрические сети;
с обеспечением проведения строительного контроля лицом, выполняющим подготовительные работы, предусмотренные перечнем, на предмет выполнения таких работ в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации, представленной на экспертизу проектной документации;
с информированием органов государственного экологического надзора о начале выполнения подготовительных работ не позднее чем за 5 рабочих дней до даты их начала;
с обязательным проведением работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации в течение одного месяца с даты получения такого заключения.
4. Действие настоящего постановления не распространяется на случаи выполнения подготовительных работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 7 ноября 2020 г. № 1798
ПЕРЕЧЕНЬ видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
1. Подготовка земельного участка, на который у застройщика имеются правоустанавливающие документы, а в случае, предусмотренном частью 73 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — утвержденный проект межевания территории и (или) выданный в соответствии с частью 11 статьи 573 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка и утвержденная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно:
а) освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений в границах размещения объекта капитального строительства федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения (далее — объект) при условии, что градостроительным регламентом либо проектом освоения лесов в случаях, установленных лесным законодательством Российской Федерации, предусмотрена возможность строительства, реконструкции объекта. При освобождении земельного участка не допускается изъятие объектов растительного и животного мира, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. В случае если в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления предусмотрена процедура получения разрешения на вырубку деревьев и иных насаждений, то освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений осуществляется при условии получения такого разрешения;
б) снос объектов, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также иных объектов капитального строительства, на осуществление которого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности не требуется получение разрешения на строительство, при условии, что объекты, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и указанные иные объекты капитального строительства принадлежат застройщику на праве собственности или он уполномочен собственником осуществить снос таких объектов;
в) осуществление деятельности по обращению с отходами, образовавшимися при осуществлении подготовительных работ, в том числе разборке и сносе зданий, строений, сооружений, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
г) осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
д) искусственное понижение уровня грунтовых вод, осушение территории, устройство каналов и дренажей. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
2. Устройство ограждения строительной площадки, предусмотренного проектной документацией объекта, подлежащего сносу (демонтажу) после окончания строительства, реконструкции объекта, организация контрольно-пропускного режима, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, выполнение мероприятий, необходимых для обеспечения транспортной безопасности на период строительства.
3. Выполнение работ по созданию геодезической разбивочной основы для строительства, разбивке осей зданий и сооружений, входящих в объект, и закреплению их пунктами и знаками.
4. Размещение некапитальных строений, сооружений (в том числе складских площадок и сооружений для материалов, конструкций и оборудования) , необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта и подлежащих сносу (демонтажу) после окончания такого строительства, реконструкции.
5. Устройство временных дорог и подъездных путей, вспомогательных сооружений, приспособлений и устройств, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта, подлежащих сносу (демонтажу) после окончания такого строительства, реконструкции.
6. Устройство временных сетей инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, теплоснабжения, связи, водоснабжения, водоотведения и сигнализации) , необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта, а также объектов, указанных в пункте 4 настоящего перечня и подлежащих демонтажу после окончания такого строительства, реконструкции. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
7. Устройство рельсовых подкрановых путей, фундаментов (иных неподвижных оснований) стационарных кранов, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта и подлежащих демонтажу после окончания такого строительства, реконструкции.
8. Устройство дренажей и мелкозаглубленных водоотливов для осуществления водоотведения на земельном участке.
9. Устройство берегоукрепления в целях реконструкции объектов, строительства объектов в границах земельного участка (его части) , на котором расположен существующий объект. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
10. Устройство крановых путей. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
11. Инженерная подготовка территории в границах ранее предоставленных земельных участков (их частей) , включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, в том числе строительство следующих объектов:
а) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;
б) жилых поселков для строителей;
в) сооружений и устройств связи для управления строительством.
(Дополнено пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
12. Разведочное бурение и исследование грунта при наличии лицензии на пользование недрами. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
13. Производство земляных работ в целях реконструкции объектов, строительства объектов в границах земель и (или) земельных участков (его части) , определенных проектом межевания территории, либо утвержденной в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе:
а) разработка грунта;
б) уплотнение и укрепление грунта;
в) вертикальная планировка участка;
г) перемещение грунта;
д) устройство насыпей, разработка выемок;
е) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы) .
(Дополнено пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
14. Устройство шпунтового ограждения. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
15. Устройство подпорных стен в целях реконструкции объектов, строительства объектов в границах земельного участка (его части) , на котором расположен существующий объект. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
16. Защита трубопровода от коррозии (изоляционное покрытие, электрохимическая защита) . (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
17. Перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства объектов, если для строительства (реконструкции) таких сетей и коммуникаций не требуется проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 880)
ИсточникСтатья 55.31. Осуществление сноса объекта капитального строительства
Ст. Градостроительный кодекс в последней действующей редакции от 4 августа 2018 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 55.31. Осуществление сноса объекта капитального строительства
1. Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
2. Условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
4. Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьёй. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
5. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
6. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства:
- 1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казённых предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на осуществление сноса с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- 2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на осуществление сноса с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- 3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на осуществление сноса в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на осуществление сноса с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
- 4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на осуществление сноса с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
- 5) лиц, осуществляющих снос объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
7. Лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несёт ответственность за качество выполненных работ.
8. Застройщик вправе осуществлять снос объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьёй, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на осуществление сноса.
9. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
- 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
- 2) наименование и место нахождения застройщика или технического заказчика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- 3) кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
- 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
- 5) сведения о праве застройщика на объект капитального строительства, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на объект капитального строительства, подлежащий сносу (при наличии таких лиц);
- 6) сведения о решении суда или органа местного самоуправления о сносе объекта капитального строительства либо о наличии обязательства по сносу самовольной постройки в соответствии с земельным законодательством (при наличии таких решения либо обязательства);
- 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком или техническим заказчиком.
10. К уведомлению о планируемом сносе объекта капитального строительства, за исключением объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса, прилагаются следующие документы:
- 1) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства;
- 2) проект организации работ по сносу объекта капитального строительства.
11. Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления документов, указанных в части 10 настоящей статьи, данный орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя.
12. Застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
13. Формы уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства, уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
14. Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает размещение этого уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
ИсточникПравила сноса: обзор изменений в градостроительстве
Градостроительное законодательство претерпело изменения в части регулирования отношений по сносу объектов капитального строительства. Читайте подробный обзор новелл Грк РФ от юриста компании.
В России какие только здания не сносят: граждане сносят, к примеру, дачные домики, бизнесмены расчищают местность от существующей застройки, государство – сносит объекты самовольного строительства. Учитывая расхожесть практики сноса, крайне удивительно, что законодатель никак не урегулировал вопрос сноса на законодательном уровне (за исключением ряда региональных и муниципальных актов, строительных норм и правил, в Гражданском кодексе, ст. 222) вплоть до 03 августа 2018 года.
В этот день градостроительное законодательство пополнилось содержательным Федеральным законом от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее №340-ФЗ).
Понятие «Снос» стал нормативно определенным в п. 14.4. ст. 1 ГрК РФ, а именно «снос объекта капитального строительства – ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей». Законодатель полностью регламентировал порядок сноса, утвердил виды сноса, а также указал, кто имеет право осуществлять работы по сносу объектов капитального строительства (глава 6.4. Градостроительного кодекса Российской Федерации, состоящая из 4 статей).
Виды сноса объектов капитального строительства:
- Снос ОКС в общем порядке (в соответствии со ст. 55.30, 55.31 ГрК РФ).
- Снос ОКС, не требующих получения разрешения на строительство (пп. 1-3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ).
- Снос ОКС в целях строительства нового ОКС или реконструкции существующего ОКС (в таком случае снос осуществляется в порядке главы 6 ГрК РФ (является одним из разделов проектной документации).
- Снос объекта самовольного строительства (статья 55.32 ГрК РФ).
- Снос ОКС, расположенных в зонах с особыми режимами использования территории (статья 55.33 ГрК РФ).
Также законодатель ввел в правоприменительную практику новый вид договора подряда – договор подряда на осуществление сноса – и установил, что такой договор может осуществлять организация или индивидуальный предприниматель, являющийся членом строительной саморегулируемой организации, за исключением случаев, когда договор на снос заключается на сумму, не превышающую один миллион рублей, а также при сносе некоторых типов построек.
Членство в СРО, для выполнения работ по сносу ОКС является правильным решением со стороны регулятора, так как такие работы требуют обладания достаточно высокими знаниями и навыками в области инженерии и строительства. При этом для чего законодатель ввел новое наименование договора – не совсем ясно. Особенно учитывая, что в настоящий момент термин «договор подряда на осуществление сноса» фигурирует только в Градостроительном кодексе, причем упоминается исключительно в связке с договором строительного подряда. Возможно, в ближайшее время законодатель введет особое регулирование такого договора в Гражданский кодекс, но на данный момент это выглядит излишним.
Особый интерес представляет регулирование порядка сноса, а также такой вид сноса, как снос объектов самовольного строительства и снос ОКС, расположенных в зонах с особыми режимами использования территории. Для того чтобы осуществить снос ОКС в реалиях новой редакции Градостроительного кодекса необходимо осуществить следующие действия:
Принятие собственником ОКС/Застройщиком решения о сносе ОКС (в некоторых случаях такое решение принимается органом местного самоуправления или судом (об этом дальше).
Обследование объектов капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды и т.д.
Подготовка проекта по организации работ по сносу ОКС специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования (требования к Проекту пока не утверждены).
Подача в орган местного самоуправления уведомления о сносе ОКС на бумажном носителе, в том числе через МФЦ не позднее, чем за 7 дней до начала работ по сносу. К уведомлению о сносе прикладывается обследование ОКС, а также проект сноса.
Организация отключения ОКС от объектов инженерно-технических сетей.
Устройство временных ограждений, осуществление мероприятий по уборке мусора (получение соответствующих ордеров и заключение договоров).
Осуществление сноса в соответствии с проектом.
Направление Собственником/Застройщиком уведомления о завершении сноса в орган местного самоуправления, который обязан в течение 7 дней осуществить размещение уведомления о сносе в ИСОГД.
Изготовление акта обследования снесенного ОКС кадастровым инженером для подачи документов в Росреестр, для регистрации прекращения существования объекта недвижимости (необходимо для ликвидации налоговой базы у собственника).
Подача акта обследования в Росреестр.
Из таблицы видно, что юридически процедура сноса достаточно простая, не требующая соблюдения формальностей, и фактически лишенная Административного барьера, так как снос производится в уведомительном порядке. Возможным минусом процедуры сноса является некая незаконченность регулирования. Не совсем понятно, почему законодатель не расписал, какие действия лицо осуществившее снос должно произвести после завершения сноса (в случае если снос не является частью нового строительства). Для этого, было бы логично, сделать одним из разделов проектной документации на снос – План использования территории после завершения сноса. Полагаю, что такое изменение в ближайшее время появится в Градостроительном кодексе.
В остальном новелла законодательства выглядит более чем логичной и правильной. Отрадно, что регулятор в данном вопросе не стремится создать очередную коррупционную базу, а стремится навести порядок в беспорядочной сфере общественных отношений, по крайней мере так выглядит на бумаге…
Снос самовольных построек и снос построек, находящихся в зонах с особым режимом использования
Основное отличие сноса самовольной постройки заключается в том, что снос производится в принудительном порядке, по решению суда, а в особых случаях, по решению органа местного самоуправления.
По общему правилу, снос самовольной постройки осуществляет лицо, построившее самовольную постройку или лицо, являющиеся собственником земельного участка, на котором находится самовольная постройка. В случае если ни то, ни другое лицо установить невозможно или лицо не выполняет обязанность по сносу постройки орган местного самоуправления может сделать это самостоятельно. В остальном правила для сноса самовольной постройки те же, что и для обычного сноса.
В дополнение к теме сноса самовольной постройки упомяну о крайне любопытной новелле: теперь у органа местного самоуправления есть право изъять земельный участок у собственника земельного участка, на котором расположена самовольная постройка (для этого законодатель ввел новую статью в Земельный кодекс (статья 54.1. ЗК РФ) и провести конкурс на заключение договора аренды такого земельного участка с обязанностью арендатора осуществить снос самовольной постройки. Хороший способ для экономии бюджетных средств…
Снос ОКС, находящихся в зоне с особым режимом использования территории, происходит в том же порядке, что и снос самовольной постройки (то есть не по решению правообладателя), в том случае если особый режим использования не допускает размещения на земельных участках, попадающих в такую зону объектов капитального строительства. Основным отличием сноса таких объектов является то, что снос происходит по соглашению о компенсации стоимости ОКС между собственником и органом местного самоуправлениям.
Данная новелла, является лучиком «осправедлививания» российского законодательства, ведь раньше постройка, оказавшаяся в зоне с особым использованием, считалась априори самовольной и подлежала сносу. Теперь, если застройщик действовал добросовестно, (не знал или не мог знать о зоне с особым режимом использования), а орган местного самоуправления дал разрешительную документацию на строительство и ввел объект в эксплуатацию, у собственника такой постройки появляется шанс получить компенсацию от государства.
Мне нравится путь, который избрал законодатель в области регулирования градостроительной деятельности. Несмотря на безобразную, на мой взгляд, стилистику изложения Градостроительного кодекса, законодательство в сфере градостроительства развивается, учитывает существующие недостатки и дополняется новыми сферами регулирования общественной жизни. Надеюсь, что Правила сноса не станут очередным источником для зарабатывания денег коррумпированными чиновниками и в полной мере оправдают задумку законодателя.
Источник