Хозблок это объект капитального строительства

Хозблок это объект капитального строительства

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 января 2017 г. N 86-КГ16-8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области на решение Ленинского районного суда города Владимира от 2 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 24 декабря 2015 г. по административному исковому заявлению Струговой Л.К. о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на сарай.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Стругова Л.К. обратилась в суд с настоящим иском по тем основаниям, что на земельном участке с кадастровым номером <. >расположенном по адресу: г. <. >, вместо деревянного сарая, который был возведен вместе с другими сараями одновременно со строительством многоквартирного дома, построен кирпичный сарай N <. >в составе блока капитальных гаражей и сараев. Административный истец является членом гаражно-строительного кооператива «Большие Ременники» (далее — ГСК «Большие Ременники», ГСК), задолженности по взносам не имеет. Гаражи и сараи расположены на земельном участке площадью <. >кв. м с кадастровым номером <. >, находящемся в безвозмездном пользовании у ГСК.

На обращение Струговой Л.К. в Управление Росреестра по Владимирской области с заявлением от 20 января 2015 г. о государственной регистрации права собственности на сарай N <. >был получен отказ от 8 июня 2015 г., мотивированный тем, что данный объект является самовольной постройкой, а разрешительная документация на него отсутствует.

Полагая, что отказ регистрирующего органа противоречит действующему законодательству, административный истец просила признать его незаконным и обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости.

Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 2 октября 2015 г. административный иск удовлетворен: признано незаконным решение Управления Росреестра по Владимирской области от 8 июня 2015 г., на Управление Росреестра по Владимирской области возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда провести государственную регистрацию права собственности Струговой Л.К. на сарай N <. >общей площадью <. >кв. м, расположенный на земельном участке площадью <. >кв. м с кадастровым номером <. >по адресу: г. <. >блок капитальных гаражей и сараев.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 24 декабря 2015 г. решение Ленинского районного суда г. Владимира от 2 октября 2015 г. оставлено без изменения.

Определением судьи Владимирского областного суда от 11 июля 2016 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поданной Управлением Росреестра по Владимирской области в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие существенные нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела допущены судом первой и апелляционной инстанции.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что возведенный блок гаражей и сараев является строением вспомогательного использования, в связи с чем разрешения на его строительство и ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

По мнению судов, поскольку у Струговой Л.К. возникло право общей долевой собственности на земельный участок, относящийся к общему имуществу многоквартирного дома, на котором возведен сарай, и решением собственников общего имущества участок передан ГСК, членом которого является административный истец, право собственности на гараж подлежало государственной регистрации на основании документов, подтверждающих существование объекта и прав заявителя на земельный участок, которые были представлены в Управление Росреестра по Владимирской области.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом не согласна.

Читайте также:  Расчет предельной стоимости строительства по объекту аналогу

В соответствии с действовавшим в период возникновения спорных правоотношений пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным федеральным законом порядке.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ).

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 указанной статьи).

В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (пункт 1); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3).

Судами установлено, что Стругова Л.К. является собственником жилого помещения общей площадью 21 кв. м, расположенного в доме 17-а по ул. Большие Ременники в г. Владимире, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 января 2008 г. (л.д. 28).

23 сентября 2003 г. Стругова Л.К. заключила договор N <. >с ООО «Строительная группа «Штурм» на строительство кирпичного сарая N <. >вместо деревянного сарая, расположенного на земельном участке по адресу: г. <. >(л.д. 17).

Согласно кадастровому и техническому паспортам помещения сарая N <. >помещение (литер <. >) расположено в блоке капитальных гаражей и сараев в районе дома <. >по ул. <. >, поставлено на технический учет за инвентарным номером <. >земельно-правовые документы, разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не предъявлялись.

Помещение сарая находится в отдельно стоящем здании многоуровневого (обвалованного) гаража-стоянки для легковых автомобилей, расположенном на земельном участке площадью <. >кв. м с кадастровым номером <. >по адресу: г. <. >из земель населенных пунктов с разрешенным использованием — для отдельно стоящего многоуровневого (обвалованного) гаража-стоянки для легковых автомобилей. Правообладателями земельного участка на праве общей долевой собственности являются собственники помещений в многоквартирном доме <. >, размер доли которых пропорционален размеру общей площади помещения. На весь земельный участок зарегистрировано обременение в пользу ГСК «Большие Ременники» (л.д. 11 — 14).

Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что до 7 ноября 2013 г. земельный участок имел кадастровый номер <. >и из него было образовано два новых земельных участка с кадастровыми номерами <. >.

Постановлением главы администрации города Владимира от 16 июня 2014 г. N 2195, принятым по итогам публичных слушаний и на основании рекомендации комиссии по землепользованию и застройке территории муниципального образования город Владимир (протокол от 16 мая 2014 г. N 6 (209)), предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <. >(территориальная зона Ж-2.1) под отдельно стоящий многоуровневый (обвалованный) гараж-стоянку для легковых автомобилей (л.д. 15).

Между собственниками помещений многоквартирного жилого дома <. >, являющимися собственниками земельного участка с кадастровым номером <. >площадью <. >кв. м, и ГСК «Большие Ременники» заключен договор от 9 июля 2014 г. N <. >безвозмездного срочного пользования названным земельным участком сроком на 49 лет (л.д. 16), который зарегистрирован Управлением Росреестра по Владимирской области.

Читайте также:  Объект капитального строительства пример заполнения

Обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на сарай N <. >Стругова Л.К. в качестве документа, подтверждающего возникновение права собственности на сарай, представила справку ГСК «Большие Ременники» о том, что она является членом ГСК, ей принадлежит на праве собственности сарай (бокс N <. >) паевые взносы выплачены полностью, а также декларацию об объекте недвижимого имущества.

Однако находящийся в долевой собственности сособственников помещений в жилом доме земельный участок с кадастровым номером <. >выделен в пользование ГСК «Большие Ременники» с целью строительства блока многоуровневого (обвалованного) гаража-стоянки.

Следовательно, ГСК вправе возводить объект капитального строительства в порядке, установленном законодательством, в том числе статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с получением разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Струговой Л.К. индивидуальный земельный участок не выделялся, спорный объект не является отдельно стоящим строением, а входит в комплекс капитальных гаражей и сараев, в связи с чем положения статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применимы.

Право собственности на гаражи и сараи возникнет у членов ГСК «Большие Ременники», полностью выплативших паевые взносы, после получения необходимой разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию. Фактическое строительство блока гаражей и сараев без необходимых разрешений (самовольная постройка) само по себе не свидетельствует о приобретении гаражно-строительным кооперативом либо его членами права собственности на гаражи.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом судов о том, что возведенный блок гаражей и сараев является строением вспомогательного использования, в связи с чем согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдачи разрешения на их строительство не требовалось, поскольку из писем Управления капитального строительства администрации г. Владимира от 6 февраля 2015 г. N 50-01/299 и от 22 мая 2015 N 50-01/1159 следует, что блок капитальных гаражей и сараев — это объект капитального строительства, для которого требуется разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, на спорный объект не выдававшиеся (л.д. 100, 102). Технический паспорт на спорные помещения также содержит сведения о капитальном характере спорной постройки.

Кроме того, как следует из ответа Управления Росреестра по Владимирской области от 8 июня 2015 г., 5 сентября 2014 г. ГСК «Большие Ременники» уже было отказано в государственной регистрации на весь блок гаражей и сараев, как на возведенный в отсутствие разрешительной документации.

При таком положении решение Ленинского районного суда города Владимира от 2 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 24 декабря 2015 г. признать законным нельзя, в связи с чем они подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Струговой Л.К.

Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Ленинского районного суда города Владимира от 2 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 24 декабря 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Струговой Л.К.

Источник

Как построить сарай на участке по новым законам?

1 января 2019 года в силу вступили последние поправки в Градостроительный кодекс. Закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» был принят летом 2017 года, а для завершения всех реорганизационных процедур был обозначен пятилетний переходный период.

В числе прочих вопросов новый Закон регулирует правила застройки на частных участках: порядок согласования дач, перевод садовых домов в жилые, допустимые параметры строений. В связи с этим многие владельцы участков задаются вопросом: нужно ли теперь согласовывать строительство сараев и прочих хозпостроек?

Что можно строить на приусадебном участке?

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» утверждает, что на приусадебном земельном участке разрешается размещать жилые дома, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, которые соответствуют градостроительным регламентам, а также экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормативам.

При этом стоит помнить, что согласно статьям 130-131 Гражданского кодекса РФ все недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Что такое ЕГРН?

ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) – это система, которая в 2017 году объединила две государственные информационные базы: кадастра недвижимости (кадастровые выписки) и реестра прав (права на собственность).

Регистрации в ЕГРН – это единственное официальное подтверждение прав на недвижимое имущество. Причем оспорить право владения, обозначенное в этом реестре, можно только в суде.

Какие постройки нужно регистрировать?

Информация о том, что теперь постройки на участках не только подлежат регистрации, но и облагаются налогом, встретила негативную реакцию и вызвала много вопросов со стороны широкой общественности. Однако волнения по поводу того, что теперь нельзя будет даже конуру для собаки поставить или построить беседку оказались напрасными. Обязательной регистрации подлежит исключительно недвижимое имущество.

Читайте также:  Площадь объекта незавершенного строительства как подсчитывается

Комментарии к статье 130 ГК РФ устанавливают следующие критерии для признания имущества недвижимым:

  1. наличие у постройки фундамента;
  2. невозможность отделения постройки без причинения серьезного ущерба;
  3. наличие подведенных коммуникаций (водоснабжение, канализация, газификация и т.д.);
  4. при строительстве были использованы цельные материалы, а не сборные части.

Под эти требования подходят, например, бани на фундаменте, капитальные летние кухни, отдельно стоящие гаражи и мастерские. Большинство же строений, которые обычно возводят на садовых и огородных участках: теплицы, навесы, беседки, мангальные зоны, летние души, колодцы, бани-бочки, дровницы, туалеты и другие постройки без фундамента – под категорию «недвижимое имущество» не попадают.

Зачем регистрировать хозяйственные постройки?

Во-первых, зарегистрированное недвижимое имущество можно передать по наследству или подарить. Во-вторых, зарегистрированные постройки повышают кадастровую стоимость участка, которая по закону не может быть больше рыночной. Иными словами, если вы и ваш сосед соберетесь продавать свои участки, но при прочих относительно равных условиях ваши гараж и баня будут зарегистрированы, а его – нет, то вашу собственность оценят выше.

В-третьих, такое имущество можно застраховать. Если ваш участок пострадает от затопления или любого другого страхового случая, справка из ЕГРН является единственным доказательством того, что от пожара во время грозы пострадала крыша гаража, а не пустое место.

И, наконец, четвертая, не самая очевидная причина – доказательство первичности постройки. Например, ваш сосед, бок о бок с которым вы прекрасно сосуществовали на протяжении долгих лет, решил продать свой участок. Между тем, новый владелец территории собрался разводить свиней, и если находящиеся с вашей стороны забора постройки будут не зарегистрированы, он имеет все шансы получить разрешение на строительство свинарника в непосредственной близости от вашей летней кухни.

Нужно ли разрешение на строительство сарая и других хозпостроек?

Градостроительным кодексом предусмотрен перечень объектов недвижимости, строительство которых не требует разрешительных документов:

  1. гаражи и другие постройки, которые не будут использоваться для получения финансовой выгоды, например, бани и летние кухни;
  2. постройки бытового и хозяйственного назначения, которые не являются объектами капитального строительства: киоски, беседки, навесы, теплицы (если говорить упрощенно, любые объекты без фундамента);
  3. прочие постройки, не противоречащие установленным нормам.

Это значит, что даже если вы собираетесь построить на своем участке капитальный объект, требующий регистрации, получать разрешение на его возведение все равно не нужно. Однако, чтобы вашу постройку взяли на учет в ЕГРН, она должна соответствовать требованиям СНиП.

Нормативы расположения построек

Критерии Нормативы
Расстояние между крайними постройками и группами строений 6 м
Расстояние между крайними строениями и группами строений из дерева 15 м
Водоотведение Сток дождевой воды с крыши не должен попадать на соседний участок
Расстояние до проезжей части Не менее 5 м
Расстояние от дома до сарая, бани и других хозпостроек Может стоять отдельно или примыкать к дому, но иметь отдельный вход на расстоянии не менее 7 м
Расстояние от постройки до границы участка 3 м
Расстояние до построек, предназначенных для содержания мелкого скота или птицы 4 м
До других построек или кустарников 1 м
До высокорослых деревьев 4 м
До среднерослых деревьев 2 м
Высота хозяйственных построек Не менее 2 м
Расстояние до границ соседних участков, расположенных с восточной, западной, северной и других промежуточных сторон Не менее высоты хозяйственного объекта (измеряется от земли до конька крыши)
Расстояние от колодца до бани, сауны или душа или построек для мелкого скота или птицы 12 м

Как зарегистрировать сарай и другие хозпостройки?

До 1 марта 2019 года владелец мог оформить свой дом по упрощенной процедуре регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества. Сейчас сделать это будет гораздо сложнее, однако в отношении регистрации других объектов (гараж, баня, земельный участок) «дачная амнистия» останется бессрочной. Капитальные постройки на участке регистрируют в местном МФЦ при предъявлении следующих документов:

  1. паспорта заявителя либо доверенность представителя (оригинал для предъявления);
  2. заявления;
  3. документа об уплате госпошлины;
  4. технического плана на дом (ч. 7 ст. 70 ФЗ № 218), хоз. постройку или дачу (оформляется любым кадастровым инженером за отдельную плату).
  5. правоустанавливающих документов на землю (при условии, что в ЕГРН отсутствует запись о зарегистрированном праве собственности на нее).

Раньше владелец постройки получал свидетельство о регистрации права собственности, сейчас же вместо него выдается выписка из ЕГРН.

На поверку «налог на туалет» оказался не более чем раздутым информационным поводом для СМИ, а большинство сооружений на садовых и дачных участках по-прежнему не требуют согласований.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...