Идентификация зданий и сооружений по признакам
Здания и сооружения идентифицируются по следующим признакам:
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально–технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных явлений и техногенных воздействий на территории, строительство и эксплуатации здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.
Уровни ответственности зданий
1) К повышенному уровню ответственности относятся здания и сооружения, являющиеся в соответствии с Град. кодексом РФ особо опасными, технически сложными или уникальными объектами кап. строительства.
2) К нормальному уровню ответственности относятся все остальные здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений пониженного уровня ответственности.
Порядок проведения гос экспертизы с учетом изменений в градостроительном законодательстве РФ
3) К пониженному уровню ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также вспомогательного использования, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Идентификационные признаки указываются
1) застройщиком (заказчиком) – в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
2) проектировщиком – в проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.
Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации
1) Результаты инженерных изысканий должны быть достаточными для установления проектируемых мероприятий по обеспечению безопасности.
2) В составе исходных данных для проектирования должен быть указан уровень ответственности здания или сооружения.
3) Задание на инженерные изыскания и на проектирование зданий и сооружений повышенного уровня ответственности могут предусматривать необходимость научного сопровождения.
4) Может быть предусмотрена необходимость проведения мониторинга окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения в процессе строительства и (или) эксплуатации.
5) Соответствие требованиям безопасности должно быть обоснованы ссылками на требования Техрегламента и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, или на требования специальных технических условий.
2.2.5. Мониторинг технического состояния отдельных конструкций и конструкционных систем
Мониторинг – это систематическое или периодическое слежение (наблюдение):
— за деформационно–напряженным состоянием конструкций,
— за деформациями зданий (или сооружений) в целом,
— за состоянием грунтов, оснований и подземных вод в зоне строительства, а также:
— своевременная фиксация и оценка отступлений от проекта, требований нормативных документов,
Вебинар «Что изменилось в градостроительном законодательстве?» 14.07.2020
— сопоставление результатов прогноза взаимного влияния объекта и окружающей среды с результатами наблюдений с целью оперативного предупреждения или устранения выявленных негативных явлений и процессов.
Согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений (№384–ФЗ ст.15, ч.4) и ГОСТ 31937–2011 в проектной документации здания или сооружения может быть предусмотрена необходимость проведения мониторинга в процессе строительства и (или) эксплуатации здания или сооружения:
— компонентов окружающей среды,
— состояния строительных конструкций
— состояния систем инженерно–технического обеспечения.
— технического состояния зданий и сооружений, попадающих в зону влияния нового строительства и природно–техногенных воздействий
Для организации и проведения мониторинга следует использовать следующие нормативно–технические документы:
1. ГОСТ 31937–2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
2. ГОСТ 24846–81 «Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений».
3. СП 45.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 3.02.01–87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
4. СП 13–102–2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
5. МРДС 02–2008 «Пособие по научно–техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных».
6. МГСН 2.07–2001 «Основания, фундаменты и подземные сооружения».
7. Пособие к МГСН 2.07–2001 «Обследование и мониторинг при строительстве и реконструкции зданий и подземных сооружений».
8. Дополнение Пособия к МГСН 2.07–2001 «Обследование и мониторинг при строительстве и реконструкции зданий и подземных сооружений».
9. Рекомендации по обследованию и мониторингу технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных вблизи нового строительства или реконструкции (Москомархитектура, 1998 г.).
10. ТР 182–08 «Технические рекомендации по научно–техническому сопровождению и мониторингу строительства большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений».
11. МДС 11–19.2009 «Временные рекомендации по организации технологии геодезического обеспечения качества строительства многофункциональных высотных зданий».
12. СТО СРО–П 60542948 00005–2012(Стандарт СРО «Союзатомстрой») Обследование строительных конструкций ОИАЭ. Организация и правила проведения работ по обследованию строительных конструкций атомных станций.
Мониторинг является составной частью научно–технического сопровождения строительства (далее также – НТСС).
ИсточникУровень ответственности зданий и сооружений на ОПО
Одним из идентификационных признаков объекта капитального строительства, согласно Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, является уровень ответственности – это характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения. От уровня ответственности зависят требования, предъявляемые к инженерным изысканиям, расчетам и проектированию оснований и фундаментов сооружений, к конструктивным решениям надземной и подземной частей зданий и сооружений, к разработке правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.
В соответствии с Технически регламентом всем зданиям и сооружениям присваиваются следующие уровни ответственности: 1) повышенный; 2) нормальный; 3) пониженный.
К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности (часть 8 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ) относятся в том числе здания и сооружения, отнесённые в соответствии с Градостроительным Кодексом (ст. 48_1) к особо опасным и технически сложным объектам – в частности опасные производственные объекты (далее ОПО) I и II классов опасности.
Однако, Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ однозначно определяет то, что здания и сооружения, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, являются элементами ОПО и выступают в качестве объектов, наравне с техническими устройствами, только для экспертизы промышленной безопасности (ст. 13), т.е. самостоятельными ОПО не являются.
Это же следует из Приказа Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» согласно которому в государственном реестре ОПО (ведется на основании Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ) могут быть зарегистрированы, применительно к объектам химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств, следующие объекты:
• Площадка цеха (участка, установки) производства;
• Площадка установки по переработки нефти (газового конденсата);
• Площадка установки по переработке нефтешлама;
• Площадка установки получения нефтебитумов методом окисления;
• База товарно-сырьевая;
• Продуктопровод;
• Шламонакопитель (пруд-накопитель);
• Площадка воздухоразделительной установки;
• Площадка установки получения (водорода, кислорода, азота и др.);
• Склад сырьевой;
• Склад полупродуктов;
• Склад готовой продукции.
Таким образом, в приведенном перечне нет отдельных ОПО – здания или сооружения расположенные на ОПО.
Кроме того, при идентификации ОПО следует учитывать позицию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору изложенную в письме от 17 декабря 2015 года № 14-00-07/2690 согласно которой идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов, осуществляемых на конкретных производственных площадках организации и если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного только этот объект, а не вся территория организации в целом.
Следовательно, в части 8 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ речь может идти о зданиях и сооружениях входящих в состав ОПО I и II классов опасности.
ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» в пункте 10.2 допускает для разных конструктивных элементов сооружений устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
Но что такое конструктивные элементы сооружений? В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции. Согласно ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Здания и сооружения.
Общие термины» конструктивный элемент — часть конструкции, предназначенная для передачи усилий. Следовательно, понятие «конструктивный элемент сооружения» не относится к разным зданиям и сооружениям, расположенным на ОПО. Тогда возникает вопрос на каком основании опираясь на вышеупомянутое в п. 10.2 ГОСТ 27751-2014 положение(тогда действовал ГОСТ Р 54257-2010 с аналогичной трактовкой)Минстрой РФ в письме № 1558-ЕЖ/С8 от 07.02.2014 года делает вывод о том, что здания и сооружения, расположенные на территории опасного производственного объекта (например, предприятия), могут иметь различный уровень ответственности. Да, они могут иметь различный уровень ответственности, но не в соответствии с п.10.2 ГОСТ 27751-2014.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533 требуют (п. 344) обеспечения защиты персонала, постоянно находящегося в помещении управления (операторные), административных и других зданиях, в которых предусмотрено постоянное пребывание людей, от воздействия ударной волны (травмирования) при возможных аварийных взрывах на технологических объектах с учетом зон разрушения, а также от термического воздействия, а также обеспечения бесперебойного функционирование автоматизированных систем контроля, управления, ПАЗ для перевода технологических процессов в безопасное состояние и аварийного останова технологических объектов. Также они указывают, что взрывоустойчивость строительных конструкций зданий регулируется требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Входящий в документы законодательства о градостроительной деятельности свод правил СП 296.1325800.2017 «Здания и сооружения. Особые воздействия» определяет взрывоустойчивость, как свойство оборудования, строительных конструкций, транспортных средств, энергетических систем и линий связи противостоять благодаря запасу прочности и целесообразному расположению поражающему воздействию взрыва и при проектировании сооружений повышенного и нормального уровня ответственности требует учитывать аварийные ситуации, возникающие при действии особых нагрузок и воздействий на стадии эксплуатации сооружений, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте. Он же определяет, что особые нагрузки – это нагрузки и воздействия (например, взрыв, столкновение с транспортными средствами, авария оборудования, пожар, землетрясение, некоторые климатические нагрузки, отказ работы несущего элемента конструкций), создающие аварийные ситуации с возможными катастрофическими последствиями.
Следовательно, идентификация зданий и сооружений по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ, должна проводиться с учетом зон разрушения от воздействия ударной волны, термического воздействия пожаров, а также с учетом обеспечения бесперебойного функционирование автоматизированных систем контроля, управления, ПАЗ для перевода технологических процессов в безопасное состояние и аварийного останова технологических объектов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
1. Для зданий и сооружений, расположенных на территории ОПО уровень ответственности, будет повышенным, если они входят в состав ОПО I или II класса опасности, попадают в зону разрушения взрывного воздействия и термического поражения, а также связаны с обеспечением бесперебойного функционирование автоматизированных систем контроля, управления, ПАЗ для перевода технологических процессов в безопасное состояние и аварийного останова технологических объектов.
2. Для зданий и сооружений, расположенных на территории ОПО уровень ответственности будет нормальным, если они не входят в состав ОПО I или II класса опасности, не попадают в зону разрушения взрывного воздействия и термического поражения, на них не предусматривается постоянных рабочих мест, они не относятся к классу КС-3 по другим критериям согласно Приложения А ГОСТ 27751-2014, а также не связаны с обеспечением бесперебойного функционирование автоматизированных систем контроля, управления, ПАЗ для перевода технологических процессов в безопасное состояние и аварийного останова технологических объектов.
3. Изменения уровня ответственности здания и сооружения возможно, если в ходе реконструкции предприятия, ликвидации ОПО они не попадают в зону разрушения взрывного воздействия и термического поражения, а также они не связаны с обеспечением бесперебойного функционирование автоматизированных систем контроля, управления, ПАЗ для перевода технологических процессов в безопасное состояние и аварийного останова технологических объектов.
Источник