Новые правила безопасности лифтов (краткая версия)
—>30 августа 2017 года вступили в силу новые правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017г. № 743.
На подходе – изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые введут административные наказания (штрафы и т.д.) за нарушение обязательных требований в сфере лифтового хозяйства.
В рамках данной статьи мы рассмотрим только те положения новых Правил, которые касаются эксплуатации лифтового оборудования.
- на лифты, предназначенные для использования и используемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море, самолетах и летательных аппаратах;
- на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и лифты специального назначения для военных целей;
- на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема-спуска грузов и конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека (с учетом комментариев Ростехнадзора);
- на объекты, используемые для личных, семейных и домашних нужд.
Ввод лифтов в эксплуатацию
- в составе объектов капитального строительства;
- после монтажа в связи с заменой или модернизации.
В данном случае речь идет о сдаче в эксплуатацию новых лифтов в составе жилых или нежилых объектов капитального строительства.
Процедура осуществляется, когда получено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. После этого, согласно п. 10 новых Правил, владелец лифта в течение 10 дней направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию (форму можно скачать на сайте ФСЭТАН) для постановки его на учет в соответствующем реестре.
В свою очередь Ростехнадзор (п. 11 Правил) в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления направляет владельцу лифта информацию (письмо) о постановке объекта на учет (как в случае с кранами и сосудами под давлением).
Ввод в эксплуатацию лифтов после замены и модернизации
В данном случае процедура выглядит сложнее. Перед вводом в эксплуатацию замененных или модернизированных лифтов на объект выезжает Ростехнадзор, который и примет решение о возможности его дальнейшего использования по назначению.
По новым Правилам алгоритм действий следующий:
- реквизиты декларации о соответствии требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
- реквизиты полиса на обязательное страхование лифтов по ФЗ № 225 от 27.07.2010.
Шаг 2. В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представитель Ростехнадзора выезжает на объект для проведения контрольного осмотра (п. 7 Правил), по результатам которого оформляется акт в 2 экземплярах (один экземпляр получает владелец объекта).
- поданное уведомления о вводе объекта в эксплуатацию содержит все необходимые сведения и не содержит нарушений;
- владелец лифта смог представить Ростехнадзору сопроводительную документацию объекта, декларацию соответствия ТР ТС 011/2011, договор со специализированной организацией и страховой полис.
Шаг 4. В течение 5 рабочих дней после успешного проведения контрольного осмотра оформляется Акт ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу объекта.
Шаг 5. Лифт ставится на учет в соответствующем реестре Ростехнадзора на основании акта ввода в эксплуатацию (в течение 5 рабочих дней владелец объекта получает письмо с учетным номером).
Обратите внимание!
1. Сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке его на учет владелец должен внести в паспорт объекта (п. 14 Правил).
- сопроводительной документации объекта (паспорт, руководство по эксплуатации и другие документы, предусмотренные ТР ТС 011/2011, в том числе техническая документация по замене или модернизации);
- декларации по ТР ТС 011/2011, зарегистрированной в едином реестре деклараций о соответствии;
- договора (договоров) со специализированной организацией на монтаж/демонтаж, обслуживание и ремонт лифта, либо документы, подтверждающие, что владелец объекта выполняет эти работы самостоятельно;
- полиса на обязательное страхование лифтов как опасных объектов.
- обеспечивает наличие документов, указанных в п. 9 Правил;
- в течение 10 рабочих дней со дня перехода к нему права владения и пользования лифтом направляет в Ростехнадзор уведомление о смене владельца объекта (форму можно скачать на сайте ФСЭТАН).
Требования к владельцам лифтов
1) Соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, а также руководства (инструкции) по эксплуатации.
2) Обеспечивать соответствие фактических параметров лифта основным техническим данным и характеристикам, указанным в сопроводительной технической документации.
3) Организовывать осмотр объекта, его обслуживание и ремонт, в том числе системы диспетчерского контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации.
4) Организовывать круглосуточное аварийно-технического обслуживание объекта в соответствии с Правилами и руководством (инструкцией) по эксплуатации.
5) Инициировать проведение технического освидетельствования (в период назначенного срока службы) и обследования (по истечении назначенного срока службы) объекта.
6) Обеспечивать соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций.
7) Назначать распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифта из числа квалифицированного персонала.
8) Выполнять мероприятия по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении тех. освидетельствования и обследования, в сроки, указанные в акте тех. освидетельствования или в заключении по результатам обследования.
9) Обеспечивать надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, и квалифицированным персоналом.
10) Обеспечивать сохранность сопроводительной документации объекта, декларации соответствия ТР ТС 011/2011, договора (договоров) со специализированной организацией, страхового полиса и других документов.
- сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой;
- правила пользования объектом.
- при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций до устранения такой угрозы;
- при наличии нарушений по перечню согласно Приложению № 1 к Правилам;
15) Хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений и выдавать их только квалифицированному персоналу, исключая доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта.
17) Обеспечивать электрической энергией оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.
Требования к специализированным организациям
Для выполнения работ по монтажу/демонтажу, обслуживанию (включая аварийно-техническое и обслуживание систем диспетчерского контроля) и ремонту владелец лифта может заключить договор (договоры) со специализированной организацией, которой передается копия руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Согласно п. 17 Правил, специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:
1) Быть юридическим лицом или ИП, зарегистрированным на территории РФ.
- выполняемых ими трудовых функций;
- требований Правил эксплуатации лифтов;
- требований руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;
- условий, технического состояния и особенностей использования лифтов;
- количества лифтов.
- объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности и положениям профессионального стандарта;
- перечень функций, обязанностей, прав и ответственности;
- меры по приведению лифта в положение, которое исключает возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые при нахождении объекта в неисправном состоянии;
- порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов на лифте.
- определяющий структуру управления;
- обеспечивающий каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий;
- закрепляющий обязанности квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров.
- ежемесячно;
- один раз в 3 месяца;
- один раз в 6 месяцев;
- один раз в 12 месяцев.
8) Устранять неисправности, не связанные с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в течение 24 часов с момента его остановки.
- лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта (проф. стандарт «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования», утв. Приказом Минтруда России от 17.01.2014 № 18н), на которое возлагается контроль за работой лифтеров и диспетчеров по контролю за работой лифтов;
- лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта, на которое возлагается контроль за работой электромехаников по лифтам. Сведения об указанном лице (ФИО, должность, дата и номер распорядительного акта о его назначении) и его подпись вносятся в паспорт объекта.
- электромеханика по лифтам (проф. стандарт «Электромеханик по лифтам», утв. Приказом Минтруда России от 20.12.2013 № 754н) из персонала по обслуживанию и ремонту объекта (в распорядительном акте нужно указать адрес каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров);
- лифтера (проф. стандарт «Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных», утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1082н);
- диспетчера по контролю за работой лифтов (проф. стандарт «Диспетчер аварийно-диспетчерской службы», утв. Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1120н).
Аварийно-техническое обслуживание и контроль за работой лифтов
Новые правила эксплуатации лифтов ввели понятие, которое ранее не было зафиксировано в нормативной базе. Речь идет об аварийно-техническом обслуживании, которое представляет собой «комплекс мероприятий по эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта), и пуску остановившихся объектов, а также устранение неисправностей, связанных с прекращением функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта» (п. 3 Правил).
- прием сведений о неисправностях и авариях, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия мер, а также контроль за исполнением таких мер;
- устранение неисправностей лифта и неисправностей двусторонней переговорной связи и (или) системы диспетчерского контроля.
1) выполнение требований п. 18 Правил (см. выше);
2) порядок функционирования аварийной службы, в том числе в ночное время, рабочие, выходные и праздничные дни;
3) порядок работы аварийной службы в экстремальных условиях (авария, пожар, затопление, прекращение энергоснабжения и т.д.);
4) необходимое количество квалифицированного персонала, его подбор и расстановку с учетом уровня квалификации;
5) требования об обеспечении работников аварийной службы запасными частями, материалами, оборудованием, транспортными средствами и средствами связи с диспетчером по контролю за работой лифтов;
6) порядок эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта) при его аварийной остановке.
Обратите внимание: эвакуация должна осуществляться лицом, обслуживающим объект (п. 16 Правил), в течение 30 минут после регистрации сведений об аварийной остановке. Ее должен проводить квалифицированный персонал с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации лифта.
Контроль за работой лифтов
- диспетчерский контроль;
- постоянный контроль квалифицированным персоналом, находящимся на объекте.
- размещение предупреждающих табличек на дверях шахты, посадочных этажах и площадках о нерабочем состоянии;
- выполнение действий, исключающих проникновение посторонних лиц в шахты, приямки, машинные, блочные и другие помещения, относящиеся к опасному объекту;
- обеспечение электробезопасности пользователей и квалифицированного персонала при их воздействии на аппараты управления и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта;
- назначение распорядительным актом лица, ответственного за обеспечение безопасности объекта на период приостановления работы.
Техническое освидетельствование и обследование лифтов
- Техническое освидетельствование – 1 раз в 12 месяцев (п. 4 ст. 6 ТР ТС).
- Обследование – по истечении назначенного срока службы (указан в паспорте) или через 25 лет со дня ввода лифта в эксплуатацию.
Обратите внимание: организации (ее квалифицированному персоналу), которая осуществляет техническое освидетельствование и обследование объектов, запрещается проводить такие работы на лифтах, принадлежащих ей и ее аффилированным лицам.
Результат тех. освидетельствования оформляется актом. По завершении обследования оформляется заключение. Данные об этих процедурах заносятся в паспорт объекта. Акт ТО и (или) заключение становятся частью сопроводительной документации лифта.
Нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов
В Приложении 1 к Правилам даны общий и дополнительный перечни нарушений обязательных требований к обеспечению безопасности лифтов.
К основным нарушениям относятся:
1. Непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования.
2. Отсутствие квалифицированного персонала для работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту объекта.
3. Отсутствие лица, ответственного за эксплуатации лифта и (или) организацию обслуживания и ремонта лифта.
- паспорта лифта;
- руководства (инструкции) по эксплуатации;
- сертификата соответствия на лифт и устройства безопасности лифта;
- декларации соответствия лифта.
6. Несоответствие конструкции, элементов и составных частей лифта требованиям паспорта, руководства по эксплуатации, проектной документации по установке, установочных и монтажных чертежей.
7. Нарушение требований в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности, установленных паспортом и (или) руководством по эксплуатации.
8. Неисправность цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности, указанных в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации объекта, при которой не исключен пуск или не обеспечивается остановка электродвигателя главного привода.
Дополнительные нарушения носят, как правило, инженерный характер и касаются технической исправности объектов. Среди них можно выделить «Возможность открытия дверей шахты снаружи без применения специального ключа» и «Отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала», которые мы бы отнесли к общему перечню нарушений.
Остались вопросы?
ИсточникИнструкция по эксплуатации объектов капитального строительства
Источник фото: https://www.pexels.com/
Передача технической документации многоквартирным домом (далее – МКД) на всех этапах от строительства до передачи управления при смене управляющей организации всегда являлось и является острой проблемой, несмотря на сроки и обязанность ее передачи, прописанные в законе.
После введения немаленьких административных штрафов ситуация немного улучшилась. Проблемы с технической документации на дома – новостройки более-менее урегулированы, так как в момент их сдачи в эксплуатацию законодатель уже установил ее необходимый перечень и формы.
Но в старом жилом фонде зачастую все печально: ведь в переходные периоды становления законодательства, развала и смены страны, власти, законов, различных форм организаций, их исчезновения в никуда, техническая документация в МКД либо отсутствовала, либо исчезала вместе с пропавшими организациями. Да и требования к ней раньше были иные, чем сейчас. Даже можно сказать, что особо никаких не было в силу законодательного неурегулирования в переходный период при развале одной страны и создании другой.
Если бы надзорные органы не стремились рьяно пополнять бюджет за счет организаций, штрафуя их за малейшие «нарушения» (по их мнению), когда все неустранимые сомнения никогда не трактуются в нашей стране ни судами, ни проверяющими в пользу того, которого они должны трактоваться, то и вопросы по сохранности и передаче технической документации МКД не стояли бы так остро перед управляющими организациями.
Перечень технической и иной документации МКД установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года (далее Правила 491).
Пунктом 24 Правил 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Пунктами 24-26 Правил 491 установлен состав технической и иной документации многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Правил 491 в состав технической документации на МКД обязательно входит инструкция по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя:
рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества;
рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества;
также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 25 Правил 491 Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
первый экземпляр — товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ), созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
второй экземпляр — по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
третий экземпляр — в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность застройщика передать инструкцию МКД закреплено в Правилах с 2006 года, хотя по факту этот документ не всегда изготавливается застройщиком при строительстве дома, еще реже его передают управляющей организации.
Пунктом 13 Приказа 45 установлено, что Застройщик не позднее дня, следующего за днем получения разрешения на введение объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию, направляет в адрес товарищества собственников жилья уведомление в письменной форме о передаче первого экземпляра инструкции с указанием места передачи.
Если на дату получения застройщиком разрешения на введение МКД в эксплуатацию в доме не создано ТСЖ, застройщик не позднее дня, следующего за днем получения разрешения на введение МКД в эксплуатацию, обязан разместить информацию о месте нахождения и порядке передачи второго экземпляра инструкции. Информация размещается на информационных стендах (на иных объектах, оборудованных для размещения информации), расположенных на прилегающей к МКД территории (на земельном участке, на котором расположен данный дом), в подъездах МКД, а также по месту нахождения застройщика.
Пунктами 17,18 Приказа 45 предусмотрено право любого собственника обратиться к Застройщику за получением инструкции, а также сведения, которые должны содержаться в таком требовании обратившегося собственника:
фамилию, имя, отчество обратившегося лица;
реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан);
место жительства, если собственником жилого помещения является физическое лицо;
либо полное наименование, организационно-правовая форма, адрес места нахождения, если собственником жилого помещения является юридическое лицо;
адрес места нахождения жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме;
реквизиты правоустанавливающего документа на жилое помещение;
прилагается копия правоустанавливающего документа на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, инструкция по эксплуатации которого подлежит передаче.
В течение 5 дней Застройщик должен принять письменное решение о передаче или отказе в передаче второго экземпляра инструкции собственнику, которое должно быть доведено до обратившегося собственника.
Кроме того, пунктом 21 Приказа 45 предусмотрено, что информация о факте передачи второго экземпляра Инструкции должна быть размещена застройщиком на информационных стендах в течение 1 рабочего дня, следующего за днем передачи второго экземпляра инструкции.
Естественно, если второй экземпляр уже передан иному собственнику, то Застройщик отказывает собственнику, обратившемуся позже. В письменном отказе обязательно должны быть указаны причины отказа, в том числе и сведения о собственнике жилого помещения МКД, которому уже передан экземпляр инструкции.
В случае, если никто из собственников не обратился к застройщику за инструкцией, Застройщик оставляет ее на хранение и обязан хранить документ в течение 3 лет (пункт 24 Приказа 45).
Третий экземпляр инструкции передается в муниципальный архив муниципального образования согласно законодательству об архивном деле (пункт 26 Приказа 45).
Все экземпляры инструкции в бумажном виде и электронном носителе (магнитном или цифровом) передаются под расписку. Требования к расписке содержаться также в пункте 26 Приказа 45. Расписка составляется в двух экземплярах, один экземпляр которой должен храниться у застройщика в течение 3 лет.
Приказ 45 также содержит раздел IX, устанавливающий правила хранения инструкции МКД.
Первый и второй экземпляр инструкции подлежит хранению у лиц, ее получивших.
Однако они подлежат передаче управляющей организации (далее – УО), если она осуществляет управление МКД на основании договора управления (пункт 27 Приказа 45) и в договоре управления указано условие о хранении инструкции в УО.
Также Приказ 45 предусматривает возможность передачи первых и вторых экземпляров инструкции, хранящихся у Застройщика, управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу (ЖК) или жилищно-строительному кооперативу (ЖСК), осуществляющему управление МКД, либо любому собственнику при непосредственном управлении (пункт 28).
УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК должны обеспечить финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для хранения и комплектования инструкции, а также доступ и возможность использования инструкции иными заинтересованными лицами.
Собственники помещений МКД и управляющая организация вправе пользоваться инструкцией, делать копии и выписки из нее. Если у собственников и (или) иных заинтересованных лиц не имеется возможности воспользоваться первым и вторым экземпляром инструкции, они вправе обратиться в архив за получением копии третьего экземпляра.
Пунктом 36 Приказа 45 установлены случи, когда в инструкцию МКД вносятся изменения:
реконструкции (модернизации) отдельных элементов общего имущества в МКД;
проведения ремонтных, строительно-монтажных, отделочных и иных работ, влияющих на характеристики и свойства элементов общего имущества в МКД;
возникновения или изменения сроков службы объектов (элементов) общего имущества в МКД.
Самое интересное, что в пункте 37 Приказа 45 указано, что изменения разрабатываются лицом (лицами), осуществляющим управление МКД, на основании рекомендаций, сведений, информации и иных данных, предоставленных лицом, проводящим реконструкцию (модернизацию) отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, и (или) лицом, проводящим ремонтные, строительно-монтажные, отделочные и иные работы, влияющих на характеристики и свойства элементов общего имущества в МКД.
Как всегда, наш законодатель предложил самим управляющим организациям придумать, кто же будет оплачивать выполнение таких изменений, ведь для этого необходимы определенные познания (соответственно, специалист с заработной платой и налогами на нее), и по большей части в сфере проведения реконструкции и капитального ремонта, которым, кстати, управляющие организации вообще не занимаются с момента внесения изменений в законодательство в 2014 году.
Ну, а как не любят повышения цены на квартплату жители многоквартирных домов, думаю, всем известно. Будь их воля и возможность, они легко бы потребовали содержать их дом бесплатно. Хотя многие суды и надзорные органыи так с легкостью возлагают на управляющие организации обязательства, не спорю, предусмотренные законом, но которые должны, в силу тех же норм закона, быть в полной мере профинансированы собственниками. Но эти нормы об обязанности финансирования в полном объеме всех работ по содержанию МКД не обязательно, по-видимому, вспоминать судам, когда они выносят решения. Ведь тогда придется большую часть предписаний надзорных органов (ГЖН) признавать незаконными, а решения принимать в пользу управляющих организаций – «воров», а не в пользу ГЖН, РСО и иже с ними…
Судебная практика однозначно считает инструкцию МКД обязательной частью технической документации и при истребовании ее в обязательном порядке выносятся решения об удовлетворении таких требований.
Определение ВС РФ от 27 февраля 2018 г. № 309-ЭС17-23612.Постановлением кассационной инстанции отменено решение апелляции об отказе и оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении требования ТСЖ об истребовании технической документации, в том числе и инструкции МКД:
«…При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, получение ответчиком индивидуализированного пакета документов от предыдущей управляющей организации либо застройщика, а равно документов, подтверждающих, какие действия предпринимались ответчиком в период управления по получению истребуемой документации от вышеназванных и иных лиц, суд округа пришел к выводу о том, что ответчиком, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не реализовано бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче технической документации».
Постановление 15 ААС от 22 июня 2018 г. № 15АП-8458/2018 по делу № А32-40783/2017:
«…Доказательства передачи застройщиком указанных жилых домов проектной и рабочей документации ответчику не представлено.
Из акта приема-передачи от 27.07.2017 следует, что истцу переданы технические паспорта МКД (пункт 3.9 уточненных требований) и списки собственников помещений в МКД (пункт 3.11 уточненных требований), а также имеющаяся в наличии информация об ИПУ (паспорта и акты опломбировки) (пункт 3.10 уточненных требований).
Пунктом 5 Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденное приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 № 45, также предусмотрено, что инструкция по эксплуатации многоквартирного дома разрабатывается и изготавливается застройщиком или иным лицом, по заданию заказчика. Доказательства разработки и передачи указанной инструкции ответчику в материалы дела не представлены.
Обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление жилым домом, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрена. Соответственно, обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту организацию, у которой она имелась. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.04.2016 № 303-ЭС16-3028 по делу № А51-35762/2014.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств объективной возможности передачи истцу истребуемой документации, в отсутствие доказательств, подтверждающих передачу МУП «Городская управляющая компания» документации, указанной в разделах 1-5, 7, 8, 9 уточненных требований, а также частичную передачу истцу документации (пункты 3.9 — 3.11 уточненных требований) по акту приема-передачи, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Доводы заявителя о том, что указанная в акте от 14.10.2016 № 489/33-07-Дпост документация передана в органы Ростехнадзора, значения не имеют. При доказанности наличия данной документации в распоряжении ответчика, неразумные действия последнего по безвозвратной передаче всей документации третьему лицу, с учетом установленной законом обязанности по ее хранению управляющей компанией, основанием для освобождения ответчика от восстановления данной документации и ее передачи истцу не являются».
Таким образом, управляющим организациям, управляющим многоквартирными домами после вступления в действие Правил 491, которые не имеют в наличии инструкции многоквартирного дома в составе технической документации, желательно выяснить, кому и когда такая инструкция (первый и второй ее экземпляры) была передана застройщиком, а в случае невозможности получения ее оригинала или копии от этих лиц – обратиться в муниципальный архив за получением копии инструкции МКД.
Иначе вполне возможно придется самим и за свой счет осуществлять ее восстановление, если кто-либо захочет воспользоваться инструкцией МКД или запросит ее копию либо если придется передавать техническую документацию иной управляющей организации по окончании или расторжении договора управления.
Ведь при рассмотрении дел о передаче техдокументации суд вполне возможно посчитает именно вашу управляющую организацию обязанной восстановить инструкцию МКД, так как вами не предпринято никаких мер по ее истребованию в период управления домом. Ну а про составление протоколов органами ГЖН при наличии малейшей возможности и поводов для этого, думаю, и говорить не стоит…
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ. Вся необходимая информация здесь.
ИсточникИнструкция по эксплуатации объектов капитального строительства
1.Основные требования законодательства к эксплуатации зданий, сооружений
1.1. Градостроительный кодекс Российской Федерации
1. Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде ….… архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
статья 1, п.1, (ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ, введена Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений).
2. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
статья 55.24, часть 5.
3. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий … в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
статья 55.24, часть 7.
4. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, должен входить раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».
статья 48, часть 12, п.10.1),(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1.2. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», №384-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений (статья 1)..
2. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации ( статья 3, часть 1);
3. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями (статья 3, часть 6, п. 5)).
4. В проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть предусмотрены (статья 15, часть 9):
1) возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей;
2) минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения;
3) сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения;
4) сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, повреждение которых может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
5. Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (статья 15, часть 10).
2.Требования законодательства, регулирующие отношения на стадии эксплуатации жилых зданий
2.1. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве много квартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», №214-ФЗ,
Нормативный правовой акт, устанавливающий требование
1. Гарантийный срок для объекта долевого строительства не может составлять менее пяти лет, а технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта, менее трёх лет (п. 5 ст.7).
Федеральный закон №214-ФЗ, статья 7, п. 5.
2. Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока (п. 6 ст.7).
Федеральный закон №214-ФЗ, статья 7, п. 6.
3. Застройщик не несёт ответственности за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа такого объекта долевого строительства или его частей, нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, а также иных обязательных требований к процессу его эксплуатации либо вследствие ненадлежащего его ремонта, проведенного самим участником долевого строительства или привлечёнными им третьими лицами.
Федеральный закон №214-ФЗ, статья 7, п. 7.
4. К отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключённого гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законодательство о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2013г.,п.10.
2.2. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
1. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров. Эта информация, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам).
2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации).
3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, является следствием нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
3.Основные требования нормативных правовых актов к эксплуатации зданий, сооружений
Нормативный правовой акт, устанавливающий требование
1.Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, п.24, п.п.г), утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. №491 (с изменениями и дополнениями от:6 мая 2011 г., 3 апреля, 14 мая 2013 г., 26 марта 2014 г.).
2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, передачи, пользования и хранения инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (далее — Инструкция), а также порядок внесения изменений в Инструкцию.
Инструкция является технической документацией на многоквартирный дом.
Инструкция разрабатывается в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также в целях обеспечения контроля за состоянием указанного имущества.
В Инструкцию включаются рекомендации застройщика (подрядчиков) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, рекомендуемые сроки службы отдельных частей (объектов, элементов) общего имущества. В Инструкцию могут быть включены рекомендации проектировщиков, поставщиков (изготовителей, продавцов) строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утверждённой приказом Министерства регионального развития российской федерации от 1 июня 2007 г. № 45, п.1,2,3, и 4.
3.Проект должен включать инструкцию по эксплуатации квартир и общественных помещений дома, которая должна содержать данные, необходимые арендаторам (владельцам) квартир и встроенных общественных помещений, а также эксплуатирующим организациям для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе: схемы скрытой электропроводки, места расположения вентиляционных коробов, других элементов здания и его оборудования, в отношении которых строительные действия не должны осуществляться жильцами и арендаторами в процессе эксплуатации. Кроме того, инструкция должна включать правила содержания и технического обслуживания систем противопожарной защиты и план эвакуации при пожаре.
Свод правил «Здания жилые многоквартирные» СП 54.13330.2011, п.4.4. Дата введения 2011-05-20. (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003)
4.Требования к эксплуатационным документам на изделия межгосударственных и государственных стандартов
Пример. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия. ГОСТ 30674-99
Источник