Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства / Комментарий, разъяснение, статья от 01 января 2013 г.
Перечень объектов государственного контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ
С 1 июля 2021 года в России действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), который заложил новые основы контрольно-надзорной деятельности в нашей стране. И среди прочего он установил, что относится к объектам государственного контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ.
Что закон относит к объектам
На основании ст. 16 Закона № 248-ФЗ с 01.07.2021 объектами госконтроля и надзора, муниципального контроля являются:
ВИД ОБЪЕКТА
ПОЯСНЕНИЕ
Территории, вкл. водные, земельные и лесные участки
Оборудование, устройства, предметы, материалы
Компоненты природной среды
Уточним, что обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).
Ещё Закон № 248-ФЗ отдельно выделяет объекты постоянного государственного контроля (ст. 97). Это когда инспекторы постоянно пребывают на объектах. Но такой контроль касается только следующих сфер:
- промышленная безопасность;
- безопасность гидротехнических сооружений;
- пробирный надзор.
Учёт объектов контроля
Контрольные (надзорные) органы по своим видам контроля должны обеспечивать учет соответствующих объектов контроля в соответствии с Законом № 248-ФЗ, положениями о видах контроля.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля контрольные (надзорные) органы используют следующие источники:
- информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами;
- получаемую в рамках межведомственного взаимодействия;
- общедоступные данные (СМИ, Интернет, соцсети и др.).
При учета объектов контроля по общему правилу контролируемых лиц не могут обязать представлять сведения о них. Но есть 2 исключения:
- иное предусмотрено федеральными законами;
- соответствующие сведения/документы есть в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Какое значение имеют объекты контроля
Суть в том, что объекты контроля проверяющие относят к одной из 6 категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Это (ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск (если объект отнесли к этой категории, то его плановые проверки не проводят).
Если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к низкому риску (ч. 4 ст. 24 Закона № 248-ФЗ).
КАТЕГОРИЯ РИСКА
КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА
В отношении объектов контроля могут быть определённые поблажки (ч. 8 и 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):
- Положением о виде контроля могут быть установлены сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий, их особенности;
- федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение от плановых мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный нарушением обязательных требований.
Положением о виде контроля может устанавливать запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении таких объектов контроля.
При отнесении объектов контроля к категориям риска проверяющие учитывают в совокупности ряд факторов:
- степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований;
- вероятность их наступления (выделяют видов объектов контроля со схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда/ущерба);
- добросовестность контролируемого лица при соблюдении обязательных требований.
Использование системы управления рисками позволяет инспекторам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.
В свою очередь, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.
В решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязательно должен быть назван объект контроля, его адрес.
Основанием для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может быть проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими органами (ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Контрольные (надзорные) мероприятия проводят с учетом (ч. 3 ст. 65 Закона № 248-ФЗ):
- внутренних правил и/или установлений контролируемых лиц;
- режима работы объекта контроля.
Эти моменты учитывают, если они «не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий».
ИсточникКакие объекты капитального строительства не поднадзорны Главному управлению государственного строительного надзора Московской области? К объектам не поднадзорным Главгосстройнадзору Московской области относятся: 1) строящиеся, реконструируемые. объекты капитального строительства , которые по своим техническим параметрам относятся к объектам , указанным в ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация на строительство , реконструкцию которых не подлежит экспертизе
Как определить поднадзорность объекта строительства
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, N 1, 2013 год
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
Государственный строительный надзор осуществляется территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору и межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», а также в соответствии со следующими руководящими документами:
Поднадзорные государственному строительному надзору объекты
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
Число поднадзорных объектов государственного строительного надзора на конец 2012 года составило 13841, из них 64 — объекты использования атомной энергии.
Осуществление проверок объектов капитального строительства на соответствие выполняемых работ и их результатов, а также применяемых материалов требованиям проектной документации, технических регламентов, обязательным требованиям стандартов, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в рамках государственного строительного надзора:
— территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено 14727 проверок, из них 12473 проверки объектов строительства, 2234 проверки объектов реконструкции, 20 проверок объектов капитального ремонта;
— межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведено 162 проверки, из них 140 проверок объектов строительства, 22 проверки объектов реконструкции.
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
ИсточникВсе остальные объекта строительства , не попадающие под указанные параметры требуют проведения государственной экспертизы проекта и, соответственно, подлежат государственному строительному надзору. Следует разделять понятия, изложенные в статье 53 ГрК « строительный контроль» и в статье 54 ГрК «государственный строительный надзор». … Также указанным Постановлением определено , что научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. … Постановлением Правительства РФ № 54 определены задачи государственного…
Как определить поднадзорность объекта строительства
Рабочее время:
с 8: 30 до 17: 30
Перерыв:
с 13: 00 до 14: 00
Выходные дни:
суббота, воскресенье
Главная » Документы » Документы ГСН » Доклад «Проблемы правоприменения положений ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ»
Проблемы правоприменения положений ч. 1.1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
1. Изменения градостроительного законодательства в части уведомлений (п.1 ч.12 ст.51_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) органов местного самоуправления о планируемых, завершенных строительством/реконструкцией объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, а также о сносе объектов капитального строительства.
С 1 октября 2018 года инспекция государственного строительного надзора Новгородской области (далее инспекция) была выделена в отдельный орган исполнительной власти Новгородской области, осуществляющий региональный государственный строительный надзор и контроль за долевым строительством на территории Новгородской области.
Федеральным законом N 340-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены дополнительные основания проведения государственного строительного надзора (статья 54 дополнена частью 1.1.) и определены особенности его осуществления (статья 54 дополнена частями 6.1. — 6.3.);
Указанные изменения вступили в силу с 4 августа 2018 года.
Рассмотрим условия и порядок осуществление государственного строительного надзора, проводимого в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч.1.1. ст.54.
В отличие от части 1, часть 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса предусматривает иные условия и иные объекты, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор.
Так, в соответствии с ч.1.1. ст.54 Градостроительного кодекса РФ можно выделить следующие основания для осуществления государственного строительного надзора:
1) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, в отношении которых государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки и только при наличии определенных частью 1.1. ст.54 оснований для ее проведения;
2) завершение работ по строительству, по реконструкции (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, в отношении которых государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки и только при наличии определенных частью 1.1. ст.54 оснований для ее проведения.
Государственный строительный надзор по основаниям, определенным частью 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, осуществляется при одновременном наличии следующих условий:
во-первых, при проведении одного из следующих видов деятельности — строительства, реконструкции, завершения работ по строительству (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) или завершения работ по реконструкции (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию);
во-вторых, в отношении следующих объектов — объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса РФ;
На основании обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, ОМС, из СМИ только при наличии определенных частью 1.1. ст.54 оснований для ее проведения:
1. О фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда (подп.»б» п.2 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ);
2. О нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54, установленных ПЗЗ (правилами землепользования и застройки), документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом РФ.
Как видим, не все объекты строительства и реконструкции подлежат государственному строительному надзору.
Так, государственный строительный надзор не проводится при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте некапитальных строений, сооружений (т.е. всех тех объектов, которые не подпадают под категорию «объекты капитального строительства»).
Не проводится государственный строительный надзор и при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Кроме того, Градостроительный кодекс РФ определяет ограниченные основания для осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54.
2. Проведение проверок инспекцией по ч.1.1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Особенности организации и проведения проверок установлены ч. 6.1 и 6.2 ст. 54 ГрК РФ.
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в ч. 1.1 статьи 54 ГрК РФ, являются:
— проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство;
— проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами — в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.
В случае если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство,
а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами,
орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 ГрК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства – Министерством строительства Российской Федерации (далее Минстрой России) (ч. 3 ст. 55_32 ГрК РФ).
На 15.04.2019 такая форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки Минстроем России не утверждена.
При этом Минстрой России в ответе комитету государственного строительного надзора города Москвы от 08.10.2018 № 41019-ЮГ/02 отметил, что «до утверждения формы уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, допускается направление таких уведомлений в письменной форме, содержащих определенные частью 6.2 статьи 54 ГрК РФ факты, с приложением документов, подтверждающих согласно части 2 статьи 55.32 ГрК РФ наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Результаты проведенной проверки, указанные в ч. 6.2 статьи 54 ГрК РФ, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.
Застройщиком согласно положениям п. 16 ст. 1 ГрК РФ является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство или реконструкцию ОКС.
Как показала практика, все внеплановые выездные проверки по указанной категории объектов проводятся в отношении физических лиц, присутствие которых при проверках является обязательным, а фактически неисполнимым. При этом штатным расписанием инспекции дополнительные полномочия не были учтены.
Таким образом, по объективным причинам осуществление инспекцией регионального государственного строительного надзора в отношении ранее не поднадзорных объектов невозможно в полном объеме.
Аналогичная ситуация сложилась в других регионах, которыми направлены запросы от регионов:
1. в Минстрой России;
2. в прокуратуру.
1. Направлено обращение в прокуратуру Новгородской области с информацией по проведённым визуальным осмотрам, изложена позиция и вопросы.
2. Обсудили сложившуюся ситуацию на общественном совете. От имени общественного совета направлено обращение в адрес Губернатора Новгородской области с предложениями по взаимодействию инспекции с органами местного самоуправления.
3. Проведены выездные проверки (осмотры) по уведомлениям из ОМС о несоответствии построенных ИЖС.
4. Рассмотрены материалы с актами осмотров ОМС, возбуждены административные дела.
Инспекция направила обращение в прокуратуру Новгородской области, изложив свою позицию, а именно: разъяснить возможность проведения проверок (правомерность действий инспекции) в отсутствии федерального порядка согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ для осуществления надзорных функции в рамках частей 1.1, 6.1, 6.2 статьи 54 ГрК РФ.
3. Взаимодействие органов местного самоуправления и инспекции по выявлению, и привидению в соответствие с действующим законодательством.
Статья 54 ГрК РФ дополнена частями 1.1, 6.1, 6.2 в соответствии с которыми на Инспекцию возложены дополнительные полномочия по осуществлению проверок объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 ГрК РФ, а также направление по результатам таких проверок в орган местного самоуправления (далее ОМС) уведомлений о выявлении самовольной постройки, с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
При поступлении обращений или непосредственном выявлении ОМС фактов строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, рассматриваем направленные ОМС в Инспекцию материалы, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При поступлении соответствующих материалов, Инспекцией возбуждается и рассматривается дело об административном правонарушении.
В настоящее время о результатах рассмотрения дела об административных правонарушениях Инспекция соответствующую информацию направляет в ОМС (постановление о привлечении к административной ответственности).
Полагаем, что при непосредственном выявлении ОМС признаков самовольного строительства, предусмотренных ч. 1 ст. 222 ГК РФ, а также поступлении обращений и постановлений Инспекции о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ орган местного самоуправления должен предъявить в публичных интересах в суд иск о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями либо самостоятельно принять соответствующее решение в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 222 ГК РФ.
В период с ноября по март 2019 года в инспекцию поступило 88 уведомлений от ОМС, из них уведомлений:
1) о несоответствии построенного объекта предельным параметрам разрешенного строительства — 47
2) о несоответствии планируемых объектов капитального строительства отступам от границ земельного участка — 41
Кроме того, о сносе – 46 уведомлений.
Как показала практика, все внеплановые выездные проверки на основании поступивших в инспекцию уведомлений, необходимо проводить в отношении физических лиц.
В целях осуществления государственного строительного надзора на основании информации, поступившей от органов МСУ, в 2019 году инспекцией был осуществлен выезд на 21 объект капитального строительства.
В результате инспекцией визуально осмотрено 13 объектов ИЖС, садовых домов. При этом установить факт соответствия или несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства не представляется возможным, поскольку для этого необходим кадастровый инженер со специальными контрольно-измерительными приборами. В штате инспекции специалист со знанием кадастровых работ отсутствует.
Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с подпунктом б) пункта 11 РД 11-04-2006, утвержденным приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129, при проведении проверки должностное лицо инспекции вправе проводить только визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий).
В некоторых случаях сотрудникам инспекции не был обеспечен доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки, ввиду отсутствия собственников на объектах ИЖС или садовых домах.
Кроме того, в 8 случаях не удалось определить точное местоположение объекта ИЖС или садового дома по причине отсутствия межевания территорий населенных пунктов, а также в связи со сложностями идентификации объекта – отсутствием адресных табличек, нумерации домов, особенно на территории садово-огороднических товариществ.
Результат по осмотрам ИЖС — нулевой.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения уведомлений составлены и направлены информационные письма в адрес застройщиков и органы местного самоуправления.
По материалам ОМС возбуждены производства по КоАП:
в отношении трёх объектов капитального строительства составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (строительство без разрешения на строительство).
По итогам рассмотрения двух дел об административном правонарушении оштрафованы 3 застройщика, штраф в размере по две тысячи рублей назначен каждому.
Проблемы организации и проведения проверок ИЖС и садовых домов:
1. Проведение проверок возможно только в период строительства, реконструкции ИЖС. В этой связи, уведомление органа местного самоуправления муниципального образования о несогласовании строительства ИЖС не является само по себе основанием для организации и проведения проверки.
2. Не ясна процедура проверки установленных в ПЗЗ параметров, которые определяют расстояния от строящегося объекта ИЖС до других объектов, расположенных на других смежных участках, доступ на которые ограничен.
3. Граница ограждения земельного участка (забор), на котором строится ИЖС, не может являться подтверждением установленных границ земельного участка, поставленных на кадастровый учет в Росреестре, в связи, с чем обеспечить замеры отступов от границ земельного участка до строящегося здания без участия кадастрового инженера невозможно.
При этом органы местного самоуправления муниципальных образований вправе направить материалы таких проверок в инспекцию для привлечения нарушителей к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП.
Необходимые достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) информация о собственнике и (или) ином правообладателе земельного участка;
3) разрешительные документы: ГПЗУ, разрешения на строительство, уведомление о начале строительствареконструкции;
4) вид разрешенного использования земельных участков;
5) акт визуального осмотра ОКС — фотофиксация фактического строительства объекта капитального строительства с привязкой к местности (акт муниципального контроля);
6) выводы о нарушении требований ч. 2 ст. 51 ГрК РФ, необходимости получения разрешения на строительство и указание на привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Считаем, что необходимо отладить «обратную связь» между инспекцией и органами местного самоуправления, после выявления инспекцией самовольной постройки хотелось бы «отслеживать» ее дальнейшую судьбу.
Источникархитектурно- строительному проектированию, строительству , реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации. … Под строительством и реконструкцией объектов капитального строительства понимаются соответственно определения …
Что такое классы опасности производственных объектов
Опасные производственные объекты — это промышленные предприятия, которые в наибольшей степени подвержены риску серьезной аварии. Они разделяются на 4 класса потенциальной угрозы, от которых зависят правила их эксплуатации.
Что такое опасный промышленный объект
Основным нормативно-правовым актом, содержащим определение понятия опасных промышленных объектов и их категоризацию, является федеральный закон N 116-ФЗ. В частности, приложение № 1 к этому документу устанавливает, что опасные производственные объекты — это предприятия, которые подвержены воздействию потенциально рискованных факторов.
Эти группы включают в себя следующие типы производств:
- производства, имеющие своей целью создание, хранение, обработку, перевозку либо ликвидацию вредных веществ;
- производства, использующие в своей работе машины и оборудование, основанное на принципе использования давления, превышающего 0,07 мегапаскаля;
- производства, в постоянном режиме применяющие различные механизмы для подъема грузов, включая фуникулеры, эскалаторы и канатные дороги;
- производства, применяющие механизмы и оборудование для получения, обработки и транспортировки расплавленного металла производственной мощностью свыше 500 килограммов;
- производства, ориентированные на осуществление горных и горнообогатительных работ;
- производства, связанные с получением, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственного сырья, в процессе которых образуются твердые или газообразные вещества, склонные к самовоспламенению.
Ряд предприятий, обладающих признаками опасного производства, к таковым не относится. В частности, к ним принадлежат горнодобывающие и перерабатывающие породу предприятия, которые проводят работы открытым способом без применения взрывов. Не признаются опасными электросетевые хозяйства и газоперерабатывающие предприятия, использующие оборудование, давление на котором не превышает 0,005 мегапаскалей.
Нормативная база
Основными нормативными документами, которые регулируют порядок присвоения классов опасности объектов, являются:
-
, посвященный вопросам промышленной безопасности;
- приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471, определяющий порядок ведения Единого государственного реестра; о техническом регулировании; об обязательном страховании ответственности собственников ОПО;
- другие нормативные документы.
Численность опасных производств в России
В настоящий момент официальная информация об общем количестве производств в России и об их принадлежности к тому или иному классу опасности является закрытой. Единый государственный реестр опасных производственных объектов (ОПО), в котором обязательно регистрируются такие компании, тоже не размещается в открытом доступе. Единственным надежным источником информации о ситуации в этом сегменте остается Ростехнадзор, но он публикует только эпизодические данные в формате новостей без установленной регулярности. Так, по последней информации, поступившей от ведомства, по состоянию на конец 2017 года список производств, поднадзорных контролирующему ведомству, включает следующие позиции.
Ориентировочное количество в России
Производственные объекты государственного энергетического надзора
Более 2,2 миллионов
Опасные производственные предприятия
Более 174 тысяч
Производственные объекты государственного строительного надзора
Научные и исследовательские проектные организации
Исследовательские ядерные установки
Энергоблоки атомных станций
Промышленные предприятия, использующие ядерный топливный цикл
Количество опасных предприятий по регионам РФ (по данным Ростехнадзора)
Регион | Количество опасных производственных объектов |
1 Республика Адыгея | 322 |
2 Республика Башкортостан | 1379 |
3 Республика Бурятия | 682 |
4 Республика Алтай | 4 |
5 Республика Дагестан | 1448 |
6 Республика Ингушетия | 21 |
7 Кабардино-Балкарская Республика | 334 |
8 Республика Калмыкия | 120 |
9 Карачаево-Черкесская Республика | 498 |
10 Республика Карелия | 1583 |
11 Республика Коми | 1460 |
12 Республика Марий Эл | 1721 |
13 Республика Мордовия | 1243 |
14 Республика Саха (Якутия) | 113 |
15 Республика Северная Осетия — Алания | 167 |
16 Республика Татарстан | 6736 |
17 Республика Тыва | 99 |
18 Удмуртская Республика | 1300 |
19 Республика Хакасия | 1139 |
20 Чеченская Республика | 269 |
21 Чувашская Республика (Чувашия) | 3194 |
22 Алтайский край | 671 |
23 Краснодарский край | 7283 |
24 Красноярский край | 10630 |
25 Приморский край | 2872 |
26 Ставропольский край | 3533 |
27 Хабаровский край | 4544 |
28 Амурская область | 1486 |
29 Архангельская область | 2723 |
30 Астраханская область | 3073 |
31 Белгородская область | 5600 |
32 Брянская область | 2564 |
33 Владимирская область | 3793 |
34 Волгоградская область | 6723 |
35 Вологодская область | 2785 |
36 Воронежская область | 9448 |
37 Ивановская область | 2178 |
38 Иркутская область | 5030 |
39 Калининградская область | 1174 |
40 Калужская область | 3697 |
41 Камчатский край | 87 |
42 Кемеровская область | 1846 |
43 Кировская область | 2459 |
44 Костромская область | 1122 |
45 Курганская область | 1756 |
46 Курская область | 3921 |
47 Ленинградская область | 2973 |
48 Липецкая область | 3499 |
49 Магаданская область | 122 |
50 Московская область | 38503 |
51 Мурманская область | 2486 |
52 Нижегородская область | 2165 |
53 Новгородская область | 1696 |
54 Новосибирская область | 5811 |
55 Омская область | 501 |
56 Оренбургская область | 2000 |
57 Орловская область | 3022 |
58 Пензенская область | 3275 |
59 Пермский край | 4935 |
60 Псковская область | 1323 |
61 Ростовская область | 4473 |
62 Рязанская область | 4302 |
63 Самарская область | 6141 |
64 Саратовская область | 7222 |
65 Сахалинская область | 218 |
66 Свердловская область | 10325 |
67 Смоленская область | 3063 |
68 Тамбовская область | 2273 |
69 Тверская область | 2222 |
70 Томская область | 2576 |
71 Тульская область | 2169 |
72 Тюменская область | 7695 |
73 Ульяновская область | 2951 |
74 Челябинская область | 7658 |
75 Забайкальский край | 700 |
76 Ярославская область | 4494 |
77 г. Москва | 22695 |
78 Санкт-Петербург | 25954 |
79 Еврейская автономная область | 81 |
83 Ненецкий автономный округ | 148 |
86 Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) | 6089 |
87 Чукотский автономный округ | 7 |
89 Ямало-Ненецкий автономный округ | 1373 |
91 Республика Крым | 1380 |
92 Севастополь | 1246 |
Классификация опасных производств
Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.
Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.
I класс: чрезвычайно высокая опасность
В соответствии с критериями, зафиксированными в 116-ФЗ, I класс ОПО — это производства, характеризующиеся чрезвычайно высоким риском аварий, в том числе те, на которых:
- осуществляется хранение и уничтожение химического оружия;
- производят специальную химию;
- шахты угольной промышленности;
- другие производства, где осуществляются подземные горные работы, сопряженные с риском взрыва либо внезапного выброса газа или пыли, выброса породы или горного удара, прорыва воды в выработку.
II класс: высокая опасность
Также приложение № 2 к 116-ФЗ определяет, какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов 2 класса:
III класс: средняя опасность
Промышленные производства входят в III класс, если это:
- производственные объекты бурения либо добычи нефти, газа, газового конденсата, если здесь возможны выбросы, содержащие от 1 до 6% сернистого водорода;
- опасные объекты транспортировки природного газа под давлением 0,005-1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа давлением 0,005-1,6 МПа;
- предприятия, занимающиеся теплоснабжением граждан и социально значимых групп потребителей, и другие сети теплоснабжения, использующие оборудование под давлением больше 1,6 МПа, функционирующее при температуре свыше 250 градусов Цельсия;
- подвесные дороги канатного типа;
- компании, осуществляющие расплав металлов на оборудовании мощностью 5000-10000 килограммов;
- компании, где осуществляются открытые горные работы на оборудовании мощностью 100 тыс. – 1 млн. кубометров в год либо производится обогащение полезных ископаемых;
- элеваторы и другие ОПО в сфере производства муки, крупы или комбикормов.
IV класс: низкая опасность
К IV классу, характеризующемуся низкой опасностью, относятся категории производственных объектов, где осуществляется:
- добыча или бурение нефти, газа, газового конденсата, если они не отнесены к I-III категориям опасности;
- теплоснабжение граждан и других социально значимых групп потребителей, если они не отнесены к иным категориям опасности;
- работа стационарно установленных механизмов для подъема грузов, фуникулеров, эскалаторов в метрополитенах;
- ведение открытых горных работ объемом выработки до 100 тыс. кубометров в год;
- производство муки, крупы, комбикормов, если такое производство не отнесено к III категории опасности.
Как определить класс
Для предприятий, которые расположены в особых зонах, при отнесении ко II, III или IV классу опасности устанавливается более высокая категория. Это касается тех опасных производственных объектов, которые расположены:
- на территориях особо охраняемых природных зон;
- на континентальном шельфе РФ;
- во внутренних морских акваториях или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
- на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.
Если конкретное предприятие по используемым критериям может относиться к разным категориям, определение опасного производственного объекта в части принадлежности к классу осуществляется по наиболее высокому, то есть опасному из них.
Кому необходимо присваивать класс
Потенциально каждое производство может оказаться опасным. Проводить оценку факторов, определяющих степень риска аварии на производстве и ее влияния на благополучие отдельных людей и общества в целом, придется для любого предприятия, имеющего признаки, перечисленные в приложении № 1 к 116-ФЗ. Каждому из них присваивается класс от I до IV.
На что влияет класс предприятия
Присвоенный класс влияет на правила эксплуатации. От этого параметра будут зависеть:
- внесение в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и частота плановых проверок;
- необходимость подготовки особых видов документов, включая декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварийных ситуаций и проч.;
- необходимость получения лицензии на ведение некоторых видов работ;
- осуществление постоянного государственного надзора;
- необходимость внедрения системы управления промбезопасностью или создания спасательных подразделений;
- другие обязательства.
Как правило, наиболее строгие требования устанавливаются для производств, отнесенных к I и II категориям опасности.
Примеры присвоения класса
Присвоение конкретной категории осуществляется в соответствии с критериями, зафиксированными в приложении № 2 к 116-ФЗ. В зависимости от конкретных параметров предприятия его отнесут к разным классам опасности. Например, вот сколько категорий ОПО существует для производственных объектов, где ведутся горные работы:
- I — если это угольная шахта или другая подземная добыча, где происходят внезапные события вроде выбросов пыли, газа, воды, горной породы;
- II — если это наземное производство, где ведутся открытые горные работы, в результате которых объем разрабатываемой горной массы превышает 1 миллион кубометров в год;
- III — если здесь обогащаются полезные ископаемые или ведутся открытые горные работы, обеспечивающие объем разработки в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год;
- IV — если это небольшое производство для ведения открытых горных работ мощностью до 100 тысяч кубометров разработки ежегодно.
Как присвоить класс
Эксплуатирующая его организация обязана сама оценить признаки возможного риска и определить класс опасности. По результатам такой работы оформляются подтверждающие документы, которые предоставляются в Ростехнадзор при регистрации объекта. Контролирующее ведомство проверяет выводы эксплуатирующей организации и вносит соответствующие сведения в Реестр ОПО. Также присвоение класса осуществляется в следующих случаях:
- перерегистрация производства в связи с изменением состава и качества входящих в него компонентов либо информации об организации;
- перерегистрация предприятия в случае, если ему не присвоен класс опасности в соответствии с действующим законодательством.
Заказать расчет стоимости
Обязанности эксплуатирующей организации
Эксплуатация опасного производства осуществляется специализированной организацией. В соответствии с частью 1 статьи 9 116-ФЗ она обязана:
- соблюдать требования законодательства, в том числе в части лицензирования работ, и локальных нормативных документов, включая обоснование безопасности. Соответствующие нормативные документы следует иметь непосредственно на объекте;
- в установленном порядке информировать контролирующие органы о ходе работ на объекте и форс-мажорных ситуациях;
- обеспечивать наличие укомплектованного штата квалифицированных работников, способных безопасно эксплуатировать производственное оборудование и не имеющих медицинских противопоказаний к таким задачам;
- осуществлять производственный контроль, в том числе с применением специального измерительного оборудования;
- препятствовать несанкционированному доступу на объект;
- предотвращать аварии, а если это не удалось – минимизировать их последствия и тщательно расследовать причины, чтобы больше не допустить таких событий;
- осуществлять страхование гражданской ответственности собственника объекта на случай аварии;
- выполнять другие требования законодательства, включая требования, установленные для особых категорий ОПО, отнесенных к I или II классу опасности.
Обязанности работников опасных промышленных объектов
Часть 2 статьи 9 116-ФЗ указывает, что работники ОПО обязаны:
- соблюдать требования законодательства и локальных правовых актов;
- регулярно проходить обучение и медосмотры;
- соблюдать правила техники безопасности;
- информировать руководителя о форс-мажорных ситуациях на объекте;
- в случае особых обстоятельств – срочно останавливать работу и принимать участие в локализации аварии и устранении ее последствий.
Страхование объектов
В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник ОПО обязан заключить договор страхования своей ответственности за причинение возможного вреда, который наступит в случае аварии на объекте. Это связано с тем, что риск такого события нельзя полностью исключить даже при соблюдении всех установленных требований. Поэтому в случае, если авария все-таки произойдет, страховка покроет возможные расходы. Порядок страхования для этой сферы деятельности и виды опасных объектов, которые обязаны заключать договор, определены положениями федерального закона № 225.
Источникедеральный государственный строительный надзор при строительстве , рекон-струкции объектов капитального строительства осуществляется территориаль-ными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее — территориальные управления) и межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее — МТУ по надзору за ЯРБ) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Россий-ской Федерации» и в. … Объекты , поднадзорные федеральному государственному строительному надзору.
Порядок осуществления проверок объектов строительства службой государственного строительного надзора
Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ осуществляет:
— государственную экспертизу проектной документации и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий (статья 49 ГрК РФ);
— государственный строительный надзор (статья 54 ГрК РФ).
В рамках реализации указанных полномочий в Службе созданы и функционируют два основных управления: Управление государственной экспертизы и Управление государственного строительного надзора.
В составе Управления государственного строительного надзора создан отдел по надзору за специальными видами работ. Сотрудники отдела осуществляют в рамках государственного строительного надзора пожарный, санитарно-эпидимиологический и экологические надзоры на объектах строительства.
Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
Для того, чтобы определить необходимость проведения государственной экспертизы проектов необходимо обратиться к положениям статьи 49 ГрК РФ:
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три , предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков , количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций , количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Все остальные объекта строительства, не попадающие под указанные параметры требуют проведения государственной экспертизы проекта и, соответственно, подлежат государственному строительному надзору.
Следует разделять понятия, изложенные в статье 53 ГрК «строительный контроль» и в статье 54 ГрК «государственный строительный надзор». Так, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, и имеет целью проверку выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов. Несмотря на схожесть целей указанные виды деятельности не заменяют друг друга, а должны дополнять друг друга, кроме того, при проведении государственного строительного надзора проверяется качество выполнения строительного контроля на объектах строительства.
Предметом государственного строительного надзора является проверка (статья 54 ГрК РФ):
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса:
2) Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
3) Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Порядок осуществления государственного строительного надзора определяется Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». В данном постановлении содержится «Положение об осуществлении государственного строительного надзора в российской Федерации».
Также указанным Постановлением определено, что научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Поэтому приказы этого ведомства, называемые также РД (Руководящие документы) также определяют порядок осуществления государственного строительного надзора.
Постановлением Правительства РФ № 54 определены задачи государственного строительного надзора как выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком или лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Следует обратить внимание, что впервые нарушения проектной документации сопоставлены и приведены к одному уровню с нарушениями нормативных документов и несет за собой такие же последствия.
Государственный строительных надзор осуществляется в форме ПРОВЕРОК соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (статья 9 положения об осуществлении ГСН).
Проверке подлежат соблюдение работ по монтажу конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей) и инженерных систем и оборудования. В указанный общий перечень попадают работы:
— по обеспечению устойчивости здания, в том числе: монтаж конструкций и/или обеспечение их пределов огнестойкости, повышение устойчивости конструкций при различных режимах эксплуатации здания, в том числе при пожаре или других чрезвычайных обстоятельствах;
— монтаж инженерных сетей и систем, обеспечивающих безопасность здания на стадии строительства и эксплуатации, в том числе монтаж систем автоматической противопожарной защиты здания, к которым относятся
— автоматическая пожарная сигнализация,
— автоматические установки пожаротушения;
— системы противодымной защиты;
— системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
— внутренний противопожарный водопровод и системы тушения пожара на ранней стадии развития;
— наружный противопожарный водопровод.
Положения статьи 52 Грк РФ определяют, что лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работа до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Форма указанного извещения определена приложением № 4 к РД 11-04-2006, утвержденный приказом Ростехнадзора № 1129 от 26.12.2006г.
Таким образом, при окончании работ по обеспечению пожарной безопасности лицо, выполняющее работы (субподрядная организация или генеральный подрядчик) обязаны направить в Управление государственного строительного надзора Службы извещение по установленной форме для того, чтобы инспектора могли запланировать проведение проверки выполненных работ.
Сложившаяся практика показывает, что это не всегда выполняется.
При получении извещения от лица, осуществляющего строительство о завершении работ, которые подлежат проверке инспектор УГСН связывается с представителями заказчика, подрядчика для организации и проведения проверки.
В статье 52 ГрК указано, что все лица, осуществляющие строительство, обязаны обеспечивать доступ на территорию, где ведется строительство, сотрудникам УГСН.
Вместе с тем, в ходе строительства инспектора УГСН проводят плановую работу по надзору за процессом строительства. Эта работа ведется в соответствии с регламентом проверок, разработанным в Службе, и планами проведения проверок. В ходе плановых проверок инспектора посещают объекты строительства и выполняют все те функции, о которых я говорил ранее.
Также приказом Ростехнадзора № 1129 от 26.12.2006 г. (РД-11-04-2006) определено понятие итоговой проверки. Даная проверка проводится при получении извещения об окончании строительства сотрудниками ГСН и целью проверки является определение соответствия построенного (завершенного строительством) объекта требованиям технических регламентов, норм проектирования и проектной документации. В результате итоговой проверки УГСН готовиться заключение о соответствии построенного объекта указанным ранее документам или отказ в выдаче такого заключения, если в ходе итоговой проверки выявляются какие-либо нарушения.
Учитывая то, что УГСН обязано проводить проверку всех аспектов обеспечения безопасности на объектах, законченных строительством, проверка проводится как минимум 4-мя инспекторами УГСН:
— общая проверка, осуществляемая инспектором (или несколькими инспекторами, если есть в этом необходимость) строительного надзора, проверяющими выполнение общестроительных вопросов, в том числе наличие необходимых разрешительных и правоустанавливающих документов;
— проверка по вопросам обеспечения пожарной безопасности,
— проверка по вопросам выполнения санитарно-эпидимиологиеских требований;
— проверка по вопросам обеспечения экологической безопасности в процессе строительства
проводимые инспекторами отдела по надзору за специальными видами работ.
В ходе проверки инспектора проверяют:
- Порядок ведения общего или специального журнала учета выполнения работ на объекте строительства. Внесены или проверяемые виды работ в данный журнал, соответствуют ли записи в журнале требованиям, установленным РД-11-05-2007, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12.01.07 № 7.
В раздел 3 указанного журнала должны вносится данные о выполнении всех работ при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объекта. Данные о работах, выполняемых при строительстве, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения.
Описание работ должно производиться применительно к конструктивным элементам здания, строения или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций, помещений, где работы выполнялись. Здесь же должны приводиться краткие сведения о методах выполнения работ, применяемых строительных материалах, изделиях и конструкциях, проведенных испытаниях конструкций, оборудования, систем, сетей и устройств (опробование вхолостую или под нагрузкой, подача электроэнергии, давления, испытания на прочность и герметичность и др.).
- Исполнительную документацию, представляемую лицом, выполняющим работы. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации установлены в РД-11-02-2006, утвержденном приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1128.
- Соблюдение требований технических регламентов (норм, правил) и проектной документации применительно к выполненным работам;
- Работоспособность инженерных систем и инженерно-технического оборудования.
Проверки могут быть сопряжены с проведением экспертиз, обследований, испытаний (статья 20 РД 11-04).
Для этого в отделе специальных видов работ имеется все необходимое для этих целей оборудование, прошедшее метрологический контроль. Сотрудники отдела прошли обучение по использованию измерительного и контрольного оборудования и могут применять его при проверке работ по обеспечению пожарной безопасности.
Застройщик или заказчик строительства обязан обеспечить условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований и испытаний (статья 23 РД 11-04).
При выявлении в ходе проверки нарушений готовится АКТ, в котором отражаются все вопросы, выявленные в ходе проверки. Форма акта установлена приказом Ростехнадзора (приложение № 7 к приказу Ростехнадзора от 26.12.2006г). Акт является также основанием для выдачи ПРЕДПИСАНИЯ об устранении выявленных нарушений, форма которого определена тем же приказом Ростехнадзора (приложение № 8 к приказу Ростехнадзора от 26.12.2006г. № 1129).
В предписании указываются все допущенные нарушения, а также определяется срок для их устранения. Сроки по устранению нарушений определяются инспектором, выдающим предписание, исходя из потенциальной опасности допущенного нарушения, сложности проведения работ по его устранению, общему состоянию строительства на конкретном объекте и способности организации, допустившей нарушение к проведению работ по его устранению.
Также сведения о результатах проверки заносятся в раздел 7 общего журнала работ или специальных журналов.
Протокол составляется в двух экземплярах и вручается представителю виновного лица под роспись. В протоколе фиксируются все заявления лиц, являющихся представителями виновного лица, из заявления, объяснения по факту допущенного правонарушения.
Необходимо обратить внимание, что статья 2.1 КоАП РФ определяет, что наказание одного виновного лица (например юридического) не отменяет необходимость наказания всех остальных виновных лиц, которыми являются допустившие нарушения конкретные должностные лица. Поэтому за выявленные нарушения сотрудники Службы составляют, как правило, два административных протокола — на всех виновных лиц – и на должностное лицо и на юридическое. На необходимость таких действий Службе указала городская прокуратура при проведении проверки в рамках своего надзора. Следует отметить, что эти два протокола не являются повторным наказанием за одно и тоже нарушение, а несут собой задачу по наказанию всех виновных лиц.
За нарушения, которые затрагивают вопросы обеспечения безопасности строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения санкции установлены в части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Статья 9.4. Нарушение требований проектной документации и нормативных документов области строительства (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ):
- Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
- То же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Решение о наложении того или иного административного наказания принимается должностным лицом Службы – государственным инспектором, наделенным необходимыми полномочиями. Таким должностным лицом является Начальник Службы или его заместитель – начальник Управления государственного строительного надзора. Решение о наложении административного взыскания выносится в виде ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении административного взыскания.
При вынесении административного наказания в виде штрафа виновное лицо имеет право в течении 10 дней с момента наложения административного взыскания (даты вынесения постановления) опротестовать решение о наложении взыскания у вышестоящего государственного инспектора или в суде по месту составления административного протокола.
По истечении этого срока у виновного лица есть 30 дней на добровольную уплату административного штрафа. Информацию об уплате административного штрафа необходимо представить в этот срок в Службу. Непредставление этой информации будет считаться отказом от добровольного выполнения наложенного наказания.
В соответствии с КоАП РФ после этого сотрудники Службы обязаны составить административный протокол о невыполнении законного требования и направить его в суд для принятия решения. Сумма штрафа по такому протоколу составляет двойное значение вынесенного ранее штрафа. Также материалы по обоим административным наказаниям направляются в службу судебных приставов для принятия ими мер по взысканию штрафов в принудительном порядке (вплоть до наложения ареста на имущество виновных лиц).
После устранения нарушений, выявленных в ходе проверки объекта строительства застройщик (заказчик строительства или лицо, осуществляющее строительство) обязано направить в адрес Службы ИЗВЕЩЕНИЕ об устранении выявленных нарушений. Форма такого извещения установлена в приложении 9 к приказу Ростехнадзора от 26.12.06 № 1129.
Порядок проведения ИТОГОВОЙ проверки не отличается от общей проверки, за исключением, что результатом проверки является получение АКТА ИТОГОВОЙ проверки, который является основанием для выдачи Службой ЗАКЛЮЧЕНИЯ о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов и проектной документации.
ИсточникПроверки инспекторами строительных объектов . К чему нужно быть готовыми. Последствия проверок. Автор: Михаил Краснов, ведущий юрисконсульт «ПКИК». … Проверки в рамках государственного строительного надзора могут проводиться как в плановом режиме (в соответствии с утвержденной программой проверок), так и внепланово (по обращениям физических или юридических лиц, органов государственной власти или органов местного самоуправления).