Разъяснения по установлению санитарно-защитных зон
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).
Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.
• Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
• При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
• К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются:
а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
• Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
• Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
• Действующий административный регламент «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775(с изменениями от 22.07.2016)
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа по ст.6.3 «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ИсточникПостановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:
ИсточникСЗЗ для строящихся объектов: что отразить в проектной документации?
Требования к отражению в проектной документации санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) проектируемого объекта предусмотрены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 06.07.2019; далее — Положение):
Извлечение
из Положения
[…]
12. Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать:
в текстовой части
[…]
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка[1] — в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
[…]
25. Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать:
в графической части
г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;
[…]
Нововведения 2018 года
Значимые изменения в привычный ритм работы застройщиков в части СЗЗ внес Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ), который ввел поправки в отдельные федеральные законы, в т.ч. включив в них регулирование взаимоотношений в области зон с особыми условиями использования территориq (далее — ЗОУИТ).
В Земельном кодексе Российской Федерации появилась следующая норма: в случае если при планируемом строительстве или реконструкции объекта капитального строительства (далее — ОКС) необходимо устанавливать или изменять ЗОУИТ, застройщик до дня обращения в уполномоченный орган на выдачу разрешения на строительство обязан обратиться с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ с приложением документов, предусмотренных соответствующим Положением о ЗОУИТ.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) появилась норма о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается в том числе копия решения об установлении или изменении ЗОУИТ в случае строительства ОКС, в связи с размещением которого подлежит установлению ЗОУИТ, или в случае реконструкции ОКС, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению или изменению ЗОУИТ.
Незадолго до подписания Федерального закона № 342-ФЗ обновился порядок установления СЗЗ — появились Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила № 222), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
Извлечение
из Правил № 222
[…]
6. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
[…]
Процесс получения разрешения на строительство регулирует ГрК РФ, и логично, что устанавливать требования к процедуре получения разрешения должен в первую очередь данный Кодекс. Получилось, что совокупность вышеприведенных норм с 03.08.2018 требовала от застройщиков в комплект документов, подаваемых для получения разрешения на строительство, включать решение Роспотребнадзора об установлении СЗЗ.
В случае электронной подачи заявления о выдаче разрешения на строительство нужно было в момент подачи документов прикреплять файл с решением об установлении СЗЗ, чтобы такое заявление приняли.
Застройщики, зачастую не разбираясь, а будет ли проектируемый объект оказывать такое воздействие, которое требует установления СЗЗ, бросались разрабатывать проекты СЗЗ и получать решения, чтобы не тормозить строительство.
Обратите внимание
Для того чтобы наладить переход к введенному регулированию, законодатель под Новый год отодвинул срок вступления в силу новых требований к застройщикам (и иные нормы, касающиеся процедуры установления СЗЗ и внесения ее в ЕГРН[2]).
С 01.01.2020 заработало важное, хоть и временное, послабление требований для застройщиков, установленное Федеральным законом № 455-ФЗ[3].
Так, до 01.01.2022 не требуется представление застройщиком в Роспотребнадзор заявления об установлении или изменении СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство ОКС, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению СЗЗ. Но при этом заявление об установлении СЗЗ должно быть подано в срок не позднее чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такой объект.
Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
Право собственности[4] на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Извлечение
из Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(в ред. от 02.08.2019)
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
[…]
10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав[5] на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. […]
[…]
Следовательно, заявление об установлении СЗЗ нужно подавать, когда объект уже будет не проектируемым, а действующим.
Для застройщиков отодвинут только этот срок.
Если в рамках проектной документации были установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, то пользоваться сроками, установленными для действующих предприятий в части доведения до конца процедуры установления СЗЗ, начатой по старой системе, они не могут, т.е. заявление об установлении СЗЗ должно быть подано в трехмесячный срок после регистрации объекта в ЕГРН.
Требования об установлении ЗОУИТ до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении ЗОУИТ будут применяться с 01.01.2022.
Позиция правоприменителя сегодня
Правоприменитель настроен следующим образом: если строящемуся объекту нужна СЗЗ, это должно быть отражено в проектной документации. Каким образом это должно быть отражено, показывают письма госорганов.
Так, Минстрой России в письме от 23.01.2020 № 1739-ОД/08 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что представляемая на экспертизу проектная документация должна содержать обоснование границ СЗЗ ОКС в пределах границ земельного участка в случае, если в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объекта должна быть установлена СЗЗ.
Отсутствие необходимости установления СЗЗ (изменения границ существующей СЗЗ) определяется органами экспертизы в процессе проведения экспертизы проектной документации на основании сведений об уровне создаваемого ОКС загрязнения за пределами промышленной площадки и должно быть подтверждено соответствующими расчетами (рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом существующего фона), физического воздействия и др.).
Правилами № 222 установлено, что обоснование размеров и границ СЗЗ должно содержаться в проекте СЗЗ, разработанном в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) о соответствии указанных проектов санитарным правилам[6], поэтому в случаях, когда установление СЗЗ является обязательным, заявитель должен представить в органы экспертизы СЭЗ.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» придерживается похожего мнения:
• либо расчеты в соответствующих разделах проектной документации показывают отсутствие необходимости установления СЗЗ (т.е. отсутствие воздействия);
• либо в составе проектной документации должно быть СЭЗ на проект СЗЗ.
Такое мнение ФАУ «Главгосэкспертиза России» (см. письмо от 28.01.2020 № 08-05-1/796-НБ) основано на трактовке п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ:
2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее — объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
При этом Правила № 222 и СанПиН по СЗЗ[7] говорят о необходимости установления СЗЗ в случае наличия воздействия объекта, а п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ — о необходимости получения СЭЗ на проект СЗЗ.
Вывод
Считаем разумным в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации отражать уровни воздействия на контуре ОКС по имеющимся видам воздействия: приводить расчетные концентрации загрязняющих веществ на границе земельного участка ОКС, уровни шума, показатели по иным имеющимся видам воздействия. При отсутствии превышений на контуре результаты таких расчетов можно считать обоснованием отсутствия необходимости установления СЗЗ.
При этом требование о представлении СЭЗ на проект СЗЗ в составе проектной документации при выявлении потребности в СЗЗ как минимум спорное, но как максимум — незаконное.
[1] Здесь и далее выделено автором.
[2] Единый государственный реестр недвижимости.
[3] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] Здесь и далее выделено автором.
[5] Здесь и далее выделено автором.
[6] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).
[7] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
Источник