Какие требования к объектам капитального строительства

Содержание

5 актуальных вопросов по применению Постановления №2571

С 1 января 2022 года заказчики устанавливают дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. №2571, принятым на основании частей 2 и 3 ст.31 Закона №44-ФЗ. Постановление №2571 определяет специальную предквалификацию: участники конкурентных закупок товаров, работ, услуг, перечисленных в приложении к данному постановлению, должны подтвердить, что для исполнения контракта обладают:

  • необходимыми финансовыми ресурсами;
  • оборудованием и другими материальными ресурсами;
  • опытом работы и деловой репутацией;
  • необходимым количеством специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Подобрать закупочную позицию

Какие именно требования установит заказчик в каждом конкретном случае, зависит от параметров закупки, а точнее, от объекта закупки и начальной (максимальной) цены контракта. Приложение к Постановлению №2571 содержит 37 видов товаров, работ, услуг, сгруппированных в 7 разделов:

  • раздел I – культура и культурное наследие (позиции 1 – 5);
  • раздел II – градостроительная деятельность (позиции 6 – 16);
  • раздел III – дорожная деятельность (позиции 17 – 18);
  • раздел IV – оборона и безопасность государства (позиции 19 – 23);
  • раздел V – использование атомной энергии (позиции 24 – 31);
  • раздел VI – здравоохранение, образование, наука (позиции 32-36);
  • раздел VII – контракты со встречными инвестиционными обязательствами (позиция 37).

В нашей статье мы рассмотрим некоторые вопросы из практики применения Постановления №2571, которая сформировалась за период с начала текущего года.

1. Специальная предквалификация имеет приоритет перед универсальной

Универсальная стоимостная предквалификация участников закупок регламентируется ч.2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Согласно указанной норме, если НМЦК в конкурентной закупке составляет 20 миллионов рублей и более, заказчик обязан установить дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора по Закону №223-ФЗ, по которому должны быть уплачены неустойки. При этом стоимость исполненных обязательств по контракту, договору должна составлять не менее 20 % НМЦК. Исключением является случай, когда в закупке установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением №2571.

Таким образом, дополнительные требования по ч.2.1. статьи 31 Закона №44-ФЗ применяются только в закупках без доптребований по Постановлению №2571. В одной закупке заказчик не вправе требовать от участников одновременно и специальную, и универсальную предквалификацию.

Примером из практики, иллюстрирующим вышеуказанные выводы, является Решение Псковского УФАС от 17.03.2022 по делу № 060/06/31-123/2022. Комиссия УФАС признала, что Заказчик неправомерно установил дополнительные требования в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, поскольку необходимо было установить требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению №2571.

2. Если объект закупки включен в приложение к Постановлению №2571, а НМЦК равна или превышает установленные подпунктом «а» пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению №2571.

К сожалению, закупая включенные в Постановление №2571 товары, работы, услуги, заказчики часто забывают о необходимости установить дополнительные требования.

Например, проводя закупку продуктов питания на сумму свыше 7 миллионов рублей, заказчик забыл применить требования Постановления №2571. Комиссия УФАС признала его нарушившим положения ч.2 ст.31 Закона №44-ФЗ (см. решение Красноярского УФАС от 11.02.2022 № 024/06/105-373/2022).

3. Дополнительные требования устанавливаются с учетом сферы закупки, а не сферы деятельности заказчика

Данный вопрос возникает при закупке услуг, включенных в раздел VI приложения к Постановлению №2571 (услуги охраны и уборки).

В начале 2022 года ряд контрольных органов признавали правоту заказчиков, не установивших дополнительные требования в таких закупках, если деятельность заказчика не относилась к сфере здравоохранения, образования, науки. Например, в решении Московского УФАС России от 31.01.2022 по делу № 077/06/106-1290/2022 УФАС встал на сторону заказчика, не установившего дополнительные требования по Постановлению №2571 при закупке услуг по уборке. Заказчик аргументировал свою позицию тем, что осуществляет свою деятельность в сфере культуры и не относится к сфере здравоохранения, образования, науки.

Читайте также:  Из чего складывается цена объекта строительства

Но Минфин России в п.6.1 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138 разъяснил, что дополнительные требования устанавливаются в зависимости от сферы закупки (закупаемых товаров, работ, услуг), сфера деятельности заказчика при этом не учитывается. После выхода в свет указанного письма, правоприменительная практика в большинстве случаев следует сформулированным в нем выводам и неустановление доптребований признается неправомерным (см., например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 23 июня 2022 г. N 003/06/49-516/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 июля 2022 г. N 050/06/105-25774/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 12 августа 2022 г. N 064/06/31-716/2022).

4. Выбор позиции приложения к Постановлению №2571, в соответствии с которой устанавливаются дополнительные требования в закупках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, осуществляется в зависимости от содержания проводимых работ

Например, организация закупает работы по монтажу автоматической установки пожаротушения или пожарной сигнализации. Применяются ли в такой закупке дополнительные требования и по какой позиции приложения к Постановлению №2571?

Проанализировав практику подобных закупок, мы обнаружили, что она основана на различных подходах к решению основного вопроса: относятся ли закупаемые работы к капитальному или текущему ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), или не относятся ни к какому из вышеуказанных видов ремонта. Рассмотрим эту тему подробнее.

В некоторых случаях контрольные органы относят указанные работы к работам по капитальному ремонту. При таком подходе в закупке необходимо установить дополнительные требования по позиции 10 приложения к Постановлению №2571 (если НМЦК для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд – 5 млн. рублей – подпункт «а» п.3 Постановления №2571).

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства включает в себя, в том числе: замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. Пункт 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (с изменениями на 2 июля 2013 года) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет систему инженерно-технического обеспечения как одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электрообеспечения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения» к инженерным системам здания или сооружения относятся в т.ч. системы обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.). Таким образом, работы по монтажу пожарной сигнализации относятся к работами по капитальному ремонту. Пример такой позиции: решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2022 г.

Второй подход относит рассматриваемые работы к текущему ремонту. При этом в закупке необходимо установить дополнительные требования по позиции 15 приложения к Постановлению №2571 (работы по текущему ремонту зданий, сооружений), если НМЦК превышает 1 млн. рублей (подпункт «а» п.3 Постановления №2571).

Данная позиция основана на том, что при выполнении закупаемых работ здание не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются. В соответствии с письмом Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий. На основании ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Из ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Читайте также:  Уведомление о сносе объекта капитального строительства для юридических лиц

Согласно письму Минфина России от 14 января 2004 г. N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. Таким образом, если согласно внутренним документам заказчика, закупаемые работы относятся к текущему ремонту, то устанавливаются дополнительные требования по позиции 15 приложения к Постановлению №2571.

Примером вышеуказанного подхода является решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 августа 2022 г. N 068/06/42-435/2022.

Мы нашли также пример из практики, когда заказчик на заседании комиссии УФАС смог доказать, что работы по монтажу систем пожарной сигнализации и СОУЭ не относятся к работам по капитальному ремонту, следовательно доп.требование по п.10 приложения к Постановлению №2571 не устанавливается. Вопрос об установлении доп. требований по п.15 приложения к Постановлению №2571 при этом не рассматривался (см. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 апреля 2022 г. N 050/06/105-11258/2022). Рассматриваемая закупка в дальнейшем была отменена заказчиком.

На наш взгляд, приведенная практика свидетельствует о разнообразии возможных подходов, но при этом от заказчика в любом случае требуется проработанная аргументация избранной им позиции.

5. Участник закупки не может подтвердить свой опыт исполнением договора субподряда

Такой вывод сформулирован ФАС России в пункте 2 письма от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 еще в отношении применения постановления Правительства №99. В частности, ведомство отметило: «… по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)…. Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления №99».

В 2022 году контрольные органы продолжают применять вышеуказанный подход к дополнительным требованиям по Постановлению №2571. Так, в решении Кировского УФАС от 08.04.2022 № 043/06/106-287/2022 рассмотрена ситуация, когда участник предоставил в подтверждение своего соответствия доптребованиям договор субподряда на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. УФАС отметил, что предоставленный договор субподряда не является контрактом или договором на выполнение работ, сведения о таком договоре не находятся в реестре контрактов по Закону №44-ФЗ или в реестре договоров по Закону №223-ФЗ. Указанные в приложении к Постановлению №2571 документы должны быть выданы в отношении участника закупки. Вывод: представленные участником закупки документы об опыте не соответствуют требованиям Постановления № 2571.

Источник

Изменения в составе разделов ПД и требованиях к их содержанию

Изменения в составе разделов ПД и требованиях к их содержанию

На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации №963 от 27.05.2022 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановление №963 вносит изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации №87 от 16.02.2008 (далее – Положение).

Напомним, что целью разработки изменений, принятых постановлением №963, было сокращение объема разрабатываемой проектной документации (далее – ПД), сроков проектирования, а также уменьшение стоимости проектных работ и стоимости работ по обязательной экспертизе ПД.

Необходимо отметить, что внесенные постановление №963 изменения, не применяются при подготовке ПД, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование, предусматривающее подготовку этой проектной документации, утверждено до 01.09.2022.

• состав разделов ПД;

• требования к содержанию разделов ПД для строительства, реконструкции, капитального ремонта различных видов объектов капитального строительства (далее – ОКС) (включая линейные объекты);

• состав разделов и требования к содержанию разделов ПД на отдельные этапы строительства, реконструкции ОКС.

Постановление определяет возможность подготовки ПД в форме информационной модели. В частности, устанавливается, что ПД состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.

Принятые в проектной документации технические и иные решения должны быть совместимы друг с другом, то есть обеспечивать технологическую возможность их совместной реализации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, а также возможность эксплуатации объекта капитального строительства с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Пример сметы на строительство объектов капитального строительства

Постановление №963 устанавливает новый состав разделов ПД, всего их 13 (в настоящее время действует 11 разделов):

Название раздела в действующей редакции

Название раздела в редакции постановления №963

Схема планировочной организации земельного участка

Схема планировочной организации земельного участка

Объемно-планировочные и архитектурные решения

Конструктивные и объемно-планировочные решения

Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения

Проект организации строительства (ПОС)

Технологические решения (для ОКС непроизводственного назначения разрабатывается в случае наличия требования о его разработке в задании на проектирование)

Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства

ПОС, содержащий в том числе проект организации работ по сносу ОКС, их частей (при необходимости сноса ОКС, их частей для строительства, реконструкции других ОКС)

Перечень мероприятий по охране окружающей среды

Мероприятия по охране окружающей среды

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов

Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства

Смета на строительство ОКС

Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства

Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами

Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства (обязательна если строительство, реконструкция, капремонт, снос финансируется за бюджетный счет)

Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Также постановление №963 утвердило обязательный перечень разделов ПД для строительства линейных объектов или для отдельных этапов строительства линейных объектов (всего 10 разделов).

Постановление №963 допускает подготовку ПД в отношении отдельных этапов строительства ОКС.

Стоит обратить внимание на постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 № 711 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации №145 от 05.03.2007, устанавливая возможность подготовки ПД в отношении отдельных этапов строительства. При этом такая возможность должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Устанавливается, что принятые в ПД технические и иные решения должны быть совместимы друг с другом, то есть обеспечивать:

• технологическую возможность их совместной реализации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте;

• возможность эксплуатации объекта капитального строительства с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Разделы ПД разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:

• требований технических регламентов, в том числе требования механической, пожарной и иной безопасности; энергетической эффективности; оснащенности зданий, строений и сооружений (в том числе к входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения) приборами учета используемых энергетических ресурсов; требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки ПД применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

• санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, безопасного использования атомной энергии, промышленной безопасности, обеспечения надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов, законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов);

• требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий, строений и сооружений;

• требований технических условий подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (сети инженерно-технического обеспечения);

• задания застройщика или технического заказчика на проектирование.

Дополнительно в Положении устанавливаются особенности состава разделов ПД для отдельных видов ОКС и требований к содержанию таких объектов, в частности:

— осуществления комплекса работ по инженерной защите и подготовке территории строительства при строительстве, реконструкции автомобильных дорог;

— предприятий по добыче и первичной переработке твердых полезных ископаемых;

— гидротехнических сооружений, образующих водохранилища;

— сетей газораспределения и (или) газопотребления давлением до 1,2 МПа включительно.

Новые требования будут применяться к проектной документации, задание на подготовку которой утверждено после 1 сентября 2022 года.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...