Присвоение категории опасности для окружающей среды
Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
— объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:
Расчёт категорий пожарной опасности помещений! ЕВРОСЕРВИС Как узнать категорию пожарной опасности?
- I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС;
- II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.
Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду
Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»?
А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.
Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.
Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
«негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».
ЧТО ТАКОЕ ОПО? КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ | ОПО и КОТЕЛЬНЫЕ | ГРПШ и ГРУ
И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.
Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие
Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!
Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
«Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС».
А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
«Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.»
Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?
Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.
Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).
Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).
Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя.
Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.
Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.
ИсточникКлассификация ОПО: как определить, к какой категории опасности относится предприятие
Опасные производственные объекты разделяются по классам опасности. Они определены законодательно — № 116-ФЗ. Согласно ч.3 ст.2 данного нормативного акта выделяют 4 класса опасности. Объекты с наибольшим уровнем угрозы относятся к первому классу, с наименьшим — к четвёртому.
I класс: чрезвычайно высокая опасность.
II класс: высокая опасность.
III класс: средняя опасность.
IV класс: низкая опасность.
Уровень опасности на каждом конкретном предприятии зависит от степени вероятности возникновения производственных аварий, также учитывается влияние вероятного негативного события на жизнь, здоровье и интересы отдельных граждан и общества в целом.
Как определить класс ОПО
Критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приведены в приложении 2 к № 116-ФЗ. Для удобства вы можете воспользоваться таблицей.
Таблица 1. Классификация ОПО 2021
Категории объектов
Класс опасности
Объекты по хранению химического оружия, объекты по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии.
Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления.
Предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля.
Предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Объекты, использующие оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (газа и пара, воды с температурой нагрева свыше 115 градусов Цельсия и иных жидкостей с температурой, превышающей температуру их кипения).
Осуществляющие теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
Объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
Подвесные канатные дороги.
Объекты, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более.
Используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 000 килограммов и более.
Используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов.
Объекты, где ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Шахты угольной промышленности, а также иные объекты ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
- взрывы газа и (или) пыли;
- внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
- горные удары;
- прорывы воды в подземные горные выработки.
Объекты ведения подземных горных работ, не содержащие критерии опасности для I класса, объекты, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, объекты переработки угля (горючих сланцев).
Объекты, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объекты, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев).
Объекты, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год.
Объекты, где осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
Элеваторы, опасные производственные объекты мукомольного, крупяного и комбикормового производства.
Какую категорию получит предприятие, зависит от критериев, прописанных в приложении № 2 к № 116-ФЗ. Наиболее строгие требования устанавливаются для производств с категориями опасности I и II.
Нести потенциальную угрозу может любое предприятие. Чтобы установить класс, нужно оценить факторы, определяющие степень риска аварии на производстве, руководствуясь приложением 1 к № 116-ФЗ.
Если предприятие подходит под критерии сразу нескольких классов опасностей, принадлежность следует устанавливать по наибольшему классу.
Более высокий класс опасности устанавливается при отнесении ко II, III и IV классам, если предприятие расположено в одной из особых зон:
- на территории особо охраняемой природной зоны;
- на континентальном шельфе РФ;
- во внутренней морской акватории или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
- на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.
Как класс опасности влияет на эксплуатацию объекта
В соответствие с классом опасности устанавливаются правила эксплуатации. Также от класса зависит:
- попадёт ли предприятие в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и насколько часто будут проводиться проверки, будет ли осуществляться постоянный государственный надзор;
- потребуется ли получать лицензию для ведения отдельных видов работ;
- следует ли готовить декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварий и другие виды особой документации;
- потребуется ли внедрять системы управления промбезопасностью, создавать спасательные подразделения и т.п.
Работа на опасных производственных объектов отличается рядом особенностей. Сотрудники от руководства до рядовых работников несут ответственность и должны выполнять обязанности, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ (таблица 2).
Таблица 2. Обязанности эксплуатирующей организации и работников ОПО
Обязанности
Законодательная норма
- соблюдать требования законодательства, в том числе в части лицензирования работ, и локальных нормативных документов, включая обоснование безопасности. Соответствующие нормативные документы следует иметь непосредственно на объекте;
- в установленном порядке информировать контролирующие органы о ходе работ на объекте и форс-мажорных ситуациях;
- обеспечивать наличие укомплектованного штата квалифицированных работников, способных безопасно эксплуатировать производственное оборудование и не имеющих медицинских противопоказаний к таким задачам;
- осуществлять производственный контроль, в том числе с применением специального измерительного оборудования;
- препятствовать несанкционированному доступу на объект;
- предотвращать аварии, а если это не удалось — минимизировать их последствия и тщательно расследовать причины, чтобы больше не допустить таких событий;
- осуществлять страхование гражданской ответственности собственника объекта на случай аварии;
- выполнять другие требования законодательства, включая требования, установленные для особых категорий ОПО, отнесенных к I или II классу опасности.
Часть 1 статьи 9 116-ФЗ
- соблюдать требования законодательства и локальных правовых актов;
- регулярно проходить обучение и медосмотры;
- соблюдать правила техники безопасности;
- информировать руководителя о форс-мажорных ситуациях на объекте;
- в случае особых обстоятельств — срочно останавливать работу и принимать участие в локализации аварии и устранении ее последствий.
Часть 2 статьи 9 116-ФЗ
От класса опасности зависит необходимость проведения различных внешних и внутренних мероприятий, наличие дополнительного документооборота. Основные требования промышленной безопасности, приведенные в № 116-ФЗ, к объектам по классам опасности приведены в таблице 3.
Таблица 3. Основные требования промышленной безопасности по классам ОПО
Требование ФЗ-116
I класс ОПО
II класс ОПО
III класс ОПО
IV класс ОПО
Идентификация (определение класса) и регистрация ОПО, постановка на учет ТУ (подъемные сооружения и объекты котлонадзора).
Источник