Как правильно оформить приемку работ по договору строительного подряда?
Приемка работ по договору строительного подряда должна производиться в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а именно – статьями 720 и 753.
В соответствии со статьей 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 753 ГК РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда, обязан немедленно приступить к его приемке. Приемку работ заказчик организует и осуществляет за свой счет, если иное не предусмотрено договором.
Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено оформление сдачи-приемки работ, выполненных по договору строительного подряда, подписанным обеими сторонами актом. Если одна из сторон отказывается подписывать акт, то в нем ставят отметку об этом, и акт подписывается другой стороной.
Из каких этапов состоит приемка работ по договору строительного подряда?
- уведомление заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке;
- непосредственно приемка работ, т.е. осмотр их результата представителями сторон;
- оформление документа о приемке (подписание сторонами акта сдачи-приемки работ либо оформление одностороннего акта в случае необоснованного отказа заказчика от его подписания).
Практика применения судами статьи 753 ГК РФ исходит из того, что подрядчик при предъявлении иска о взыскании цены выполненных работ должен доказать факт их выполнения и сдачи заказчику. В частности, в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 г. № 51 (далее – Обзор от 24.01.2000 г.) указано, что основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. При этом подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт приемки работ, если установлено, что он не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ.
Аналогичный вывод содержит и Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 г. № 302-ЭС15-8288, согласно которому подрядчик в подтверждение факта выполнения и сдачи работ должен представить суду доказательства уведомления истца о готовности сдать результат работ, а также акт приема-передачи.
В то же время суды, исходя из обстоятельств дела, могут принимать в качестве надлежащего доказательства выполнения работ и иные документы. В частности, в Определении от 30.07.2015 г. № 305-ЭС15-3990 Верховный Суд РФ указал, что акты выполненных работ не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств, и принял в качестве доказательства выполнения работ акт приемки, подписанный заказчиком и генеральным подрядчиком, в котором отражались выполненные истцом работы.
2. Об оформлении приемки работ по утвержденным формам
Как правило, при оформлении сдачи-приемки работ стороны используют унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ (постановление от 11.11.1999 г. № 100).
В составе этих форм – акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), который по своему содержанию и является актом, подтверждающим выполнение работ по договору в целом.
Согласно вышеуказанному постановлению Госкомстата РФ, акт формы КС-11 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.
Несмотря на указанную форму, большинство участников подрядных отношений при приемке работ ограничиваются применением актов формы КС-2. Данный подход вполне объясним – в частности, применение актов КС-2 оправдано в случае выполнения отдельным подрядчиком части работ, по завершении которых не происходит приемка объекта строительства в целом.
Кроме того, акты формы КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) зачастую стороны договора подряда оформляют ежемесячно, чтобы фиксировать объем и стоимость работ, выполненных за соответствующий период. При этом если договор подряда не предусматривает поэтапную приемку работ, ежемесячное оформление таких актов не является доказательством выполнения соответствующих работ. Данный подход подтверждается, в частности, пунктом 18 Обзора от 24.01.2000 г., согласно которому промежуточные акты приемки подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Они не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.
В то же время суды, как правило, принимают формы КС-2 именно как акты сдачи-приемки выполненных работ, т.е. как доказательства их выполнения и сдачи заказчику.
3. О приемке работ в одностороннем порядке
Как указано выше, пункт 4 статьи 753 ГК РФ предусматривает возможность оформления одностороннего акта приемки работ в случае отказа другой стороны от его подписания.
В пункте 8 Обзора от 24.01.2000 г., также приведенном выше, ВАС РФ отметил, что названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Соответственно подрядчик не вправе ссылаться на односторонний акт в случае отсутствия приемки как таковой, т.е. при отсутствии уведомления заказчика подрядчиком о готовности результата работ к приемке.
Согласно абзацу 2 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Комментируя указанную норму, ВАС РФ в пункте 14 Обзора от 24.01.2000 г. указал, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
В то же время при наличии доказательств выполнения работ и фактического принятия их результата заказчиком, неподписание акта приемки работ само по себе не является основанием для освобождения заказчика от оплаты стоимости выполненных работ (определение Верховного суда РФ от 26 января 2016 г. № 70-КГ15-14).
4. Об отказе от приемки и ее оспаривании
Согласно пункту 6 статьи 753 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Из указанной нормы следует, что сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 г. № 12888/1, согласно которому заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от подписания актов выполненных работ.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на ее недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки), кроме случаев, предусмотренных договором.
Таким образом, законом установлено общее правило, согласно которому заказчик не вправе ссылаться на явные недостатки работы, если о них не было заявлено при приемке и если они не зафиксированы в соответствующем акте.
В то же время пункт 13 Обзора от 24.01.2000 г. предусматривает возможность заявления заказчиком возражений по качеству работ, несмотря на наличие подписанного сторонами акта приемки, при наличии доказательств обоснованности таких возражений. Однако данный пункт касается дела, в котором требования подрядчика об оплате работ основывались на промежуточных актах приемки формы КС-2 (договор подряда предусматривал проведение ежемесячных платежей на основании указанных актов).
При указанных обстоятельствах наиболее верной представляется позиция, согласно которой правила о невозможности заявления о явных недостатках, не зафиксированных в акте, применяются при приемке результата работы в целом. Отступление же от таких правил допустимо в случае предъявления подрядчиком требований об оплате работ на основании промежуточных актов формы КС-2, когда работы в целом не завершены и их результат заказчику не передан.
ИсточникАкт приемки законченного строительством объекта (бланк)
Акт приемки законченного строительством объекта, а также акт приемки строительного объекта в эксплуатацию, акт сдачи в эксплуатацию временного сооружения, акт приемки объекта газораспределительной сети — это документы, востребованные в сфере строительства. С чем связана необходимость их использования?
Где используется акт приемки законченного строительством объекта формы КС-11
Акт приемки законченного строительством объекта заполняется по форме КС-11, которая была введена в документооборот постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а. Задействуется она в процессе приемки зданий производственного или жилого назначения любых форм собственности — на стадии, когда они построены в полном соответствии с согласованным проектом либо контрактом. Акт является основанием для осуществления финансовых расчетов между заказчиком и застройщиком.
Несмотря на то что с 2013 года унифицированные формы первичной документации использовать необязательно, на практике во многих НПА предусматривается оформление рассматриваемого документа. Так, Минспорта РФ утвердило форму КС-11 как неотъемлемый документ, используемый при подписании контрактов на строительство стадионов для чемпионата мира 2018 года в России. В частности, в соответствии с п. 4.1 разд. IV приказа Минспорта от 25.11.2014 № 946/1 дата исполнения обязательств застройщика по контракту совпадает с датой, когда им и заказчиком была подписана форма КС-11.
О том, как организуется учет затрат в строительстве, читайте в материале «Порядок учета затрат в строительстве (нюансы)».
Где используется акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта по форме КС-14
Акт приемки объекта в эксплуатацию составляется по форме КС-14, которая также утверждена постановлением Госкомстата № 71а. Он используется в качестве первичного документа, удостоверяющего ввод здания в состав основных фондов тех или иных форм собственности — государственной, частной.
Основное отличие формы КС-14 от КС-11 — в подписании данного документа предполагается участие официальных структур, например, органов архитектурно-строительного надзора. Если нет необходимости в том, чтобы они подписывали форму приемки, используется, как правило, форма КС-11. Однако акт сдачи в эксплуатацию по форме КС-14 может составляться российскими строительными организациями и в порядке делового обычая.
О нюансах оформления актов КС-11 и КС-14 читайте в справочно-правовой системе КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Где может пригодиться акт сдачи в эксплуатацию объекта, возведенного временно
Еще один востребованный в сфере строительства документ — акт сдачи в эксплуатацию временного сооружения. Рассматриваемый документ составляется по форме КС-8, утвержденной постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100.
Временные или нетитульные сооружения могут быть переданы застройщиком на ответственное хранение. Акт по форме КС-8 составляется в 3 экземплярах:
- первый остается у застройщика;
- второй передается лицу, который принял сооружение на ответхранение;
- третий отдается в бухгалтерию застройщика.
Отметим, что форма КС-8 включена в один альбом унифицированных форм первички с рассмотренными нами выше документами — бланком акта приемки законченного строительством объекта и актом приемки в эксплуатацию.
Акт КС-8 служит основанием для последующего возврата застройщику материалов, входящих в структуру временного сооружения, после разборки соответствующей конструкции.
На практике востребованность данного акта можно также проследить, исследовав решения судов в рамках арбитражных споров, таких как, например, дело № 11 АП-17588/14 от 08.04.2015, дело № 04АП-859/15 от 03.04.2015. Форма КС-8 в них используется как источник доказательной базы, удостоверяющий передачу временного объекта на ответственное хранение.
Где используется акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной сети
Данный документ не имеет официальной формы, но весьма часто используется в газовой отрасли. Его применение предусматривается исходя из положений приказа Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 780. Так, в п. 10.6.2 приказа № 780 есть норма, по которой приемка законченного строительством объекта в рамках проекта сетей газораспределения может оформляться актом, соответствующим форме, которая утверждена в приложении Ж к указанному НПА.
Принятие объекта газораспределительной инфраструктуры посредством подписания акта, рассматриваемого в данном разделе статьи, осуществляют:
- председатель комиссии;
- представитель проектной организации;
- сотрудник эксплуатационной организации.
Сдачу объекта в свою очередь удостоверяет представитель фирмы, являющейся генеральным подрядчиком.
Ознакомиться с иными унифицированными формами, используемыми при сдаче-приемке выполненных работ в строительстве, вы можете в статьях:
Где скачать бланк акта приемки законченного строительством объекта
Скачать бланк одного из наиболее востребованных в строительстве документов — акта по форме КС-11 — вы можете на нашем сайте. Его структура полностью соответствует текущим требованиям законодательства.
У нас вы также можете скачать акт приемки объекта в эксплуатацию по форме КС-14:
Если вам понадобится акт о сдаче в эксплуатацию временного сооружения по форме КС-8, то его бланк тоже есть на нашем сайте:
И наконец, если вам потребуется акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, его бланк, доступный для скачивания, вы также найдете на нашем сайте:
Итоги
Формы КС-11, КС-14 и КС-8 унифицированы и в общем случае не обязательны к применению, т.к. организация вправе разработать и применять бланки, разработанные самостоятельно. Но поскольку данные формуляры содержат всю необходимую информацию, на практике их продолжают использовать и сейчас.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Сдача объекта подрядчиком заказчику 2022 г.
Порядок сдачи в эксплуатацию объектов, завершенных строительством или реконструированных с оценкой качества, регламентируется территориальными и федеральными строительными нормами. Для анализа состояния зданий и сооружений формируются специальные комиссии. Объекты, завершенные строительством согласно утвержденным проектам, предъявляются к приемке заказчиками-застройщиками, а сооружения и здания, сдаваемые «под ключ», – подрядчиком и заказчиком совместно.
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
1. Рабочие комиссии
РК создаются для проверки:
соответствия объектов и оборудования проекту;
результатов испытаний установленного оборудования;
степени готовности к эксплуатации;
качества строительно-монтажных работ.
Сдача в эксплуатацию объектов, являющихся отдельно стоящими сооружениями/зданиями, пристроенными или встроенными помещениями, в т. ч. вспомогательного и производственного значения, сооружениями гражданской обороны, осуществляется рабочими комиссиями по мере их готовности и с последующим их предъявлением приемочным комиссиям.
К их числу, в частности, относят:
сооружения тепло-, энерго-, водоснабжения,
прочие объекты, которые используются подрядчиком в ходе строительства.
Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
2. Подготовка к приемке
После получения письменного уведомления от подрядчика о готовности объекта заказчик приступает к организации приемки в соответствии с подрядным договором. После приемки сооружения по акту заказчик подготавливает его к сдаче в эксплуатацию.
При этом он должен обеспечить:
индивидуальное и комплексное опробование оборудования,
выполнение пусконаладочных работ,
передачу внешних коммуникаций, инженерных сооружений на обслуживание эксплуатационным организациям,
получение специальных разрешений, заключений на использование оборудование и объектов в соответствующих надзорных органах.
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
3. Участие приемочной комиссии
По общим правилам, при сдаче объекта в эксплуатацию, в течение 30 дней утверждается состав комиссии. Он согласовывается с органами, представители которых будут участвовать в приемке. Вместе с этим устанавливается срок работы комиссии. Он не может превышать 1 месяц.
Территориальные подразделения органов госнадзора и исполнительные структуры власти, а также иные заинтересованные учреждения и органы должны в десятидневный срок с момента получения уведомления о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию определить своих представителей для участия в приемочной комиссии. Из их числа выбирается председатель, который должен определить порядок работы комиссии, распределить обязанности между её членами. По завершении проверки объекта составляется акт о приеме в эксплуатацию, подписываемый всеми членами комиссии. Подписанный акт о сдаче объекта в эксплуатацию передается его собственнику (заказчику или инвестору).
4. Замечания комиссии
На практике может сложиться так, что кто-либо из уполномоченных лиц отказывается ставить подпись на акте. В такой ситуации он должен предоставить председателю заключения от органа, представителем которого он выступает, с изложением замечаний по всем вопросам, относящимся к его компетенции и к исполнению требований нормативной и проектной документации. Для сдачи объекта в эксплуатацию заказчику необходимо устранить все недостатки в срок, отведенный для этого комиссией. Если этого сделано не будет, сооружение не будет считаться готовым к использованию.
В случае установления неготовности сооружения к вводу в эксплуатацию комиссия составляет мотивированное заключение и передает его заказчику (инвестору, застройщику).
Объекты, в отношении которых акты составлены, но не подписаны, признаются неподготовленными к вводу в эксплуатацию. Соответственно, приемочная комиссия по ним должна назначаться повторно. Подписанный акт (заключение) о сдаче объекта в эксплуатацию в срок, не превышающий неделю, подлежит утверждению органом, назначившим комиссию. Застройщик (заказчик, инвестор) передает документ и все приложения в Инспекцию архитектурно-строительного надзора на хранение.
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
5. Приемка объекта без комиссии
По общим правилам, территориальные подразделения госнадзора, которым подконтрольно завершенное строительством сооружение, в течение 15 дней после получения от заказчика уведомления о готовности здания к использованию подготавливают и выдают заключение. Оформление исполнительной документации при сдаче объекта в эксплуатацию осуществляется исключительно при установлении соответствия сооружения проекту и требованиям норм. Если выявлено несоответствие, в указанный 15-дневный срок составляется мотивированный отказ с указанием замечаний по вопросам, отнесенным к компетенции территориальных подразделений надзорных органов, и направляется заказчику (застройщику). Все недочеты, приведенные в отказе, должны быть устранены. После этого заказчик (застройщик) направляет уполномоченным структурам повторное заявление о готовности к сдаче в эксплуатацию объекта недвижимости.
При приеме сооружения без комиссии заказчик совместно с инвестором (застройщиком) на основании заключений, выданных органами госнадзора, акта о приемке объекта у подрядчика (со всеми приложениями) оформляют новый акт о приемке здания в эксплуатацию. Все указанные выше документы вместе с заявлением о готовности сооружения к использованию предоставляются в Инспекцию архитектурно-строительного надзора. Эта структура готовит итоговое заключение о достаточности полученных материалов и соблюдении правил сдачи объекта строительства в эксплуатацию. Инспекция может отказать в предоставлении положительного заключения исключительно в случае выявления нарушений норм и предписаний по вопросам, входящим в ее компетенцию.
В пятидневный срок с момента получения акта от приемочной комиссии или положительного итогового заключения от Инспекции застройщик (инвестор, заказчик) направляет все оформленные документы в соответствующий исполнительный орган. Эта структура, в свою очередь, в недельный срок должна принять акт на эксплуатацию или дать письменный отказ в этом. В последнем случае решение исполнительного органа должно быть мотивировано. Необходимо учесть, что отказ возможен только в случае нарушения правил и норм сдачи объекта строительства в эксплуатацию.
Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
6. Сооружения производственного назначения
Сдача в эксплуатацию объектов производственного назначения с участием приемочных комиссий производится только при условии их укомплектованности эксплуатационными кадрами, обеспеченности сырьем, ресурсами и пр., устранения всех недоделок. При этом на установленном оборудовании должен быть начат выпуск продукции, предусмотренной в проекте, в объеме, который соответствует нормативам освоения проектных мощностей на начальном этапе производства. Не допускается сдача в эксплуатацию производственных объектов, в которых в нарушение установленных правил состав пусковых комплексов был изменен. Прием последнего пускового комплекса производится одновременно с приемкой всего объекта либо последней его очереди.
После завершения строительных работ весь пакет исполнительных документов прикладывается к заявлению застройщика и передается в ГАСН. В надзорном органе, в свою очередь, принимается решение о формировании государственной приемочной комиссии. Она осуществляет проверку: соответствия комплекса строительно-монтажных работ проектно-сметным документам и нормам; готовности объекта к эксплуатации; наличие паспортов на механизмы и оборудование; акты выполненных работ, проведенных замеров и испытаний. Кроме этого, проверяется документация: об отводе участков;
на особый режим водопользования;
об обеспечении объекта материально-техническими ресурсами и эксплуатационными кадрами;
о том, что внешние коммуникационные сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, связи, электроснабжения обеспечат нормальную работу объекта, а сами инженерные коммуникации приняты на обслуживание;
о соответствии вводимых мощностей тем, которые предусмотрены в проекте;
о фактической стоимости строительно-монтажных работ, подписанная заказчиком и подрядчиком;
о разрешении использовать оборудование и объекты, подконтрольные государственным надзорным органам, представители от которых включены в приемочную комиссию.
После сдачи сооружения в эксплуатацию все документы должны храниться у застройщика-заказчика и соответствующих эксплуатационных организаций. Акт о приемке объекта передается в орган, назначивший комиссию, застройщику и генподрядчику. Жилфонд Завершенные строительством жилые объекты могут быть приняты комиссией только после окончания всего комплекса строительно-монтажных работ, благоустройства прилегающей территории, обеспечения инвентарем и оборудованием в полном соответствии с проектной документацией и устранения недоделок. Сдача в эксплуатацию жилого микрорайона осуществляется в виде завершенного градостроительного комплекса. К моменту приемки комиссией в нем должно быть завершено сооружение предприятий и учреждений, обслуживающих население, прокладка инженерных коммуникаций, озеленение, благоустройство. В последнее время многоэтажные дома имеют пристроенные и встроенные помещения для учреждений и предприятий торговли, общепита, бытового обслуживания и пр. Такие объекты предъявляются комиссии после окончания строительно-монтажных работ, в т. ч. в указанных помещениях.
Приемка учреждений и предприятий, находящихся в помещениях, пристроенных и встроенных в многоквартирные дома, производится соответствующими приемочными комиссиями по отдельным актам. В качестве даты ввода объекта в эксплуатацию принимается календарное число, в которое подписан акт приемочной или рабочей комиссией. После ввода в эксплуатацию оконченного строительством объекта сводные сметные расчеты должны быть закрыты до истечения 6 месяцев.
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
7. Видео инструкция «Как строителям сдать работы заказчику»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Источник