Тема 24. Органы надзора и контроля за ходом строительства
Контроль – одна из общих функций управления проектом. Под контролем обычно подразумевают сравнение планируемых результатов управления с достигнутыми результатами. При этом планируемые организацией строительства результаты управления не должны находиться в противоречии с действующими правовыми и техническими нормами. Это следует из основ правовой регламентации любой деятельности, заключающейся в том, что незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
Разрешение на строительство — это основной документ, который дает право физически начать реализацию строительства, преобразуя окружающее пространство за запланированное время с необходимым качеством. Существуют два вида разрешения:
1. разрешение на выполнение всех видов строительно-монтажных работ по объекту
2. разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ
Чтобы получить разрешение на строительство, необходимо на участке провести изыскания и добиться согласования проекта в государственных органах.
Мингорисполком о строительстве объектов социального назначения
В перечень документов для получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома входят:
— заявление застройщика о выдаче ему разрешения на строительство многоквартирного дома, составленное в соответствии с формой установленного образца
— проектная документация на планирующийся объект: пояснительная записка, план-схема организации участка, схема архитектурных решений, данные об инженерных коммуникациях и оборудовании, а также проекты организации строительства объекта и демонтажных работ. При необходимости проектный пакет должен быть заверен положительным заключением госэкспертизы.
— градостроительный план на всю площадь земельного участка.
Разрешения выдаются ГАСН (Государственный архитектурно-строительный надзор) по разным формам для физических лиц (индивидуальных застройщиков) и для юридических лиц по соответствующим заявлениям. Копии полученных разрешений должны постоянно находиться на строительной площадке для предъявления их всем компетентным органам, осуществляющим контроль за ходом реализации строительства.(всего их 11)
Контроль хода строительства осуществляют следующие органы:
1.Государственный архитектурно-строительный надзор
Этот орган осуществляет государственный надзор за качеством строительства. ГАСН подразделяется на главную инспекцию России, инспекции субъектов Российской Федерации и инспекции органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН выполняют следующие функции:
— выдают разрешения на производство строительных и монтажных работ;
— контролируют соблюдение нормативных требований, законодательных актов Российской Федерации по капитальному строительству;
— осуществляют выборочные проверки качественного и своевременного строительства, а также ведения необходимой исполнительной документации, реализации утвержденных проектов и соблюдения технических требований архитектурно-градостроительных решений;
Что такое строительный контроль????
— осуществляют надзор за работой технических комиссий по расследованию причин аварий;
— выдают техническое заключение о качестве выполненных строительных и монтажных работ.
2.Технический надзор заказчика
Осуществляется в течение всего периода строительства объекта в целях контроля за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе по качеству проводимых СМР, соответствия стоимости строительства утвержденным проектам и сметам.
В течении строительства объекта строительный контроль за проведением строительных работ, включает:
— контроль качества выполненных работ
— приемку физических объемов выполненных общестроительных работ
— проверку актов выполненных работ
— приемку скрытых работ
— приемку исполнительную документацию
— организацию выбора поставщиков строительных материалов и конструкций для оптимизации показателей стоимости и качества строительства
При выполнении своих обязанностей представитель технического надзора заказчика не должен превышать своих полномочий и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
3.Авторский надзор проектировщика
Проводится проектной организацией на протяжении всего периода строительства и приемки объекта в эксплуатацию. Авторский надзор осуществляется на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией на весь период строительства объекта, он обеспечивает реализацию объекта именно в том виде, в каком он был задуман и спроектирован. Выезд специалистов проектной организации для проведения авторского надзора осуществляется в сроки, определенные планом-графиком, прилагаемым к договору, либо по вызову заказчика, но не реже одного раза в месяц.
Для авторского надзора проектировщика существует сп 11-110-99 (он носит рекомендательный характер).
4.Экологическая экспертиза.
Устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы. Согласно федеральному закону «Об экологической экспертизе» экспертиза в строительстве обязательно проводится для всех строительных объектов. Государственную экологическую экспертизу в строительстве проводит экспертная комиссия, состав которой утверждает федеральный орган исполнительной власти.
5. Госэкспертиза
Является вневедомственным органом, ее деятельность определяются следующими задачами:
— проведение комплексной экспертизы технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий, зданий и сооружений, чтобы они отвечали передовому отечественному и мировому уровню, обеспечивали выпуск конкурентоспособной продукции, рациональное и экономное использование всех видов ресурсов, конструктивную надежность, высокое качество архитектуры и градостроительных решений, эксплуатационную и экологическую безопасность и соответствовали санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам.
— осуществление контроля за соблюдением основных направлений государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других объектов социального назначения и охраны окружающей среды, развития инженерной инфраструктуры.
6.Городская административно-техническая инспекция.
Обеспечивает систематический контроль предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц за нарушение правил благоустройства и производства строительных работ.
7.Госгортехнадзор. Курирует вопросы обеспечения безопасности работ и жизнедеятельности.
8.Городская инспекция по охране памятников. Определяет нормы строительства и эксплуатации исторически и архитектурно значимых объектов.
9. Трудовая инспекция. Охраняет трудовые права наемных работников
10.Санэпиднадзор. Осуществляет санитарную и эпидемиологическую защиту работников.
11.Пожарный надзор. Осуществляет контроль пожарной безопасности строящегося объекта.
ИсточникТема 3.5.1 Органы надзора и контроля за строительством
Контроль – одна из общих функций управления проектом. Под контролем обычно подразумевают сравнение планируемых результатов управления с достигнутыми результатами. При этом планируемые организацией строительства результаты управления не должны находиться в противоречии с действующими правовыми и техническими нормами. Это следует из основ правовой регламентации любой деятельности, заключающейся в том, что незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
Разрешение на строительство — это основной документ, который дает право физически начать реализацию строительства, преобразуя окружающее пространство за запланированное время с необходимым качеством. Существуют два вида разрешения:
1. разрешение на выполнение всех видов строительно-монтажных работ по объекту
2. разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ
Чтобы получить разрешение на строительство, необходимо на участке провести изыскания и добиться согласования проекта в государственных органах.
В перечень документов для получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома входят:
— заявление застройщика о выдаче ему разрешения на строительство многоквартирного дома, составленное в соответствии с формой установленного образца
— проектная документация на планирующийся объект: пояснительная записка, план-схема организации участка, схема архитектурных решений, данные об инженерных коммуникациях и оборудовании, а также проекты организации строительства объекта и демонтажных работ. При необходимости проектный пакет должен быть заверен положительным заключением госэкспертизы.
— градостроительный план на всю площадь земельного участка.
Разрешения выдаются ГАСН (Государственный архитектурно-строительный надзор) по разным формам для физических лиц (индивидуальных застройщиков) и для юридических лиц по соответствующим заявлениям. Копии полученных разрешений должны постоянно находиться на строительной площадке для предъявления их всем компетентным органам, осуществляющим контроль за ходом реализации строительства.(всего их 11)
Контроль хода строительства осуществляют следующие органы:
1.Государственный архитектурно-строительный надзор
Этот орган осуществляет государственный надзор за качеством строительства. ГАСН подразделяется на главную инспекцию России, инспекции субъектов Российской Федерации и инспекции органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН выполняют следующие функции:
— выдают разрешения на производство строительных и монтажных работ;
— контролируют соблюдение нормативных требований, законодательных актов Российской Федерации по капитальному строительству;
— осуществляют выборочные проверки качественного и своевременного строительства, а также ведения необходимой исполнительной документации, реализации утвержденных проектов и соблюдения технических требований архитектурно-градостроительных решений;
— осуществляют надзор за работой технических комиссий по расследованию причин аварий;
— выдают техническое заключение о качестве выполненных строительных и монтажных работ.
2.Технический надзор заказчика
Осуществляется в течение всего периода строительства объекта в целях контроля за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе по качеству проводимых СМР, соответствия стоимости строительства утвержденным проектам и сметам.
В течении строительства объекта строительный контроль за проведением строительных работ, включает:
— контроль качества выполненных работ
— приемку физических объемов выполненных общестроительных работ
— проверку актов выполненных работ
— приемку скрытых работ
— приемку исполнительную документацию
— организацию выбора поставщиков строительных материалов и конструкций для оптимизации показателей стоимости и качества строительства
При выполнении своих обязанностей представитель технического надзора заказчика не должен превышать своих полномочий и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
3.Авторский надзор проектировщика
Проводится проектной организацией на протяжении всего периода строительства и приемки объекта в эксплуатацию. Авторский надзор осуществляется на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией на весь период строительства объекта, он обеспечивает реализацию объекта именно в том виде, в каком он был задуман и спроектирован. Выезд специалистов проектной организации для проведения авторского надзора осуществляется в сроки, определенные планом-графиком, прилагаемым к договору, либо по вызову заказчика, но не реже одного раза в месяц.
Для авторского надзора проектировщика существует сп 11-110-99 (он носит рекомендательный характер).
4.Экологическая экспертиза.
Устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы. Согласно федеральному закону «Об экологической экспертизе» экспертиза в строительстве обязательно проводится для всех строительных объектов. Государственную экологическую экспертизу в строительстве проводит экспертная комиссия, состав которой утверждает федеральный орган исполнительной власти.
5. Госэкспертиза
Является вневедомственным органом, ее деятельность определяются следующими задачами:
— проведение комплексной экспертизы технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий, зданий и сооружений, чтобы они отвечали передовому отечественному и мировому уровню, обеспечивали выпуск конкурентоспособной продукции, рациональное и экономное использование всех видов ресурсов, конструктивную надежность, высокое качество архитектуры и градостроительных решений, эксплуатационную и экологическую безопасность и соответствовали санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам.
— осуществление контроля за соблюдением основных направлений государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других объектов социального назначения и охраны окружающей среды, развития инженерной инфраструктуры.
6.Городская административно-техническая инспекция.
Обеспечивает систематический контроль предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц за нарушение правил благоустройства и производства строительных работ.
7.Госгортехнадзор. Курирует вопросы обеспечения безопасности работ и жизнедеятельности.
8.Городская инспекция по охране памятников. Определяет нормы строительства и эксплуатации исторически и архитектурно значимых объектов.
9. Трудовая инспекция. Охраняет трудовые права наемных работников
10.Санэпиднадзор. Осуществляет санитарную и эпидемиологическую защиту работников.
11.Пожарный надзор. Осуществляет контроль пожарной безопасности строящегося объекта.
ИсточникОсновные предпосылки создания региональной цифровой системы контроля строительства объектов социального назначения Санкт-Петербурга
Тучкин, Е. И. Основные предпосылки создания региональной цифровой системы контроля строительства объектов социального назначения Санкт-Петербурга / Е. И. Тучкин, Е. А. Слинько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88957/ (дата обращения: 13.09.2022).
В статье излагаются аспекты формирования цифровой системы контроля строительства объектов социального назначения.
Ключевые слова: строительство, реконструкция, проектирование, цифровая система.
Одной из ключевых задач развития современного города является формирование комфортной городской среды для населения. На решение в том числе данной задачи направлены программы развития и цифровизации на уровне органов государственной власти Российской Федерации и регионов.
Согласно концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» (далее — Концепция), утвержденной приказом Минстроя России от 25.12.2020 № 866/пр: «Урбанизация продолжается и возрастает сложность процессов, отвечающих за функционирование города. Они множатся, идут параллельно, так что отслеживать эти процессы и эффективно управлять ими без современных цифровых инструментов оказывается невозможным. Вызовы окружающего мира — такие как увеличение количества данных, развитие и проникновение технологий во все сферы жизни, усложнение управленческих процессов — ставят новые задачи для городов. Эти задачи касаются, с одной стороны, адаптации системы городского управления к постоянным изменениям запросов, а с другой — того, как эти запросы прогнозировать и опережать» [1].
Сфера строительства находится на особом контроле Президента Российской Федерации. В перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16.04.2020, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить мониторинг состояния застройщиков, а также утвердить региональные планы мероприятий по поддержке строительной отрасли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [2].
Субъектами Российской Федерации формируются адресные инвестиционные программы, в которые включаются расходы развития, направленные на обеспечение городов качественной социальной инфраструктурой, с целью удовлетворить потребности жителей в новых объектах социального назначения (дошкольные и средние образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, безопасности и прочие объекты).
С учетом всё большей урбанизации возрастает потребность жителей как в новых учреждениях, так и требования, предъявляемые к самим объектам капитального строительства. На удовлетворение данных потребностей направлена деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках государственного заказа или других институтов. Таким образом, на уровне региона существует множество участников процесса развития города, а сам процесс для достижения качественного результата требует упорядочивания и контроля.
В Концепции отмечено, что специалисты в сфере развития городов обращаются к цифровым инструментам, чтобы сделать городское управление прозрачным, соблюсти баланс интересов и принципов развития территорий, понять свои ограничения и возможности.
Как указано в Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга, утвержденной 25.08.2021 (далее — Стратегия), «Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга является достижение высокой степени «цифровой зрелости» основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, создание условий для повышения эффективности всех видов социально-экономической деятельности Санкт-Петербурга, повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством». В сфере строительства Стратегия особо отмечает такой недостаток, как «Недостаточная цифровизация управления городскими процессами, анализа больших данных (о мобильности жителей, геометрии города, городских объектах, коммунальных сетях, планов городских проектов» [3]. Важно отметить, что современное строительство должно быть ориентировано на человека, а именно обеспечивать его потребности в определенном уровне жизни. Для этого необходимо синхронизировать между собой строительство различных объектов городской инфраструктуры по техническим и временным параметрам, работу различных ведомств и организаций.
Применение цифровых технологий должно быть направлено в том числе на создание системы, которая координировала бы работу различных ведомств и организаций на всех этапах жизненного цикла объекта строительства: от формирования потребности в нем до передачи объекта на баланс эксплуатирующей организации.
Создание такой системы позволит обеспечить качественное планирование потребности в объектах капитального строительства различных отраслей, синхронизацию планирования, проектирования и строительства (реконструкции), сократить межведомственное взаимодействие и издержки. Это связано с тем, что для обеспечения ввода объекта в эксплуатацию требуется синхронная работа различных ведомств, которая зависит не только от четкого исполнения внутренних процедур, но и от рационального взаимодействия с подрядными организациями.
Для наглядного отображения проводимой работы по строительству (реконструкции) социальных объектов, информирования как специалистов, так и широких масс граждан, необходимо обеспечить отображение всех объектов строительства с помощью картографических сервисов, реализуя визуальное отображение массивов объектов из смежных областей.
Далее рассмотрим, на какой основе автоматизировалось решение вышеперечисленных задач.
В целях повышения эффективности работы исполнительных органов государственной власти создавались государственные информационные системы, автоматизирующие полномочия государственных органов, повышающие эффективность обмена информацией между ними.
На их основе стали возможны:
сбор информации и обеспечение изысканий,
автоматизация проектирования объектов,
строительство социальных объектов,
онлайн-видеомониторинг и иные средства.
Для вовлечения граждан в эффективное решение стоящих перед городскими агломерациями проблем, были созданы информационные системы «обратной связи», например «Активный гражданин» в Москве и «Наш Санкт-Петербург» в Санкт-Петербурге. Эти системы позволили своевременно выявлять проблемы городского развития, на их основе создавались «тепловые карты» проблемных зон.
С повышением объема обрабатываемых массивов данных стала очевидной проблема усложнения управленческих процессов, решение которой было уже невозможно ранее применявшимися методами. Эти предпосылки являются основой для создания региональной цифровой системы контроля строительства объектов социального назначения, которую нельзя рассматривать в «отрыве» от всей совокупности региональных информационных систем, образующих «экосистему» обеспечения жизнедеятельности региона.
- Приказ Минстроя России от 25.12.2020 № 866/пр «Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город».
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16 апреля 2020 года.
- Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга (одобрена на расширенном заседании президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социальное назначение, городское управление, государственная власть, капитальное строительство, потребность жителей, Санкт-Петербург, социальная сфера, строительная отрасль, сфера строительства.
Источник