Кто осуществляет контроль за строительством объектов капитального строительства

Административный контроль

Административный контроль за строительством ведется органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т.п.) с целью ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне ведущегося строительства. Контроль заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядка на прилегающей территории и т.п.) и соблюдении этих условий в ходе строительства.

Ответственным перед органом местного самоуправления является, как правило, застройщик. Условия ведения строительства устанавливаются в форме ордера или иного документа, выдаваемого местной администрацией или уполномоченными ею организациями в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственный строительный надзор

Государственный архитектурно — строительный надзор — это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно — правового порядка строительства объектов.

Капитальное строительство: контроль и качество выполненных работ

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком (заказчиком), а также подрядчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.

Согласно Градостроительному Кодексу государственный строительный надзор осуществляется в случаях:

  • • строительства объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
  • • реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.

При этом проверяется:

  • • соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • • наличие разрешения на строительство (прил.14);
  • • наличие у лица, осуществляющего строительство, свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора. Если при строительстве объекта предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) государственный экологический надзор.

Как контролируют строительство на Сахалине?

Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения соответствующим органом извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного или реконструированного объекта требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверке подлежит соблюдение:

  • • при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (внутренних и наружных), инженерных систем и оборудования;
  • • при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции при изменении параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Читайте также:  Передача объекта долевого строительства дольщику

Должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

  • а) соблюдение требований к выполнению работ;
  • б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего (прил.14) и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ (прил.15), конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
  • в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и государственного строительного надзора нарушений, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
  • г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, другими нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок имеют право:

  • • беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
  • • требовать от застройщика (заказчика) или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
  • • требовать от застройщика (заказчика) или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если это требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
  • • составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых давать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • • вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
  • • составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Заключение (отказ в выдаче заключения) составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора. Первый экземпляр заключения о соответствии передается застройщику (заказчику), второй — остается в деле органа государственного строительного надзора.

Источник

Как закупить строительный контроль по 44-ФЗ

Строительный контроль 44-ФЗ — это закупка услуг по проведению проверки документов поставщиков на соответствие техническим требованиям, установленным стандартам и регламентам. Такие заказы осуществляют по особым правилам.

Формируем закупочную документацию и проект контракта

По правилам тендеры по строительному контролю включают в план-график, равно как и другие заказы: проводить закупки, не учтенные в документах планирования, нельзя (ст. 16 № 44-ФЗ).

Перед тем как провести торги, заказчик составляет основные регистры — закупочную документацию, техническое задание, проект контракта. Документы закупки следует формировать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (п. 20 Порядка, утв. Приказом Минфина № 113н от 19.07.2019). Из КТРУ берут название услуг, единицу измерения, описание основных характеристик.

Поиск проводится по ОКПД2. Вот пример таких услуг:

Поиск контрактов в ЕИС

Требования для закупки строительный контроль описывают по правилам, установленным ст. 33 Федеральной контрактной системы. Кроме того, при подготовке технического задания надлежит руководствоваться Градостроительным кодексом, ПП РФ № 468 от 21.06.2010 и другими отраслевыми нормативами.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести строительный контроль в соответствии с актуальными градостроительными нормами. Используйте эти инструкции бесплатно.

Читайте также:  Строительство объектов основных средств что это

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

В ТЗ указывают и перечень контрольных мероприятий. К ним относятся (п. 6 Положения, из ПП РФ № 468):

  • проверка полноты и сроков выполнения исполнителем работ входного контроля, достоверности документов;
  • контроль исполнения подрядчиком достоверности документирования и правил хранения документов;
  • проверка порядка исполнения технологических операций подрядчиком;
  • освидетельствование скрытых работ, промежуточная приемка строительства вместе с подрядчиком;
  • контроль соответствия завершенного объекта строительства требованиям проектно-сметной и рабочей документации.

Техническое задание на строительный контроль

Ведомства не разработали типовой контракт строительного контроля: при подготовке проекта госконтракта учитывайте требования ст. 34 № 44-ФЗ.

С 8 августа 2021 года вступает в силу приказ Минстроя № 160/пр от 18.03.2021. С этого момента начнут действовать типовые условия контракта на осуществление строительного контроля, их необходимо включать в проект госконтракта, который разрабатывают заказчики. Но есть важное правило: типовые условия применяются, только если сведения конкретной закупки полностью соответствуют сразу всем показателям из информационной карты типового соглашения (п. 16 Правил, утвержденных ПП РФ № 606 от 02.07.2014).

контракт на проведение строительного контроля

Определяем НМЦК

Для закупок услуги строительного контроля действуют особые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта. Если государственный или муниципальный заказчик проводит тендер или заключает государственный или муниципальный контракт на строительный контроль с единственным поставщиком, он использует методологию из приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 для расчета цены контракта (п. 1 Порядка № 841/пр).

Начальную цену определяют по ПСД, то есть по утвержденной смете на строительные работы. Обычно расходы на проведение стройконтроля включают в сводный сметный расчет — в главу 10 сводной сметы (п. 31 Положения, утвержденного ПП РФ № 87 от 16.02.2008). Для осуществления стройконтроля предусмотрены нормативные затраты. Они определены в ПП РФ № 468 от 21.06.2010.

Инструкция определения НМЦК на строительный контроль (п. 18 Порядка № 841/пр):

  1. Пересчитываем сметную стоимость услуг на стройконтроль в текущий уровень цен (на дату определения начальной цены), применяя индекс фактической инфляции за период расчета.
  2. Умножаем показатели сметной стоимости на индекс прогнозной инфляции, установленной на период проведения строительных работ. Индекс прогнозной инфляции равен среднему арифметическому индексов на даты начала и окончания оказания услуг. Эти даты определяются по сметной документации.

Расчет начальной цены проводят по форме, закрепленной в приложении № 3 к Порядку № 841/пр.

Выбираем способ определения поставщика

Возможные способы определения поставщика для закупки стройконтроля таковы:

  1. Электронный аукцион. Заказчик оценивает участников по ценовым предложениям. Побеждает тот исполнитель, который готов провести строительный контроль по наименьшей цене.
  2. Открытый конкурс в электронном виде. Этот способ выбирают в том случае, когда ценового показателя недостаточно. Кроме цены, заказчик оценивает качественные и квалификационные характеристики участника торгов.
  3. Запрос котировок в электронном виде. Его проводят, если цена торгов — не больше трех миллионов рублей. Кроме того, заказчик обязан соблюдать лимит на годовой объем закупок путем электронных котировок (ч. 2 ст. 82.1 № 44-ФЗ).
  4. Запрос предложений в электронном виде. Запрос предложений проводят только в двух случаях. Первый — если договор строительного контроля заключен с исполнителем контракта и расторгнут в одностороннем порядке, тогда запрос предложений проводят на ту часть услуг, которая не исполнена по предыдущему соглашению (п. 2 ч. 2 ст. 83.1 № 44-ФЗ). Второй — если электронный аукцион на закупку стройконтроля признали несостоявшимся по положениям ч. 4 ст. 71, ч. 15 ст. 83.2 № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 № 44-ФЗ).
  5. Закупки малого объема. Контракт с единственным поставщиком по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ заключают на сумму до 600 000 рублей и в рамках предельного показателя годового объема малых закупок.
Читайте также:  Код объекта строительства это

Для Республики Крым, Севастополя и их муниципальных образований действуют особые правила выбора способа определения поставщика на услуги стройконтроля до 31.12.2022. Способ закупки необходимо согласовать с Минфином и закрепить локальным нормативным актом.

С Министерством финансов согласовывается и способ заказа строительного контроля, который выполняет Минстрой или его подведомственные госучреждения (ч. 1.3 ст. 12.1 № 6-ФКЗ от 21.03.2014, ч. 66, 67 ст. 112 № 44-ФЗ, п. 1 ПП РФ № 543 от 18.04.2020).

Оформляем извещение и устанавливаем требования к участникам

Извещение составляем по тем же правилам, что и для других закупок, — вносим информацию в специальную электронную форму в Единой информационной системе. В извещении предъявляем единые требования к участникам торгов.

Кроме того, устанавливаем обязательное требование о членстве потенциального исполнителя в строительной саморегулируемой организации (п. 1 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ). Стройконтроль относится к функционалу застройщика или технического заказчика, а такие функции вправе выполнять только члены СРО (п. 22 ст. 1, ч. 2 ст.

53 ГК РФ). Исполнитель подтверждает членство в саморегулируемой организации выпиской из реестра СРО (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГК РФ). Выписка унифицирована: ее форма приведена в приказе Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019.

Унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием членство в СРО не подтверждают — оно им не требуется для заключения госконтракта с заказчиками, перечисленными в ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ.

Необязательно и членство в СРО для исполнителей услуг строительного контроля по контрактам на капитальное строительство, чья стоимость — не больше трех миллионов рублей (письмо Минстроя № 37059-ТБ/02 от 04.09.2018, п. 22 ст. 1, ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ). Если заказчик откажет такому поставщику в участии и отклонит его заявку, исполнитель вправе обжаловать действия заказчик в антимонопольной службе. А ФАС с большой вероятностью поддержит позицию поставщика (решение Московского УФАС по делу № 077/06/57-16131/2020 от 29.09.2020, решение Челябинского УФАС по делу № 074/06/105-3007/2020 от 23.12.2020).

Министерство строительства не рекомендует передавать функцию по стройконтролю подрядчику строительства (письмо Минстроя № 55067-ОГ/08 от 20.12.2018). С Минстроем согласен и ФАС, который изложил собственную позицию в разъяснениях «О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией. Но у региональных управлений антимонопольной службы иная позиция (решение Новосибирского УФАС № 054/06/69-1947/2020 от 06.10.2020). Специалисты ведомства ссылаются на то, что в Федеральной контрактной системе нет прямого запрета на проведение строительства и строительного контроля одним исполнителем.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...