Кто утверждает смету на строительство объекта

Подрядчик и заказчик: кто утверждает, кто согласовывает смету?

Ответ: Утверждает смету заказчик, а согласовывает подрядчик.

Обоснование: В Градостроительном Кодексе РФ содержится информация о том, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю». Для упрощения поиска ответа на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает в смете все расчеты и суммы, необходимо пристально изучить статью 15 ГрК РФ. В данной статье приводятся все основные сведения об алгоритмах проверки, согласования и утверждения проектно-сметной документации.

Итак, в статье 15 Градостроительного Кодекса России перечисляются, прежде всего, лица, участвующие в утверждении проектной документации на строительный объект. Таким образом, теми, кто согласовывает, и кто утверждает смету, могут быть несколько организаций.

В частности, в качестве организаций, которые утверждают проектную и сметную документации, могут выступать организация застройщика и технического заказчика. Кроме того, ответственное за эксплуатацию здания лицо или региональный оператор также могут выступать в роли стороны, которая утверждает сметы.

Помимо этого, статьей 15 ГрК РФ уточняется, что застройщик или заказчик вправе провести экспертизу проектно-сметной документации. В таком случае, при возникновении сомнений в том, согласовывает или утверждает заказчик смету, становится очевидным, что в роли утверждающей стороны выступает организация заказчика.

Организация заказчика или застройщика имеют право утверждать и все последующие изменения проектной документации на объект. При этом, очевидно, важно наличие всех подтверждающих необходимость внесения изменений документов, которые в свою очередь также должны быть подписаны всеми сторонами, заинтересованными в строительстве объекта. На вопрос о том, кто подписывает «Согласовано» и «Утверждаю» в смете, учитывающей все изменения проектной документации, ответ останется прежним.

Изменения в проектно-сметную документацию вносятся после получения заключения экспертизы ПСД, проводимой государственным строительным надзором. При этом необходимо отметить, что в процессе внесения изменений и корректировки проектно-сметной документации должны участвовать организации, являющиеся членами саморегулируемой организации.

После понимания того, утверждает или согласовывает смету заказчик, следует определить роль исполнителя строительно-монтажных работ на объекте. Как правило, исполнителем является сторона, согласовывающая сметные формы на объект.

Другим сводом законов, помогающим определить, кто согласовывает сметы, а кто утверждает, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. Изучение данного кодекса способствует нахождению решений множества проблем, возникающих в процессе строительства того или иного объекта.

Одним из таких вопросов, конечно, является, кто подписывает в смете «Утверждаю» и «Согласовано». Если обратиться к статье 759 ГР РФ, которая касается предоставления исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, то можно найти решение интересующей проблемы.

Как известно, при производстве и проектных, и изыскательских работ, необходимо также составление сметной документации, которая определяет стоимость указанных видов работ. Поэтому, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, удаленность текста статьи 759 ГК РФ от темы утверждения сметной документации, все же следует обратить особое внимание к данному закону.

Итак, в пункте 1 указанной статьи говорится о том, что согласно договору подряда, заказчик должен выдать подрядной организации все необходимые сведения и исходные данные, а также задание на проектирование, которые в дальнейшем потребуются для составления технической документации. Таким образом, исходя из текста статьи, можно понять, кто согласовывает, и кто утверждает смету.

Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского Кодекса России заказчик является утверждающей стороной. При этом пунктом 2 статьи уточняется, что подрядная организация должна соблюдать все требования, утвержденные заказчиком, которые содержатся в задании и других данных для выполнения проектно-изыскательских работ.

В поисках ответа на вопросы, кто согласовывает сметы, а кто утверждает, можно также обратиться к другой статье Гражданского Кодекса РФ. Такой статьей является статья 760, касающаяся обязанностей Подрядчика.

В пункте 1 статьи 760 ГК РФ написано, что в обязанности подрядчика входит согласование технической документации. Кроме того, при возникновении необходимости подрядчик вместе с заказчиком должны согласовывать документацию с компетентными государственными органами, а также с органами местного самоуправления.

Таким образом, как можно понять, ответ на вопрос, кто согласовывает смету, а кто ее утверждает, может быть обнаружен в нескольких законодательных сводах. При этом необходимо отметить, что в каждой строительной организации существует, как правило, алгоритм согласования и утверждения смет, локальных ресурсных сметных расчетов, объектных смет, сводных сметных расчетов и других элементов сметной документации. Благодаря этому процесс утверждения оптимизируется и упрощается.

Источник

Статья 8.3 ГрК РФ. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.

Читайте также:  Что такое титул объекта строительства

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

4. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

10. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение классификатора строительных ресурсов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

Комментарии к ст. 8.3 ГрК РФ

Текст комментария: Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

Авторы: Мельников Н.Н., Амелин Р.В., Борисов А.А., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Иванов А.В., Майборода В.А., Макаров О.В., Начичко Ж.А., Поваров Ю.С., Беляев М.А., Гемпик Е.А., Калинин А.А., Коновальчикова С.С., Котухов С.А., Султанов Р.С.

1. Составление смет в целях установления стоимости строительства объектов производится на усмотрение субъектов, вступающих в договорные отношения. Отсутствие сметы в договоре строительства объекта капитального строительства не является безусловным основанием для признания договора незаключенным, причем данный тезис получил неоднократное подтверждение на уровне судебной практики.

Пример: в соответствии с п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» отсутствие технической документации не является безусловным основанием для того, чтобы признать договор незаключенным. Несмотря на то что подрядчик обязан осуществлять строительство в соответствии с технической документацией, указание в предмете договора на объект работ и его размеры является достаточным основанием для признания договора заключенным. Согласованная проектно-сметная документация как самостоятельный документ не является существенным условием договора строительного подряда, а ее отсутствие не может являться основанием для признания договора незаключенным.

Читайте также:  Контроль качества и приемка работ при строительстве объектов капитального строительства

Данная правовая позиция в последующем неоднократно находила подтверждение в практике судов различного уровня, в том числе ВС РФ. В частности, следует иметь в виду обоснования, приведенные в Определениях ВС РФ от 11 марта 2015 г. N 306-ЭС15-629, от 16 февраля 2016 г. N 305-ЭС16-1087, от 26 сентября 2014 г. N 309-ЭС14-1500, а также в актах нижестоящих судов, например в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А12-13568/2008, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2009 г. N А56-36267/2008 и др.

При наличии спора о согласованном объеме работ и их цене смета играет ключевую роль. Однако даже при ее отсутствии существует возможность установить объем выполненных работ с помощью экспертизы, а их стоимость по цене (п. 3 ст. 424 ГК РФ), которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы, либо путем соответствующей экспертизы.

Составление сметы обязательно в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 8.3 комментируемого Закона объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, а также в отношении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время отсутствие сметы также не влечет безусловного признания договора строительного подряда с участием данных субъектов незаключенным (хотя ГрК РФ и возлагает на них данную обязанность), но приводит к возможному пересмотру сметной стоимости работ на основе надлежащим образом утвержденных сметных нормативов. Случаи нарушения данного требования ГрК РФ, а также непрохождения контроля сметной стоимости достаточно редки, прежде всего ввиду императивности требований ГрК РФ, предварительного и последующего контроля уполномоченных органов государственной власти, а также необходимости прохождения процедур, предусмотренных ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Практические вопросы проверки достоверности сметной стоимости с участием указанных субъектов, предусмотренной ч. 2 комментируемой статьи, регулируются Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».

В настоящее время функции контроля достоверности сметной стоимости возложены на Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (сокращенно — ФАУ «Главгосэкспертиза России») и его региональные подразделения. Повторная проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, проводится только в случае увеличения сметной стоимости, в каких-либо иных обстоятельствах достаточно первоначального заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, то есть Минстроем России, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

Данный орган ведет федеральный реестр сметных нормативов, в который включаются утвержденные сметные нормативы в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, осуществляет мониторинг цен строительных ресурсов в целях выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, а также осуществляет иные функции в этой связи.

Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется Минстроем России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которым утверждены задачи данного органа государственной власти и правила мониторинга в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.

Методики определения сметных цен строительных ресурсов также утверждаются Минстроем России (см. Методику определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, являющуюся приложением к Приказу Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 999/пр, Методику определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, являющуюся приложением к Приказу Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 1001/пр).

4. Сметные цены федеральной государственной системы строительных ресурсов (ФГИС ЦС) предполагается публиковать на сайте Минстроя России в открытом доступе (ч. 9 настоящей статьи), таким образом, чтобы заинтересованные лица могли ими руководствоваться. Между тем с учетом положений п. 8 ст. 8.3 ГрК РФ данные обезличиваются в целях соблюдения требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством РФ.

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Читайте также:  Акт приемки объекта строительства заполненный
Источник

Кто согласовывает смету, а кто утверждает

Над контентом сметчик на дому

При работе с документацией на различные виды строительных объектов часто возникает вопрос, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю». С данным вопросом в своей практике сталкивается практически любой специалист сметного дела, а также и другие сотрудники строительной организации.

Далее по тексту данной статьи будут рассмотрены вопросы, кто согласовывает сметы, а кто их утверждает. При этом решение данной проблемы возможно обнаружить в Градостроительном и Гражданском Кодексах Российской Федерации.

Кто утверждает смету, а кто подписывает по закону ГрК РФ

Как отмечалось выше, в Градостроительном Кодексе РФ содержится информация о том, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю». Чтобы более подробно изучить указанные в Кодексе сведения, рекомендуется обратиться к данному своду законов.

Однако для упрощения поиска ответа на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает в смете все расчеты и суммы, необходимо пристально изучить статью 15 ГрК РФ. В данной статье приводятся все основные сведения об алгоритмах проверки, согласования и утверждения проектно-сметной документации.

Итак, в статье 15 Градостроительного Кодекса России перечисляются, прежде всего, лица, участвующие в утверждении проектной документации на строительный объект. Таким образом, теми, кто согласовывает, и кто утверждает смету, могут быть несколько организаций.

В частности, в качестве организаций, которые утверждают проектную и сметную документации, могут выступать организация застройщика и технического заказчика. Кроме того, ответственное за эксплуатацию здания лицо или региональный оператор также могут выступать в роли стороны, которая утверждает сметы.

Помимо этого, статьей 15 ГрК РФ уточняется, что застройщик или заказчик вправе провести экспертизу проектно-сметной документации. В таком случае, при возникновении сомнений в том, согласовывает или утверждает заказчик смету, становится очевидным, что в роли утверждающей стороны выступает организация заказчика.

Помимо всего прочего, полезной в решении вопроса о том, кто согласовывает смету, а кто ее утверждает, является также пункт 2 статьи 15 Градостроительного Кодекса РФ. В тексте данного пункта говорится о том, что организация заказчика или застройщика имеют право утверждать и все последующие изменения проектной документации на объект.

При этом, очевидно, важно наличие всех подтверждающих необходимость внесения изменений документов, которые в свою очередь также должны быть подписаны всеми сторонами, заинтересованными в строительстве объекта. На вопрос о том, кто подписывает «Согласовано» и «Утверждаю» в смете, учитывающей все изменения проектной документации, ответ останется прежним.

Изменения в проектно-сметную документацию вносятся после получения заключения экспертизы ПСД, проводимой государственным строительным надзором. При этом необходимо отметить, что в процессе внесения изменений и корректировки проектно-сметной документации должны участвовать организации, являющиеся членами саморегулируемой организации.

После понимания того, утверждает или согласовывает смету заказчик, следует определить роль исполнителя строительно-монтажных работ на объекте. Как правило, исполнителем является сторона, согласовывающая сметные формы на объект.

Локальный расчет

Рисунок 1. Бланк локального сметного расчета

Кто утверждает смету, а кто подписывает по закону ГК РФ

Другим сводом законов, помогающим определить, кто согласовывает сметы, а кто утверждает, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. Изучение данного кодекса способствует нахождению решений множества проблем, возникающих в процессе строительства того или иного объекта.

Одним из таких вопросов, конечно, является, кто подписывает в смете «Утверждаю» и «Согласовано». Если обратиться к статье 759 ГР РФ, которая касается предоставления исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, то можно найти решение интересующей проблемы.

Как известно, при производстве и проектных, и изыскательских работ, необходимо также составление сметной документации, которая определяет стоимость указанных видов работ. Поэтому, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, удаленность текста статьи 759 ГК РФ от темы утверждения сметной документации, все же следует обратить особое внимание к данному закону.

Итак, в пункте 1 указанной статьи говорится о том, что согласно договору подряда заказчик должен выдать подрядной организации все необходимые сведения и исходные данные, а также задание на проектирование, которые в дальнейшем потребуются для составления технической документации. Таким образом, исходя из текста статьи, можно понять, кто согласовывает, и кто утверждает смету.

Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского Кодекса России заказчик является утверждающей стороной. При этом пунктом 2 статьи уточняется, что подрядная организация должна соблюдать все требования, утвержденные заказчиком, которые содержатся в задании и других данных для выполнения проектно-изыскательских работ.

В поисках ответа на вопросы, кто согласовывает сметы, а кто утверждает, можно также обратиться к другой статье Гражданского Кодекса РФ. Такой статьей является статья 760, касающаяся обязанностей Подрядчика.

В пункте 1 статьи 760 ГК РФ написано, что в обязанности подрядчика входит согласование технической документации. Кроме того, при возникновении необходимости подрядчик вместе с заказчиком должны согласовывать документацию с компетентными государственными органами, а также с органами местного самоуправления.

Таким образом, как можно понять, ответ на вопрос, кто согласовывает смету, а кто ее утверждает, может быть обнаружен в нескольких законодательных сводах. При этом необходимо отметить, что в каждой строительной организации существует, как правило, алгоритм согласования и утверждения смет по форме №4, локальных ресурсных сметных расчетов, объектных смет, сводных сметных расчетов и других элементов сметной документации. Благодаря этому процесс утверждения оптимизируется и упрощается.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...