Когда не требуется разрешение на строительство объектов энергетики
В соответствии с 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях:
1) строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства /соответственно сооружений линейных объектов электроэнерегтики на дачных участках не требует получения разрешения на строительство/;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) /соответственно установка транформатоных подстанций киоскового типа без фундамента не требует получения разрешения на строительство/;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования /соответственно в случае получения в органах местного самоуправления справки об отнесении сооружения к вспомогательному, разрешение на строительство требоваться не будет/;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Электроаудит проекта | КЛ-6кВ, КТП, КЛ-0,4кВ
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется, в частности:
в Московской области Законом от 10 октября 2014 г. N 124/2014-ОЗ , в качестве иных случаев в части объектов электроэнергетики прописано:
«Статья 2. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
1. Получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях:
1) строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
2) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линейными объектами, классом напряжения до 20 киловольт включительно;
5) реконструкции линий электропередачи. не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов;
2. Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи строительства и (или) реконструкции особо опасных и технически сложных объектов и объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Застройщик при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, сведения и документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев строительства и (или) реконструкции линейных объектов.»
в Ленинградской области Областным законом Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области», в качестве иных случаев в части объектов электроэнергетики прописано:
«Статья 1. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
1. Не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
1) строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)», используемых для оказания услуг по организации спорта, отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности, объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, предназначенных для предоставления указанных услуг и обеспечения деятельности;
6) реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, трубопроводов тепловых сетей, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты;
9) строительства линий электропередачи напряжением 10 киловольт и менее;
10) строительства, реконструкции комплектных (блок-модульных) трансформаторных подстанций с количеством трансформаторов не более двух мощностью не более 1250 киловольт-ампер каждый, столбовых трансформаторных подстанций, мачтовых трансформаторных подстанций;
11) строительства на земельных участках, расположенных за пределами населенного пункта, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и входящих в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственных построек с количеством этажей не более чем два, мелиоративных и других сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности;
2. Не требуется получение разрешения на строительство при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
1) строительства, реконструкции на территории сельскохозяйственного предприятия, а также на земельном участке, предоставленном или приобретенном для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства, зданий, строений и сооружений относящихся в соответствии с пунктом 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, к объектам и производствам агропромышленного комплекса;
2) строительства на землях общего пользования садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения в пределах территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (линий электропередачи, линий связи, водопроводов, газопроводов, сетей канализации, автомобильных дорог, трансформаторных подстанций, водонапорных башен, котельных, детских и спортивных площадок, площадок для сбора мусора, противопожарных сооружений, административных зданий с количеством этажей не более чем два и общей площадью не более 500 квадратных метров, зданий, предназначенных для размещения предприятий общественного питания, медицинских учреждений, дошкольных образовательных учреждений);
3) строительства на территории промышленного предприятия объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения основной деятельности предприятия: гаражей, складов сырья и готовой продукции, трансформаторных подстанций, инженерно-технических сетей, в том числе внутриплощадочных газопроводов, сетей канализации;
4) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других) на лесных участках, предоставленных для размещения указанных объектов в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации;
4-1) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов) на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на период осуществления строительства указанных объектов в соответствии с частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) строительства линейных объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения в границах населенного пункта;
7) строительства трансформаторных подстанций, не являющихся вспомогательными объектами по отношению к иным существующим или строящимся объектам капитального строительства;
8) строительства, реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности, в пределах границ земельных участков предприятий, размещенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения;
9) реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, на землях населенных пунктов.
Статья 2. Размещение сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
Застройщик при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего областного закона, для размещения сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, предусмотренных статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.»
Трансформаторная подстанция движимое или недвижимое имущество
Трансформаторная подстанция движимое или недвижимое имущество
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Всегда ли трансформаторные подстанции признаются отдельными объектами недвижимости и подлежат соответствующему оформлению как отдельный объект недвижимости в Росреестре? Или ТП как движимое имущество, нераздельно не связанное с конкретным земельным участком, имеющее возможность демонтажа и переноса, может входит в состав другого объекта недвижимого имущества, например такого, как ЛЭП? Существует ли нормативно-правовой акт Оренбургской области или федерального значения, как письмо от 06.07.2011 N 17-4219 Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени, согласно которому такие объекты недвижимости, как БКТП, КТП, КТПН, РП, ТП-10/0,4, не могут эксплуатироваться как отдельные объекты капитального строительства, являются частью линейно-кабельных сооружений и носят вспомогательный характер использования?
К сожалению, дать однозначный ответ на вопрос не представляется возможным, поскольку решить его можно только исходя из всех конкретных обстоятельств, и в случае возникновения конфликта по данному вопросу сделать это сможет только суд. Поясним почему.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов недвижимого имущества. Сама по себе прочность связи с землей, а тем более – соразмерность ущерба назначению объекта при его перемещении являются категориями оценочными, что может приводить к спорам об отнесении того или иного конкретного объекта к движимому или недвижимому имуществу.
На практике принято безусловно считать объектами недвижимости объекты капитального строительства, подпадающие под определение таковых в соответствии с градостроительным законодательством, в число которых входят и линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
При этом, как указано, например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 N А43-19271/2005-12-644, по смыслу ст. 130 ГК РФ, прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В частности, при решении вопроса о признании объекта недвижимой вещью выясняются следующие вопросы:
– не является ли вещь частью другой вещи (если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь) (ст. 134 ГК РФ));
– не является ли вещь принадлежностью другой главной вещи (вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК РФ)).
Законодательство не содержит перечня признаков, позволяющих отнести то или иное сооружение к конкретной категории самостоятельных объектов недвижимости, их частей или принадлежностей.
В Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, среди таких объектов упоминаются “линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство” (п. 5 указанного Перечня). Из такого упоминания можно сделать вывод, что трансформаторные подстанции являются отдельными объектами, которые только связаны с линиями электропередач.
Однако, по нашему мнению, по контексту приведенного указания в нем говорится только об одной конкретной категории трансформаторных подстанций – это именно таких подстанций, которые расположены отдельно от линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, но связаны с ними (каковая связь также является категорией оценочной). Отсюда никак не следует, что иные трансформаторные подстанции не могут быть квалифицированы иначе, в том числе – как часть тех же самых линий.
Вместе с тем анализ судебной практики квалификации того или иного объекта (в том числе трансформаторных подстанций) как самостоятельного объекта недвижимости, части или принадлежности иного объекта недвижимости и как недвижимости вообще во многом зависит от характеристик конкретного объекта и фактических обстоятельств дела.
Так, арбитражные суды не признают недвижимостью трансформаторные подстанции контейнерного типа, которые могут быть перемещены на другое место без разрушения и несоразмерных затрат (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2009 N Ф04-6503/2009, постановление ФАС Центрального округа от 08.05.2008 N А35-2358/07-С16). В тех же случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела устанавливается наличие признаков, закрепленных в п. 1 ст. 130 ГК РФ, суды признают трансформаторные подстанции недвижимым имуществом (постановления Третьего ААС от 05.03.2009 N 03АП-446/2009, Второго ААС от 18.06.2008 N 02АП-1920/2008, Седьмого ААС от 28.05.2010 N 07АП-347/09, Одиннадцатого ААС от 13.11.2008 N 11АП-7175/2008).
Однако признание трансформаторной подстанции недвижимым имуществом не обязательно означает признание ее самостоятельным объектом недвижимости. Даже отдельно стоящая трансформаторная подстанция может рассматриваться как принадлежность другого строения (постановление Президиума ВАС РФ от 12.08.2003 N 10676/02, смотрите также, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 03.07.2018 N Ф01-2346/18), хотя это зависит от ситуации (постановление ФАС Московского округа от 02.09.2002 N КГ-А40/5739-02 по тому же делу).
Тем более с учетом конкретных обстоятельств дела суды, безусловно, могут признать или подтвердить, что конкретная трансформаторная подстанция является объектом линейного сооружения – линии электропередач, что часто бывает на практике (смотрите, например, постановление Второго ААС от 25.05.2009 N 02АП-1479/2009, постановление АС Поволжского округа от 14.06.2018 N Ф06-33556/18, постановление АС Поволжского округа от 01.07.2019 N Ф06-48538/19, постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.02.2019 N Ф08-11115/18).
Тем не менее, опять же с учетом конкретных обстоятельств, суд может признать трансформаторную подстанцию и самостоятельным объектом недвижимости (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 25.07.2016 N Ф10-2196/16).
Как видим, вопрос о признании трансформаторной подстанции и кабельных сетей недвижимым имуществом решается в каждом конкретном случае отдельно. В случае возникновения спора по данному вопросу окончательное решение может принять только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
1 октября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Трансформаторная подстанция – это здание или же сооружение? Законы РФ
Трансформаторная подстанция – это здание или все-таки сооружение? Такой вопрос встает перед теми гражданами, которые решают оформить объект. На самом деле российское законодательство не так просто определяет вид недвижимости в установленным электрооборудованием. До сих пор возникают споры насчет правомерности того или иного аспекта, а также применения к нему регулятивных норм.
Что такое трансформаторная подстанция – здание или сооружение
Трансформаторная подстанция представляет собой объект, который используется для повышения или понижения напряжения сети. Естественно, используется переменный ток. Он подается на один трансформатор или несколько (в зависимости от типа оборудования), предназначен для распределения электроэнергии между потребителями. В зависимости от того, какие мощности энергии перерабатывает подстанция, на сколько рассчитана потребителей меняется ее тип.
Разделяются на несколько типов:
- повышающие, которые увеличивают напряжение и подают новое пользователям;
- понизительные, которые снижают напряжение первичной сети.
В комплектацию трансформаторной подстанции обычно входит один или несколько штук силовых трансформаторов. Они требуют регулярного обслуживания, доливки масла и тому подобных мер. Также комплектуются объекты распределительными устройствами, которые отвечают за принятие и отправку электроэнергии. Есть различные устройства защиты и автоматизированного управления — их количество и качество рассчитывается в зависимости от характерного типа станции.
Но, несмотря на то что по принципу работы и сопутствующему оборудованию подстанции примерно идентичные, до сих пор возникают споры насчет их внешней части. Не решен вопрос в общих кругах о том, относятся ли постройки с типу зданий или сооружений. Но российское законодательство довольно точно определяет эти два понятия.
Тип объекта определяется в исходной документации. Во время оформления первичного станции выдаются проектные бумаги, также разрешение на ввод в эксплуатацию. В обязательном порядке присутствует технический паспорт.
Там обязательно прописываются данные о трансформаторной станции, в частности, ее тип, а также технические характеристики, правила эксплуатации и тому подобное.
Закон
Но в законах прописаны и отдельные пункты, касаемо того, какие объекты можно относить к зданиям, а какие к сооружениям. Конкретный государственный акт — это Федеральный закон от 2009 года под номером 384-Ф3 «Технический регламент безопасности сооружений и зданий в Российской Федерации». Согласно нему:
- задание определяется как конечный итог строительства, выделяемый по определенной объемной системе, наличию подземной и наземной части, инженерного и коммуникативного оборудования;
- сооружение является плоской, линейной или объемной вехой строительства, которое состоит из подземной и наемной частей, в ряде случаев оснащенной строительными дополнительными конструкциям.
И те и другие являются объектами, конечным результатом строительства. Здания предназначены для нахождения там людей, их непосредственного пребывания. А вот сооружения также, но чаще в них сотрудники перебывают временно, в основном их используют для хранения продукции и проведения различных технических и производственных процессов. Поэтому, если думать над тем, к каком уже типу относится трансформаторная подстанция, то можно понять, что это сооружение.
Для чего предназначена электрическая подстанция
Трансформаторная подстанция в любом городе выполняет работы по получению необходимого уровня напряжения. Она либо повышает показатель, либо понижает его — в зависимости от типа и установленных трансформаторов.
После трансформации полученная энергия распределяется между различными объектами. Это могут быть как несколько частных домов, так и комплекс предприятий. Конечно, во втором случае установка будет массивной и занимать немало места. В зависимости от количества потребителей подстанции делятся на типы:
Что входит в состав ТП
Трансформаторные подстанции различные по своему типу, включают разные установки и устройства. Но есть определенная база, без которой не обходится ни одно сооружение. Объект включает в себя:
- силовой трансформатор — он служит для преобразования энергии, может быть один или несколько;
- электрическая распределительная установка — необходима для распределения входящего коэффициента электроэнергии по точкам потребителей;
- устройства автоматического управления — понятно, что сотрудник не может находится в сооружении постоянно и работать с частотой, поэтому переключением занимается автоматический механизм;
защитное оборудование — применяется для защиты трансформаторов и распределительных приборов, а также персонала, людей, которые находятся рядом; - вспомогательные постройки и устройства — определяется сугубо в индивидуальном порядке в зависимости от назначения и специализации.
Современные типы подстанций оснащаются различными аксессуарам, обеспечивающими удобство работы.
Как оформить трансформаторную подстанцию
Специального законодательного акта, который бы регулировал возможности оформления, передачи в собственность или в аренду оборудования и его внешней части нет. Регуляция происходит по нормам «Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество», а также на движимое имущество. Тип подстанции определяется в зависимости от того, в каком она типу относится — уже тогда происходит назначение закона.
Порядок оформления зависит от исходной аргументации. Если техника будет применяться для обслуживания предприятия, то обращаются к отдел технической части него. Если постройка заброшена, и вы точно не знаете, кому принадлежат права на нее, то оформить можно через ближайшее государственное учреждение, занимающееся выдачей прав на собственность.
Где можно монтировать подстанцию
Монтирование станций ведется в строгом соответствии с регламентом. Возможна установка в жилых помещениях и многоэтажных домах, если позволяют показатели мощности. Другие же будки, рассчитанные на большее число клиентов, ставят отдаленно от помещений. Считается, что трансформаторные токи могут вызвать различные хронические заболевания, поэтому жить рядом с ними нельзя. Их не устанавливают на определенном расстоянии от общеобразовательных школ, детских садов, больниц или здравниц.
Узнать конкретные нормы вы можете в инструкциях оборудованию, которое предполагается использовать.
Как определить правильное местоположение для оборудования: нормы и требования
Местоположение для нового строительства определяется регламентом и той организацией, которая выдала разрешения. После установки специалисты обаятельно проверяют соответствие выполнению требованиям.
ИсточникТрансформаторная подстанция это здание или сооружение
Трансформаторная подстанция это здание или сооружение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”
Всегда ли трансформаторные подстанции признаются отдельными объектами недвижимости и подлежат соответствующему оформлению как отдельный объект недвижимости в Росреестре? Или ТП как движимое имущество, нераздельно не связанное с конкретным земельным участком, имеющее возможность демонтажа и переноса, может входит в состав другого объекта недвижимого имущества, например такого, как ЛЭП? Существует ли нормативно-правовой акт Оренбургской области или федерального значения, как письмо от 06.07.2011 N 17-4219 Департамента градостроительной политики администрации города Тюмени, согласно которому такие объекты недвижимости, как БКТП, КТП, КТПН, РП, ТП-10/0,4, не могут эксплуатироваться как отдельные объекты капитального строительства, являются частью линейно-кабельных сооружений и носят вспомогательный характер использования?
К сожалению, дать однозначный ответ на вопрос не представляется возможным, поскольку решить его можно только исходя из всех конкретных обстоятельств, и в случае возникновения конфликта по данному вопросу сделать это сможет только суд. Поясним почему.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов недвижимого имущества. Сама по себе прочность связи с землей, а тем более – соразмерность ущерба назначению объекта при его перемещении являются категориями оценочными, что может приводить к спорам об отнесении того или иного конкретного объекта к движимому или недвижимому имуществу.
На практике принято безусловно считать объектами недвижимости объекты капитального строительства, подпадающие под определение таковых в соответствии с градостроительным законодательством, в число которых входят и линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
При этом, как указано, например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 N А43-19271/2005-12-644, по смыслу ст. 130 ГК РФ, прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В частности, при решении вопроса о признании объекта недвижимой вещью выясняются следующие вопросы:
– не является ли вещь частью другой вещи (если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь) (ст. 134 ГК РФ));
– не является ли вещь принадлежностью другой главной вещи (вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК РФ)).
Законодательство не содержит перечня признаков, позволяющих отнести то или иное сооружение к конкретной категории самостоятельных объектов недвижимости, их частей или принадлежностей.
В Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, среди таких объектов упоминаются “линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство” (п. 5 указанного Перечня). Из такого упоминания можно сделать вывод, что трансформаторные подстанции являются отдельными объектами, которые только связаны с линиями электропередач.
Однако, по нашему мнению, по контексту приведенного указания в нем говорится только об одной конкретной категории трансформаторных подстанций – это именно таких подстанций, которые расположены отдельно от линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, но связаны с ними (каковая связь также является категорией оценочной). Отсюда никак не следует, что иные трансформаторные подстанции не могут быть квалифицированы иначе, в том числе – как часть тех же самых линий.
Вместе с тем анализ судебной практики квалификации того или иного объекта (в том числе трансформаторных подстанций) как самостоятельного объекта недвижимости, части или принадлежности иного объекта недвижимости и как недвижимости вообще во многом зависит от характеристик конкретного объекта и фактических обстоятельств дела.
Так, арбитражные суды не признают недвижимостью трансформаторные подстанции контейнерного типа, которые могут быть перемещены на другое место без разрушения и несоразмерных затрат (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2009 N Ф04-6503/2009, постановление ФАС Центрального округа от 08.05.2008 N А35-2358/07-С16). В тех же случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела устанавливается наличие признаков, закрепленных в п. 1 ст. 130 ГК РФ, суды признают трансформаторные подстанции недвижимым имуществом (постановления Третьего ААС от 05.03.2009 N 03АП-446/2009, Второго ААС от 18.06.2008 N 02АП-1920/2008, Седьмого ААС от 28.05.2010 N 07АП-347/09, Одиннадцатого ААС от 13.11.2008 N 11АП-7175/2008).
Однако признание трансформаторной подстанции недвижимым имуществом не обязательно означает признание ее самостоятельным объектом недвижимости. Даже отдельно стоящая трансформаторная подстанция может рассматриваться как принадлежность другого строения (постановление Президиума ВАС РФ от 12.08.2003 N 10676/02, смотрите также, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 03.07.2020 N Ф01-2346/18), хотя это зависит от ситуации (постановление ФАС Московского округа от 02.09.2002 N КГ-А40/5739-02 по тому же делу).
Тем более с учетом конкретных обстоятельств дела суды, безусловно, могут признать или подтвердить, что конкретная трансформаторная подстанция является объектом линейного сооружения – линии электропередач, что часто бывает на практике (смотрите, например, постановление Второго ААС от 25.05.2009 N 02АП-1479/2009, постановление АС Поволжского округа от 14.06.2020 N Ф06-33556/18, постановление АС Поволжского округа от 01.07.2019 N Ф06-48538/19, постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.02.2019 N Ф08-11115/18).
Тем не менее, опять же с учетом конкретных обстоятельств, суд может признать трансформаторную подстанцию и самостоятельным объектом недвижимости (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 25.07.2016 N Ф10-2196/16).
Как видим, вопрос о признании трансформаторной подстанции и кабельных сетей недвижимым имуществом решается в каждом конкретном случае отдельно. В случае возникновения спора по данному вопросу окончательное решение может принять только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
1 октября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.