ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ ОТ 16.06.2011 N Д23-2578
Вопрос:Об отнесении к линейным объектам сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для функционирования конкретного объекта капитального строительства; об отсутствии необходимости в разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории, в случае если разрешение на строительство линейного объекта выдано до вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ; о невозможности использования материалов, входящих в состав генерального плана городского округа, в качестве документа, определяющего место размещения линейных объектов; о предоставлении земельных участков под строительство линейных объектов.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 июня 2011 г. N Д23-2578
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо администрации города о применении Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ »О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» (далее — Закон N 41-ФЗ) и в пределах компетенции сообщает, что большинство поставленных в указанном письме вопросов, в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, относится к компетенции Минрегиона России.
Регистрация прав на линейные объекты недвижимости
Вместе с тем по поставленным в письме вопросам считаем возможным сообщить следующее.
1. По вопросу, являются ли сети инженерно-технического обеспечения, необходимые для функционирования конкретного объекта капитального строительства (внутриквартальные подводящие сети), линейными объектами и требуются ли предоставление земельных участков для их строительства, получение разрешения на строительство и разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории относительно данных сетей
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 »Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», сети инженерно-технического обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
С учетом того что сети инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то, по мнению Департамента недвижимости, указанные сети возможно отнести к линейным объектам.
2. По вопросу, является ли разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории необходимой в случае, если разрешение на строительство линейного объекта выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ
В настоящее время согласно п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса в редакции Закона N 41-ФЗ для выдачи разрешения на строительство линейного объекта требуются проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с пп. »в» п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство требуется в том числе схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам. Наличие указанной схемы планировочной организации земельного участка предусматривалось также в Градостроительном кодексе до вступления в силу Закона N 41-ФЗ.
Если разрешение на строительство линейных объектов было выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ, то наличие проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется.
3. По вопросу, могут ли материалы, входящие в состав генерального плана городского округа, рассматриваться в качестве документа, определяющего место размещения магистральных сетей, автодорог и других линейных объектов
В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В документах территориального планирования определено назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. На основании ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса проект планировки территории составляется с учетом требований генерального плана.
Соответственно, именно проект планировки территории определяет в конечном счете местоположение линейного объекта.
Таким образом, документы территориального планирования и документация по планировке территории не являются взаимозаменяемыми документами. При этом проект планировки территории может быть составлен и в отношении так называемой »сложившейся» застройки.
4. По вопросу предоставления земельных участков под строительство линейных объектов, проходящих по земельным участкам, находящимся в разных формах собственности (частная, федеральная и др.), и территориям, права на которые не оформлены в установленном порядке
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс).
Размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) ( ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят для муниципальных нужд по основаниям, установленным ст. 49 Земельного кодекса.
В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект федерального закона »О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов» (далее — законопроект), которым предусматривается комплексное правовое регулирование сервитутов.
Принципиальным нововведением является возможность установления публичных сервитутов в отношении земельных участков для размещения линий связи и электропередач, трубопроводов и других линейных сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и строительства новых линейных объектов на условиях публичного сервитута.
Законопроект расширяет круг лиц, с которыми могут быть заключены соглашения об установлении сервитута. Заинтересованное лицо может требовать установления сервитута не только у собственника земельного участка, но и у лица, которому земельный участок предоставлен во владение или пользование.
Также законопроектом предусматривается определение условий установления публичного сервитута, оснований для отказа в его установлении, уточняются основания для прекращения сервитутов.
Предлагаемые законопроектом нововведения позволят в том числе не образовывать земельные участки для целей установления публичного сервитута, в связи с чем не потребуется проведение связанных с этим кадастровых работ.
Кроме того, законопроектом предлагается:
— осуществлять работы на условиях публичного сервитута без изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;
— установить четкий порядок определения платы за установление сервитута;
— установить возможность осуществления обладателем публичного сервитута любой деятельности, необходимой для достижения целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута иметь свободный доступ на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен сервитут, осуществлять земляные работы, доставку техники, материалов и т.п.;
— осуществлять внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о публичном сервитуте в порядке информационного взаимодействия, при этом заявления со стороны линейных организаций о проведении государственного кадастрового учета не потребуется (сведения о границах действия публичного сервитута предоставляются принявшим решение о его установлении органом власти и вносятся в кадастр как сведения о зонах с особыми условиями использования территории).
Внесение изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ »О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» позволит собственникам линейных сооружений не переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретать земельные участки в собственность, а оформить свои права на условиях сервитута.
После согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и получения заключения Минюста России законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.
5. По вопросу о необходимости предоставления земельного участка под строительство линейного объекта, имеющего подземную и надземную части (путепровод, линия уличного освещения, надземный переход), сообщаем, что строительство объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, подразумевает наличие предоставленного и оформленного в установленном порядке права на земельный участок или его часть. В противном случае выдача разрешения на строительство не допускается. В связи с этим земельным и градостроительным законодательством предусмотрена необходимость предоставления земельного участка в том числе для строительства линейного объекта.
ИсточникЧто относится к линейным объектам строительства?
Линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Что не относится к линейным объектам?
Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.
Что относится к объектам капитального строительства?
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Что такое реконструкция линейных объектов?
Реконструкция линейных объектов это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос …
Что такое площадные объекты?
площадные объекты – это сооружения и конструкции, связанные технически с линейными объектами коммуникаций, и связанные с хранением, использованием и обработкой сигналов, волн и ресурсов.
Что относиться к линейным объектам?
Линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В каком случае не требуется разрешение на строительство?
4.1) капитальный ремонт объектов капитального строительства; 4.2) строительство, реконструкция буровых скважин, связанных с пользованием участками недр; 5) иные случаи, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Что относится к объектам не капитального строительства?
объекты, не являющиеся ОКС (некапитальными объектами) – объекты, для размещения которых: не требуется оформление разрешения на строительство выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения
Какое строение не является капитальным?
Объект капитального строительства (определение из Градостроительного Кодекса ст. 1, п. 10) – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено; исключением являются некапитальные строения, временные сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Что входит в понятие капитальное строительство?
Капитальное строительство — это процесс возведения объектов, который включает фундаментные работы, монтаж опорной конструкции, ограждений, подвод коммуникаций. … Здание и земля под ним становятся единым объектом собственности, поэтому продать дом без участка нельзя.
Что относится к реконструкции?
Градостроительный кодекс РФ трактует реконструкцию как изменение характеристик объекта строительства, а именно площади, высоты и количества этажей. Это перепланировка, замена, воссоздание и пристройка строительных конструкций. Реконструкции подлежат здания, жилые дома. … Нельзя путать реконструкцию с реставрацией.
Какие работы относятся к капитальному ремонту здания?
3.8 Методики № 15/1 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их …
Что такое реконструкция дома Что входит в это понятие?
1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ реконструкция включает в себя обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения. В действующем Своде правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г.
Что такое точечные объекты?
Точечный объект – это такой объект, положение которого можно задать координатами одной точки на карте. Это не означает, что объект действительно будет отображаться в виде точки, скорее можно сказать, что некоторая базовая точка объекта привязана к точке карты с заданными координатами.
ИсточникЛинейные объекты
ст. 1 ГсК РФ
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
11) красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты);
ГсК
Есть мнение, что ст. 41 разделяет ОКС и ЛО
Статья 41. Назначение и виды документации по планировке территории
1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Но, в свою очередь, ст. 48 ГсК позволяет отнести ЛО к ОКС.
п. 12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
.
13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, устанавливаются Правительством Российской Федерации.