Вопрос правового регулирования линейных объектов является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативно- правового регулирования и складывающейся на его основе практики существенно затрудняют градостроительное, инвестиционное развитие территорий и ее благоустройство. В данной статье выявляются проблемы, связанные с правовым регулированием линейных объектов, проводится анализ действующего законодательства и практических подходов, сформируем единые подходы к кадастровому учету указанных объектов и к государственной регистрации прав, предлагаются изменения к действующему законодательству.
Согласно — ст.1 Градостроительного Кодекса РФ.- Базовые станции сотовой связи являются объектом Капитального строительства.
—ст. 2 Федерального Закона от 07.07.2003 за № 126 –ФЗ (о связи). БССС относятся к сооружениям связи составляя единую вещь- Базовые Станции Сотовой Связи состоит из совокупности смонтированных между собой средств объектов, кабельных и иных сооружений связи, то есть являются- Объектом капитального строительства.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам.
Таким образом, формулировка «определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» относится к понятию «линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи».
Согласно пункту 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи (Приложение А), утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113, зарегистрированных Минюстом Российской Федерации от 17.09.2002 N 3804, базовые станции отнесены к сооружениям. Под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи. Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (пункты 2, 3.5 Правил).
В подпунктах 6 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» дано толкование понятий линейно-кабельное сооружение связи и сооружение связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи — объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
В результате анализа норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи суды сделали правильный вывод о том, что линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи наряду с линиями электропередач отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору.
Как видно из материалов дела ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 апреля 2012 г. по делу
N А63-2503/2011и др. Судебных Заседаний.
Возведенный на своём земельном участке обременённый правами гр-м. Поставным С.И. Высотный объект базовой станции сети сотовой радиотелефонной связи» представляет собой железобетонную антенную опору высотой 36 м.(составляющуюся с 4 элементов) с жесткой железобетонной заделкой в основании (в землю до 4 м.), что видно визуально, состоящую из антенной опоры с размещением на ней антенно-фидерных устройств, контейнера-аппаратной. Функционирование указанной конструкции возможно лишь при помощи присоединения к ней комплекта антенн базовой станции, антенн радио линейных линий, объектов инженерной инфраструктуры.
Строительство сооружения связи ведется с нарушениями: не направлено извещение о начале строительства за 7 дней до его начала, чем нарушена часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; отсутствует разрешение на строительство, чем нарушены части 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, на ген плане не нанесена опасная запретная зона, чем нарушена часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
— п.4 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Разрешение на строительство выдаёт орган местного самоуправления. Разрешение на строительство базовой станции ПРТО предоставляет документ, подтверждающий соответствие проектной документации, градостроительного плана с нанесением красной. линии запретной опасной зоны на ген плане и дающей право осуществлять строительство.
— Ст. 222 Градостроительного кодекса РФ — самовольной постройкой является жилой дом, строение, сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Для признания сооружения, строения самовольной постройкой требуется установить, что сооружение возведено на земельном участке, не предназначенном для этих целей в нарушение градостроительных и строительных норм и правил. 4.2 ст.222 Градостроительного кодекса РФ- самовольная постройка подлежит сносу.
Но Согласно тех же Строительных Норм и Правил СНиП по высотным металлическим конструкциям, башни, мачты, опоры и т.д. расстояние от основания мачты до близ стоящего объекта (селитебная территория) должна быть не менее — высоты мачты.( при высоте вышки 36м селитебная территория равна 36м).По факту жилой дом в 5м.
— СП 36.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»: п.7.16 Расстояния от КС, ГРС, НПС, ПС до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений следует принимать в зависимости от класса и диаметра газопровода и категории НПС, ПС и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 5. ( от вышки до ГРС положено 150м, а фактически -83м.) Расстояние до центрального водопровода – невыдержанно. Расстояние до телеф. проводов и проводного интернета — не выдержанно.
При эксплуатации металлических антенных опор должны выполняться требования: Правил техники безопасности при сооружении и эксплуатации радиорелейных линий связи, Правил устройства и безопасной эксплуатации, Правил пожарной безопасности на объектах Министерства Связи .Согласно Норм Мин Связи РД-45,162-2001, раздел 2.3.10.7. по технике безопасности, для защиты от падения льда с антенных сооружений, в котором говорится, что граница опасной зоны рассчитывается исходя из 1/3 высоты сооружения, т.е. при высоте данной базовой станции равной 36 м, от центра опоры, на расстоянии 12 метров по периметру находится технически опасная зона (не огорожена), которая должна быть огорожена и в её территорию не должны входить никакие постройки, запрещено хождение людей , а жилой дом находится в 5м. (Чкалова 25) на 2-х хозяев и газовые трубы высокого давления, попадают в опасную, запретную зону — согласно нормам связи РД-45, что создаёт опасность для неопределённого круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст.36 Конституции РФ, владение, пользование землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц. (В нашем случае -Грубейшее нарушение Прав Детей. Дети живут в 5 м от вышки в Запретной Опасной Зоне).
Коммерческая организация ПАО «МТС», предоставляет услуги связи населению с нарушением требуемых технических регламентов, с нарушением Законов РФ, базовая станция сотовой связи ПАО «МТС» более пол года, до 15 09 2017 работала без разрешения всех инстанций и ни разу не была наказана.
Прокуратура Кинель-Черкасского района, руководствуется только той информацией, которую получает, не проверяя её достоверность и не выходя из кабинета, таким образом занимается только накоплением и пересылкой макулатуры в виде очередных отписок.
Мы не можем понять, для кого существуют Федеральные Законы, для всех, или только для простых людей, а для избранных пишутся отдельные нормы и правила, да и кто этот избранный Поставной С.И. о котором скрывается вся информация, кроме Ф.И.О., который пренебрегает Законом, собственниками смежного земельного участка, на котором проживает трое малолетних детей которые каждый день подвергаются опасности?
Просим Вас, разобраться со всей ответственностью с данной ,сложной ситуацией, обязать всех тех, кто очень искусно уклоняется от исполнения Закона, под прикрытием безопасности, нагло и бесцеремонно игнорирует людьми, среди которых много детей, начать наконец-то исполнять свои обязательства перед народом, который должен быть в приоритете, а не сокровища и материальные ценности, которые они зарабатывают на болезнях и скорбях людей, которые их когда-то выбрали и доверили им своих детей,и просим принять меры с привлечением гр. Поставного С.И. и оператора ПАО «МТС» к ответственности, с обязательством демонтировать базовую станцию сотовой связи ПАО «МТС» и привести земельный участок, в состояние соответствующее его целевому назначению — ведение личного подсобного хозяйства.
Просим Вас также не игнорировать людьми, их правами, в данной ситуации прежде всего нарушены Права Детей. Международная организация по правам детей следит за этой ситуацией и ждёт окончательного вердикта. Просим Вас ознакомить нас с результатами, надеемся , наконец-то проведённых Вами проверок на наличие соблюдения Законов особо избранными , о которых говорилось выше людьми, вот только кто их избирал, это тема другого органа.
Источникреконструкции объекта капитального строительства , расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов). Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ). Линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно -кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 ГрК РФ).
Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
Вопрос правового регулирования линейных объектов является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативно- правового регулирования и складывающейся на его основе практики существенно затрудняют градостроительное, инвестиционное развитие территорий и ее благоустройство. В данной статье выявляются проблемы, связанные с правовым регулированием линейных объектов, проводится анализ действующего законодательства и практических подходов, сформируем единые подходы к кадастровому учету указанных объектов и к государственной регистрации прав, предлагаются изменения к действующему законодательству.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ, ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СООРУЖЕНИЯ, ТРУБОПРОВОДЫ
Текст научной работы
В настоящее время вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на линейные (линейно-протяженные) объекты, являются весьма актуальными. Линейные объекты (зачастую опасные) должны эксплуатироваться надлежащим образом, существует необходимость в их обороте.
В рамках одной статьи невозможно даже описать все сложности, которые при этом возникают, но они существуют на всех стадиях — от подготовки документов территориального планирования до выдачи разрешений на строительство данных объектов. Стоит отметить, что ни Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), вступивший в силу 31.01.1998 г., ни Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо не называли линейные объекты в качестве недвижимого имущества.
Методика и порядок технического учета линейно-протяженных объектов как объектов недвижимого имущества появились лишь с принятием Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921. До появления на свет этого Положения правообладатели такого имущества не имели возможности зарегистрировать свое право при отсутствии по объективным причинам оформленной документации по технической инвентаризации линейных объектов. Примечательно в этой связи, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), отражающие особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены только в конце 2006 г. – Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 № 710.
Основная проблема линейных объектов при формировании земельных участков заключается в достаточной протяженности линейных объектов и прохождении по значительному количеству земельных участков, находящихся на разных категориях земель, на разных правах пользования.
Эксплуатация некоторых линейных объектов требует полного владения земельным участком (дороги, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей), что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным (бессрочным) пользованием или правом собственности.
В то же время наличие линейных объектов не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению (подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода), хотя их наличие на земельном участке порождает определенные неудобства для собственника земли.
На сегодняшний день обращения за государственной регистрацией прав на линейные объекты стали распространенным явлением.
Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество может носить и правоподтверждающий и правоустанавливающий характер.
В первом случае речь идет о линейных объектах, созданных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона о регистрации. Статья 17 Закона о регистрации содержит открытый перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
На практике в качестве правоподтверждающих документов заявителями в регистрирующий орган в этом случае (как правило) представляются планы приватизации. В последних описание объекта отсутствует либо не совпадает с документами кадастрового учета (наименование, адрес, иные сведения, подлежащие внесению в ЕГРП).
В силу того, что право собственности по плану приватизации является ранее возникшим и юридически действительным, необходимости обращаться в суд за признанием права нет.
Тем не менее, государственный регистратор, для осуществления государственной регистрации заявленных прав, должен убедиться в их бесспорности и в соответствии описания объекта недвижимого имущества в плане приватизации тому объекту недвижимого имущества, права на который заявлены и который описан в кадастровом документе, представленном на государственную регистрацию. Данные документы должны соответствовать требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Для устранения подобных оснований для приостановления заявители полагают возможным представлять в регистрирующий орган различные разъясняющие справки, выдаваемые в том числе органами местного самоуправления или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако подобные документы не всегда могут являться достаточным основанием для государственной регистрации, поскольку названные органы не наделены полномочиями устанавливать и (или) подтверждать права на недвижимое имущество за конкретным лицом. Подобной юрисдикцией обладают только суды.
Выходом из данной ситуации может являться обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта идентичности объекта недвижимости, указанного в плане приватизации и в документах кадастрового учета.
При оформлении прав на созданные после вступления в силу Закона о регистрации на линейные объекты заявители также сталкиваются с рядом сложностей.
Действующим законодательством каких-либо исключений при оформлении прав на линейные объекты, не установлено. Равно как и отсутствует особый порядок землепользования при начале строительства таких объектов и последующей выдачи разрешений на ввод их в эксплуатацию.
Поэтому осуществление государственной регистрации права собственности на вновь созданный линейный объект регулируется общими нормами статьи 25 Закона о регистрации.
В связи с чем на государственную регистрацию прав в отношении подобных объектов недвижимости заявителем должны быть представлены:
- акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов, полученные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, либо иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством ввод в эксплуатацию инженерных сетей;
- документ, подтверждающий предоставление земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с земельным и гражданским законодательством .
Отсутствие одного из обозначенных документов позволяет государственному регистратору сделать вывод о наличии критериев самовольной постройки, предусмотренных ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и принять решение об отказе в государственной регистрации заявленных прав.
Следует отметить, что по общим правилам, инженерная сеть является принадлежностью объекта капитального строительства, а следовательно строится и вводится в эксплуатацию по документам, подтверждающим создание объекта капитального строительства.
При этом наиболее спорным является необходимость представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта в установленном законе порядке.
Таким образом, при предоставлении документов о факте создания объекта капитального строительства, необходимо доказать документально наличие инженерной сети в проекте строительства.
Нередки случаи, когда ситуация оформления прав для заявителя является тупиковой, так как сегодняшняя редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможность положительного решения в случае обращения в суд за признанием права собственности на такие линейно- протяженные объекты при отсутствии ряда документов и условий, а также в некоторых случаях – прав на земельные участки (в местах выхода инженерных сетей на поверхность земельного участка).
Учитывая большую социальную значимость инженерных сетей и необходимость определения ответственных лиц при их эксплуатации, ремонте, налогообложении, было бы разумным введение отдельного порядка государственной регистрации прав на них, скорейшего появления на свет законодательного регулирования строительства таких объектов.
Основная трудность – в оформлении земельного участка.
Решив проблемы с землей, можно уже последовательно решить вопросы государственной регистрации прав на линейные объекты.
В свете действующего законодательства считаю неправильным формирование земельного участка под линейным объектом, в том числе и в виде обременений, за исключением случаев выделения такого участка как полноценного участка для передачи в собственность или в аренду и именно с видом разрешенного использования для инженерных коммуникаций.
Анализ зарубежного опыта (США, Англия, Австралия, Канада, Германия, Швеция) показывает, что сервитут является одним из основных прав на землю, обеспечивающих нахождение на ней инженерных и транспортных коммуникаций: газопроводов, водопроводов и иных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и т.п., что обеспечивает их быстрое развитие, легкий доступ к земельным ресурсам.
Если же мы обратимся к случаям прокладки линейного объекта на государственных землях, не разделенных на земельные участки, то придем к выводу, что для установления сервитута сначала необходимо образовать земельный участок, зарегистрировать права на него и только после этого установить сервитут.
Очевидно, что описанная проблема нуждается в скорейшем законодательном разрешении, поскольку сегодня количество законных способов регистрации прав на линейные объекты ограниченно. Единых подходов среди теоретиков-юристов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления нет не только на территории Российской Федерации, но и в Новосибирской области. Это затрудняет оборот и эксплуатацию линейных объектов, ведет к бесконтрольности возведения таких объектов, лишает бюджеты муниципалитетов налоговой базы.
Источник14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов ) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких.
О разделе объекта капитального строительства, в частности линейного сооружения.
Вопрос: О разделе объекта капитального строительства, в частности линейного сооружения.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 апреля 2014 г. N ОГ-Д23-2480
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) и иные нормативные правовые акты не содержат положений, регламентирующих порядок раздела объектов капитального строительства (в отличие от порядка раздела земельных участков, в отношении которых, кроме того, установлены требования к образуемым земельным участкам).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости.
Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, объекты капитального строительства, в частности сооружения, не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения его реконструкции.
Согласно части 2 статьи 16, статье 22 Закона о кадастре сведения об объекте недвижимости включаются в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов, в частности для объектов капитального строительства — технического плана.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техническому плану сооружения (пункт 11 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693). При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Однако необходимо учитывать положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми установлен перечень объектов, на которые в случае осуществления строительства, реконструкции выдается разрешение на строительство и в последующем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, учитывая часть 8 статьи 41 Закона о кадастре, по мнению Департамента недвижимости, в случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то использование такого разрешения при подготовке технического плана является обязательным.
С учетом изложенного, если указанное в обращении сооружение изначально создавалось как единый объект (проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения выдавались на единый объект недвижимости), раздел такого сооружения возможен только в результате проведения работ по его реконструкции.
Источник11. Размещение и строительство новых объектов капитального строительства в зонах производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры возможно с учетом санитарно-защитных зон существующих предприятий. 12. В санитарно-защитных зонах промышленных, коммунально-складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также производство сельскохозяйственной продукции.
Экспертиза проектной документации линейных объектов
В отношении проектной документации линейных объектов требуется проведение государственной экспертизы. Экспертиза проектной документации линейных объектов призвана обеспечить безопасность эксплуатации объекта. Она позволяет своевременно выявить и ошибки в чертежах, расчетах, инженерных изысканиях и других документах, необходимых для проведения строительно-монтажных работ, а также оперативно устранить возможные недочеты.
Для получения разрешения на строительство линейного объекта в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ в числе правоустанавливающих документов необходимо приложить к заявлению положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
При осуществлении строительства и реконструкции линейного объекта именно разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории. Кроме того, оно подтверждает допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием данного земельного участка с учетом ограничений, установленных в соответствии законодательством РФ.
В отношении каких объектов проводится экспертиза проектной документации
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к линейным объектам относятся: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Сети инженерно-технического обеспечения можно рассматривать как отдельный линейный объект или же, как часть объекта капитального строительства, на который разработана проектная документация.
Во втором случае экспертиза проектной документации по сетям инженерно-технического обеспечения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Как отдельный линейный объект инженерно-технические сети рассматриваются в случае, если они обеспечивают два или более объекта капитального строительства.
Нужна ли экспертиза проектной документации на газопровод? Что касается газопроводов, то Решением Верховного Суда РФ от 13 апреля 2016 г. N АКПИ15-1534, признаны недействующими подпункт «б» пункта 12, подпункт «а» пункта 88, пункт 91 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, в части, исключающей использование негосударственной экспертизы проектной документации. Таким образом, проектную документация газопроводов со дня вступления в законную силу Решения Верховного Суда РФ стало возможным направлять как на государственную экспертизу, так и на негосударственную.
Негосударственная экспертиза проектной документации линейных объектов проводится согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Для проведения экспертизы проектной документации линейных объектов проектную документацию необходимо представить в числе прочих документов, указанных в Постановлении.
В Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.02.1008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», установлены состав разделов проектной документации линейных объектов (таких разделов 10) и требования к их содержанию.
Для объектов капитального строительства, которые полностью или частично финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, разделы 5 и 9 проектной документации разрабатываются в полном объеме. В остальных случаях объем разработки указанных разделов, как и ее необходимость, определяет и указывает в задании на проектирование заказчик.
В случае осуществления строительства по этапам заказчик вправе установить необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства. При этом проектная документация разрабатывается в объеме, необходимом для реализации отдельного этапа строительства в соответствии с требованиями, установленными Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Кто проводит экспертизу линейных объектов
В отношении проектной документации объектов капитального строительства предусмотрены две формы проведения экспертизы – государственная и негосударственная. В отношении объектов, указанных в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация подлежит государственной экспертизе. В других случаях возможно проведение негосударственной экспертизы. Если проведение государственной экспертизы не является обязательным, застройщик или технический заказчик вправе сам выбрать, на какую экспертизу направить документы.
В соответствии со статьей 50 Градостроительного кодекса РФ услуги негосударственной экспертизы проектной документации могут оказывать только юридические лица, имеющие право на проведение данной экспертизы. ООО «Межрегиональный институт экспертизы» включен в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения экспертизы проектной документации.
Наши эксперты готовы проконсультировать Вас по любым вопросам, касающимся непосредственно Вашего проекта. Заказать услугу проведения экспертизы проектной документации линейного объекта Вы можете, связавшись с нами удобным для Вас способом обратной связи, указанным на сайте.
Новости
Заключения негосударственной экспертизы в формате XML
Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также — заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее — заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее — заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf — прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения — не осуществляется.
Работа ООО «МИНЭКС» в режиме карантина
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 — 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг — а, как правило, это именно так — то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Задать вопрос эксперту
Подпишитесь на рассылку экспертных материалов
Мы в соцсетях:
Похожие материалы
Необходимость экспертизы проектов проектной документации
До начала строительных работ каждый объект, который строится на территории РФ, в обязательном порядке проходит экспертизу проектной документации. Это обязательное мероприятие для всех строительных компаний. Где можно получить заключение экспертизы проектной документации? В настоящее время, согласно действующего российского законодательства РФ, заключение можно получить как в государственной организации, так и в коммерческой. Соответственно это может быть государственная экспертиза или негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Заказчик сам определяется со своим выбором, если это не объект, который подлежит, согласно законодательства РФ, обязательной государственной экспертизе. Экспертное заключение – это обязательный документ для получения разрешения на строительство, без него не возможно реализовать строительство объекта. Одновременно это еще и гарант надежности, качества и безопасности объекта. Экспертиза проектов проектной документации включает в себя контрольные мероприятия, направленные на соответствие действующим нормам, правилам, регламентам и другим нормативным актам. Как правило, все строительные объекты выше трех этажей и площадью свыше 1500 м2 обязаны для получения разрешения на строительство проходить экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это правило установлено российским законодательством. Одновременно в законодательстве РФ определены объекты государственной экспертизы проектной документации не подлежащие обязательному проведению государственной экспертизы проектной документации. Статья 49 Градостроительного кодекса РФ перечисляет эти объекты капитального строительства: Жилые дома, высота которых не превышает 3 этажа, при условии проживания в нем одной семьи. Жилой дом, высота которого не превышает 3 этажа, расположенный на отдельном земельном участке и имеющий выход к территории общего пользования, при условии, что дом, согласно проектной документации, имеет не более 10 секций, каждый блок имеет одну или несколько общих стен с соседними блоками, и в каждой секции проживает отдельная семья. Многоквартирный жилой дом, высота которая не превышает 3 этажа, который согласно проектной документации имеет от одной до четырех секций-блоков, при условии, что в каждой из секций расположено несколько квартир, а также помещений общего пользования, есть собственный подъезд и выход на территорию общего пользования. Отдельно стоящие объекты не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, с количеством этажей не более чем два. Общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. За исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными. Объекты производственного назначения для которых нет необходимости создавать санитарно-защитные зоны, либо с установленными санитарно-защитными зонами, за исключением особо опасных, сложных с технической точки зрения и уникальных объектов, при условии, что строения имеют не более двух этажей в высоту, а их суммарная площадь не превышает 1500 квадратных метров. Существует еще ряд ситуаций, при которых не требуется государственная экспертиза: для объектов, которые уже ранее получили положительное заключение, речь идет о типовых документах; объекты при строительстве или реконструкции которых применяется модификация проектной документации. Это актуально при условии, что в вышеперечисленных случаях не затрагиваются серьезные конструктивные решения и другие характеристики безопасности объектов строительства. По собственной инициативе Застройщик или технический заказчик может направить проектную документацию для объектов капитального строительства, в отношении которых согласно федерального законодательства РФ процедура экспертизы не является обязательной, на экспертизу. Причем он может выбрать как государственную, так и негосударственную экспертизу. Однако, надо обратить внимание на то, что для всех этих ситуаций, в которых объекты не подлежат обязательной экспертизе, разработка технической, проектной и сметной документации обязательна.
ИсточникПравоустанавливающие документы на линейный объект (при реконструкции или капитальном ремонте). 4. Утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения линейного объекта . 5. Документы об использовании земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или такой регламент не устанавливается, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. 6. Технические условия, если функционирование проектируемого линейного объекта невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.