Метрополитен как уникальный объект строительства

Удивительные находки, обнаруженные при строительстве московского метро

Стоит копнуть поглубже и можно найти что-то интересное и необычное, ну а если планируется прокладка новых линий метро, то и подавно. Особенно это касается городов с многовековой историей. Подземные тайны столицы всегда были окутаны флером легенд о тайной жизни, нескончаемых туннелях, привидениях, жутких мутантах и, конечно же, несметных сокровищах. Поэтому неудивительно, что во время подземных работ случались удивительные находки, которые подогревали лишь интерес к подземелью.

1. Удалось определить границы Опричного двора Ивана Грозного

Такой увидел Москву русский живописец Федор Яковлевич Алексеев (ведута, 1801 г.) | Фото: tolstayavorona.ru.

Такой увидел Москву русский живописец Федор Яковлевич Алексеев (ведута, 1801 г.) | Фото: tolstayavorona.ru.

При строительстве масштабных объектов, а тем более при прокладке линий метро и возведении станций всегда присутствуют историки-консультанты и археологи, которые даже по цвету и структуре песка определяют, какой объект мог находиться на том или ином месте. Именно так и произошло в 1936 году во время прокладки первой очереди московского метрополитена.

Крепость в Александровской слободе (гравюра Иоганна Теодора де Бри, 1627 г.). | Фото: russian.rt.com.

Крепость в Александровской слободе (гравюра Иоганна Теодора де Бри, 1627 г.). | Фото: russian.rt.com.

П.Н. Миллер (историк) и Т.С. Пассек (археолог) в туннеле под домом №7 по ул. Моховой обнаружили 50-сантиметровый слой светлого речного песка, о котором упоминал немец-опричник Генрих Штаден, описывающий территорию резиденции русского царя Ивана IV Грозного. До этого времени исследователи так и не могли определить точное место, где находился Опричный двор, который то сгорал от пожара, то перестраивался (после восстановления), а в XVIII веке и вовсе был снесен, после чего вся территория была вновь застроена другими сооружениями.

2. Дом под землей

На глубине 6 метров метростроевцы обнаружили неплохо сохранившийся жилой дом, построенный в XVI веке.

На глубине 6 метров метростроевцы обнаружили неплохо сохранившийся жилой дом, построенный в XVI веке.

Вот чего не ожидали увидеть метростроевцы глубоко под землей, так это жилое строение в нетронутом виде. Самый настоящий старинный дом из красного кирпича с мебелью и кухонной утварью удалось обнаружить в 1985 году во время строительства вестибюля станции «Боровицкая», что в районе Ваганьковского холма.

Примечательно: Столь впечатляющей находкой сразу же заинтересовались историки, которые и предположили, что дом был построен в XVI веке, возможно, даже был частью Опричного двора Ивана Грозного (так считает Ученый Юрий Супруненко). Но, как бы там ни было, вначале XVIII века он оказался под землей, причем на солидной глубине – 6 метров. Как предполагают исследователи, в период грандиозных наводнений, произошедших в Москве в 1702 году, была вероятность образований карстовых провалов, в результате которых дом целиком, без каких-либо разрушений мог оказаться под землей.

3. Четырехъярусная мостовая между станциями метро «Тверская» и «Пушкинская»

В конце 70-х годов прошлого века, после того как станция «Пушкинская» была сдана в эксплуатацию, приняли решение соединить ее с «Горьковской» (теперь «Тверская»). В период выемки грунта для создания подземного перехода была обнаружена четырехъярусная деревянная мостовая и остатки строений, датированных XV—XVII веками.

Читайте также:  Описание основных конструктивных элементов объекта строительства

В 2016 г. на Тверской во время прокладки кабеля также были обнаружены фрагменты старинной деревянной мостовой.

В 2016 г. на Тверской во время прокладки кабеля также были обнаружены фрагменты старинной деревянной мостовой.

Специалистам удалось раскопать 400 метров «мощенки», которую в те времена делали основательно. Вначале плотно укладывались дубовые бревна (вдоль дороги), а сверху они покрывались сосновыми бревнами и досками. Все щели плотно забивались глиняным «цементом». Стоит упомянуть, ученые выдвинули версию, что был обнаружен фрагмент одного из главных торговых направлений, ведущих из Твери в Новгород.

4. Старинная икона

Старинная икона попала в руки не музейных работников, а бывшему прорабу М.С. Кузнецова. | Фото: moscow-airports.com.

Старинная икона попала в руки не музейных работников, а бывшему прорабу М.С. Кузнецова. | Фото: moscow-airports.com.

Благодаря Татьяне Нефедовой – известному метростроевцу и Герою Социалистического Труда, написавшей мемуары («Наверху-Москва»), мы знаем еще об одном интересном случае. В тот период, когда закладывалась станция «Проспект Мира», на проходную пришел пожилой мужчина, сообщивший, что 60 лет назад он спрятал в этом месте ценнейшую икону. Реликвия принадлежала московскому «королю фарфора» М. С. Кузнецову, который и попросил сохранить старинную икону. Благодаря точным координатам (старик был строителем в свое время) рабочие быстро отыскали реликвию и отдали ее Павлу Терентьевичу, так звали прораба.

5. Следы былых сражений

Во время выемки грунта для создания котлованов и туннелей на большой глубине, не только метростроевцам находилась работа. Археологи получили уникальную возможность исследовать культурные слои. Учитывая почтенный возраст столицы, неудивительно, что помимо множества бытовых артефактов были найдены и военные доспехи. Так, например, во время строительства станции «Площадь Ногина» (сейчас «Китай-город») удалось обнаружить множество интересных вещей, среди которых выделяется воинское снаряжение, можно сказать, что целый склад образца XVII века.

Возраст находок метростроевцев зависел от глубины заложения линий и станций. | Фото: moscow-airports.com.

Возраст находок метростроевцев зависел от глубины заложения линий и станций. | Фото: moscow-airports.com.

Особенно интересной находкой многие исследователи считают железный шлем, на основании навершия которого имеется серебряная чеканная насечка и богатый декор. Причем не сам шлем имеет особую ценность, а то, что в нем имеется отверстие. Судя по повреждению, образовавшемуся от удара острым предметом, его обладатель вряд ли остался жив. По сведениям авторов Novate.ru, ученые склоняются к мысли, что воин был участником сражения 1612 г. (Московская битва или Битва на Девичьем поле).

6. Неразорвавшийся снаряд времен Второй мировой войны

Самой опасной находкой метрополитеновцев является неразорвавшийся 122-миллиметровый снаряд времен Великой Отечественной войны, который пролежал в земле до конца августа 2016 г. в районе Мичуринского проспекта. Его обнаружили на одной из площадок рядом со строящейся станцией «Раменки» Солнцевской линии метро. По понятным причинам, все работы были приостановлены, а строители эвакуированы. Саперы изъяли страшный «подарок» и обезвредили его на полигоне МВД.

7. Несметные сокровища

Учитывая многовековую историю Москвы, неудивительно, что в ее недрах можно найти все что угодно, и золото с драгоценными камнями не стали исключением. Смутные и нелегкие времена наступали в разные периоды истории, и богатые люди старались обезопасить свои сбережения, пряча их подальше от глаз недоброжелателей. Как показывает жизнь, не всем хозяевам и не всегда удавалось воспользоваться этими деньгами или драгоценностями, поэтому они так и оставались нетронутыми сотни лет.

>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU

За всю историю прокладки метрополитена было найдено немало тайников. Чаще всего это были глиняные горшочки, заполненные монетами разного достоинства. Так, например, при возведении станции «Парк культуры» был найден горшок, забитый медными монетами. Рядом с «Третьяковской» и «Новокузнецкой» обнаружены клады из серебряных монет, относящихся к началу XVII в.

Источник

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

Почему в начале ХХ века в эпоху железобетона решили несущие секции метрополитена возводить из чугуна?

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

Москва, 1930-е годы, трамвайная пробка

Метро начали строить зимой 1931 года. Открытие же состоялось весной 1935 года, то есть очень масштабная конструкция была возведена за предельно короткий промежуток времени. Считается, что причина строительства — большое количество трамвайных пробок, однако, если обратиться к фотоснимкам того времени, проблема не выглядит такой уж серьезной. Более того, экономика находится в упадке, недавно окончилась гражданская война. Промышленность уничтожена, нет заводов и фабрик, но зачем-то начинают строить метро.

Красивейшее метро в мире

С помощью кирки и лопаты советские люди смогли построить красивейшее метро на планете.

Работы шли медленно из-за нехватки опытных специалистов. Более того, изначально считалось, что большая часть метро будет наземной. Позже тоннели стали рыть на большой глубине — от 20 до 35 м.

К началу 1933 года было прорыто лишь 0,6% от общей длины первой линии. Большая часть была уложена чугунными сегментами.

Очевидно, эта часть проходов была сделано проходческим щитом. Однако нигде нет данных о том, какой завод смог тогда изготовить столь сложное устройство. Согласно современным представлениям, подобной аппаратуры тогда не существовало. Однако исполинские туннели были прорыты. Прошло меньше года и метро было запущено. Как могли успеть?

И сегодня ориентирование под землей — серьезная проблема. Как строили тогда, при тех технологиях, непонятно.

Архитектурный стиль метро

На старых станциях метро главенствует античный стиль. Это колонны, ниши для статуй или освещения. Совершенно не ясно, по какой причине архитекторы выбрали этот стиль. Или же они не выбирали, а просто использовали то, что уже имелось? Если бы метро действительно строили с нуля в 1930-е годы, когда большинство архитекторов эмигрировали, то получилось бы что-то вроде более поздних станций-сороконожек.

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

На снимке видны уже готовые ниши, которые строители облицовывают

Фотографий процесса строительства нет. Есть фото и видео моментов, где станция уже построена и на ней проводятся какие-то работы.

Над античными нишами видны прямоугольные углубления, сейчас они закрыты решеткой, будто это вентиляция. На старых снимках видно, что это не вентиляция, а просто углубления. Так зачем их закрыли решеткой? Можно предположить, что в подобных нишах стояли статуи, а над ними, в углублениях, размещались информационные таблички. А вот зачем и как подобное архитектурное решение перекочевало в московское метро — не понятно.

Мало кто знает, что обломки античных колонн и капителей использовались при возведении грота в Александровском саду. То есть, когда-то на территории столицы находилось настолько огромное количество обломков античных зданий, что из них можно было построить садово-парковые украшения.

Другая эпоха

Многие историки предполагают, что метро Москвы принадлежит совершенно другой эпохе.

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

Одна из первых станций в столице, 1935 год

Массово делали конструкционные изделия из чугуна до 1826 года. Сказать точно, когда именно было построено метро очень сложно. Можно сделать предположение, что оно работало до неких событий Х, после которых был откат технологий и деградация всех сфер жизни. Это событие случилось либо в правление Ивана Грозного, либо до этого. Есть предположения, что тогда империя была единой и Европа входила в состав Руси или Российской империи.

Именно поэтому строительство метро было проведено с особой секретностью.

Московское метро. Раскопали или построили?

История строительства Московского метро в последнее время начала вызывать у людей сомнения. Связано это с тем, что сегодня, имея современные технологические мощности, огромные краны, домкраты, грузовики и все остальное, не могут достигнуть таких ударных темпов строительства.

Яркий пример. В Москве за 2 года построили такой же по протяженности участок, который строят в Екатеринбурге последние 40 лет.

Идеальная отделка, архитектура и свежий приток воздуха от хорошей вентиляции — старые станции метро, построенные за короткий срок.

В Екатеринбурге метро начали строить в 1980, функционирует 9 станций, протяженность пути составляет 12,7 км путей. А в Москве с 1933 по 1935:

«Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы и 13 станций».

Сегодня популярной становится версия, что метро не строили, а откопали. Давайте попробуем найти нестыковки в официальной версии.

В официальной версии — причиной затеи были пробки, начали строить потому что было необходимостью, а не прихотью.

Копать начали под руководством человека, не имеющего специального образования и знаний, он нанял себе в помощники 7 рабочих в полушубках и валенках. А лопаты на первое время одолжили у местных дворников. На помощь строителям прислали 8 лошадей и 1 грузовик. Это, наверное для того, чтобы вывозить накопанный грунт. Не имея ни планов, ни смет, рабочие начинают рыть наклонный ход.

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

Хотя изначально, в рамках официальной исторической концепции, планировали строить наземное метро, но зачем-то начали делать ход под землю. Зачем?

Затем приехал молодой инженер и предложил строить подземный ход, 35 метров в глубину, так и сделали, потом уже прибыли специалисты горные инженеры, шахтеры и начали проходку. Туннели уже начали рыть, а по дворам бегали геологи, то есть без карт и без данных геологов уже начались работы.

На вопрос почему у нас построено самое красивое метро, официальная версия отвечает так, что мощностей для производства кафельной плитки не хватало, поэтому пришлось все отделывать мрамором.

Почему бы не наладить производство плитки? Резонный вопрос. И откуда столько мрамора навезли.

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

То есть, из-за пробок решили рыть метро, решили делать над землей, но отправляют семь человек рыть наклонный ход. На строительство изначально выделяется 1 грузовик, мощности смешные.

Разве можно с таким оснащением строить такое масштабный объект?

А вот искать старые тоннели и проверять старые планы, да. И уже после того как они нашли несколько тоннелей, меняется проект наземного метро на подземное, появляются проекты подземных станций. Тут уже подходят более основательно к задачи, завозят шахтеров и горных инженеров, и др. специалистов.

Что касается промышленного и строительного дизайна тоже не вяжется, страна, которая проживала не лучшие времена стала бы создавать всю эту ненужную красоту.

Скорость проходки двухпутной линии современными методами 150-300 м/мес, не включая проект, геоподоснову, сами станции и канализацию с рабочей инфраструктурой. А тут эскалаторы купили, разобрали-скопировали, собрали и поставили вообще за 20 дней перед открытием в 35-ом году. Т.е. 446 метров в месяц, включая прекрасные станции, геоподоснову, проект, механизмы, коммуникации.

Не строили, а откапывали — какие тайны хранит московское метро.

Некоторые станции метро напоминают шикарные дворцы, в том числе и открытые с самого начала. А некоторые очень примитивны. Красота станций со временем открытия мало коррелирует. Интересны еще явные античные стили некоторых станций, в которые нелепо вписаны персонажи другой эпохи.

И последний вопрос, если они раскопали, зачем это скрывать? Тогда бы пришлось опровергать, что наши предки в лаптях ходили, и из инструментов умели только лопатами пользоваться, а тут подземный город, отделанный мрамором. Не лопатой построенный. Стало быть технологии были, люди бы начали задавать вопросы куда делись технологии? Где знания?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник
Рейтинг
Загрузка ...