Нужна ли проектная документация при работах капитального характера?
Положениями жилищного законодательства РФ (в частности, частью 1 статьи 174 ЖК РФ) предусмотрено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)…
На практике, при наличии специального счёта в управляющих организациях (далее – УО), работы капитального характера общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД) многими управляющими производятся лишь на основании сметы. При этом вопрос о финансировании проектной документации для её наличия при производстве работ не включается в перечень вопросов, разрешаемых на общем собрании собственников помещений МКД перед необходимым ремонтом.
В настоящей статье с помощью указания на нормативно – правовые акты и судебную практику, разберем вопрос: так ли обязателен проект при производстве капремонта в МКД?
Начнём с того, что пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) указано, при капитальном ремонте здания проводится замена и (или) восстановление:
- его строительных конструкций (кроме несущих) или их элементов;
- систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов;
- отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные элементы, которые улучшают их показатели, а также восстановление таких элементов.
Порядок и перечень работ по капитальному ремонту регулируются:
- региональными программами капитального ремонта общего имущества в МКД расположенных на территории субъекта РФ;
- Законами субъектов о системе капитального ремонта общего имущества в МКД;
- Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства субъектов об утверждении региональных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на определённый период.
На основании ч.1 ст.49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев:
- в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;
- садовых домов;
- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Регулируются вопросы проектирования и сводами правил.
К примеру, СП 368.1325800.2017 «СВОД ПРАВИЛ ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ Правила проектирования капитального ремонта» предусматривают:
4.6 Проектирование капитального ремонта осуществляют на основании данных, указанных в проектной документации, инструкции по эксплуатации жилого здания и (или) отчетов по итогам обследований и мониторинга технического состояния здания и его элементов в соответствии с требованиями ГОСТ 31937.
4.7 Капитальный ремонт подразделяется на комплексный и выборочный. Выбор вида капитального ремонта определяется заданием на проектирование с учетом таблицы А.З приложения А.
Комплексный капитальный ремонт включает работы по жилому зданию в целом или отдельным секциям. Состав работ должен обеспечить после окончания капитального ремонта работоспособное состояние жилого здания, а также соблюдение требований пожарной безопасности и энергетической эффективности.
Выборочный капитальный ремонт включает работы по замене или восстановлению отдельных элементов жилого здания (конструкций или систем инженерно-технического обеспечения). В выборочный капитальный ремонт могут входить работы по замене или восстановлению отдельных элементов несущих строительных конструкций, находящихся в ограниченно-работоспособном или аварийном состоянии.
В силу п.1 Приложения № 9 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312) и п.1 Приложения № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170) обследование зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ) включено в виды работ, выполняемых при капитальном ремонте.
Таким образом, неполное обследование здания в отсутствие проектной документации может являться причиной невыполнения тех или иных работ.
Обязательность наличия проектной документации подтверждается судебной практикой.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2018 года по делу № А19-12957/2017:
«…Разработка проектной документации на тепловые пункты регламентирована нормативным документом СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» от 01 июля 1996 года.
Согласно «МДС 13-1.99. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 № 79 капитальный ремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам. Если по характеру ремонтных работ не требуется изготовление рабочих чертежей (замена кровли, ремонт фасадов и др.).
Таким образом, капитальный ремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам, что является неотъемлемой частью самого ремонта, что не исключает разработку проектов и смет самостоятельным объектом заказа такой услуги.
При согласовании собственниками помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Шелехов.кв-л 3, д.2, кв-л 6, д.5, 19 — 21, собственниками было принято решение об утверждении перечня работ по ремонту внутридомовой системы электроснабжения без указания вида услуг, с учетом проведения проектных работ, т.к. в соответствии с действующем законодательством указанное является необходимым условием проведения таких работ.
Отсутствие проекта работ нарушает принцип законности, целевого использования средств, открытости, не позволяет рационально и экономно подойти к расходованию средств Фонда состоящих из средств собственников помещений в указанных домах.
Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование. Для определения стоимости капитального ремонта жилого здания составляется сметная документация. Для технически несложных объектов допускается сокращение состава и объема проектных материалов по согласованию с заказчиком и решению проектной организации.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно указал, что проектные (проектно-изыскательные) работы входят в состав работ по капитальному ремонту…».
Определение Верховного суда РФ от 21.07.2021г. № 308-ЭС21-10948 по делу № А53-45872/2019:
«…Судебными инстанциями учтено, что капитальный ремонт должен выполняться в соответствии с разработанной проектной документацией, которая у Компании отсутствует; также не представлено обоснование необходимости проведения капитального ремонта и установление факта достижения предельно допустимых характеристик надежности, а также безопасности эксплуатации конструктивных элементов МКД…».
Таким образом, при отсутствии проектной документации подрядчик (специализированная организация, осуществляющая работы) не имеет конкретных заданий произвести их в соответствии с СП и СНиПами согласно чётким указаниям в проекте. Вероятные судебные разборки в случае необходимости для УО возмещении ущерба с такого подрядчика при некачественно произведенных работах, станут для управляющих МКД головной болью — привлечь нерадивую организацию к ответственности без проекта будет достаточно сложно.
Между тем, смета лишь является бухгалтерским документом, учитывающим количество и наименование использованных материалов, проектная документация предусматривает технические характеристики и соответствие работ СНиПам и СП.
Стоит отметить, что отсутствие проектной документации может повлечь за собой последствия в виде проверки надзорных органов с запросом надлежащей документации по выполненным работам (в т.ч. проект). Такой запрос вероятен в случае обращения граждан с жалобами на некачественный капитальный ремонт общего имущества либо на возникший ущерб, связанный с данными работами.
Из всего вышеуказанного следует вывод — наличие проектной документации на работы капитального характера общего имущества, в особенности при замене объектов на новые из материалов с другими характеристиками, является обязательным.
Производство работ лишь при наличии сметы – неминуемый риск для УО при проверках надзорных органов и судебных разбирательствах.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка по ссылке .
ИсточникКапремонт, техобслуживание и капвложения в новых ФСБУ
ФСБУ 6/2020 и 26/2020 содержат ряд положений, касающихся основных средств и капитальных вложений и вызывающих у бухгалтеров много вопросов. Как их применять и всегда ли нужно это делать?
Разберемся с терминами
Федеральные стандарты (ФСБУ) не содержат разъяснений, что относить к капремонту и техобслуживанию. Бухгалтеры, как и раньше, руководствуются ГОСТ 18322-2016. Этот стандарт посвящен техническому обслуживанию и ремонту техники, терминам и определениям. Действует с 01/09/2017. Положения документа четко определяют интересующие нас понятия:
- Ремонт – комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта, его составных частей. Здесь же дается полное определение планового ремонта, разделение на капитальный, средний, текущий, внеплановый, аварийный.
- Техобслуживание – это аналогичные операции и действия по поддержанию функциональности, исправности объекта, когда он используется по назначению (а также при хранении, транспортировании и пр.).
По капитальным вложениям помогают определиться ФСБУ 26/2020 (п. 5-ж, п. 6) и ФСБУ 6/2020 (п. 24). Среди других перечислены затраты на улучшение, восстановление объекта ОС. Приводятся варианты, когда ОС достраивается, дооборудуется, модернизируется, реконструируется. Сюда же добавляются затраты по замене частей, ремонту, техосмотрам, техобслуживанию. Капитальные вложения должны изменять стоимость актива, относящегося к основным средствам, указывает ФСБУ.
Можно ли капитализировать техобслуживание и капремонт?
Если понимать сказанное законодателем буквально, получается, что даже офисный ремонт нужно в обязательном порядке включать в стоимость ОС, а не списывать в расходы. Вопрос для бухгалтеров-практиков совсем не прост.
В ФСБУ 26/2020 (п. 16) есть важное уточнение, какие затраты не включаются в капвложения:
- На поддержание способности к работе основных средств, их текущий ремонт (п. 16-б).
- На ремонты ОС внепланового характера. Необходимость в них возникает как результат поломок, аварийных ситуаций, дефектов, неправильного использования. Определена и степень, при которой исключены капвложения: ремонты восстанавливают нормативные показатели работы объектов основных средств, конкретно СПИ, но не улучшают и не увеличивают эти сроки (п. 16-в).
Как видим, несмотря на новшества в формулировках, по сути, нововведений в сравнении с привычным порядком учета нет. Произошла модернизация – относим на капвложения, и в итоге увеличивается стоимость ОС. Осуществлен ремонт без улучшений – это затраты текущего периода. Стоимость ОС увеличиваться не будет. Здесь в первую очередь важно само понятие ремонта, без привязки к стоимости.
Понятно, что и счета учета данных сумм будут разными: 08 в одном случае либо затратные счета – в другом.
Однако повод для сомнения остается. Пункт 10 ФСБУ 6/2020 дает понятие инвентарного объекта, и далее говорится о самостоятельных инвентарных объектах следующее: ими могут быть признаны существенные по объему затраты на осуществление ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС. Есть условие: частота ремонтных работ превышает 12 месяцев, или она больше обычного операционного цикла (который сам может превышать 12 месяцев).
Как «расшифровывается» это положение и какие ремонты, техосмотры, техобслуживание законодатель настоятельно рекомендует выделять, формировать в учете отдельный инвентарный объект? Вернемся к вопросу, что такое объект ОС, ответ на который дает ФСБУ. Это может быть основное средство и приспособление (принадлежности) к нему, также и конструктивно обособленный предмет. Еще один вариант — обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, объединенных в одно целое. Комплекс здесь – это предметы одинакового либо различного использования, к которым относятся общие приспособления и принадлежности, есть общее управление, и они установлены на одном фундаменте.
Любой предмет может работать лишь в составе комплекса, сам по себе бесполезен.
Далее в п. 10 устанавливается: если какой-то объект основных средств состоит из нескольких частей, цена и сроки полезного использования их сильно отличаются от стоимости и срока полезного использования целого объекта, каждая отличающаяся часть выделяется. Она образует самостоятельный инвентарный объект. Смысл данного положения таков: по отдельным ОС существуют свои правила. Они предписывают с периодичностью чаще 1 года или обычного операционного цикла (к примеру, 2 – 4 года) ремонтировать, заменять детали и узлы, чтобы гарантировать безопасную работу. Подобные элементы должны проходить по учету как отдельные объекты ОС. Особо выделены они потому, что служат меньше целого объекта и достаточно дороги. Их стоимость отличается от стоимости целого объекта.
Данный способ учета ОС применяется, например, в химическом производстве, на транспорте, где замена отдельных деталей строго регламентирована в целях безопасности. Можно смело сказать, что для большей части фирм и компаний эта информация неактуальна. Они по-прежнему будут относить ремонт на расходы, а модернизацию – на капвложения.
Пример
Проведен капитальный ремонт трансформаторной подстанции, затраты составили более 10 млн руб. Раньше подобные затраты фирма относила на расходы периода. С началом применения ФСБУ 6/2020 специалисты советуют сформировать отдельный инвентарный объект ОС, капитализировать затраты и учитывать данные затраты на счете 01 «Основные средства».
Обоснованием служит п. 10 ФСБУ 6/2020, и факт, что затраты на проведение ремонта большие. Отразить в БУ такой объект предлагается по первоначальной стоимости, которая в приведенном случае будет общей суммой связанных с объектом капвложений, которые имели место до принятия объекта ОС в бухгалтерском учете.
В пользу вывода говорит и п. 16 ФСБУ 26/2020, где указаны расходы, которые в капвложения не включаются. Только текущие и внеплановые ремонты ОС исключаются из капвложений. Капремонт в списке отсутствует. Вывод: затраты по капитальному ремонту должны отражаться в проводках как капитальные вложения. В случае сомнений, как верно учесть затраты по ОС в том или ином случае, правильным будет обращение в компетентные органы – в Минфин, ФНС с просьбой разъяснить ситуацию. В ст. 111 НК РФ говорится, что выполнение налогоплательщиком письменных указаний компетентных органов исключает его вину.
Источник