Можно ли получить разрешение на строительство после постройки объекта

О выдаче разрешения на строительство после начала этого строительства Зачастую граждане обращаются в администрацию за выдачей разрешения на строительство после начала работ, когда на земельном

Как получить разрешение на строительство, если дом уже построен?

Капитальный жилой объект, построенный на земельном участке без разрешения, может оказаться признанным самостроем. Но в большинстве ситуаций разрешение можно получить после строительства и зарегистрировать дом.

  • В каких случаях необходимо разрешение на строительство?
  • Процедура получения разрешения на строительство уже построенного дома
  • Отмена уведомлений о начале и об окончании строительства
  • Порядок получения разрешения
  • Нюансы, которые могут возникнуть

Законодательство определяет статьей 222 ГК РФ два варианта событий, когда возрастает вероятность признания дома самовольной постройкой:

    , закрепленных законодательно; , не предназначенных для этого.

Получая разрешение на возведение жилого объекта, вы снижаете риски признания его самостроем.

В каких случаях необходимо разрешение на строительство?

В соответствии с требованием п.5 ст.51 ГрК разрешение на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства необходимо в следующих случаях:

  • работы будут производиться на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории;
  • объект расположен на земле, предоставленной пользователю недр;
  • строится или реконструируется объект космической инфраструктуры, использования атомной энергии;
  • работы будут производиться в отношении гидротехнических сооружений, объектов воздушного, железнодорожного транспорта, приграничных объектов обороны и безопасности страны.

Разрешение выдается соответствующим уполномоченным органом.

Процедура получения разрешения на строительство уже построенного дома

До 2018 года для строительства дома требовалось получить разрешение уполномоченного органа. В настоящее время порядок согласования носит уведомительный характер. Т.е. перед началом работ собственник земли направляет в местную администрацию уведомление о намерении приступить к строительству.

Отмена уведомлений о начале и об окончании строительства

С декабря 2020 вступили в действие поправки в Федеральные законы № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и № 340 «О внесении изменений в ГрК». В соответствии с изменениями до 1 марта 2026 года граждане могут осуществить кадастровый учет садовый или жилой дом и зарегистрировать право собственности на него. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • земельный участок, где расположен дом, должен иметь вид разрешенного использования ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта (приусадебный участок), а также для ведения садоводства;
  • жилое строение должно соответствовать нормам ГрК, указанным в п. 39 ст. 1 (отдельно стоящее здание для проживания одной семьи, высотой до 20 метров, не более трех этажей над землей);
  • если право собственности на землю, где расположен дом, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Для регистрационных действий потребуется предоставить документы:

  • технический план дома;
  • декларацию на недвижимый объект;
  • документ, доказывающий право собственности на земельный участок.

Порядок получения разрешения

Если речь о доме, построенном несколько лет назад, то порядок его узаконивания будет иным. Он предполагает два способа регистрации права собственности: административный и судебный. В любом случае первоначально необходимо пройти процедуру досудебного решения. Не будет препятствий для регистрации дома, когда строение возведено:

  • на землях, предназначенных для этого;
  • соответствует строительным нормам, не нарушены интересы и права других лиц.

Если Вы не попали под те условия описанные выше, то алгоритм действий будет следующим:

Шаг 1. Начинается процесс регистрации построенного дома с получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Он нужен для того, чтобы понять, можно ли строить на этом наделе капитальное строение, где оно на участке может располагаться и как оно должно быть размещено. ГПЗУ делается на основе топографической съемки, где можно увидеть расположение коммуникаций, проходящих вблизи участка или в его пределах.

Выдает территориальная администрация на основании заявления, поданного собственником надела через МФЦ. Необходимо иметь при себе паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающую право владение ЗУ. Срок изготовления плана 30 календарных дней.

Шаг 2. Даже если у Вас дом уже построен подготавливается уведомление как о начале строительства и передается в местную администрацию. В ответ получаете разрешение или отказ. При отсутствии нарушений результат будет положительным.

Уведомление оформляется через МФЦ по заявлению. В течение семи дней поступает ответ.

Шаг 3. Жилому строению необходимо присвоить адрес. Принимает заявление снова МФЦ. Основанием будет уведомление о начале строительства, выписка из ЕГРН, паспорт заявителя. Результат – распоряжение местной администрации о присвоении адреса.

Шаг 4. Для регистрации строения необходимо получить технический план. Для этого заключается договор с кадастровым инженером. Стоимость работ в среднем составляет 10 тысяч рублей. Специалист выезжает на объект, замеряет угловые точки, внутреннюю планировку. Затем изготавливает технический план.

Шаг 5. После сбора перечисленной документации оформляется уведомление об окончании строительства. Снова обращаемся в МФЦ с заявлением и ждем ответ в течение семи рабочих дней.

Шаг 6. Завершающим этапом является постановка дома на регистрационный учет. На основании заявления, поданного в Росреестр через МФЦ, будут внесены данные в базу об объектах недвижимости и жилое строение появится на кадастровой карте. Результатом регистрации будет выдача собственнику выписки из ЕГРН на дом.

Нюансы, которые могут возникнуть

Отказ в регистрации может прийти по причине нарушения в части разрешенного использования земли или градостроительных норм. Законодательством устанавливаются границы разрешенного строительства с установлением предельных отступов от других объектов. Дом должен быть расположен так, чтобы не нарушать права и интересы других лиц, т.е. в разрешенном пятне застройки.

Читайте также:  Регистрация объекта недвижимости строительство домов

В случае отказа владелец земли вправе обратиться в суд для легализации жилого объекта. При положительном решении право собственности будет зарегистрировано на его основании.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Источник

Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства — оформление разрешения на строительство ; — признание права собственности в судебном порядке; — получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта , признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ; — установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства . … Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства . Оглавление. Понятие самовольного строительства

О выдаче разрешения на строительство после начала этого строительства

Зачастую граждане обращаются в администрацию за выдачей разрешения на строительство после начала работ, когда на земельном участке уже возведен объект незавершенного строительства.

Как правило в таких случаях администрация отказывает в выдаче разрешения на строительство. Однако такой отказ не основан на законе.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из этих норм администрация обычно делает вывод, что выдача разрешения на строительство возможна только до начала возведения объектов капитального строительства. Между тем действующий ГрК РФ не дает оснований для такого вывода и не содержит запрета на выдачу разрешения на строительство на возведенные объекты капитального строительства.

Этот вопрос рассматривался Верховным Судом РФ. По одному из судебных споров в кассационном определении Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. № 18-КГ17-286 по делу об отмене приказа органа местного самоуправления, обязании выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства указано следующее: «Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения такого разрешения (в случаях, когда получение разрешения предусмотрено законом). Поскольку такое условие не соблюдено, возведенный К. объект капитального строительства имеет признаки самовольной постройки, а получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.
Такая позиция ошибочна по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).
По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено.
Как следует из материалов дела, К. отказано в выдаче разрешения на строительство только ввиду того, что ею до получения разрешения на строительство был возведен фундамент. Однако такой отказ не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из системного анализа положений поименованной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют».

Источник

С чего начать строительство дома, какие документы нужны? Как получить разрешение на строительство ? Как проверить статус участка, получить адрес и кадастровую выписку, начертить проект и ситуационный план и провести геологические изыскания? … По гражданскому кодексу можно признать право собственности на самовольную постройку , если она соответствует всем нормам. На практике это иногда быстрее, дешевле и проще, чем получать разрешение . ст. 222 ГК.

Если строительство объекта уже начато, можно ли получить разрешение на строительство?

Исходя из системного толкования норм ГрК РФ, застройщик вправе приступить к возведению объекта капстроительства только после получения разрешения на строительство, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления необходимых документов.
Т. е. предоставление застройщиком указанных в ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным.
Однако наличие таких документов — не единственное основание для получения разрешения на строительство.
Эту обязанность необходимо исполнить перед началом строительства.
Кроме того, по ГрК РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется факт выполнения строительства (реконструкции) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Если на момент обращения за получением разрешения объект уже был частично возведен, основания для выдачи разрешения на строительство отсутствуют.»
См.так же Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 309-КГ15-209 (обратиться к тесту документа).

Читайте также:  Забор как объект незавершенного строительства
Источник

Разрешение на строительство — это документ, который подтверждает, что проектная документация застройщика соответствует градостроительным нормам, проектам межевания и планировки территории. Ст. 51 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ устанавливает, что разрешение нужно получать при строительстве многоквартирных домов, нежилых зданий или их реконструкции. … Разрешение на строительство для капитальных объектов строительства выдается на полный срок, необходимый для возведения объектов . … Определить, сколько стоит получение разрешения на строительство , можно на основе следующих параметров: площадь земельного участка и планируемого здания

Соблюдение порядка получения разрешения на строительство как обязательный досудебный порядок узаконивания самовольной постройки

architecture-1857175_1920.jpg

Проблема «узаконивания» самовольных построек уже давно является насущной, а судебная практика по данным делам весьма неоднообразной. Кроме того, проблема этой категории споров усложняется критериями добросовестности или недобросовестности лица, осуществившего строительство. В чем же это заключается?

Дело в том, что в 2010 году Верховным и Высшим Арбитражным Судами было разъяснено нижестоящим судам, что хоть и само по себе отсутствие разрешения на строительство не препятствует признанию права собственности на самовольную постройку, тем не менее, предварительно обращаться за ним необходимо, и не просто «для вида», а с соблюдением всех градостроительных формальностей. В этой связи нижестоящим судам было указано на необходимость проверки не только факта предварительного обращения за получением разрешения на строительство, но и правильности такого обращения и правомерности отказа уполномоченного органа в выдаче разрешительной документации .

Самовольная постройка или «самострой» и ее признаки.

Самовольная постройка – это объект недвижимости, который, как правило, построен с формальными либо строительно-техническими нарушениями закона .

С юридической точки зрения самовольная постройка не является объектом гражданских прав, который может принадлежать кому-либо на праве собственности, быть предметом договоров купли-продажи, дарения и т.д. , а потому права на такой объект не регистрируются в Росреестре.

Формальным нарушением закона при возведении самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, которое обычно выдается органом местного самоуправления по месту соответствующего земельного участка. Строительство без разрешения является административным правонарушением, а сам объект строительства – самовольной постройкой по данному признаку.

Тем не менее, если объект находится в процессе строительства, или уже построен, а разрешение на строительство так и не было получено, у застройщика либо собственника земельного участка есть возможность «узаконить» такой объект в судебном порядке.

Обращение в местную администрацию за выдачей разрешения на строительство – обязательно или нет?

В подобных делах необходимо разграничивать два случая: предварительное обращение за разрешением на строительство и легализация самостроя путем обращения за разрешением на строительство постфактум (когда объект уже построен или находится в процессе строительства).
При первом варианте разрешение на строительство с большой степенью вероятности будет выдано, если соблюдены все формальности и требования градостроительного законодательства. Так что здесь вопрос исчерпан, даже не успев возникнуть.

Второй вариант усложнен, поскольку заявитель, обращаясь за разрешением на строительство, уже начал либо даже окончил это строительство. Несмотря на наличие специально оговоренных в законе оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, формально не содержащих требования о предварительном обращении, административный орган, как правило, отказывает заявителям, рассматривая такие обращения как попытку узаконить то, что по факту уже существует. Откровенно говоря, такая позиция административных органов не лишена смысла и, кроме того, была поддержана ВС .

Таким образом, обращаться за получением разрешения на строительство необходимо до начала строительства, а если это сделать не получилось либо объективно невозможно, то, наверняка, придется идти в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку.

Попытка оформить разрешение на строительство в административном досудебном порядке: как на это смотрят суды?

Введенный разъяснениями высших судов своеобразный досудебный порядок разрешения спора в делах о признании права собственности на самовольную постройку заключен именно в установлении факта добросовестного обращения истца в уполномоченный орган до обращения в суд.
Если такого обращения не было, суды могут отказать в иске уже только по этому основанию. Однако иногда суды подходят к исследованию вопроса о добросовестности заявителей слишком строго, на что относительно недавно обратил внимание ВС.

Так, в одном из дел он указал, что нижестоящие суды неверно оценили обращение истца за получением разрешения на строительство после окончания строительства как факт его недобросовестности.

При этом ВС также напомнил о позиции ВАС РФ по данной категории дел, в соответствии с которой разъяснение ВС и ВАС при отсутствий явных злоупотреблений истца не может блокировать норму ГК РФ о возможности узаконить самострой при формальном соблюдении условий данной нормы .

Тем не менее, практика в подобных спорах до сих пор весьма неоднородна. Например, если к моменту обращения за разрешением на строительство самовольная постройка уже была возведена, то существуют риски отказа в признании права собственности на нее в судебном порядке. То есть обращение в администрацию «задним числом» не исключает риски отказа для истца и на стадии судебного рассмотрения .

Читайте также:  Кем осуществляется контроль за строительством объектов

Мотивируют суды данный вывод тем, что в таких случаях возведение самовольной постройки осуществляется с нарушением установленного законом порядка исключительно по вине самого истца, без получения необходимых разрешений на момент начала строительства, а соответственно, удовлетворение иска о признании права собственности на такую самовольную постройку противоречит требованиям действующего законодательства, вне зависимости от отсутствия нарушений строительных, градостроительных норм и угрозы жизни и здоровью граждан .

Один из таких споров по иску застройщика, которому отказали три инстанции, недавно также дошел до ВС, который даже передал его кассационную жалобу на рассмотрение Экономколлегии, однако та все равно согласилась с выводами нижестоящих судов. Важно отметить, что суды признают меры по досудебной легализации самостроя достаточными, как правило, только в том случае, когда отказ в выдаче разрешительной документации вызван объективными, независящими от застройщика причинами.

Следовательно, простыми формальностями в виде имитации принятия всех необходимых мер по получению разрешения на строительство, скорее всего, не обойтись. Так, например, обращение в администрацию за консультацией по поводу выдачи разрешения на строительство, переписка с административным органом по этому поводу или даже обращение с соответствующим заявлением, но без приложения необходимой документации, считаются недостаточными для признания права собственности в суде .

Вместе с тем, суды до сих пор не всегда могут разобраться в подобных делах и вынести справедливое и обоснованное решение, в том числе, чрезмерно упираясь на разъяснение, данное ВС и ВАС, а иногда и ошибочно ставя это разъяснение выше норм гражданского законодательства.
В любом случае дела о признании права собственности на самовольные постройки являются непростыми по своей сути, а потому требуют тщательного предварительного правового анализа и выработки плана действий, поэтому рекомендуем не пренебрегать помощью специалистов в таких ситуациях.

Источник

Разрешения на строительства получать больше не надо? Нет, не надо. При строительстве или реконструкции объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство предусмотрено направление застройщиками уведомления о планируемом строительстве или реконструкции. Для этого нужно заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг обратиться в уполномоченный орган (как правило, местную администрацию). … После подачи уведомления можно сразу строить? Не совсем, нужно дождаться уведомления от местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

Верховный суд разобрался, как узаконить самовольную постройку

Предпринимательница построила на своем участке здание магазина, но разрешение на строительство ей получить так и не удалось. Поэтому она подала в суд иск о признании права собственности на самовольную постройку, но три инстанции ей отказали. Верховный суд их поправил.

ИП Татьяна Свиридова в 2014 году построила на своем участке нежилое здание магазина. Она сделала это без разрешения на строительство, хотя и обращалась к чиновникам за таким разрешением несколько раз: до начала, во время и после завершения строительства. На каждое из таких обращений чиновники в администрации Чапаевского городского округа ей ответили отказом.

В одном из писем администрация посоветовала предпринимательнице обратиться в суд за признанием права собственности на самовольную постройку. Ссылаясь на возведение объекта без разрешения на строительство и в отсутствие возможности получить его в установленном порядке, Свиридова обратилась в арбитражный суд с иском по делу № А55-12718/2018.

Суды в иске отказали. Три инстанции решили, что Свиридова обратилась с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство уже после того, как она закончила это строительство. При таких обстоятельствах принятие мер по получению разрешительной документации после окончания строительства спорного объекта не свидетельствует о добросовестности поведения предпринимателя и не является основанием для легализации гражданского правонарушения, которым является самовольное строительство, решили суды и отказались признавать за Свиридовой право собственности на постройку.

Предпринимательница обратилась в Верховный суд. По ее мнению, суды должны были применить ст. 222 Гражданского кодекса, согласно п. 3 которой право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, но при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если предприниматель мог построить здание на земельном участке;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Все перечисленные в данной норме условия соблюдены, а в материалы дела представлены необходимые документы, указала заявительница. Свиридова указала на ошибку нижестоящих инстанций, которые, несмотря на имеющиеся в материалах дела доказательства, сделали неправильный вывод о том, что она не обращалась за разрешением на строительство до его начала.

Экономколлегия проверила доводы предпринимательницы, согласилась с ними и направила дело на пересмотр в Арбитражный суд Самарской области. Первая инстанция, согласно указаниям ВС, должна будет проверить, соответствует ли постройка установленным градостроительным и строительным нормам и правилам, нарушает ли сохранение постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Также суду нужно привлечь к участию в деле сособственника земельного участка.

Источник

Строительство без разрешения является административным правонарушением, а сам объект строительства – самовольной постройкой по данному признаку. Тем не менее, если объект находится в процессе строительства , или уже построен, а разрешение на строительство так и не было получено , у застройщика либо собственника земельного участка есть возможность «узаконить» такой объект в судебном порядке. Обращение в местную администрацию за выдачей разрешения на строительство – обязательно или нет? В подобных делах необходимо разграничивать два случая: предварительное обращение за разрешением на строительство и…

Рейтинг
Загрузка ...