Планируются к списанию объекты незавершенного строительства по причине: объекты не эксплуатируются и находятся в аварийном состоянии, возможность их дальнейшего восстановления и использования отсутствует, в налоговом учете стоимость от списания не учитывается для налогообложения по налогу на прибыль, возможно ли в этом случае затраты на ликвидацию объектов учесть в налоговом учете в соответствии с пп.8 п.1
Ликвидация объекта незавершенного строительства (Верещагин С.А.)
В регистрах бухгалтерского учета затраты, собранные на момент принятия решения о ликвидации недостроя, необходимо списывать. Производится запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В целях налогообложения все обстоит несколько сложнее.
Внереализационными расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ), признаются расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы. О стоимости самого недостроя в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано. Исходя из этого Минфин России полагает, что стоимость незавершенного строительства не может уменьшать налогооблагаемую прибыль (Письма от 05.05.2012 N 03-03-06/1/234, от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471, от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486). Налоговые органы разделяют эту точку зрения и при проведении проверок исключают из состава расходов стоимость ликвидированной «незавершенки».
Однако в случае судебного разбирательства у налогоплательщика есть шансы отстоять возможность включения в состав затрат стоимости снесенного недостроя. В первую очередь следует принять во внимание позицию ВАС РФ, высказанную в Определении от 20.01.2011 N ВАС-18063/10 по делу N А38-7141/2009: несмотря на то что расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного строительства прямо не значатся в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, их можно учесть согласно подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Данную точку зрения разделяют и нижестоящие суды, в частности ФАС Поволжского округа (Постановление от 08.08.2013 по делу N А65-24102/2012) и АС Западно-Сибирского округа (Постановление от 13.05.2015 N Ф04-18378/2015 по делу N А81-2329/2014). Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.01.2015 N 08АП-12179/2014 по делу N А81-2329/2014 отметил, что если ликвидированный объект незавершенного строительства предназначался для использования в предпринимательской деятельности, то связанные с его созданием расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли. Каких-либо ограничений на этот счет законодательством о налогах и сборах не установлено.
Невозможно дать гарантию, что суды и дальше продолжат придерживаться такой же точки зрения. Поэтому если организация не готова к длительному судебному разбирательству с контролирующими органами, то стоимость ликвидированной «незавершенки» в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, включать нецелесообразно.
Это приведет к необходимости признать в бухгалтерском учете постоянную разницу (п. 4 ПБУ 18/02), от которой следует начислить постоянное налоговое обязательство. Производится запись по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
Сумму НДС, принятую к вычету при приобретении материалов, работ или услуг, затраченных на этот неудачный проект, восстанавливать не следует. Дело в том, что перечень случаев, когда ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит (п. 3 ст. 170 НК РФ). Ликвидация не завершенного строительством объекта недвижимости в данном перечне не упомянута.
Затраты на ликвидацию объекта (как своими, так и привлеченными силами) в безусловном порядке признаются внереализационными расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль.
Снос «незавершенки» своими силами отражается записями по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы», и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.
Основанием для данных записей будет акт выполненных работ, составленный руководителем подразделения, производившего ликвидацию, и утвержденный руководителем организации. Как образец такого первичного документа целесообразно использовать акт о приемке выполненных работ по ф. N КС-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100).
Следует обратить внимание, что в акте должна быть отражена фактическая величина понесенных затрат (иными словами, ни о каких плановых накоплениях, накладных расходах и пр. речь не идет). В данном случае организация выполняет работы по ликвидации объекта недвижимости для себя, а не для другого лица. Их цель — выполнение работ по сносу недостроя, а не извлечение прибыли.
При привлечении стороннего подрядчика затраты на ликвидацию незавершенного строительства увеличат сумму внереализационных расходов застройщика в размере, установленном заключенным между ними договором. Предъявленная подрядчиком сумма НДС должна быть принята к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ).
После подписания акта о ликвидации недостроя учетные записи у застройщика будут следующими:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
отражены затраты по ликвидации объекта, не завершенного строительством;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
отражена сумма НДС, предъявленного подрядчиком за работы по ликвидации объекта;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,
К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
предъявленный НДС принят к вычету.
Важная деталь: при начале строительства объекта ему присваивается государственный кадастровый номер, соответственно, ликвидируемый недостроенный объект должен быть снят с кадастрового учета (п. 7 ст. 1, п. 7 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Рассмотрим описанную ситуацию на условном примере.
Пример. Компания «Альфа» начала возведение объекта недвижимости на арендованном земельном участке. После смены руководства компании было принято решение об остановке строительства, ликвидации объекта и расторжении договора аренды земельного участка. Ликвидация недостроя поручена подрядной организации. Затраты на строительство на дату принятия решения о ликвидации — 3 500 000 руб. Подрядчик за ликвидацию не завершенного строительством объекта запросил 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). В регистрах бухгалтерского учета произведены записи:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы» и пр.
отражены затраты, собранные на момент принятия решения о ликвидации недостроя;
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
приняты затраты по сносу недостроенного объекта;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
отражен НДС, предъявленный подрядчиком;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,
К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
предъявленный подрядчиком НДС принят к вычету.
Если руководство организации примет решение не уменьшать налогооблагаемую прибыль на стоимость ликвидированного недостроя, то его списание следует учесть записями:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,
К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
списана стоимость ликвидированного недостроя;
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,
700 000 руб. (3 500 000 руб. x 20%)
начислено постоянное налоговое обязательство от суммы расходов, не признанных в налоговом учете.
Если организация готова отстаивать в суде свое право уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость ликвидированного недостроя, то последнюю учетную запись делать не нужно.
Затраты на строительство объекта недвижимости возникают у застройщика не в момент начала работ на строительной площадке, а раньше — при подготовке изыскательской и проектно-сметной документации, необходимой для его возведения. Еще в процессе получения прав на землю (это может быть право собственности, безвозмездного пользования, аренды, субаренды), а лучше — до того, застройщику нужно получить ответы на ряд вопросов.
Во-первых, существует ли чисто техническая возможность возведения на этом конкретном участке объекта с требуемыми характеристиками? Во-вторых, если участок не в лучшем состоянии, то во сколько обойдется его подготовка к строительству (осушение, рекультивация и пр.)? Насколько это повлияет на конечную себестоимость объекта?
Ответы на эти и многие другие вопросы должны дать инженерные изыскания (ст. 47 ГСК РФ). По перечисленным выше причинам эти работы необходимо провести еще до получения прав на участок, дабы избежать лишних затрат, если выяснится, что земля непригодна для строительства либо ожидаемой прибыли получить не удастся.
Чаще всего обследование участка заказывается специализированной организации. Кроме того, если исследования (изыскания) приведены в разделе I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), то изыскатель обязан иметь допуск к данным видам работ, выданный саморегулируемой организацией (п. 2 ст. 47 ГСК РФ).
Затраты по проведению инженерных изысканий земельного участка должны быть включены в первоначальную стоимость объекта, который решено возвести. Они подлежат отражению на счете 08. Приемка результата инженерных изысканий в регистрах бухгалтерского учета застройщика подлежит отражению записью по дебету счета 08 (20) и кредиту счета 60. Отметим, что в зависимости от того, будет ли данный объект использоваться в операциях, облагаемых НДС, или нет, предъявленный изыскателем НДС принимается к вычету либо включается в состав затрат (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если результат изысканий положительный (иными словами, участок пригоден для строительства и подготовка его не потребует существенных трат), то процесс продолжается дальше. Заказывается проект, решаются вопросы получения прав на земельный участок, разрешения на строительство и пр.
Результат изысканий может быть и отрицательным. Тогда застройщик, возможно, придет к выводу, что необходимо выйти из этого проекта, поскольку понесенные затраты не дадут ожидаемого результата (прибыли), а то и приведут его к разорению. Кроме того, хлопоты с получением земельного участка (в собственность или аренду) могут не увенчаться успехом.
В любом случае до того, как руководство примет решение о прекращении проекта, организация уже понесла какие-то затраты, которые «зависнут» на счете 08. Если поступить с ними по аналогии с затратами по аннулированным производственным заказам либо с затратами, не давшими продукции (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ), то проблем возникнуть не должно.
Все затраты, понесенные на изготовление продукции, процесс производства которой признан нерентабельным, признаются внереализационными расходами на основании локального нормативного акта (решения руководства организации). В регистрах бухгалтерского учета они списываются записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы», и кредиту счета 08.
Налог на добавленную стоимость, принятый к вычету при приобретении материалов, работ или услуг, затраченных на этот неудачный проект, восстановлению не подлежит.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс].
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс].
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н // Российская газета. 2003. N 4. 14 января.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник2. К объектам незавершенного строительства относятся объекты капитального строительства , прочно связанные с землей (перемещение которых без несоразмерного ущерба невозможно): — строительство которых продолжается; — строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном законодательством порядке; — находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки не оформлены в установленном законодательством порядке.
Ответ недели: списание объектов незавершенного строительства
Планируются к списанию объекты незавершенного строительства по причине: объекты не эксплуатируются и находятся в аварийном состоянии, возможность их дальнейшего восстановления и использования отсутствует, в налоговом учете стоимость от списания не учитывается для налогообложения по налогу на прибыль, возможно ли в этом случае затраты на ликвидацию объектов учесть в налоговом учете в соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК РФ?
Сообщаю Вам следующее:
Согласно разъяснениям Минфина, а также принимая во внимание, что подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса позволяет включить в состав внереализационных расходов только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, стоимость незавершенного строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДИРУЕТ ОБЪЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В главе 25 НК РФ расходы, связанные с объектом незавершенного строительства, упоминаются в пп. 8 п. 1 ст. 265. В нем говорится, что в состав внереализационных расходов включаются:
— расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, в том числе суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;
— расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
Вправе ли организация учесть в составе внереализационных расходов стоимость самого ликвидируемого объекта незавершенного строительства? Контролирующие органы считают, что в расходах учитываются только затраты на ликвидацию. В арбитражной практике можно найти примеры, где дается как положительный, так и отрицательный ответ на этот вопрос.
Мнение 1: стоимость ликвидируемой «незавершенки»
в налоговых расходах не учитывается
Минфин неоднократно высказывал мнение о том, что затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства подлежат включению в состав внереализационных расходов (в том налоговом периоде, в котором фактически была проведена ликвидация), а вот сама стоимость «незавершенки» не уменьшает базу по налогу на прибыль (см. Письма от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486, от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471, от 23.11.2011 N 03-03-06/1/772, от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757, от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261).
Понесенные на первоначальном этапе строительства расходы — инженерные изыскания, экспертное заключение, измерение фона, рабочая документация — также не уменьшают налогооблагаемую прибыль при ликвидации «незавершенки» (в том числе при условии, если строительство не начато вообще). Дело в том, что указанные затраты участвуют в формировании первоначальной стоимости объекта и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде их осуществления (п. 5 ст. 270, п. 1 ст. 256, абз. 1, 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Аналогичное мнение высказано столичными налоговиками в Письме от 16.02.2007 N 20-12/014641.
Иными словами, если, к примеру, на создание объекта было потрачено миллион рублей, объект не был введен в эксплуатацию, половина объекта ликвидируется, а вторая половина участвует в создании нового объекта, то первые полмиллиона признать в расходах нельзя, а остальные полмиллиона можно учесть в первоначальной стоимости нового объекта.
В Письме также говорится, что данная позиция подтверждается Постановлением АС ВСО от 29.09.2017 N Ф02-5060/2017 по делу N А19-22028/2016. Суть дела, которое в нем рассматривалось, заключалась в следующем. Налогоплательщик при ликвидации нескольких единиц оборудования, которые числились у него как основные средства, единовременно списал их остаточную стоимость в состав внереализационных расходов. Однако инспекторы выяснили, что оборудование не было доведено до состояния готовности к эксплуатации и, соответственно, в производственной деятельности не участвовало. После перепрофилирования деятельности общества спорные объекты на следующий день после ввода в эксплуатацию были переведены на консервацию. Спорные объекты в эксплуатацию не были введены и фактически с момента их принятия к учету по назначению не использовались и использованы быть не могли (то есть не отвечали признакам ОС). В связи с тем что расходы, состоящие из стоимости выводимых из эксплуатации объектов, в ст. 265 НК РФ не указаны, заявленные обществом расходы не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, значит, не могут быть учтены для целей налогообложения.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС СЗО от 17.08.2011 по делу N А56-60650/2010: поскольку спорный объект на момент принятия решения о его ликвидации строительством не завершен, в эксплуатацию не введен и к учету в качестве объекта основных средств налогоплательщиком не был принят, нет оснований полагать, что понесенные затраты на создание этого объекта были произведены для осуществления какой-либо деятельности, направленной на получение дохода. Судьи отметили, что в составе расходов могла быть учтена не стоимость такого объекта, а расходы на его ликвидацию.
Мнение 2: стоимость ликвидируемой «незавершенки»
можно учесть в налоговых расходах
В арбитражной практике есть примеры, когда судьи, с учетом конкретной ситуации, излагают иную точку зрения, согласно которой стоимость ликвидируемой «незавершенки» можно учесть в налоговых расходах.
Так, в Постановлении АС ЗСО от 15.03.2016 N Ф04-284/2016 по делу N А67-8553/2014 говорится следующее. Исходя из анализа положений пп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков (по основаниям их возникновения) носит открытый характер.
В связи с чем судьи сделали обоснованный вывод о том, что правомерным является не только списание расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, но и учет стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов.
Примечание. Арбитры пришли к выводу, что запрет на отнесение налогоплательщиком стоимости объектов незавершенного строительства к расходам ставит его в неравное положение с лицом, которое ликвидирует ОС и имеет право на включение в расходы их остаточной стоимости в виде суммы недоначисленной амортизации.
Принимая решение, арбитры исходили из следующих соображений:
— организация, приобретая данные объекты, предполагала использовать их в производственной деятельности в соответствии с целевым назначением;
— ИФНС не представила доказательств того, что налогоплательщик не планировал использовать в производственной деятельности указанные объекты;
— отказ организации от реализации части проектов связан с экономическими факторами, необходимостью ликвидации объектов «незавершенки» в целях охраны труда, обеспечения жизни и здоровья сотрудников;
— ликвидация объектов позволила освободить земельные участки для строительства новых объектов и сдачи земельных участков в аренду, то есть использовать эти участки для деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Еще один пример — Постановление АС УО от 18.01.2018 N Ф09-8546/17 по делу N А60-15584/2017. Как следует из материалов дела, обществу в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству ТРЦ в соответствии с постановлением главы города был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов.
В рамках договора инвестирования для строительства ТРЦ за период с 2006 года по 2014 год общество осуществило финансирование затрат на общую сумму порядка 202 млн руб., в том числе арендная плата за участок, консультационные услуги, топографическая съемка, подготовка схемы расположения земельного участка, предоставление справок из БТИ о сносе помещений. Основные расходы — это выкуп жилых помещений, расположенных на участке, и их снос.
Произведенные расходы документально подтверждены. Каких-либо замечаний по представленным документам у налогового органа не имеется.
Реализация инвестиционного проекта ТРЦ не была доведена до стадии проектирования, получения разрешения на строительство. В ходе проверки налогоплательщиком представлен приказ генерального директора «О прекращении осуществления инвестиционного проекта», согласно которому установлено следующее: в целях оптимизации затрат по инвестиционной деятельности прекратить осуществление инвестиционного проекта ТРЦ, списать фактически осуществленные по состоянию на 31.12.2014 расходы, связанные с реализацией инвестиционного проекта, в сумме порядка 202 млн руб.
Налоговый орган, не оспаривая наличие у общества расходов в указанной сумме, пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика правовых оснований для отнесения ее в состав внереализационных расходов, полагая, что к ним относятся только расходы на ликвидацию объекта.
Названные затраты связаны с производственной деятельностью общества, поэтому отсутствие у налогоплательщика положительного финансового результата от попыток создания объекта производственной деятельности не дает в то же время правовых оснований для признания экономически необоснованными расходов, связанных с созданием данного объекта.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае расходы налогоплательщика, понесенные в целях создания спорного объекта, отвечают критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Соответственно, общество было вправе списать не только расходы на ликвидацию объекта, но и иные расходы, понесенные по инвестиционному проекту, что корреспондирует с закрепленным в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ положением.
Приведем еще несколько решений из судебной практики.
ФАС МО в Постановлении от 06.06.2013 по делу N А40-120176/12-140-734 отметил, что для целей признания в расходах стоимости объекта имущества, как завершенного, так и не завершенного строительством, имеет значение лишь то обстоятельство, насколько экономически обоснованны были затраты на его создание, были ли они связаны с производством и присутствовала ли цель извлечения дохода при осуществлении данного рода расходов. При этом причины дальнейшей ликвидации значения не имеют, поскольку речь идет не о затратах на ликвидацию, а о расходах на создание ликвидируемого объекта, которые и должны подвергаться оценке с точки зрения экономической оправданности.
В Постановлении ФАС ПО от 08.08.2013 по делу N А65-24102/2012 арбитры, сославшись на пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, указали: в данной норме прямо предусмотрено, что при ликвидации достроенного и введенного в эксплуатацию объекта можно списать расходы на его ликвидацию, включая суммы недоначисленной амортизации (то есть учесть все расходы на создание этого основного средства). Следовательно, организация, которая ликвидирует построенный объект, принятый к учету в качестве ОС, оказывается в лучшем положении, чем организация, которая в силу объективных причин вынуждена ликвидировать недострой. В такой ситуации нарушается принцип равенства налогообложения, установленный ст. 3 НК РФ, что недопустимо.
Кроме этого, по смыслу ст. 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, является открытым. Поэтому, хотя расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного строительства прямо не значатся в пп. 8 п. 1 названной статьи, их можно учесть по пп. 20 того же пункта как другие обоснованные внереализационные расходы.
Определением ВАС РФ от 08.07.2014 N ВАС-9115/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 марта 2019 г. N 03-03-06/2/16615
См. похожие документы
Письмо Минфина России от 14.03.2019 N 03-07-11/16750 «Об учете в целях налога на прибыль расходов и применении вычета НДС при ликвидации объекта незавершенного строительства»
Письмо Минфина России от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486 «Об учете в целях налога на прибыль стоимости утилизированного имущества»
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 25.12.2018 и сообщает следующее.
Положениями статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
В силу норм статей 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации.
Объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации в соответствии с пунктом 2 статьи 256 Кодекса.
Кроме того, пунктом 5 статьи 270 Кодекса установлено, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса позволяет включить в состав внереализационных расходов только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, а также суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации выводимых из эксплуатации основных средств, стоимость незавершенного строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента
Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс
ИсточникОбъекты незавершенного строительства (далее — объекты НС) отнесены законом к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ). Из сложившейся судебной практики следует, что к объектам НС относятся объекты , строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, и которые не являются предметом действующего договора строительного подряда. Самый непривлекательный вариант «избавления» от невостребованного недостроя — это ликвидация таких объектов . Проблемные вопросы исчисления налога на прибыль. … В связи с этим возникает вопрос: должны ли включаться полученные от ликвидации объектов НС материалы в состав внереализационных доходов?
от 05.03.2021 № 96 О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 25.06.1998 № 34 «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия» (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (приложение 1).
2. Утвердить Положение о межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (приложение 2).
3. Утвердить состав межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (приложение 3).
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия – Председателя
Правительства Республики Хакасия И. Войнова
«О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации»
о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
1. Положение о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (далее – Положение) устанавливает процедуру списания:
объектов незавершенного строительства, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия, строительство, реконструкция, модернизация которых осуществлялась исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, государственными предприятиями Республики Хакасия и государственными учреждениями Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно – объекты незавершенного строительства, балансодержатель);
проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящейся к государственной собственности Республики Хакасия, разработка которой осуществлялась исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, государственными предприятиями Республики Хакасия и государственными учреждениями Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно – проектно-сметная документация, балансодержатель).
В Положении используются следующие понятия:
объект незавершенного строительства – объект, строительство которого не завершено, в отношении которого не осуществлялся государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проектно-сметная документация – проектная документация, разработанная в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия, которая не может быть использована в этих целях;
списание объектов незавершенного строительства – комплекс действий, связанных с признанием объектов незавершенного строительства непригодными для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшими из владения вследствие гибели или уничтожения;
списание проектно-сметной документации – комплекс действий, связанных с признанием проектно-сметной документации непригодной для дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к проектно-сметной документации либо выбывшей из владения вследствие гибели или уничтожения.
2. Решения о списании объектов незавершенного строительства, проектно-сметной документации принимает межведомственная комиссия по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (далее – Комиссия).
3. Создание Комиссии, утверждение ее состава и порядка работы осуществляются Правительством Республики Хакасия.
4. Решение о списании объектов незавершенного строительства принимается в отношении объекта незавершенного строительства, который не является предметом действующих договоров строительного подряда, отсутствует целесообразность его дальнейшего строительства, реконструкции, модернизации и который отвечает хотя бы одному из следующих требований (критериев):
1) строительство объекта незавершенного строительства прекращено более трех лет назад;
2) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций объекта незавершенного строительства в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования;
3) объект незавершенного строительства выбыл из владения вследствие гибели или уничтожения.
Решение о списании проектно-сметной документации принимается в отношении проектно-сметной документации, в соответствии с которой строительство (реконструкция) объекта капитального строительства по различным причинам не начнется и которая в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не может быть повторно использована, либо проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства выбыла из владения вследствие гибели или уничтожения.
5. Балансодержатель объекта незавершенного строительства представляет в Комиссию на бумажном носителе предложение о списании объекта незавершенного строительства с приложением к нему следующих документов:
инвентаризационная опись объекта незавершенного строительства, составленная не ранее чем за 30 календарных дней до даты направления ее на рассмотрение в Комиссию;
акт о приостановлении строительства объекта (при наличии);
акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (при наличии);
информация о том, что объект незавершенного строительства не является предметом действующего гражданско-правового обязательства;
информация о правах на земельный участок, отведенный под строительство объекта капитального строительства;
предложение исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, в ведении которого находится объект незавершенного строительства, о наличии или отсутствии необходимости завершения строительства данного объекта в соответствии с его первоначальным назначением;
фотографии объекта незавершенного строительства;
расчет потребности в средствах, необходимых для консервации объекта незавершенного строительства;
расчет потребности в средствах, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства;
расчет потребности в средствах, необходимых для ликвидации объекта незавершенного строительства или обоснованная информация об отсутствии такой потребности;
расчет потребности в средствах, необходимых для выполнения на объекте незавершенного строительства мероприятий, обеспечивающих ликвидацию угрозы для жизни и здоровья граждан (при наличии такой угрозы);
иные сведения, необходимые для определения направленности использования объекта незавершенного строительства.
Балансодержатель проектно-сметной документации представляет в Комиссию на бумажном носителе предложение о списании проектно-сметной документации с приложением к нему следующих документов:
государственный контракт на разработку проектно-сметной документации;
предложение исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, в оперативном управлении которого находится проектно-сметная документация, о нецелесообразности (невозможности) дальнейшего использования такой документации с обоснованием своих предложений.
6. Комиссия в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 5 Положения, рассматривает их и принимает одно из следующих решений:
1) о списании объекта незавершенного строительства и о способе его ликвидации или о списании проектно-сметной документации;
2) о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства или проектно-сметной документации.
7. Основаниями для принятия решения о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации являются:
1) несоответствие объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации требованиям (критериям), установленным пунктом 4 Положения;
2) представление балансодержателем неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Положения.
8. Решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих членов Комиссии.
9. Решения Комиссии о списании объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации являются рекомендательными. Балансодержатель не вправе принимать решение о списании объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации без рекомендаций Комиссии. Решение балансодержателя или Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (в случае нахождения объекта в казне Республики Хакасия) (далее – Минимущество Хакасии), принятое в соответствии с рекомендациями Комиссии, является основанием для списания балансодержателем или Минимуществом Хакасии производственных затрат по объекту незавершенного строительства, проектно-сметной документации с баланса в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
10. В случае принятия Комиссией решения о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации Комиссия направляет балансодержателю рекомендации по осуществлению мероприятий в отношении объектов незавершенного строительства (консервация, возобновление строительных работ или иной вариант вовлечения объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот), проектно-сметной документации в целях их дальнейшего использования.
Республики Хакасия «О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации»
о межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (далее – Комиссия).
2. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, а также настоящим Положением.
4. К компетенции Комиссии относятся:
1) рассмотрение ходатайств исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, государственных предприятий Республики Хакасия и государственных учреждений Республики Хакасия, на балансе которых находятся объекты незавершенного строительства или проектно-сметная документация (в соответствии с понятиями, установленными Положением о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации, утвержденным настоящим постановлением (далее – Положение о списании) (далее – балансодержатели), о списании объектов незавершенного строительства, проектно-сметной документации, с прилагаемыми к ним документами и материалами;
2) принятие решения о списании объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации в случае, если такой объект незавершенного строительства, проектно-сметная документация отвечает хотя бы одному из требований (критериев), установленных пунктом 4 Положения о списании;
3) принятие решения о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации с направлением балансодержателю рекомендаций по дальнейшему его использованию в случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 7 Положения о списании.
5. Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, который обеспечивает координацию и контроль деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
6. Председатель утверждает повестку заседания Комиссии, осуществляет общее руководство Комиссией и контроль реализации принятых ею решений.
7. В случае временного отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.
8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.
9. Подготовку и организацию заседания Комиссии осуществляет секретарь Комиссии, являющийся членом Комиссии без права голоса.
10. Секретарь Комиссии уведомляет членов Комиссии о повестке заседания, времени и месте проведения заседания не позднее чем за три рабочих дня до его проведения, а также направляет членам Комиссии повестку заседания и необходимые материалы.
11. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
12. Комиссия принимает решения простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании, путем проведения открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
13. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии, после чего решение Комиссии утверждается председателем Комиссии. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.
14. Секретарь Комиссии направляет протокол заседания Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня его подписания балансодержателю, а в случае, если объект незавершенного строительства или проектно-сметная документация находится в государственной казне Республики Хакасия – Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
15. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
«О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации»
межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
заместитель Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, председатель комиссии;
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, заместитель председателя комиссии;
ведущий советник отдела строительства департамента градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, секретарь комиссии;
Министр здравоохранения Республики Хакасия;
Министр труда и социальной защиты Республики Хакасия;
Министр экономического развития Республики Хакасия;
Министр культуры Республики Хакасия;
Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия;
Министр образования и науки Республики Хакасия;
исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия;
заместитель министра – руководитель департамента жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия;
исполняющий обязанности руководителя Аппарата Главы Республики Хакасия –Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия;
Министр спорта Республики Хакасия;
руководитель Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности»;
директор Автономного учреждения Республики Хакасия «Государственная экспертиза Республики Хакасия»;
Министр по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия;
Министр имущественных и земельных отношений Республики Хакасия;
директор Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства»;
Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;
исполняющий обязанности Министра финансов Республики Хакасия;
заместитель министра – руководитель департамента градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
ИсточникПоэтому списать в расходы стоимость объекта незавершенного строительства можно только при наличии документов, подтверждающих понесенные в процессе строительства затраты. Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письме от 15 сентября 2005 г. № 03-03-02/84. При этом, по мнению контролирующего ведомства, ссылаться на отсутствие документов по причине окончания сроков их хранения организация не вправе. … Ситуация: может ли организация на упрощенке учесть в расходах стоимость объекта незавершенного строительства при его реализации? Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами. Строительство осуществлялось подрядным способом. Нет, не может .
реальные консультации по ведению бухгалтерского учета
Списание затрат на невостребованное незавершенное строительство
31.03.2020г.
Вопрос: Как списать затраты на невостребованное незавершенное строительство (проектно-изыскательские работы). Налоги и бухучет.
Ответ:
В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России
При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов (п.6.3.4).
Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал (7.1).
Активами считаются хозяйственные средства,
- контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и
- которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2.).
Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации (п. 7.2.1.).
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 N 07-02-10/98).
Из вопроса Организации следует, что стоимость объекта незаверенного строительства состоит из затрат на проектно-изыскательские работы, которые никогда не будут использованы в интересах Организации.
Следовательно, указанное незавершенное строительство не соответствует понятию актива в бухгалтерском учете. Поскольку оно не принесет Организации будущие экономические выгоды.
Указанный объект подлежит списанию с баланса Организации.
В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н прочими расходами являются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции.
Таким образом, стоимость объекта незавершенного строительства, учтенного в качестве вложений во внеоборотные активы, включаются в состав прочих расходов
На основании п. п. 2, 16, 18 ПБУ 10/99 стоимость ликвидированного объекта незавершенного строительства признается расходом на дату его выбытия — дату составления акта о списании этого объекта.
В бухгалтерском учете делает проводка:
Дт. 91.02 – Кт. 08. – списана стоимость объекта незавершенного строительства.
Доходы от данной хозяйственной операции Организации не возникают.
Документальное оформление списания объекта незавершенного строительства.
Для списания объекта незавершенного строительства должен быть составлен приказ руководителя, в котором необходимо
- указать причину принятия такого решения;
- назначить комиссию для оформления документации.
Комиссия должна оформить акт о списании объекта незавершенного строительства. Акт составляется в произвольном виде с учетом требований для первичных документов (ст. 9 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Отмечаем, что форма акта должны быть утверждена приказом руководителя в составе приложений к учетной политике.
НДС
Отмечаем, неоднозначность вопроса о необходимости восстановления НДС при списании объекта незавершенного строительства.
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 07.02.2008г. № 03-03-06/1/86, ликвидируемый объект незавершенного строительства не используется в деятельности, облагаемой НДС. В связи с этим НДС, принятый к вычету при приобретении объекта незавершенного строительства, должен быть восстановлен в том налоговом периоде, когда производится ликвидация.
Однако суды не разделяют данную позицию, полагая, что перечень оснований для восстановления НДС, указанный в п. 3 ст. 170 НК РФ является закрытым и не содержит такого основания, как ликвидация объекта незавершенного строительства. (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018г. № 19АП-7783/2017 по делу № А14-2518/2017, постановления ФАС МО от 01.04.2014г. № Ф05-2300/2014, Северо-Кавказского округа от 23.04.2013г. по делу № А32-7901/2012). Одновременно обращаем внимание Организации на наличие и противоположной судебной практики (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017г. по делу № А10-3305/2016).
Таким образом, ситуация с восстановлением НДС является спорной и зависит от конкретных обстоятельства дела.
Налоговые риски – могут быть существенными.
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества).
На основании указанной нормы Минфин РФ полагает, что стоимость непосредственно незавершенного строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. (Письмо Минфина России от 14.03.2019 N 03-03-06/2/16615).
Отмечаем, что судебная практика по данному вопросу является неоднозначной.
Из Определения ВАС РФ от 10.01.2012г. № ВАС-16900/11 по делу № А56-60650/2010 следует, что ВАС РФ поддержал налоговый орган, исключивший из расчета налоговой базы по налогу на прибыль, расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного капитального строительства.
В Постановлении от 17.09.2018г. № 13АП-21389/2018 по делу № А56-9767/2018 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, сославшись на указанное Определение ВАС РФ, также признал позицию налогового органа обоснованной.
Однако Арбитражный суд Северо-Западного округа Постановлением от 22.01.2019г. № Ф07-16106/2018 по делу № А56-9767/2018 отменил указанный судебный акт. А Определением от 16.05.2019 N 307-ЭС19-5807 Верховный Суд РФ его поддержал.
Из вышеизложенного следует, что стоимость объектов незавершенного строительства, по которым имеются документы, подтверждающие произведенные затраты на их строительство, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, но с наличием налогового риска.
При налоговом споре исход дела будет зависеть от качества документов, подтверждающих затраты, а также от позиции суда по данному вопросу.
Подробнее о признании стоимости незавершенного строительства при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль можно прочесть в нашей статье: Ликвидация объекта незавершенного строительства. Риски по налогу на прибыль.
- Остались вопросы – пишите на наш адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Благодарим за сотрудничество!
- Будем благодарны за рекомендацию Вашим коллегам нашей
Онлайн школы «Стань Главбухом!» - Наша миссия — наставничество для начинающих бухгалтеров.
Комментарии
Друзья!
Нашли ли Вы в данной статье полезную информацию для Вас?
Мы очень благодарны за Ваши отзывы и комментарии!
Возможно ли как — либо списать эти затраты? Ответ. Отвечает Ольга Моргунова, эксперт. При завершении строительства вложения списываются в дебет счета 101 00 «Основные средства» – при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости. То есть принять к учету объект основного средства необходимо проводкой: Дебет 101.ХХ.310 Кредит 106.ХХ.310. Списать на финансовый результат незавершенное строительство возможно только при условии, что объект основного средства не был создан.
Постановление Правительства РФ от 07.09.2021 N 1517
1. Утвердить прилагаемые Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации в 4-месячный срок утвердить критерии невозможности реализации планов мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Правил, утвержденных настоящим постановлением, при утверждении правил принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
от 7 сентября 2021 г. N 1517
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СПИСАНИИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА ИЛИ ЗАТРАТ, ПОНЕСЕННЫХ НА НЕЗАВЕРШЕННОЕ
СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета (далее — решение о списании).
2. Решение о списании принимается в отношении:
а) объектов незавершенного строительства, права собственности Российской Федерации на которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — объекты незавершенного строительства);
б) затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, включая затраты на проектные и (или) изыскательские работы (далее — произведенные затраты).
3. Решение о списании объектов незавершенного строительства принимается при наличии следующих оснований:
а) отсутствие оснований для приватизации объекта незавершенного строительства, предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации;
б) отказ единого института развития в жилищной сфере в подготовке предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;
в) отказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен объект незавершенного строительства, от безвозмездного принятия объекта незавершенного строительства.
4. Решение о списании произведенных затрат принимается при наличии следующих оснований:
а) вложения произведены в проектные и (или) изыскательские работы, по результатам которых проектная документация не утверждена или утверждена более 5 лет назад, но не включена в реестр типовой проектной документации или не признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования;
б) отсутствие оснований для государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, в отношении которых произведены затраты, в Едином государственном реестре недвижимости, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
5. Решение о списании принимается в форме:
а) правового акта Правительства Российской Федерации, в случае если размер затрат на создание объекта незавершенного строительства или произведенных затрат составляет 3 млрд. рублей и более;
б) правового акта федерального органа государственной власти (государственного органа) или организации, осуществляющей полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета и (или) полномочия учредителя в отношении федерального государственного учреждения, федерального казенного предприятия, права собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия (в том числе Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос») (далее — орган государственной власти или организация), в случае если размер затрат на создание объекта незавершенного строительства или произведенных затрат составляет менее 3 млрд. рублей.
6. Решение о списании объекта незавершенного строительства должно содержать следующие сведения:
а) наименование органа государственной власти или организации;
б) наименование объекта незавершенного строительства, а также его местоположение, кадастровый номер и реестровый номер федерального имущества;
в) решение о необходимости сноса объекта незавершенного строительства и (или) утилизации строительных отходов и рекультивации земельного участка, на котором находился объект незавершенного строительства, содержащее сроки и расчет объема средств, необходимых для осуществления указанных мероприятий, и (или) решение о внесении изменений в решение об осуществлении капитальных вложений, в соответствии с которым осуществлялось финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (при наличии такого решения).
7. Решение о списании произведенных затрат должно содержать следующие сведения:
а) наименование органа государственной власти или организации;
б) наименование юридического лица, в бухгалтерском учете которого учтены произведенные капитальные вложения;
в) общий размер произведенных затрат с выделением размера затрат, произведенных за счет средств федерального бюджета, и распределение их по видам (проектные и (или) изыскательские работы, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, включенного в смету строительства объекта капитального строительства) (при наличии такой информации);
г) период, в течение которого производились затраты.
8. Проект решения о списании с пояснительными материалами, содержащими обоснование невозможности и (или) нецелесообразности осуществления дальнейших затрат, завершения строительства объекта незавершенного строительства, а также с финансово-экономическим обоснованием принимаемого решения подготавливается и направляется на согласование органом государственной власти или организацией в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное казначейство (далее — федеральные органы исполнительной власти). Срок согласования проекта решения о списании не должен превышать 14 календарных дней, в случае отсутствия ответов федеральных органов исполнительной власти в указанный срок проект решения о списании считается согласованным.
9. Пояснительные материалы к проекту решения о списании объекта незавершенного строительства должны содержать следующие сведения и документы:
а) наименование объекта незавершенного строительства;
б) инвентарный (учетный) номер объекта незавершенного строительства (при наличии);
в) кадастровый номер объекта незавершенного строительства;
г) год начала строительства объекта незавершенного строительства;
д) балансовая стоимость объекта незавершенного строительства на день принятия решения о списании объекта недвижимого имущества;
е) кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства;
ж) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданная в отношении объекта незавершенного строительства;
з) выписка из реестра федерального имущества об объекте недвижимого имущества, выданная в отношении объекта незавершенного строительства.
10. Пояснительные материалы к проекту решения о списании произведенных затрат должны содержать следующие сведения и документы:
а) наименование объекта, на создание которого произведены затраты;
б) первичная учетная документация по учету работ в капитальном строительстве при наличии таких документов (акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14), товарные накладные по форме N ТОРГ-12, иные документы);
в) размер произведенных затрат;
г) год начала осуществления произведенных затрат.
11. Федеральные органы исполнительной власти принимают решение об отказе в согласовании проекта решения о списании при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил;
б) отсутствие сведений и (или) документов, указанных в пунктах 9 или 10 настоящих Правил;
в) наличие предложений федерального органа исполнительной власти о дальнейшем использовании объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат.
12. При принятии федеральными органами исполнительной власти решения об отказе в согласовании проекта решения о списании по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 11 настоящих Правил, орган государственной власти или организация устраняет такое основание и повторно направляет проект решения о списании на согласование в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
13. После согласования федеральными органами исполнительной власти проекта решения о списании органом государственной власти или организацией в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, направляется в Правительство Российской Федерации проект правового акта Правительства Российской Федерации с приложением сведений и документов, предусмотренных пунктами 6 и 9 или 7 и 10 настоящих Правил, а в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, органом государственной власти или организацией принимается соответствующий правовой акт.
14. При принятии одним из федеральных органов исполнительной власти решения об отказе в согласовании проекта решения о списании в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 11 настоящих Правил, органом государственной власти или организацией и таким федеральным органом исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня получения органом государственной власти или организацией указанного решения подготавливается и органом государственной власти или организацией направляется на утверждение в Правительство Российской Федерации план мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат с указанием сроков реализации соответствующих мероприятий.
15. В случае невозможности реализации указанного в пункте 14 настоящих Правил плана мероприятий, утвержденного Правительством Российской Федерации, органом государственной власти или организацией направляется в Правительство Российской Федерации предложение о списании объекта незавершенного строительства или произведенных затрат с приложением проекта соответствующего акта Правительства Российской Федерации и пояснением возникших обстоятельств.
16. При принятии одним из федеральных органов исполнительной власти решения об отказе в согласовании проекта решения о списании в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 11 настоящих Правил, органом государственной власти или организацией и федеральным органом исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня принятия указанного решения подготавливается и органом государственной власти или организацией утверждается план мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат с указанием сроков реализации соответствующих мероприятий.
17. В случае невозможности реализации указанного в пункте 16 настоящих Правил плана мероприятий органом государственной власти или организацией принимается решение о списании, предусмотренное подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил.
18. Критерии невозможности реализации плана мероприятий, указанного в пункте 14 настоящих Правил и утвержденного Правительством Российской Федерации, и плана мероприятий, указанного в пункте 16 настоящих Правил, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
ИсточникТочка зрения юриста по делу: " Списание незавершенного строительством объекта ", профессиональные консультации на площадке Правовед.ru. … В соответствии с проектом по обустройству реки предусмотрено 4 этапа строительства .По 1 этапу произведены СМР. По 2 этапу произведены работы по СМР и частично по углублению русла реки. 3 и 4 этап строительство не производилось. При формировании стоимости 1 и 2 этапа были включены только СМР (работы по углублению русла в стоимость не вошли) Объект зарегистрирован и передан балансодержателю.