Разрешение на стройку. Когда не требуется разрешение на строительство
Прохождение специальных инстанций и органов контроля для выполнения строительных мероприятий принято воспринимать как хлопотное, излишнее и финансово затратное дело. Сложно спорить с тем, что получение необходимых справок и документов в России сопровождается массой неприятных нюансов, на которые приходится тратить время и деньги.
Однако жесткая регуляция сферы строительства имеет весомые основания, поскольку эксплуатация построек и сооружений не должна нести риск для безопасности людей. И все же далеко не каждый объект может представлять опасность для жизни и здоровья, поэтому следует изначально определиться с тем, нужно ли разрешение на строительство в конкретном случае. Бывают ситуации, когда ответственные строители обращаются за получением подобной документации даже без обязательств перед законом. Но в большинстве случаев, особенно индивидуальные застройщики, все стремятся обойти эту норму.
Для чего нужно разрешение на стройку?
Процедуру получения разрешения на строительные работы сопровождают мероприятия по сверке проектной документации с в соответствии с которым будут осуществляться рабочие операции. Это необходимо для того, чтобы ответственное лицо реализовало именно тот объект, на который и получалось разрешение. Но есть и другие обоснования целесообразности этой процедуры.
Дело в том, что отклонение от разрешения на строительство избавляет застройщика от регуляции его деятельности. Таким образом, он может возвести многоквартирный дом в зоне, которая для этого не предназначена — очевидно, что это будет противоречить градостроительному плану. Кроме этого, к сооружению объектов такого типа предъявляются высокие требования со стороны органов технического надзора. Поэтому отсутствие даже в случае возведения таунхауса может повлечь серьезные проблемы. Впрочем, если по факту все остальные нюансы оформления были соблюдены, и объект сооружался на частном и предназначенном для этих целей участке, то разрешение можно получить и после сооружения.
Какой орган выдает разрешение?
Существуют разные процедуры в получении этого документа — отдельные нюансы ее выполнения зависят от характеристик объекта и его расположения в соответствии с планом. В свою очередь, вид разрешения на строительство определяет и орган его получения. Основная масса обращений по этому вопросу поступает в местное самоуправление, где заявления рассматриваются по общему правилу. Но встречаются и особые случаи, когда требуется и обращение, например, в территориальное ведомство природных ресурсов. Потребность в прохождении этой инстанции может возникнуть, если планируются работы с земельными недрами.
Особый порядок оформления документов предполагается и в случае, если объект должен будет использовать атомную энергию. В такой ситуации следует обращаться в службу по технологическому, экологическому и атомному контролю. Разумеется, подобные случаи являются редкостью, и в большинстве своем застройщики обращаются в местный орган, выдающий разрешение на строительство по общим правилам. А теперь стоит подробнее рассмотреть, в каких ситуациях эту процедуру и вовсе не нужно проходить.
Возведение инженерно-технических сетей
Одним из главных направлений строительных работ, которые избавлены от необходимости получения разрешения, является прокладка, распределение, монтаж, реконструкция и ввод в эксплуатацию сетей инженерно-технической инфраструктуры. Но только при определенных условиях. Например, выполнение подобных работ без специальной документации допускается, если объект поступит во владение физическим лицом, которое не будет осуществлять предпринимательской деятельности в процессе эксплуатации сети. Таким образом, разрешение на строительство не требуется в случае прокладки коммуникаций от зоны сопряжения с центральной системой обеспечения до сооружаемого или реконструируемого объекта на земле, не предназначенной для коммерческого использования.
Техническое обеспечение автодорог
Сразу надо отметить, что в этом случае речь идет лишь об инфраструктурном обеспечении автодорог из категории общего пользования в зонах, где выполняется подъезд к земельному участку. Как правило, это благодаря которым обеспечивается коммуникационное снабжение переходно-скоростных зон, примыкающих участков, выездов, площадок для стоянки, съездов и т. д. Типичный пример такого проекта предусматривает организацию кабельных электролиний, которые подключаются к капитального строительства. Кроме этого, разрешение на строительство не требуется в случае обеспечения инженерно-технической инфраструктурой, связывающей подъездные автодороги и примыкающие сооружения с системами основного транспортного и коммунального комплекса.
Организация внутриканальных сетей
Сооружение распределительных внутриквартальных сетей, которые входят в комплекс инженерно-технической инфраструктуры, в некоторых случаях также не требует специального разрешения. Речь идет о воздушных, кабельных и комбинированных электролиниях, среди которых электроустановки до 10 кВт и системы блочной канализации.
Помимо этого, разрешение на строительство не требуется в случае монтажа водопроводных коммуникаций, если внутренний диаметр труб не превышает 30 см. К этой же категории можно отнести и напорные канализационные сети для водоотведения. Есть свои ограничения и при устройстве газопроводных внутриканальных сетей.
Без разрешения можно организовывать каналы с уровнем давления в диапазоне от 0,005 до 0,3 МПа. При этом внутренний диаметр газопроводящих труб должен составлять не более 20 см. В дополнение к этому стоит отметить возможность установки антикоррозийной электрохимической защиты в трубопроводах и газорегуляторных станций.
Строительство вспомогательных объектов
Сооружение скважин
Строительство буровых скважин — это как раз тот случай, когда может потребоваться получение разрешения от органов надзора за природными ресурсами. Исключением являются скважины, которые предусмотрены и утверждены законодательством о природных недрах. Это относится также и к проектам разработки полезных ископаемых. В границах частного участка не требуется разрешение на строительство, если речь идет о создании скважины глубиной до 5 м. Этого достаточно для формирования колодцев, но если планируется устройство артезианской скважины, глубина которой может достигать 80 м, то могут потребоваться соответствующие документы. Впрочем, и тут все неоднозначно, поскольку использование подобных объектов для собственных нужд избавляет от необходимости получать разрешение.
Реконструкционные работы
Реставрационные и реконструкционные мероприятия часто сопрягаются с полноценным строительством, но, конечно, ответственность таких работ не столь велика. Собственно, все операции такого рода могут выполняться свободно, если не планируется отвод границ охранных зон. Например, разрешение на строительство не требуется в случае реконструкции линейного объекта, который при этом останется в прежних Сами рабочие мероприятия могут затрагивать и коммуникации, связанные с капитальными зданиями. Это может быть и система водоснабжения, и канализационная инфраструктура, а также автодороги местного значения.
Особенности временного разрешения
Данный формат разрешительного документа рассчитан на облегчение рабочего процесса. Дело в том, что прохождение основной процедуры в некоторых случаях может затягиваться на долгий срок. Чтобы не задерживать рабочий процесс, можно получить временное разрешение на строительство, которое позволит завершить отдельные и менее ответственные этапы общего проекта.
Например, это может быть проведение геодезических операций, подготовка стройплощадки для закладки фундамента, очистительные работы, земельные мероприятия и др. При этом застройщик не может начинать, к примеру, возведение стен. Такой подход позволяет экономить время и деньги особенно в процессе реализации масштабных проектов.
Что грозит при строительстве без разрешения?
В зависимости от характеристик проекта и условий его реализации могут быть предприняты разные меры в рамках административной ответственности. Например, распространенным инструментом борьбы с самостроем является конфискация. Данная мера относится к индивидуальным постройкам, которые не были завершены своевременно.
Это же относится к объектам, которые изначально не имели разрешительной документации. Но лишение прав собственности допускается исключительно в рамках судебной процедуры. Кроме этого, работы без разрешения на строительство не финансируются банками по кредитным программам. Но даже если строительство будет благополучно завершено, есть риск, что здание не подключат к центральным коммуникациям, а также не присвоят почтового индекса. Наиболее жесткие меры предполагают снос постройки, но, опять же, по решению суда.
В каких случаях требуется согласование?
Помимо разрешения, в некоторых случаях требуется и согласование строительных работ. В первую очередь соответствующая договоренность о проведении таких мероприятий должна быть с правообладателем соседнего участка.
Это вовсе не означает, что придется договариваться со всеми ближайшими собственниками — речь идет только о владельцах земель, которые находятся от планируемого объекта сооружения на расстоянии до 3 м. Если же такое согласование получено не было, то ничем серьезным это тоже не грозит. Во всяком случае, отсутствие разрешения на строительство сулит куда большие неприятности. С соседями можно будет согласовать стройку и в процессе ее выполнения. Другое дело, если речь идет о согласовании с пожарными инстанциями — но это уже относится к объектам специального назначения.
Заключение
Большинство вопросов относительно документов, позволяющих осуществлять строительные мероприятия, относятся к частным домам. Очень часто желающие обзавестись собственным коттеджем стремятся всячески обойти и уклониться от установленных правил. Но, как показывает практика, строить без разрешения на строительство невыгодно во всех отношениях.
На такой шаг застройщики решаются ради экономии времени и денег. Но последствия в результате выявления самостроя могут обернуться еще большими затратами. И это при том что в большинстве случаев для законного получения разрешения нет никаких барьеров. Разумеется, выполнять подобные работы следует на предназначенном для этих целей участке и с наличием грамотно составленной технической документации.
О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство
Чтобы начать строительство какого-либо объекта, необходимо потратить немало времени и сил для прохождения целого ряда государственных инстанций. Данная процедура является обязательной. Игнорирование этих условий зачастую приводит к выплате штрафа, ещё большим затратам времени на посещение инстанций, перепланировке или вовсе сносу недвижимости. Но, наряду с законодательными требованиями, есть ряд случаев, когда разрешение на строительство владельцу не требуется, поскольку планируемый объект не несёт никакого риска для населения.
В целом, процедура необходима для того, чтобы сверить проектную документацию с техническими планами, согласно которым будет проводиться вся дальнейшая работа. Целью такой сверки служит установление отсутствия отклонений плана от законодательных норм и требований. Технический и пожарный надзор, санитарно-эпидемиологическая служба, строительные нормативы, коммунальные службы и прочие государственные структуры ставят много требований, отклонение от которых послужит законным основанием для запрета строительных работ. Именно поэтому некоторые чрезмерно бдительные граждане могут проделывать массу ненужных действий.
Сэкономьте ваше время и нервы. и в течение 5 минут получите бесплатную консультацию профессионального юриста.
На ком лежит ответственность
Получить необходимое разрешение на планируемое строительство, если таковой документ действительно требуется, можно, пройдя разные виды процедур, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Они всегда имеют некоторые нюансы, которые зависят от характеристик недвижимых объектов, целевого назначения и их места расположения.
Решается вопрос обычно с помощью подачи соответствующего заявления в местные органы самоуправления. Однако иногда следует обращаться к территориальному ведомству, которое занимается природными ресурсами. Посетить их необходимо при планировании работ, связанных с земными недрами. Для объектов, которые связаны с использованием атомной энергии, и вовсе будет действовать другой, особый порядок действий, при котором обратиться нужно будет в службы атомного, технологического и экологического контроля. Впрочем, подобные ситуации на практике встречаются достаточно редко, поэтому большинство собственников вынуждены проходить стандартную процедуру при получении разрешения на какое-либо строительство.
Однако вопрос о том, в каком случае разрешение не требуется, нельзя оставлять без внимания, поскольку он также имеет немало нюансов и нуждается в некоторых пояснениях.
ИсточникТехнические условия и разрешение на строительство
Уважаемые коллеги, у меня возник интересный практический вопрос, и весьма интересно увидеть ваше мнение.
Суть проблемы такова, что ОМС (а может потребовать и орган исполнительной власти субъекта и т.п.) требует для получения разрешения на строительство технические условия. Требует и требует — нет никаких проблем исполнить эту просьбу. Застройщику нужно все-таки разрешение, а не истина. А вот меня истина очень даже и интересует.
Документы для получения разрешения на строительство указаны в п. 7 ст. 51 ГрсК (п. 9 — ИЖС). Перечень данных документов закрытый, требовать иные документы не допускается (п. 10 ст.
51 ГрсК).
Так вот никаких требований о приложении к заявлению о выдаче разрешения на строительство технических условий не предусмотрено.
Более того, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 44 ГрсК в составе ГПЗУ указывается «информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия)». А ГПЗУ так-то подготавливается и утверждается ОМС на основании заявлений физических и юридических лиц. Срок — 30 дней, без взимания платы, да и документов никаких не надо, кроме тех, которые идентифицируют обратившееся лицо (Определение ВС РФ от 27.03.2013 N 6-КГ12-11).
Да и технические условия вообще-то нужны проектировщику (изыскателю). Кстати, застройщик (технический заказчик) обязан предоставить проектировщику (изыскателю) и ГПЗУ, и технические условия — п. 6 ст. 48 ГрсК. Хотя ГПЗУ должен содержать в себе технические условия (о чем написано выше).
П. 7 ст. 48 ГрсК указывает на возможность получить технические условия и ОМС, и правообладетелем ЗУ; но ни к чему правообладателей ЗУ не обязывает (кроме обязанностей уже после предоставления ему технических условий). И можно, кстати, возложить обеспечение получения технических условий на проектировщика (п. 5.2 ст. 48 ГрсК).
Вот и получается: для получения разрешения на строительство требуется приложить к заявлению, помимо прочих документов, «сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (пп. 3 п. 7 ст. 51 ГрсК) — а это «кусочки» проектной документации, никак не технические условия. Это «кусочки» той самой проектной документации, которую подготавливает проектировщик, который ТУ и получает (сам или от застройщика (технического заказчика)).
Следовательно, требование ОМС приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство технические условия незаконно. Так?
Еще, кстати, интересный момент: технические условия упоминаются далее в п. 3 ст. 55 ГрсК «Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии)».
Так вот «при их наличии» может относиться или к представителям организаций, или ко всему пп. 7 — «документы, подтверждающие. «. Второй вариант толкования дополняет мнение о том, что ОМС слишком много внимания уделяет техническим условиям: требование предоставить ТУ для получения разрешения на строительство незаконно, а выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию связана с документами о соответствии ТУ только «при их наличии».
ИсточникКогда не требуется получение разрешения на строительство
Законодательное собрание Ленинградской области установило случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленобласти.
Не требуется получение разрешения на строительство для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
- строительства на территориях баз отдыха кафе, одноэтажных с мансардой гостевых домов из деревянных или каркасных конструкций для временного проживания;
- строительства являющихся объектами капитального строительства пляжей, открытых спортивных, игровых, детских площадок, площадок для отдыха, для выгула собак;
- строительства колодцев, прудов, водохранилищ объемом до 100 кубических метров, выполняемых в грунтах;
- строительства, реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования;
- строительства газопроводов-вводов, вводных газопроводов на землях населенных пунктов;
- реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты.
Не требуется получение разрешения на строительство при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
- строительства, реконструкции на территории сельскохозяйственного предприятия, а также на земельном участке, предоставленном или приобретенном для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства, зданий, строений и сооружений с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, относящихся в соответствии с пунктом 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, к объектам и производствам агропромышленного комплекса, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- строительства на землях общего пользования садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения в пределах территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (линий электропередачи, линий связи, водопроводов, газопроводов, сетей канализации, автомобильных дорог, трансформаторных подстанций, водонапорных башен, котельных, детских и спортивных площадок, площадок для сбора мусора, противопожарных сооружений, административных зданий с количеством этажей не более чем два и общей площадью не более 500 квадратных метров, зданий, предназначенных для размещения предприятий общественного питания, медицинских учреждений, дошкольных образовательных учреждений);
- строительства на территории промышленного предприятия объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения основной деятельности предприятия: гаражей, трансформаторных подстанций, инженерно-технических сетей, в том числе внутриплощадочных газопроводов, сетей канализации;
- строительства линейных объектов федерального и регионального значения (линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других), за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, на лесных участках, предоставленных для размещения указанных объектов в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации;
- строительства линейных объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения в границах населенного пункта;
- строительства распределительных газопроводов среднего и низкого давления протяженностью не более 1500 метров на землях населенных пунктов;
- строительства трансформаторных подстанций, не являющихся вспомогательными объектами по отношению к иным существующим или строящимся объектам капитального строительства.
Размещение сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
Как указано в первой части текста разрешения на строительство не требуется, но присутствует обязательство уведомлять о начале строительства уполномоченный орган.
Застройщик при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления:
- сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий, один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
В течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.
Указанный выше областной закон разработан в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в которой установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. В частности:
Источник