Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процедура постановки на учет бесхозяйного имущества регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселений поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация охраны общественного порядка, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Кроме этого, допущенные нарушения законодательства влекут неисполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые могут возникнуть ввиду возгорания или иного чрезвычайного происшествия на бесхозяйственном объекте, в результате чего другим недвижимым или движимым объектам, которые имеют собственника, может быть причинен ущерб.
К тому же, в ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Для недопущения вышеуказанных требований закона, а также п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органами местного самоуправления должна осуществляться целенаправленная работа по признанию таких объектов аварийными или оформлению данных объектов в муниципальную собственность для последующей реализации либо передачи в аренду.
Информация подготовлена Бугурусланской межрайонной прокуратурой
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
9 сентября 2021, 10:47
О бесхозяйных объектах недвижимости
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процедура постановки на учет бесхозяйного имущества регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселений поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация охраны общественного порядка, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Кроме этого, допущенные нарушения законодательства влекут неисполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые могут возникнуть ввиду возгорания или иного чрезвычайного происшествия на бесхозяйственном объекте, в результате чего другим недвижимым или движимым объектам, которые имеют собственника, может быть причинен ущерб.
К тому же, в ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Для недопущения вышеуказанных требований закона, а также п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органами местного самоуправления должна осуществляться целенаправленная работа по признанию таких объектов аварийными или оформлению данных объектов в муниципальную собственность для последующей реализации либо передачи в аренду.
ИсточникНедвижимость теперь могут изымать по сигналу о нецелевом использовании
С 1 сентября в России вступили в действие поправки к Гражданскому кодексу, регламентирующие право собственности на недвижимость. В частности, по новым нормам государство может инициировать принудительный выкуп жилых и нежилых помещений в случае их нецелевого использования. Иными словами, собственник жилой квартиры может лишиться ее за организацию хостела, а хозяева гаражей могут потерять их за устройство там склада или бизнеса. Первым шагом в этой процедуре должна стать жалоба от соседей.
Фото: АГН «Москва»
В Гражданском кодексе появились сразу две главы, посвященные особенностям правового режима недвижимых вещей (так называются в кодексе жилые и нежилые постройки, помещения и вообще любые объекты недвижимости). В частности, с 1 сентября этого года использование недвижимости не по назначению, а также с нарушением прав собственников иных помещений, находящихся в этом же здании, может повлечь за собой принудительную продажу объекта через публичные торги.
Иными словами, лишиться собственности можно за превращение жилого дома или квартиры в хостел или промплощадку (вариант «а еще немножко шью и штампую на станке резиновые изделия», а также и майнинг криптовалют). Но на эту плохую для крепких хозяев новость есть одна хорошая: сразу недвижимость не отнимут, для начала выдадут предупреждение. И одна неоднозначная: процедура проверок частных домов, квартир, гаражей и сараев будет запускаться почти исключительно по «сигналу» соседей, которым что-то мешает.
Закон без деталей
Итак, в Гражданском кодексе появились две новые главы: 141 — «Недвижимые вещи» и 287 — «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места». Первая из них содержит определение помещений и регламентирует варианты их юридического образования. А вот режим «санкций» за нецелевое использование содержится в статье 287.
Основополагающая цитата такова (ст. 287.4, п. 1): «Собственник помещения, машино-места владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему помещением, машино-местом в соответствии с их назначением. Собственник помещения, машино-места не вправе использовать их способами, которые нарушают права и охраняемые законом интересы собственников иных помещений, машино-мест, находящихся в тех же здании, сооружении».
В этой же статье (п. 3) еще раз подтверждается, что в жилом помещении (частном доме, квартире) не допускается делать ничего, кроме собственно «проживания граждан», без перевода этого помещения в разряд нежилых.
Санкции наступают (ст. 287.7), если «собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение». Тогда государственный или муниципальный орган — проще говоря, местная власть — может «предупредить собственника о необходимости устранить нарушения» (если речь о ремонте «развалин» — дадут соразмерный срок на его проведение).
Для тех, кто не внял предупреждению и продолжает нецелевое использование (либо нарушение прав и интересов соседей) или не делает ремонт без уважительных причин, запускается судебная процедура, инициируемая опять же местными властями. Суд не обязан, но «может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения». Особо подчеркнуто, что все эти правила применяются и к машино-местам.
Как видим, закон вполне в русле российской юридической традиции, «рамочный»: что такое использование не по назначению и в чем может состоять нарушение прав и интересов соседей, определять будут уже подзаконные акты. Кроме того, оставлена свобода маневра для местных властей (могут бороться с подобными явлениями, но не обязаны) и судов (могут принять решение о продаже с торгов, а могут и не принять).
Кому бояться
А вот что очень нетипично для российской законодательной системы — это ускорение вступления закона в силу: вместо сентября 2023 года мы получили новые статьи в действии уже сейчас. Глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников мотивировал это «текущей непростой экономической ситуацией в стране».
Нововведения ложатся на уже существующую судебную практику: во многих регионах, не исключая Москву, велись и ведутся судебные споры между владельцами объектов недвижимости и местными властями либо администрацией жилых и гаражных комплексов. Их предмет, как правило, — «креативное» использование владельцами недвижимости своих объектов для заработка.
Для жилых квартир, не переведенных в нежилой фонд, это, понятно, хостелы (в зонах индивидуальной застройки — гостевые дома) как способ заработать на туристах и иногородних рабочих. Для гаражей, эллингов и сараев выбор «роли» куда шире: от такой же самопальной гостинички (это любят жители приморских городов) до шиномонтажей, автосервисов и даже мини-фабрик. И, конечно, склады всего что угодно.
Часто и до законодательных нововведений судебные тяжбы заканчивались поражением владельцев недвижимости: суд обязывал ликвидировать хостел, «самострой» или неуставную деятельность на территориях ГСК. Теперь, судя по всему, судам будет проще принимать такие решения: для этого ГК предлагает стандартный механизм.
— Главным последствием этого нововведения можно назвать расширение взаимовлияния соседей друг на друга, — комментирует юрист Алексей Голубев. — Прежде всего речь о соседях по ГСК, СНТ и многоквартирным домам: у жителей, а также правлений и советов дома появился реальный рычаг влияния на тех, кто им мешает. Например, казус с разведением кур на садовом участке: это нецелевое использование, и теперь жалоба властям на такого соседа может грозить не абстрактным предписанием от суда, а лишением собственности. При этом соседи по частному сектору в сельской местности тоже получили такой рычаг давления: ущемление их прав само по себе причиной изъятия не будет, но они могут обратить внимание властей на использование дома или гаража не по назначению.
По словам юриста, в реальной жизни вопрос, что на участке делать можно, а чего нельзя, все равно будет в большинстве регионов решаться более или менее неформально. Однако делать на своей территории «все что угодно», игнорируя местное сообщество и власти, будет намного сложнее.
Источник