Объект незавершаемого строительства
Практика применения градостроительного законодательства не так часто становится предметом исследования на страницах популярных юридических изданий. Однако, именно в этой сфере нередко встречаются споры, которые выходят за рамки узких специальных интересов и позволяют задуматься о пределах реализации собственниками своих правомочий, а также о последствиях судебных актов, которые затрагивают не только интересы спорящих стороны, но и интересы неопределенного круга лиц.
Одним из таких примеров является дело А13-9392/2016, единодушно рассмотренное судами всех инстанций.
Обстоятельства дела. На основании разрешения на строительство застройщик приступил к возведению объекта капитального строительства (жилой дом) на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
На момент начала строительства проектные характеристики возводимого дома были таковы, что не требовали осуществления государственного строительного надзора.
В дальнейшем, построив три этажа и перейдя к возведению чердачного пространства, застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства, и принял решение о его реконструкции в дом переменной этажности, проектные характеристики которого требовали ведения государственного строительного надзора.
Оформив всю разрешительную документацию на реконструкцию (проектную документацию, экспертизу проекта, разрешение на реконструкцию), Застройщик направил уведомление в уполномоченный на ведение строительного надзора орган государственной власти, который провел проверку возводимого объекта и заявил о невозможности осуществления надзорной функции потому, что не осуществлял надзор за уже возведенной частью.
При этом, гос.орган делал несколько лукавое уточнение, что реконструкция возможна только после ввода изначально запроектированного объекта (в данном случае 3-этажного дома) в эксплуатацию. Гос.орган нисколько не смущало то обстоятельство, что даже если бы изначальный объект был достроен и введен в эксплуатацию, это было бы сделано без строительного надзора, а орган, вводивший объект в эксплуатацию, не подменяет собой орган строительного надзора.
Следует отметить, что в деле имелось обстоятельство, значительно его усложнившее: в акте проверки объекта строительства орган стройнадзора указал, что на момент проверки на объекте застройщик приступил к возведению четвертого этажа.
Конечно, данное обстоятельство не было причиной отказа в осуществлении строительного надзора: гос.орган последовательно заявлял о своем нежелании вести надзор только и исключительно потому, что им надзор не осуществлялся с нулевого цикла. Однако, именно оно сыграло роковую роль в судьбе процесса.
Позиции судов. Суд первой инстанции указал, что изменение застройщиком в процессе строительства своего решения относительно этажности объекта капитального строительства является риском застройщика и свидетельствует о нарушении им требований Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, суд указал, что указание в акте органа строительного надзора на наличие у возводимого объекта элементов четвертого этажа свидетельствует об умысле застройщика изначально возвести поднадзорный объект без надзора со стороны уполномоченного органа.
Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти выводы. При этом ни один суд не указал:
— какие именно нормы законодательства были нарушены, ограничившись туманной фразой о том, что такие нарушения «усматриваются»,
— что же это за риск такой – «изменение этажности здания» – предпринимательский или какой-то иной.
— почему в основу решения могут быть положены обстоятельства, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции (в частности, о значении для обстоятельств дела наличия или отсутствия элементов четвертого этажа) и чем подтверждается наличие такого умысла у застройщика.
Судья ВС РФ Чучунова Н.С. поддержала решения нижестоящих судов (Определение № 307-КГ17-8528 от 19.07.2017 г) и отказала в передаче дела на рассмотрение тройки судей.
Такой подход к разрешению спора, представляется крайне необоснованным и вызывает следующие вопросы.
1. Градостроительный кодекс РФ признает объекты незавершенного строительства разновидностью объектов капитального строительства.
2. Градостроительный кодекс РФ не ставит саму возможность реконструкции объектов капитального строительства ни в зависимость от степени готовности объекта, ни в зависимость от вида объекта капитального строительства.
Более того, существует многочисленная судебная практика, в который судами делается однозначный вывод о том, что если спорный объект зарегистрирован как незавершенный строительством, то он может быть использован только с целью завершения строительства или реконструкции (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2006 по делу N А56-49787/04, Постановление ФАС Центрального округа от 04.03.2010 N Ф10-5756/09(3) по делу N А14-5844/2009/25/19б
3. Процедура привлечения застройщиком уполномоченного органа для осуществления строительного надзора носит уведомительный, а не заявительный характер.
Это означает, что застройщик, исполнив процедуру уведомления уполномоченного оргна о начале реконструкции, должен быть уверен, что строительный надзор на объекте будет осуществляться.
Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено право органа, осуществляющего государственные строительный надзор принимать решение об отказе в принятии объектов к надзору, а равно не установлены основания для такого отказа. Из судебных актов не следует, что судебными инстанциями установлен факт нарушения застройщиком процедуры уведомления уполномоченного органа.
В судебных актах также нет выводов о недобросовестности застройщика либо о злоупотреблении им своими правами.
Кроме того, в связи с тем, что уполномоченный орган все-таки провел проверку на объекте строительства вновь возникает вопрос о применимости принципа эстоппель в публично-правовых отношениях.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
На основании подпункта «а» пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ проверки в рамках государственного строительного надзора проводятся, в том числе, на основании поступившего в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале строительных работ на объекте, в отношении которого должен осуществляться государственный строительный надзор (часть 5 статьи 52 ГрК).
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Получив от застройщика уведомление о начале реконструкции с приложением требуемых документов, гос.орган фактически начал осуществлять государственный строительный надзор, а именно провел проверку при строительстве спорного объекта, о чем свидетельствует представленный в материалы дела акт проверки.
Получив уведомление от застройщика о необходимости ведения строительного надзора при реконструкции конкретного объекта капительного строительства, уполномоченный орган вполне мог и без организации проверки сообщить о невозможности ведения надзора (если уж он так действительно считает). Однако, уполномоченный орган все-таки организовал и провел мероприятие строительного надзора.
Таким образом, своими действиями Ответчик начал осуществлять на объекте мероприятия строительного надзора, а следовательно, в силу принципа эстоппель не вправе отказываться от его дальнейшего осуществления.
На момент рассмотрения коллегией ВС РФ спора, в судебной практике существовало два подхода к решение выявившейся проблемы:
— 1-й подход — выражен в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2012 по делу N А31-11112/2011, в котором указано, что государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства. При этом принятие объекта к строительному надзору не гарантирует Застройщику выдачу положительного заключения о результатах строительства.
— 2-й подход – выражен в Постановлении Арбитражного суда Северо-западного округа от 07 апреля 2017 года, в котором указано, что изменение застройщиком в процессе строительства решения относительно этажности возводимого объекта капитального строительства влечет невозможность осуществления государственного строительного надзора в установленном законом порядке и является риском застройщика, а потому не обязывает уполномоченный орган приступать к строительному надзору такого объекта.
Верховный суд РФ, оставляя в силе акты нижестоящих судов, к сожалению, не высказал своей правовой позиции по выявившейся правовой неопределенности в спорных правоотношениях.
Между тем, данный вопрос не ограничивается исключительно частными интересами застройщика.
Как и всякие градостроительные отношения, спорный вопрос затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства не было признано судами недействительным и его действительность не ставилась под сомнение.
В связи с признанием отказа органа гос.строй.надзора в принятии объекта к строительному надзору законным, Застройщик более не вправе осуществлять дальнейшую реконструкцию объекта в соответствии с документацией на реконструкцию, поскольку ввод объекта капитального строительства без заключения органа строительного надзора невозможен.
Завершение строительства с первоначальными характеристиками (которые были определены в документации до начала реконструкции) невозможно, в связи с прекращением действия такой документации после выдачи разрешения на реконструкцию.
Объект капитального строительства не признан объектом самовольного строительства.
Таким образом, в отношении объекта капитального строительства отсутствуют правовые основания для его дальнейшего строительства, а равно правовые основания для сноса объекта, что создает существенную правовую неопределенность.
В результате, на территории населенного пункта возникает объект незавершенного строительства, которое, вполне вероятно, завершено и не будет.
ИсточникСтроительная экспертиза: назначение, проведение и результаты работ
Строительно-техническая экспертиза (или попросту «строительная экспертиза») представляет собой комплексное исследование, заключающееся в обследовании объекта экспертизы, изучении имеющихся материалов, выявлении технически- и юридически значимых фактов, их сопоставлении с требованиями нормативных, нормативно-технических и методических документов, анализе и преставлении выводов для заказчика экспертизы или суда.
Строительно-технические экспертизы производятся высококвалифицированными компетентными специалистами — строителями, имеющими высшее специальное образование, квалификацию и опыт работы, как правило, более 10 лет или государственными экспертами-строителями (законодательно требований к стажу эксперта-строителя не предъявляется).
Виды экспертиз
Действующее законодательство в равной степени относится как к государственным, так и негосударственным экспертам. Условно все экспертизы можно разделить на две группы:
А) Независимая строительно-техническая экспертиза (заключение специалиста);
Б) Судебная строительно-техническая экспертиза.
Судебная строительно-техническая экспертиза назначается как по уголовным, так и по гражданским делам. Инициировать проведение строительно-технической экспертизы со статусом «судебная» может:
суд общей юрисдикции;
арбитражный суд;
следователи.
Проведение независимой строительно-технической экспертизы может инициировать любое юридическое или физическое лицо.
Нормативная основа. Правовыми актами, регламентирующими назначение и состав работ по строительно-технической экспертизе являются:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 25.9., 29.4.;
Административный процессуальный кодекс РФ, статьи 82, 83, 84, 85, 86, 87;
Гражданский процессуальный кодекс РФ, статьи 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87;
Уголовный процессуальный кодекс РФ, статьи 195, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 204, 205, 206, 207;
Арбитражный процессуальный кодекс РФ, статьи 82, 83, 84, 85;
Гражданский процессуальный кодекс РФ, статьи 79 и др.;
Постановление от 4 апреля 2014 г. № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»;
Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации».
Состав и методику проведения строительно-технической экспертизы, а также судебной экспертизы регламентируют следующие нормативные документы:
СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»;
ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.
Фактические основания для проведения . Строительно-техническая экспертиза проводится, в основном, в следующих случаях:
При необходимости зафиксировать документально техническое состояние зданий, износ сооружений, строительных конструкций, внутренних инженерных сетей и оборудования, наружных инженерных сетей;
При необходимости установить и зафиксировать качество выполненных (выполняемых) строительно-монтажных, изоляционных и отделочных работ;
При необходимости определить физический износ здания, сооружения строительных конструкций, внутренних инженерных сетей и оборудования, наружных инженерных сетей и зафиксировать его величину;
При необходимости определить и зафиксировать качество выполненных (выполняемых) работ по разработке проектной и рабочей документации;
При необходимости зафиксировать объем и определить стоимость выполненных, невыполненных, некачественно выполненных (выполняемых) строительно-монтажных, изоляционных, отделочных, а также проектных работ;
При необходимости определить степень, объем и стоимость причиненного ущерба при пожарах, заливах, стихийных бедствиях и пр.;
При необходимости выполнения рецензий на заключения и отчеты прочих организаций и лиц;
При сносе здания и т.д.
Направления строительно-технической экспертизы
Из указанных выше оснований вытекают основные направления строительно-технической экспертизы:
Промышленное строительство (промышленные здания и сооружения) в различных отраслях промышленности, включая объекты транспорта;
Гражданское строительство (жилые и общественные здания и их отдельные элементы);
Сельскохозяйственное строительство (объекты агропромышленного комплекса),
- Отдельные работы или отдельные виды работ при строительстве зданий и сооружений;
- Технология строительного производства;
- Ценообразование в строительстве;
- Вопросы проектирования – качество проектной и рабочей документации;
- Вопросы эксплуатации и ремонта всех перечисленных объектов и коммунальной инфраструктуры и вопросы ЖКХ. Аварии и аварийные ситуации;
- Землеустройство. Несмотря на то, что большая часть землеустроительных вопросов выделяются в отдельный вид экспертиз — землеустроительную экспертизу, все объекты капитального строительства неразрывно связаны с землёй.
- Техника безопасности в строительстве или выполнении отдельного вида работ (в том числе несчастные случаи);
- Строительный/технический надзор за строительством;
- Рецензирование заключений сторонних экспертных организаций
Основные объекты строительно-технической экспертизы
Объекты капитального строительства – отдельные здания (их отдельные элементы), сооружения, линейные объекты, а также их совокупность (группы зданий, комплексы, учреждения и т.д.), независимо от их ведомственной принадлежности;
Части объектов капитального строительства (части зданий и сооружений, отдельные этажи, помещения, квартиры, офисы и т.д.);
Внутренние или наружные инженерные системы (водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение, электроснабжение, сети связи), а также элементы этих систем;
Эксплуатационные свойства объекта;
Строительные материалы и изделия;
Оборудование и технологические процессы применительно к размещению в зданиях;
Земельные участки и объекты недвижимость;
Договоры на выполнение проектных работ и строительно-монтажных работ;
Техническая документация на строительство зданий и сооружений (внестадийная документация, проектная документация, рабочая документация);
Исполнительная документация на строительство объектов;
Безопасность проведения строительных и монтажных работ;
Различного рода аварии;
Инвестиционный проект или его часть;
Исходно-разрешительная документация;
Сметы.
Этапы проведения строительно-технической экспертизы
получение оснований для проведения экспертизы;
подготовка к проведению экспертизы;
предварительная (визуальная) экспертиза;
детальная (инструментальная) экспертиза.
Последовательность действий и состав работ на каждом этапе включают:
Получение оснований для проведения экспертизы:
- Основанием является:
постановления суда (или иного уполномоченного лица) о проведении экспертизы (при рассмотрении уголовных дел);
определение суда о проведении экспертизы (при рассмотрении гражданских дел);
договор на проведение экспертизы.
Подготовительные работы:
ознакомление с объектом экспертизы, его объемно-планировочным и конструктивным решением, характеристиками инженерных сетей материалами инженерно-геологических изысканий:
подбор и анализ проектно-технической документации (при ее наличии);
анализ договорной документации;
составление программы работ (при необходимости).
Предварительная (визуальная) экспертиза:
сплошная визуальная экспертиза конструкций зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования с целью выявления износа, дефектов, повреждений и прочих нарушений требований нормативно-правовой документации по внешним признакам с необходимыми замерами и фиксацией.
Детальная (инструментальная) экспертиза:
Состав детальной (инструментальной) экспертизы зависит от поставленных задач, но в общем случае может в себя включать:
работы по обмерам и замерам необходимых параметров зданий, конструкций, элементов и узлов, а также показаний инженерных сетей и оборудования, в том числе с применением геодезических приборов;
инструментальное определение параметров дефектов и повреждений;
определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов;
измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении;
определение фактических эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания;
определение фактических нагрузок действующих на инженерные сети и оборудование;
определение фактической расчетной схемы здания и его отдельных конструкций;
определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки;
определение расчетных нагрузок в инженерных сетях и оборудовании;
расчет несущей способности конструкций по результатам обследования;
расчет фактических эксплуатационных нагрузок в инженерных сетях и оборудовании;
камеральная обработка и анализ результатов обследования и поверочных расчетов;
определение объема фактически выполненных работ;
определение объема некачественно выполненных работ;
определение стоимости выполненных (не выполненных) работ;
анализ причин появления дефектов, повреждений и недостатков;
составление итогового документа с выводами по результатам обследования;
разработка рекомендаций по устранению выявленных дефектов, повреждений и недостатков и пр.
Материал подготовлен сотрудниками:
Института судебных экспертиз и криминалистики
Независимая экспертиза строительства: цели, задачи, выгода
Любые операции в сфере недвижимости, будь то возведение здания или его комплексный ремонт, связаны с огромными суммами денег, а значит, и с высокими рисками. Чтобы подрядчик качественно и в срок выполнил все работы, не нарушил строительные нормы и не присвоил себе не полагающиеся ему средства, необходимо проведение независимой экспертизы строительства. Подобную оценку также проводят при совершении операции купли-продажи, перед капитальным ремонтом, в случае возникновения споров между заказчиком и подрядчиком, а также в ряде других случаев. Независимая строительная экспертиза позволяет получить комплексное представление об исследуемом объекте и сделать выводы о качестве и стоимости строительных работ. Разберемся с нюансами подобной оценки.
Под независимой строительной экспертизой понимают процесс исследования строительной деятельности на предмет ее соответствия нормативным документам. Экспертиза позволяет решить споры относительно правильности возведения построек, их ремонта и демонтажа. Чтобы провести комплексное исследование, необходимо обладать определенными знаниями и хорошо знать нормативно-правовую базу, поэтому в состав экспертной комиссии входит сразу несколько специалистов. Они проводят разного рода исследования и анализы, выявляют и фиксируют нарушения, которые и отражают в своих отчетах соответствия объекта тем требованиям, которые к нему выдвигаются законом.
Строительную экспертизу можно начинать проводить как на этапе составления проектной документации, в ходе строительства, так и после его завершения. Она может проводиться добровольно (внесудебная экспертиза) или по решению суда (судебная экспертиза), когда возник спор. Организация, которая берется проводить экспертизу, может оценить не только техническую сторону объекта, но и экономическую составляющую.
Строительная экспертиза позволит держать под контролем процесс строительства или ремонта и знать, что все работы проходят в соответствии с действующим законодательством. Это, если говорить в общих чертах, – мы же разбираемся со всеми подробностями подобной оценки. Целей у строительной экспертизы множество (все зависит от того, на каком этапе и для какого объекта она проводится), среди них самые важные:
- расчет точной стоимости строительства здания и выявление возможных махинаций;
- изучение проектов зданий и сооружений на предмет соответствия СНиПам и ГОСТам;
- оценка качества проводимых или уже проведенных работ на предмет соответствия СНиПам и ГОСТам;
- оценка качества использованных строительных материалов;
- оценка проведенных строительных работ на соответствие проекту;
- оценка контроля возводимого объекта на уже существующие здания, и наоборот, оценка воздействия окружающих объектов на здание, которое строится;
- обследование несущих конструкций на предмет наличия повреждений и деформаций, оценка степени серьезности последних и возможности их влиять на процесс эксплуатации постройки;
- оценка повреждений зданий от стихийных бедствий;
- оценка износа зданий;
- оценка несущей способности здания при планировании его перепланировки и углубления подвальной части;
- определение причин возникновения дефектов зданий;
- решение споров о качестве строительстве, реальной стоимости недвижимости и праве собственности в судебном порядке.
В зависимости от пожеланий заказчика строительная экспертиза может быть комплексной либо выборочной. Жители Москвы могут обратиться в центр независимой экспертизы «Эксперт-Столица», который работает с 2009 года, оказывает услуги по комплексной оценке и позволяет проверить технические и финансовые аспекты строительства. В компании работают высококвалифицированные специалисты, все исследования проводятся в НИИ с использованием общепринятых и специальных методик, поэтому сомневаться в достоверности проводимой экспертизы не приходится.
Основные задачи и объекты строительной экспертизы
Задачи независимой строительной экспертизы, конечно же, тесно связаны с ее целями. Проведение подобной оценки позволяет:
- осуществлять строительный мониторинг уже построенных объектов с целью определения их безопасности, необходимости ремонта или реконструкции;
- оценить прочность перекрытий, фундамента, кровли, фасада благодаря использованию современных методов неразрушающего контроля;
- оценить рыночную стоимость конкретного объекта;
- определить факторы, которые привели к аварийному состоянию объекта;
- оценка соответствие требованиям пожарной безопасности;
- проверить техническую документацию;
- оценить стоимость строительства дома;
- оценить качество ремонта;
- провести телевизорное обследование здания на предмет выявления точек утечки тепла и т.д.
Также к задачам можно отнести проведение оценки возможности возведения объекта на определенном месте, экономическую выгоду смет, эффективности использования тех или иных технологий и материалов. Независимая строительная экспертиза – настолько универсальный инструмент в системе безопасности строительства, что позволяет решать целый комплекс задач, набор которых будет зависеть от особенностей конкретного объекта.
Что же касается объекта, то в строительной экспертизе им могут быть земельные участки, проектные документы, готовые и возводимые сооружения любого типа (дома, мосты, туннели, производственные помещения) и коммуникации.
В каких случаях необходима независимая строительная экспертиза?
Чтобы было понятнее, давайте на примерах разберемся, в каких случаях может понадобиться проведение независимой экспертизы. Оценка может быть необходима как частному лицу, так и организации. Вот самые частые ситуации, когда прибегают к проведению строительной экспертизы:
- наличие претензий заказчика к подрядчику, например, нарушение сроков, несоответствующее качество работ или материалов, а также в случае возникновения конфликтов между жильцами дома, коммунальными службами и т.д.;
- оценка ущерба, который нанесен недвижимости прорывом трубы, пожаром, землетрясением и т.д.;
- покупка квартиры в новостройке. В данном случае покупатель с помощью экспертизы может проверить, соответствует ли объект тому, что о нем сообщает документация, и пригоден ли он для проживания;
- перед сделкой купли-продажи для оценки реальной стоимости недвижимости или земельного участка, а также перед страхованием или инвестированием;
- подготовка к строительству или ремонту;
- необходимость узаконить самовольно выстроенное строение;
- оценка целесообразности сметы, составленной подрядчиком. Например, затевается ремонт коммерческого помещения или частного дома, и компания, которую пригласили выполнять эти работы, назвала подозрительно высокую стоимость своих услуг. В данном случае дешевле провести строительную экспертизу сметы, чем переплачивать огромные суммы. Если работы уже проведены, их оценка поможет выявить, на каком этапе произошло хищение средств. Возможно, какие-то работы, заявленные в смете, были не выполнены или выполнены несоответствующим образом, использовались более дешевые материалы вместо своих дорогих и качественных аналогов;
- установление связи между дефектами здания и нарушениями технологии строительства;
- также строительная экспертиза может назначаться решением суда.
Процесс проведения строительной экспертизы
Проводить строительную экспертизу могут только аккредитованные компании и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Оценка проводится после заключения письменного договора, в котором указываются все нюансы оценки: сроки, порядок, стоимость, права и обязанности сторон. Стоимость зависит от сложности проводимых работ, набора исследований и политики компании, которая занимается оценкой.
Процедура проведения независимой строительной экспертизы состоит из таких этапов:
- подготовительный процесс. Это заключение договора, обсуждение деталей и первое знакомство с объектом, который подлежит оценке;
- изучение существующей документации. Это инженерно-технические документы, смета, договора между заказчиком и подрядчиком и прочая документация. На данном этапе уже можно говорить о порядке выполнения заказанных работ;
- ознакомление с объектом. Эксперты делают необходимые замеры, при обнаружении дефектов проводится фотосъемка. На данном этапе отмечаются все недостатки, типа трещин и перекосов;
- определение методов контроля и проведение лабораторных исследований;
- проведение необходимых расчетов и составление чертежей;
- составление экспертного отчета с выводами и заключениями по тем вопросам, которые ставил заказчик.
Правила, сроки проведения и форма отчета регламентируются соответствующими нормами и СНиПами.
Чтобы провести оценку, эксперты используют целый ряд средств, куда входят лабораторные анализы, различного рода измерения и испытания, компьютерное моделирование. Есть очень сложные и специфические методы. Среди самых часто используемых технологий можно выделить следующие:
- мониторинг предоставленной документации и оценка ее на предмет соответствия нормативно-правовым актам;
- осмотр объекта с целью фиксации явно выраженных нарушений и дефектов;
- проведение замеров;
- использование методов неразрушающего контроля (обследование тепловизором, ультразвуковая дефектоскопия, исследование материалов проникающими составами);
- отбор образцов бетона, древесины, материалов для последующих лабораторных исследований с использованием соответствующих методик;
- отбор образцов почвы, изучение состава грунтовых вод и глубины их залегания;
- полевые испытания, которые предполагают механическое воздействие на сооружение;
- мониторинг трещин путем установки маяков;
- компьютерное моделирование, которое позволяет рассчитать нагрузку на отдельные элементы здания, их надежность и массу прочих параметров.
В результате проведения экспертизы заказчик получает подробный отчет, где указывается, какие работы были выполнены, какие результаты получены, предоставляются расчеты, фото, графики и чертежи. Самая интересная часть отчета – вывод, в котором указываются все нарушения, а также рекомендации по их устранению. Если оценка показала, что исследуемый объект не пригоден к дальнейшей эксплуатации, то это может послужить основой для принятия серьезных решений, в т.ч. судебных разбирательств.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сказать, что независимая строительная экспертиза – это эффективный способ держать под контролем ход строительства, быть уверенным в безопасности объекта и честности подрядчика.
Источник