Образец приказа на списание объекта незавершенного строительства
Данная тема всегда была актуальной, тем более, что недавно внесли коррективы в Порядок № 1314 и обновили формы для списания необоротных активов, да и методология бухучета изменилась с 01 января 2017 года. Поэтому остались не только старые, но и появились новые вопросы относительно отражения списания активов в бухучете. В статье подробно рассмотрим процедуру списания и учетные нюансы.
Списание госимущества: основные правила
При списании объектов основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – прочие НМА) нужно руководствоваться прежде всего Порядком № 1314.
Порядок № 1314 применяется при списании имущества, переданного казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук.
Объекты незавершённого строительства на особом контроле городской власти
Не применяется Порядок № 1314 для имущества, порядок списания которого определяется отдельными законами. В частности, это объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.
Нормы Порядка № 1314 обязательно применяются при списании:
• объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);
• материальных активов, признанных объектами ОС;
Можно выделить следующие условия списания госимущества. В соответствии с п. 4 Порядка № 1314 госимущество можно списывать, если оно:
• не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно);
• морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;
• повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит;
• выявлено в результате инвентаризации как недостача.
При списании имущества учитываются также особенности правового режима имущества, наличие установленных законодательными актами обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом.
Согласование списания имущества с субъектом управления имуществом* предусмотрено абз. 5 п. 5 Порядка № 1314.
* Субъектами управления госимуществом являются: КМУ, Фонд госимущества, министерства, ведомства, коллегиальные органы, другие органы власти, НАНУ, отраслевые академии наук, государственные предприятия и организации (ч. 1 ст. 4 Закона № 185).
Без согласования с субъектом управления – по решению руководителя учреждения можно списывать полностью амортизированные ОС, прочие НМА, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн.
Принятие к учету ОС в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
Если же стоимость объекта списания выше или списываются объекты ОС, на которые 100 %-й износ не начислен, то нужно получить согласие субъекта управления.
Органы (учреждения), которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, находящееся на их балансе, по решению руководителей этих органов (учреждений).
Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (абз. 3 п. 4 Порядка № 1314).
Процедура и документальное оформление
Для принятия решения о списании имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.
В ее состав включают: главного бухгалтера (или его заместителя), работников инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических та других служб, а также представителей субъекта управления имуществом (если он это требует) и других специалистов (п. 9 Порядка № 1314).
Далее рассмотрим пошагово процедуру списания госимущества.
Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным образом.
Комиссия по списанию имущества принимает решение о списании ОС и прочих НМА по результатам инвентаризации, оформив свое решение протоколом, где указывает свои выводы и предложения.
В соответствии с п. 14 Порядка № 1314 комиссия по списанию имущества оформляет следующие документы:
• акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;
• акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;
• акты на списание имущества, то есть типовые формы на списание основных средств, утвержденные Приказом № 818.
Перечисленные документы добавляются к протоколу заседания комиссии по списанию имущества вместе с другими документами (копией акта об аварии, заключениями соответствующих инспекций, госорганов и т. д.).
Для получения согласия на списание имущества учреждение представляет субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы:
1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, отмечая также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;
2) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;
3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;
4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не представляется в случае списания имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача);
5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);
6) в случае списания недвижимости – сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, отмечая направления дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности, государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;
7) сведения об объектах незавершенного строительства.
Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеперечисленных документов принимает решение о согласии (оформив распорядительный документ) или об отказе (в форме письма).
После получения согласия на списание имущества (в виде приказа или распоряжения субъекта управления) учреждение может начать разборку и демонтаж имущества (п. 21 Порядка № 1314).
В соответствии с п. 23 Порядка № 1314 полученные в результате списания разобранного и демонтированного оборудования:
• узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов;
• основные средства – отражаются на счетах бухучета ОС;
• узлы, детали, материалы и агрегаты, непригодные для использования, оприходуются как вторичное сырье (металлом и т. п.).
Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).
В месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования материалов, полученных от ликвидации, бюджетное учреждение должно представить субъекту управления отчет о списании имущества по форме согласно приложению 3 к Порядку № 1314.
Если же у субъекта управления есть замечания по отчету, то его возвращают учреждению для учета замечаний, а учреждение после их учета в течение 10 рабочих дней представляет снова отчет для нового рассмотрения.
Бухучет списания госимущества
Порядок отражения операций по списанию имущества по сравнению с прошлым годом почти не изменился, но есть определенные особенности, связанные с изменением методологии бухучета и переносом остатков со старых субсчетов на новые по состоянию на 01.01.2017 года.
Напомним, что с 01 января 2017 года появился новый субсчет 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств». Увеличение капитала осуществляется на сумму целевого финансирования в результате оприходования необоротных активов, а уменьшение – в случае списания (изъятия необоротных активов).
Однако в соответствии с Методрекомендациями № 1127 по состоянию на 01.01.2017 года на субсчет 5111 был перенесен остаток с субсчета 401 (то есть не первоначальную, а остаточную стоимость необоротных активов на эту дату). Поэтому об этом стоит помнить при списании необоротных активов, приобретенных в прошлые года.
Не забывайте также, что в месяце выбытия объекта ОС и прочих НМА начисляется амортизация (абз. 3 п. 4 разд. V Методрекомендаций по учету ОС).
Проиллюстрируем на примерах, как отразить операции по списанию необоротных активов в различных ситуациях.
Бюджетное учреждение списывает в июле 2017 года:
• кардиограф первоначальной стоимостью 16000 грн со 100 %-м износом;
• холодильник (после получения разрешения субъекта управления) первоначальной стоимостью 6200 грн, начислен износ на 01.01.2017 года – 4960 грн, начислен износ за 7 месяцев 2017 года – 361,67 грн. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 1240 грн;
• 20 стульев, первоначальная стоимость каждого – 210 грн, начислен 50 %-й износ. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 2100 грн.
Бухучет операций отражен в таблице (в скобках для лучшего понимания приведены старые субсчета).
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция
Списание кардиографа со 100 %-м износом: первоначальная стоимость – 16000
Списание износа компьютера (п. 1.31)
Списание холодильника (по разрешению субъекта управления) – износ начислен неполностью (по разрешению субъекта управления): первоначальная стоимость – 6200 грн, начислен износ – 5321,67 грн, остаточная стоимость – 878,33 грн, перенесены на субсчет 5111 – 1240 грн
Списание износа компьютера: 4960 грн + 361,67 грн = 5321,67 грн
Списание остаточной стоимости компьютера (п. 1.31): 6200 грн – 5321,67 грн = 878,33 грн
Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумма была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта (п. 1.32)
(431, прошедшие периоды)
Закрытие счетов расходов на финансовый результат выполнения сметы отчетного периода (в последний день отчетного квартала)
(431, отчетный период)
Списание прочих НМА (20 стульев): первоначальная стоимость – 4200 грн (20 х 210 грн), износ – 2100 грн, остаточная стоимость – 2100 грн
ИсточникВнесены изменения в методику учета списываемых объектов незавершенного строительства и основных средств
Для какого имущества применяются нормы Постановления № 74?
Нормы Постановления № 74 применяются в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, при его списании. Согласно п. 2 Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764 (далее – Положение № 764), это имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь, – недвижимое и движимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными органами и организациями, в том числе республиканскими юридическими лицами, а также переданное в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам (далее – имущество). При этом уточняется:
- движимое имущество – машины, оборудование, транспортные средства, иное движимое имущество, относящееся к основным средствам;
- недвижимое имущество – капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, иное недвижимое имущество (за исключением предприятий как имущественных комплексов), подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания река – море, космические объекты, доли в праве общей собственности на них, незавершенные незаконсервированные капитальные строения;
- списание имущества – его выбытие из хозяйственного ведения, оперативного управления государственного органа и организации, в том числе республиканского юридического лица, а также из владения негосударственного юридического лица, которому имущество передано в безвозмездное пользование, на основании решения, принятого в соответствии с Положением № 764 (п. 2 Положения № 764). Такое решение принимает уполномоченный орган, приведенный в пунктах 5 и 6 Положения № 764, создавая постоянно действующую комиссию по списанию имущества (п. 7 Положения № 764).
До принятия Постановления № 74 при списании объектов основных средств организации руководствовались Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26). Согласно п. 28 Инструкции № 26 выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества. Примерная форма данного акта для организаций республиканской формы собственности была установлена приложением к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2012 № 15 (далее – Постановление № 15). Теперь форма акта утверждена Постановлением № 74.
Что же касается списания объектов незавершенного строительства, то в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету списания объектов незавершенного строительства.
Следует отметить, что Постановлением № 74 Постановление № 15 не отменено.
Суть нового порядка
При выбытии основных средств накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства». Остаточная стоимость выбывающих основных средств отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства», если иное не установлено законодательством (п. 30 Инструкции № 26).
Однако при списании объектов недвижимости существовал значительный разрыв по времени между датой акта на списание и фактическим списанием такого объекта. Наличие акта о списании объекта основных средств приводило к тому, что объект с бухгалтерского учета списан, а его фактическое наличие продолжало иметь место в случае, если этот объект по времени требовал разборки (демонтажа) и ликвидации последствий, в т.ч. рекультивации земельного участка, на котором находился объект недвижимости.
Согласно абз. 39 ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» снос – освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также незаконсервированных не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использования и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности или невозможности их дальнейшего использования.
Работы по сносу (демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, осуществляются не позднее шести месяцев со дня принятия решения о списании имущества или в иные сроки, определенные проектной документацией, но, как правило, не более двенадцати месяцев со дня принятия решения о списании имущества (п. 10 Положения № 764).
Списание остаточной (ликвидационной) стоимости имущества отражается в бухгалтерском учете на основании акта о списании имущества в порядке, установленном Министерством финансов (п. 10 Положения № 764).
Пунктом 2 Постановления № 74 определено, что остаточная (ликвидационная) стоимость имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, списание которого отражено в бухгалтерском учете организации на основании акта о списании имущества, до завершения работ по сносу (демонтажу) этого имущества учитывается на забалансовом счете, введенном в план счетов бухгалтерского учета организации.
Следовательно, организации, у которых в бухгалтерском учете числится имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь, в рабочий план счетов вводят дополнительный забалансовый счет.
Например, могут быть введены счета:
– 018 «Остаточная (ликвидационная) стоимость списанных объектов основных средств»;
– 019 «Ликвидационная стоимость списанных объектов незавершенного строительства».
Списание остаточной (ликвидационной) стоимости имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, с бухгалтерского учета по забалансовому счету в Постановлении № 74 не прописано. Однако логично предположить, что такое списание будет осуществлено по завершении всех работ по демонтажу и сносу.
Для целей бухгалтерского учета такое списание является хозяйственной операцией, требующей оформления первичного учетного документа (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)). В Постановлении № 74 первичный учетный документ не приведен.
По мнению автора, им может быть бухгалтерская справка либо бухгалтерская справка-расчет, содержащая следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З):
Постановление № 74 вступило в силу после его официального опубликования, т.е. с 24.01.2020.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 января 2020 г.
Источник