Обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства ижс
20 августа 2018
Новые правила строительства объектов индивидуального жилищного строительства, порядок осуществления государственного строительного надзора при их строительстве
04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), направленный, в том числе, на совершенствование законодательства в сфере строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Законом определено понятие «объект индивидуального жилищного строительства», которым признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Законом устанавливается, что осуществление подготовки проектной документации, выдача разрешения на строительство и в дальнейшем получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) в эксплуатацию с 04.08.2018 не требуются. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к такому объекту.
В целях строительства или реконструкции объекта ИЖС необходимо подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее – уполномоченный орган), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС (далее – уведомление о планируемом строительстве), форма которого будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Перечень сведений, которые должны содержатся в уведомлении о планируемом строительстве установлен законом, включает в себя сведения о застройщике, земельном участке, на котором планируется осуществить строительство или реконструкцию, а также о планируемых параметрах объекта ИЖС, в том числе об отступах от границ земельного участка. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, документы, подтверждающие полномочия представителя лица, направляющего уведомление, а в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения – описание внешнего облика объекта ИЖС либо указание на использование типового архитектурного решения. Уведомление о планируемом строительстве можно направить в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством личного обращения либо через многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг. Форма такого уведомления будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В течение семи рабочих дней с момента поступления уведомления о планируемом строительстве уполномоченным органом принимается решение о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке либо об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, о чем уведомляется заявитель. Решение о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке может быть принято только в случаях, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Получение уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, ненаправление никакого уведомления в адрес заявителя уполномоченным органом, считается согласованием указанным органом строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве. По общему правилу, данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС.
В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик подает уведомление об этом в уполномоченный орган с указанием изменяемых параметров.
В срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС в порядке, аналогичном описанному выше, в уполномоченный орган подается уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС, к которому прилагаются технический план объекта ИЖС, заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Форма уведомления также будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства принимается решение о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о его несоответствии таким требованиям с указанием всех оснований для направления такого уведомления, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае принятия решения о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности на уполномоченный орган возлагается обязанность направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект ИЖС и прилагаемые к нему документы, о чем уведомляется застройщик.
В случае принятия решения о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности информация об этом направляется в органы, уполномоченные на осуществления государственного строительного надзора, земельного надзора в целях принятия мер реагирования.
Аналогичные правила распространяются на садовые дома, до 01.01.2019 – на жилые дома, жилые строения, строительство, реконструкция которых осуществляется на дачном земельном участке. Параметры жилого дома или жилого строения, возводимых на дачном или садовом земельном участке до 01.01.2019, должны соответствовать параметрам объекта ИЖС.
В случае, если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в ранее действовавшем порядке и направление уведомления о планируемом строительстве не требуется. В указанном случае, а также в случае, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, действует уведомительный порядок окончания строительства объекта.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве в порядке, указанном выше. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Стоит также отметить, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент), как орган регионального государственного строительного надзора, наделяется полномочиями по проведению выездных проверок объектов ИЖС на основании обращений и жалоб заявителей. Предметом таких проверок будет являться проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлен факт несоответствия объекта ИЖС выше указанным требованиям, Департамент в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Орган местного самоуправления в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от Департамента указанного уведомления, принимает одно из следующих решений:
1) о сносе самовольной постройки либо о ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) о направлении в Департамент уведомления о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.
ИсточникПараметры объекта индивидуального жилищного строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Параметры объекта индивидуального жилищного строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Параметры объекта индивидуального жилищного строительства
Судебная практика: Параметры объекта индивидуального жилищного строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 57.3 «Градостроительный план земельного участка» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца к администрации муниципального образования о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке; о возложении обязанности выдать уведомление.
В качестве оснований принятого решения администрацией указано на несоответствие параметров, приведенных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции ввиду отсутствия документации по планировке территории, определяющей предельные параметры разрешенного строительства, зону допустимого размещения объекта капитального строительства, исходя из положений ч. 4 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ; недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ввиду расположения земельного участка заявителя в зоне объектов сельскохозяйственного назначения. Суд указал, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Отнесение земельного участка к территориальной зоне объектов сельскохозяйственного назначения, не исключает возможности использования его в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе осуществление индивидуального жилищного строительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Параметры объекта индивидуального жилищного строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Каковы особенности подготовки технического плана жилого дома?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) уведомления органа государственной власти или местного самоуправления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и допустимости его размещения на земельном участке.
Обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства ижс
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 12 мая 2020 года N 4200-АБ/20
О количестве этажей объектов индивидуального жилищного строительства
В связи с обращением Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее — Комитет) относительно возникающих случаев приостановления государственной регистрации права собственности граждан на индивидуальные жилые дома по причине несоблюдения предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ) требования к количеству этажей в таких домах Росреестр считает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно пункту 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства — это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), подпунктом 10 пункта 43 Требований к подготовке технического плана, состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — соответственно Требования, Приказ N 953), в Едином государственном реестре недвижимости в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о количестве этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения).
Сведения о количестве этажей указываются в соответствии с формой технического плана, утвержденной Приказом N 953, в отдельных строках — «Количество этажей объекта недвижимости» и «в том числе подземных».
Таким образом, количество надземных этажей здания, сооружения определяется путем арифметического действия по вычитанию из общего количества этажей объекта недвижимости количества подземных этажей такого объекта недвижимости.
Проектирование, строительство, реконструкция жилых одноквартирных домов с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки осуществляются с учетом положений Свода правил N 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. N 725/пр, согласно пункту 4.2.1 которого правила определения этажности одноквартирных (блокированных жилых домов) вне зависимости от форм собственности следует принимать согласно Приложению А Свода правил N 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденного приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 883/пр (далее — СП 54.13330.2016).
Согласно пункту А.1.7 СП 54.13330.2016 при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и др.
Пунктами 3.31, 3.32, 3.36 СП 54.13330.2016 определены понятия «этаж здания», «этаж первый», «этаж цокольный».
В соответствии со статьями 14, 24 Закона N 218-ФЗ одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости (за исключением земельных участков), является технический план.
Согласно части 11.1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается на основании указанной в части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление о планируемом строительстве), а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) и являются его неотъемлемой частью.
Также отмечаем, что в силу пункта 1 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти или орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе количество этажей, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки (к которым согласно пункту 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ относится в том числе предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений), документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Ранее такая проверка проводилась при выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены статьей 26 Закона N 218-ФЗ. В частности, согласно пункту 22 части 1 статьи 26 Закона 218-ФЗ государственным регистратором прав принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
Виды разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства», «Ведение садоводства» согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, также предусматривают размещение жилого дома (отдельно стоящего здания с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
В этой связи именно количество надземных этажей здания (объекта индивидуального жилищного строительства), а не общее количество его этажей (с учетом подземных этажей) должно рассматриваться в качестве определяющего при проведении правовой экспертизы государственным регистратором прав на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Источник