Оформление публичного сервитута под строительство линейных объектов

Оформление публичного сервитута под строительство линейных объектов

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 13 декабря 2019 г. N 14-12213-ГЕ/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 03.09.2019 N Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 сентября 2019 г. N Д23и-30058

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение, касающееся установления публичного сервитута и зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), и в части установленной компетенции сообщает.

«Установление сервитута в отношении земельного участка» авторская видеолекция Татьяны Красновой

3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон N 341-ФЗ). При этом до вступления в силу Закона N 341-ФЗ действовала редакция статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пунктом 10 которой предусматривалось, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ).

В соответствии с указанной ранее действовавшей нормой был издан приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г. N 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута».

Вместе с тем, Законом N 341-ФЗ введен новый подход к внесению сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) и общий порядок их установления, которые содержатся в статье 23 и главе V.7 ЗК РФ. Указанный порядок не предполагает образования земельных участков (частей земельных участков), постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав на них.

Публичный сервитут для строительства линейных сооружений

При этом в соответствии с пунктом 19 действующей редакции статьи 23 ЗК РФ Закона N 257-ФЗ устанавливаются особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.

Однако, в данном случае особенности установлены не законом, а нормативным правовым актом, принятым в его исполнение, который должен учитывать и положения Закона N 341-ФЗ. До настоящего времени соответствующие изменения в Закон N 257-ФЗ и нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона N 257-ФЗ, не внесены.

В соответствии с пунктами 1, 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и самостоятельно принимает порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

На основании изложенного описание публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется главой V.7 ЗК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ (далее — Требования).

Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

До размещения XML-схемы на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о ЗОУИТ, утвержденные приказом Росреестра от 15 сентября 2016 г. N П/0465 (далее — Приказ) (Приложение N 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение N 4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе «Содержание ограничений» (ContentRestrictions) реквизита «Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия» (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: «публичный сервитут» и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 39.43 ЗК РФ границы публичного сервитута утверждаются решением об установлении публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута; публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

Согласно статье 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении или прекращении публичных сервитутов. При этом в соответствии с частью 15.1 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15, 15(1) статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532.

Читайте также:  Что необходимо для разрешения строительства линейного объекта

В соответствии со статьей 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ для ЗОУИТ соответствующего вида.

В силу пункта 10 статьи 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ, а также к решению об изменении ЗОУИТ, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. N 650.

При этом в силу пункта 11 статьи 106 ЗК РФ подготовка указанных сведений обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие ЗОУИТ, иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления ЗОУИТ в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, — органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ ЗОУИТ, возникающей в силу федерального закона.

Источник

Оформление публичного сервитута под строительство линейных объектов

Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).

ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

По 31.12.2024 особенности установления публичных сервитутов в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, устанавливаются ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Читайте также:  Что попадает под определение объект капитального строительства

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник

Особенности использования публичного сервитута для размещения линейных объектов (объектов электросетевого хозяйства)

Особенности использования публичного сервитута для размещения линейных объектов (объектов электросетевого хозяйства)

Ниже описал конструкцию публичного сервитута, предложенную в Федеральном законе от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон), для целей размещения объектов электросетевого хозяйства.

Закон первоначально разрабатывался Минэкономразвития России во исполнение 2-ого этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 17.11.2015 № АД-П9-7781, поручения Д.Н. Козака от 03.03.2017 № ДК-П13-1593.

Законом предусмотрено изменение Земельного кодекса Российской Федерации и введение конструкции публичного сервитута в целях скорейшего и недорогого в финансовом плане оформления прав на земельные участки в целях размещения (строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации) линейных объектов.

Под публичным сервитутом следует понимать сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

При этом в качестве обладателей публичного сервитута указаны лица, которые используют земельные участки и (или) земли в следующих целях:

  • размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее – инженерные сооружения);
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Особенности и порядок установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов определены главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона (далее – ЗК РФ).

Предусмотрено, что публичный сервитут для размещения инженерных сооружений федерального значения устанавливается решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее – уполномоченный орган).

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства заявителя – организации, являющейся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок, при этом отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Введено единственное исключение, когда публичный сервитут не может быть установлен (пункт 5 статьи 39.39 ЗК РФ) — в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:

  1. подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  2. эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  3. размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Законом установлены требования к ходатайству об установлении публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ). В частности, должны быть указаны испрашиваемый срок публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута, кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.

Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и способами, которые установлены в соответствии с ЗК РФ для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута возлагается непосредственно на уполномоченный орган (статья 39.42 ЗК РФ).

Уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в отношении объектов электросетевого хозяйства в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ).

Читайте также:  Прекращение строительства и консервация объекта

Необходимо отметить, что уполномоченный орган вправе по согласованию с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и лицом, подавшим ходатайство об установлении публичного сервитута, утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем предусмотренный ходатайством.

Установлена обязанность уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута:

  • разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута (при их наличии);
  • направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;
  • направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

В соответствии с Законом публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Требования к такому соглашению и порядок его заключения между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут, определены в статье 39.47 ЗК РФ.

Законом предусмотрены отдельные положения, устанавливающие требования к сроку публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ); плате за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ); последствиям невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ); особенностям публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ); правам и обязанностям обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ). При принятии решений о возможности установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта следует руководствоваться нормами указанных положений ЗК РФ.

В частности, следует отметить, что плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

В то же время плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

Предусмотрено, что плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса (в случае отказа от заключения соглашения со стороны правообладателя земельного участка или оспаривания правообладателем земельного участка соглашения в суде).

При наличии отказа или спора с правообладателем земельного участка при заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута, обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости. А в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.

Также Законом вносятся корреспондирующие изменения в иные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов. Уточняются положения Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Жилищного, Градостроительного и Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (не распространение его норм в части привлечения субъекта оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут), Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 11 Закона предусмотрено предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории. При регистрации прав на такой земельный участок одновременно в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. В указанном случае принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

В соответствии со статьей 12 Закона его нормы вступают в силу с 1 сентября 2018 года.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...