Не все газопроводы и кабельные линии являются самостоятельными объектами недвижимости
Имущество большого предприятия (имущественный комплекс, включающий объекты недвижимости) было распродано по частям в рамках процедуры банкротства разным лицам. В составе этого имущественного комплекса был газопровод, собственник которого пока не известен. Газопровод подключен к нескольким объектам недвижимости, принадлежащим разным собственникам. Можно ли подобный внутритерриториальный газопровод отнести к недвижимому имуществу, право собственности на который должно подтверждаться свидетельством о госрегистрации? Аналогичный вопрос и по электрическому кабелю.
Вопрос с сайта www.eg-online.ru
Для решения вопроса об отнесении газопровода и кабельной линии к объектам недвижимости учитываются как их размер, так и проектная документация, полученная при строительстве. Такой вопрос может быть решен при проведении кадастровых работ.
К недвижимым вещам относятся прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, газопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)).
Для строительства таких объектов необходимо получение разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а после его завершения — разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).
Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. Однако не каждый газопровод и кабель, иные сети являются линейными объектами, а следовательно, объектами недвижимости.
Признание газопровода объектом недвижимости
При признании газопровода отдельным объектом недвижимости необходимо выяснить, является он частью другого объекта недвижимости или нет.
Так, суды при рассмотрении вопроса об отнесении газопровода к объекту недвижимости ссылаются на письмо Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», которое разъясняет особенности заполнения проектной документации в зависимости от местоположения газопровода.
В частности, в данном письме отмечено, что в протяжение уличной газовой сети не включается длина вводов, внутридворовых и внутриквартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).
Проектная документация газораспределительных сетей, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов.
Таким образом, сведения о газопроводе, если он является частью объекта капитального строительства, должны быть включены в проектную документацию этого объекта капитального строительства, прошедшую государственную экспертизу. В этом случае газопровод не является самостоятельным объектом недвижимости.
Например, если сети газопровода низкого и среднего давления входят в состав газовой котельной, которая является самостоятельным объектом недвижимости как котельная с сетями газопровода, то такие сети не являются отдельным объектом недвижимости (постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу № А68-10863/11, Северо-Кавказского округа от 06.06.2014 по делу № А53-23882/2013).
Кроме того, для признания газопровода объектом недвижимости имеет все его хозяйственное назначение.
Если газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем здании, у него отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости. В связи с этим право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком (постановление АС Центрального округа от 22.09.2014 по делу № А08-6739/2013).
Как следует из практики ВАС РФ, объекты (водопровод, газопровод), являющиеся вспомогательными по отношению к основному объекту, не являются объектами недвижимости (Определение ВАС РФ от 03.10.2012 № ВАС-12467/12).
Исходя из вышесказанного, в случае если газопровод не является частью иного объекта, имеет самостоятельное хозяйственное назначение, то такой газопровод можно считать самостоятельным объектом недвижимости.
Объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету, а сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре)).
При отсутствии таких сведений в реестре газопровод следует поставить на кадастровый учет, при этом вопрос отнесения газопровода к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
В силу положений ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В случае если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.
Электрический кабель сам по себе не является объектом недвижимости
При отнесении кабельных сооружений к объектам недвижимости, суды в первую очередь рассматривают вопрос о том, соответствует ли проложенный кабель признаку, установленному ст. 130 ГК РФ, а именно — связан ли он неразрывно с землей.
Так, согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 03.07.2008 по делу № А57-20234/07 сам по себе факт проложения под землей волоконно-оптической линии связи в кабельной канализации по каналам, предоставленным ГТС, в асбестоцементных трубах диаметром 100 мм не свидетельствует о том, что перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению и эта линия отвечает требованиям п. 1 ст. 130 ГК РФ.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Таким образом, объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.
Как указывают суды, электрические кабели, проложенные в земле, сами по себе не могут считаться объектами недвижимости, что в свою очередь влияет на возможность государственной регистрации права собственности на них (постановления ФАС Поволжского округа от 12.02.2013 по делу № А49-9151/2011, Центрального округа от 24.01.2012 по делу № А48-759/2011).
Источник1. Как доказать суду, что ЛЭП-10 кВ иКТП, не имеющие прочной связи с землей, являются объектами движимого имущества.
1. Как доказать суду, что ЛЭП-10 кВ иКТП, не имеющие прочной связи с землей, являются объектами движимого имущества.
2. Есть договор купли-продажи на вышеуказанные объекты (ЛЭП 10 кВ; КТП), а также имеются: тех. паспорт, кадастровый паспорт. Кого необходимо уведомить о признании имущественного права.
Ответы на вопрос:
1. Объектами недвижимости на основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 года № 359, могут быть линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередач и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.
Линии электропередачи напряжением 0,4-10 кВ по конструктивным и стоимостным признакам не относятся к объектам недвижимости, как не имеющие прочной конструктивной связи с землей, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию для таких сооружений не требуется, заявленный объект не являются объектом капитального строительства.
Запросите ответ Комитета архитектуры и градостроительства администрации города.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 года № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
В связи с отсутствием у линий электропередач качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Уведомляйте о признании имущественного права Комитет имущественных отношений администрации города.
Движимое имущество — это то,которое можно перенести с места на место без существенного ущерба для данного имущества и его дальнейшего использования по назначению.
Подтверждать то,что имущество является движимым нужно технической документацией (техпаспортом), письменными документами. Фотографиями, а также можно сделать судебную экспертизу, ст.55,56,79 ГПК РФ.
Если Вами подан иск в суд, то всем сторонам, указанным в исковом заявлении, нужно направить копии искового заявления и приложенных к нему материалов, ст.131,132 ГПК РФ.
ГК РФ Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
Позиции высших судов по ст. 130 ГК РФ >>>
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
ГПК РФ Статья 132. Документы, прилагаемые к исковому заявлению
К исковому заявлению прилагаются:
6) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
ИсточникМинэнерго России от 15.10.2018 N АТ-10652/08
Минэнерго России рассмотрело письмо о представлении предложений об определении видов объектов топливно-энергетического комплекса регионального и местного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования, и предлагает следующее.
Относительно газопроводов Минэнерго России сообщает.
Согласно Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так, магистральные трубопроводы сетей газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа и сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа, которые являются объектами федерального значения, относятся к Единой системе газоснабжения.
В соответствии с Законом о газоснабжении региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, распределительные газопроводы — газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций — потребителей газа.
Считаем целесообразным определить региональные системы газоснабжения как объекты регионального значения, подлежащие отображению в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации. А именно газопроводы высокого и среднего давления, за исключением объектов, реконструкция которых (строительство и (или) реконструкция их частей, включая являющиеся неотъемлемой технологической частью здания, строения и сооружения) не приводит к изменению их основных характеристик (рабочее давление) и (или) осуществляется в границах соответствующего муниципального образования, на территории которого расположены реконструируемые объекты, со следующими характеристиками:
Классификация газопроводов по давлению, категория
Вид транспортируемого газа
Рабочее давление в газопроводе, МПа
Свыше 0,6 до 1,2 включительно
Сжиженный углеводородный газ
Свыше 0,6 до 1,6 включительно
Природный и сжиженный углеводородный газ
Свыше 0,3 до 0,6 включительно
Природный и сжиженный углеводородный газ
Свыше 0,005 до 0,3 включительно
Законом о газоснабжении определено, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация — собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Считаем целесообразным определить газораспределительные системы как объекты местного значения, подлежащие отображению в документах территориального планирования муниципальных образований. А именно газопроводы низкого давления, за исключением объектов, реконструкция которых (строительство и (или) реконструкция их частей, включая являющиеся неотъемлемой технологической частью здания, строения и сооружения) не приводит к изменению их основных характеристик (рабочее давление) и (или) осуществляется в границах соответствующего муниципального образования, на территории которого расположены реконструируемые объекты, со следующими характеристиками:
Классификация газопроводов по давлению, категория
Вид транспортируемого газа
Рабочее давление в газопроводе, МПа
Природный и сжиженный углеводородный газ
До 0,005 включительно
Относительно транспортировки нефти и нефтепродуктов Минэнерго России сообщает следующее.
В соответствии с ГОСТ Р 57512-2017 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Термины и определения» магистральный трубопровод представляет собой единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортировки подготовленной нефти и нефтепродуктов от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки их на автомобильный, железнодорожный или водный виды транспорта, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
Перечень объектов, входящих в состав магистральных трубопроводов, определен СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*».
Таким образом, объекты, входящие в указанный перечень, являются в силу действующего законодательства объектами федерального значения и не могут быть отнесены к объектам регионального или местного значения.
Относительно электросетевого комплекса Минэнерго России сообщает следующее.
Считаем целесообразным отнести к объектам регионального значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, следующие виды объектов:
— Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) кВ, кроме линии электропередачи, пересекающие границу Российской Федерации, обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации, и вывода из работы которых не приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.
— Подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) кВ.
— Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ.
— Подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ.
Считаем целесообразным отнести к объектам местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования муниципального образования, следующие виды объектов:
— Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 0,4 — 6 (10) — 20 кВ.
— Подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 0,4 — 6 (10) — 20 кВ.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 19 и 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты регионального и местного значения, подлежащие отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, являются объектами капитального строительства, которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, муниципальных районов, поселений, городских округов, и определяются законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предложения Минэнерго России по определению видов объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования, могут распространяться не на все субъекты Российской Федерации, конкретные виды объектов регионального и местного значения должны определяться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом обеспеченности энергоресурсами (газом, нефтью и нефтепродуктами), а также особенностей существующих региональных энергосистем в части максимального класса напряжения системообразующих линий электропередачи.
ИсточникЭнергетические кабельные линии напряжением 10 кв и более относятся к объектам недвижимости
В случае если по результатам технической инвентаризации энергетические кабельные лини признаются объектом капитального строительства, организация технической инвентаризации изготавливает технический паспорт на данный объект капитального строительства.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2009 N Д23-3650.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации энергетические кабельные линии являются линейно-кабельными сооружениями (далее — линейные объекты). Сооружения в свою очередь относятся к объектам недвижимого имущества ( п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), объектам капитального строительства ( п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.
Таким образом, линейные объекты относятся к объектам недвижимости.
Кроме того, ч. 10 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующий проект приказа разрабатывается Минэкономразвития России.
В настоящее время определение количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства, а также отнесение указанного в обращении объекта к объектам недвижимого имущества осуществляются организациями технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921.
Вместе с тем Департамент недвижимости считает необходимым совершенствовать градостроительное и гражданское законодательство в части закрепления за большинством линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и т.п.) статуса неопасных объектов, движимых вещей, принадлежности к недвижимым вещам, на строительство которых не требуется разрешение на строительство и кадастровый учет которых не осуществляется.
Источник