СЗЗ для строящихся объектов: что отразить в проектной документации?
Требования к отражению в проектной документации санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) проектируемого объекта предусмотрены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 06.07.2019; далее — Положение):
Извлечение
из Положения
[…]
12. Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать:
в текстовой части
[…]
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка[1] — в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
[…]
25. Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать:
в графической части
г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС)
[…]
Нововведения 2018 года
Значимые изменения в привычный ритм работы застройщиков в части СЗЗ внес Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ), который ввел поправки в отдельные федеральные законы, в т.ч. включив в них регулирование взаимоотношений в области зон с особыми условиями использования территориq (далее — ЗОУИТ).
В Земельном кодексе Российской Федерации появилась следующая норма: в случае если при планируемом строительстве или реконструкции объекта капитального строительства (далее — ОКС) необходимо устанавливать или изменять ЗОУИТ, застройщик до дня обращения в уполномоченный орган на выдачу разрешения на строительство обязан обратиться с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ с приложением документов, предусмотренных соответствующим Положением о ЗОУИТ.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) появилась норма о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается в том числе копия решения об установлении или изменении ЗОУИТ в случае строительства ОКС, в связи с размещением которого подлежит установлению ЗОУИТ, или в случае реконструкции ОКС, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению или изменению ЗОУИТ.
Незадолго до подписания Федерального закона № 342-ФЗ обновился порядок установления СЗЗ — появились Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила № 222), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.
📜Перечень (план) мероприятий по охране труда на 2022 год!
Извлечение
из Правил № 222
[…]
6. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
[…]
Процесс получения разрешения на строительство регулирует ГрК РФ, и логично, что устанавливать требования к процедуре получения разрешения должен в первую очередь данный Кодекс. Получилось, что совокупность вышеприведенных норм с 03.08.2018 требовала от застройщиков в комплект документов, подаваемых для получения разрешения на строительство, включать решение Роспотребнадзора об установлении СЗЗ.
В случае электронной подачи заявления о выдаче разрешения на строительство нужно было в момент подачи документов прикреплять файл с решением об установлении СЗЗ, чтобы такое заявление приняли.
Застройщики, зачастую не разбираясь, а будет ли проектируемый объект оказывать такое воздействие, которое требует установления СЗЗ, бросались разрабатывать проекты СЗЗ и получать решения, чтобы не тормозить строительство.
Обратите внимание
Для того чтобы наладить переход к введенному регулированию, законодатель под Новый год отодвинул срок вступления в силу новых требований к застройщикам (и иные нормы, касающиеся процедуры установления СЗЗ и внесения ее в ЕГРН[2]).
С 01.01.2020 заработало важное, хоть и временное, послабление требований для застройщиков, установленное Федеральным законом № 455-ФЗ[3].
Так, до 01.01.2022 не требуется представление застройщиком в Роспотребнадзор заявления об установлении или изменении СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство ОКС, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению СЗЗ. Но при этом заявление об установлении СЗЗ должно быть подано в срок не позднее чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такой объект.
Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
Право собственности[4] на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Извлечение
из Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(в ред. от 02.08.2019)
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
[…]
10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав[5] на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. […]
[…]
Следовательно, заявление об установлении СЗЗ нужно подавать, когда объект уже будет не проектируемым, а действующим.
Для застройщиков отодвинут только этот срок.
Если в рамках проектной документации были установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, то пользоваться сроками, установленными для действующих предприятий в части доведения до конца процедуры установления СЗЗ, начатой по старой системе, они не могут, т.е. заявление об установлении СЗЗ должно быть подано в трехмесячный срок после регистрации объекта в ЕГРН.
Требования об установлении ЗОУИТ до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении ЗОУИТ будут применяться с 01.01.2022.
Позиция правоприменителя сегодня
Правоприменитель настроен следующим образом: если строящемуся объекту нужна СЗЗ, это должно быть отражено в проектной документации. Каким образом это должно быть отражено, показывают письма госорганов.
Так, Минстрой России в письме от 23.01.2020 № 1739-ОД/08 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что представляемая на экспертизу проектная документация должна содержать обоснование границ СЗЗ ОКС в пределах границ земельного участка в случае, если в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объекта должна быть установлена СЗЗ.
Отсутствие необходимости установления СЗЗ (изменения границ существующей СЗЗ) определяется органами экспертизы в процессе проведения экспертизы проектной документации на основании сведений об уровне создаваемого ОКС загрязнения за пределами промышленной площадки и должно быть подтверждено соответствующими расчетами (рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом существующего фона), физического воздействия и др.).
Правилами № 222 установлено, что обоснование размеров и границ СЗЗ должно содержаться в проекте СЗЗ, разработанном в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) о соответствии указанных проектов санитарным правилам[6], поэтому в случаях, когда установление СЗЗ является обязательным, заявитель должен представить в органы экспертизы СЭЗ.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» придерживается похожего мнения:
• либо расчеты в соответствующих разделах проектной документации показывают отсутствие необходимости установления СЗЗ (т.е. отсутствие воздействия);
• либо в составе проектной документации должно быть СЭЗ на проект СЗЗ.
Такое мнение ФАУ «Главгосэкспертиза России» (см. письмо от 28.01.2020 № 08-05-1/796-НБ) основано на трактовке п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ:
2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее — объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
При этом Правила № 222 и СанПиН по СЗЗ[7] говорят о необходимости установления СЗЗ в случае наличия воздействия объекта, а п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ — о необходимости получения СЭЗ на проект СЗЗ.
Вывод
Считаем разумным в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации отражать уровни воздействия на контуре ОКС по имеющимся видам воздействия: приводить расчетные концентрации загрязняющих веществ на границе земельного участка ОКС, уровни шума, показатели по иным имеющимся видам воздействия. При отсутствии превышений на контуре результаты таких расчетов можно считать обоснованием отсутствия необходимости установления СЗЗ.
При этом требование о представлении СЭЗ на проект СЗЗ в составе проектной документации при выявлении потребности в СЗЗ как минимум спорное, но как максимум — незаконное.
[1] Здесь и далее выделено автором.
[2] Единый государственный реестр недвижимости.
[3] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] Здесь и далее выделено автором.
[5] Здесь и далее выделено автором.
[6] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).
[7] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
ИсточникПеречень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС)
Основным проектным документом на строительство объектов капитального строительства, размещения отходов и т.д. является проектная документация. Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий. Проект должен иметь в своём составе раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС)».
Сегодня на государственном уровне уделяется особое внимание экологической безопасности любого производства, поэтому ПМ ООС – обязательный пункт в каждом проекте реконструкции, строительства, включающий основные мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической защиты региона.
Перечень основных нормативно-правовых актов, регламентирующих оформление и составление ПМ ООС:
- Ст.12 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ
- Ст.11 и 12 ФЗ от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе»
- Постановление Правительства России Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
Основные мероприятия при разработке раздела ПМ ООС
При подготовке ПМ ООС производится тщательный анализ, включающий в себя несколько аспектов:
- Представление результатов оценки воздействия хозяйственной деятельности проектируемого объекта на окружающую среду
- Анализ уровня негативного воздействия производства на окружающую среду согласно утвержденным санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям в области природоохранного законодательства
- Разработка перечня мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства
- Разработка программы производственного экологического контроля с целью мониторинга характера изменений всех компонентов окружающей среды на момент строительства, дальнейшего функционирования промышленного объекта и возможных аварийных ситуаций
- Составление сметы затрат на осуществление природоохранных мероприятий и при необходимости компенсационных выплат.
- Оформление графической части раздела (ситуационных планов, карта-схем и др.)
- Сопровождение материалов ПМ ООС при проведении Государственной экологической и Градостроительной экспертизах объекта
Преимущества работы с ФГБУ «ФЦАО» по вопросу разработки раздела «ПМ ООС»
Штат опытных специалистов, имеющих широкую специализацию в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства
Высокий уровень компетенции в разработке проектов позволяет эффективно организовать взаимодействие с надзорными органами и избежать штрафных санкций
Налаженное взаимодействие с общественностью и мощная PR – поддержка поможет осуществить вам самые сложные проекты строительства и реконструкции
Сопровождение согласования раздела ПМ ООС совместно с другой проектной документацией, в частности проектом ОВОС
ИсточникОрганизация охраны строительных объектов
Строительный комплекс является сосредоточением крупных финансовых, материальных, людских ресурсов. Поэтому основные задачи, стоящие перед охранными предприятиями на объектах строительства:
— обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей (строительных материалов и конструкций, машин и механизмов, кабелей, бытовок, ограждений и др.), а также денежных средств строительных организаций в дни выдачи заработной платы (если это предусмотрено договором);
— на объектах, где строительные работы завершены, не допускать хищений и повреждений до передачи их эксплуатирующей организации;
— осуществлять внутриобъектовый контроль входа-выхода и въезда-выезда через проходную с целью исключить несанкционированный вывоз (вынос) и ввоз (внос) материальных ценностей с территории и на территорию стройплощадки;
— не допускать проникновения на охраняемые объекты посторонних лиц, детей и подростков; особое внимание обращать на предупреждение терактов (взрывов, поджогов, отравлений);
— обеспечить контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка организации (если это предусмотрено договором);
— обеспечить защиту жизни и здоровья работников, находящихся на объектах строительства;
— совместно с заказчиком строительства и генподрядной организацией проводить мероприятия по внедрению технических средств охраны;
— решать иные задачи, предусмотренные договором на охрану объектов.
— обеспечить защиту жизни и здоровья работников заказчика, находящихся на объектах строительства;
— совместно с заказчиком строительства и генподрядной организацией проводить мероприятия по внедрению технических средств охраны;
— решать иные задачи, предусмотренные договором на охрану объекта.
Организация охраны объектов строительства представляет собой сложный процесс, в котором важное место занимает деятельность охранных предприятий, заказчика, его представителей, администрации объектов и других заинтересованных сторон.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению организации охраны строительных объектов, необходимо остановиться, во-первых, на основных критериях, определяющих организацию системы охраны строительных объектов, а во-вторых, на основных понятиях, терминах, физических величинах, используемых в охранной деятельности. Это позволит правильно организовать охрану, рассчитать силы и средства для выполнения договорных обязательств между заказчиком и исполнителем.
Рассмотрим основные критерии, определяющие организацию системы охраны строительных объектов особенно в крупных городах. Итак, прежде чем приступить к разработке организации системы охраны строительных объектов, необходимо учитывать источники финансирования охраны, размеры территории застройки. Следует различать точечные строительные объекты и районы массовой застройки, функциональное предназначение строящегося здания, конструктивные особенности строительного объекта. В современной Москве все строительные объекты делятся на две большие группы:
а) здания, выполненные из сборного железобетона;
б) здания, выполненные из монолитного бетона, удельный вес которых в последнее время неуклонно растет.
Правомерен вопрос: а охране какое до этого дело? Оказывается, есть, и немалое. В отличие от строительства объектов из сборного железобетона при монолитном домостроении задействованы уже на начальной стадии очень большие материальные ценности, которые представляют для злоумышленников большой интерес в силу своей «доступности», — это круглосуточно поступающие на объекты бетон и арматура. Не меньший интерес для расхитителей представляют весьма дорогие щиты многоразовой опалубки и ее элементы, а также облицовочный кирпич. Охрана такого объекта немыслима без четкого контроля за въезжающим и выезжающим автотранспортом, ввозимыми и вывозимыми грузами.
Рассмотрим основные понятия, термины, физические величины, используемые в охранной деятельности.
Охрана – это комплекс специальных организационных и охранно-режимных мероприятий и инженерно-технических мер, проводимых специально созданными предприятиями в целях обеспечения безопасности объекта охраны.
Объекты охраны – это охраняемые физическими лицами здания, строения, помещения, грузы, денежные средства и иное имущество, в том числе при его транспортировке, а также территории и акватории, подлежащие защите от противоправных действий.
Система безопасности — это комплекс охранных мер, которые обеспечивают надежное предупреждение, пресечение угроз объекту и ликвидацию последствий их воздействия.
Пост охраны — это порученный охраннику участок работы, на котором он должен в течение определенного времени обеспечить режим охраны в соответствии с инструкциями.
В практике охраны используются два вида постов: стационарный и обходной.
Стационарный пост – это такой пост, на котором осуществляется охрана одного обособленного объекта либо нескольких объектов на открытой площадке или огражденной территории, если общая протяженность обхода их охранником не превышает 150 метров.
Обходной пост – это такой пост, на котором охрана одного или нескольких объектов осуществляется путем их обхода. На участках со значительной протяженностью охрана может использовать вело-, мото- и автотранспорт. Нормативы расчета сил и средств охраны:
длина маршрута на один обходной пост — от 150м до 1,5 км периметра охраны;
длина маршрута для вело-, мотопатруля — 3-5 км;
длина маршрута для автопатруля — 6-8 км.
Автопатруль выставляется по необходимости и, как правило, объединяет посты охраны в единую систему.
Приведенные параметры не являются строго обязательными в практике охранной деятельности. Но они не просто выдуманы, а были проверены практикой вневедомственной охраны МВД СССР и нормативно закреплены в приказе МВД СССР №20 от 19 января 1977г. Данный документ был отменен приказом МВД РФ №121 от 22 марта 1993г., который утвердил Наставление по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны.
Не секрет, что подразделения вневедомственной охраны МВД являются важными участниками рынка охранных услуг, у них богатый практический опыт выполнения этой работы, хорошие наработки. Поэтому другим охранным предприятиям следует активно использовать их для своей успешной деятельности.
Рассматривая вопрос организации охраны объектов строительства, следует остановиться на основных мероприятиях:
подготовительные мероприятия (ознакомление с объектом охраны, проведение его экспертизы, желательно ознакомиться с технологией предстоящих строительных работ, оформление необходимых юридических документов и пр.);
прием объекта под охрану с составлением соответствующего акта (подбор сотрудников охраны, их подготовка к службе, оформление документов для МВД, выставление постов охраны и пр.);
осуществление охраны объекта в соответствии с договором об оказании охранных услуг с заказчиком;
корректировка документов по организации охраны с возникновением новых обстоятельств;
разрешение претензий сторон в ходе охранной деятельности (с оформлением соответствующих предписаний или без таковых);
завершение охраны объектов строительства и уход с охраняемого объекта.
Организация охраны строительных объектов начинается с выезда заинтересованных сторон (представителей охраны, исполнителя и заказчика) на объект для его обследования. По результатам оформляется акт обследования объекта, в котором даются характеристика охраняемого объекта (объектов) строительства, перспектива его развития по времени, а также период его функционирования. Предварительный расчет объемов строительных работ и количество охраняемых объектов дает возможность определить вид охраны, количество постов, длину маршрутов охраны, произвести расчет сил и средств, в том числе технических. Это позволит решить, как будет совершенствоваться охрана по ходу строительства охраняемого объекта, будут ли увеличивать или сокращать количество постов, охранников на разных этапах строительства, какие технические средства охраны будут задействованы и другие важные вопросы.
К большому сожалению, этот положительный опыт, накопленный ранее действующей «Строительной милицией» ГУВД по г.Москве, недостаточно используется охранными предприятиями при работе с заказчиками. Зачастую это приводит к возникновению различных проблем в ходе повседневной деятельности (авралам и другим неприятным событиям). Мы приводим в качестве варианта образец акта обследования объекта строительства для принятия его под охрану и думаем, что это будет полезно для руководителей охранных предприятий.
Основным документом в деле организации охраны объектов является договор охраны, который заключается между охранным предприятием и заказчиком.
После обследования объекта и предварительного согласования с заказчиком охраны всех принципиальных положений будущего договора приступаем к подготовке его текста.
Необходимо отметить, что своей основной частью договор об оказании охранных услуг ничем не отличается от любого договора, подготовленного в рамках требований ГК РФ, и в обязательном порядке содержит следующие разделы.
1. Предмет договора.
2. Обязательства сторон.
3. Стоимость услуг и порядок расчетов.
4. Ответственность сторон.
5. Срок действия договора.
6. Порядок разрешения споров.
7. Особые условия.
8. Заключительные положения.
10. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.
В то же время договор имеет и ряд существенных особенностей. Рассмотрим их подробнее.
В предлагаемом варианте договора содержится ряд приложений, являющихся его неотъемлемой частью:
Приложение №1. «Наряд-задание» на охрану объекта. В нем подробно указываются адрес объекта, его характеристика (с точки зрения технической укрепленности, размеров, этажности и пр.), согласованный с заказчиком тип охраны, а также порядок охраны (количество постов, их характеристика и режим работы), экипировка охранников (спецсредства, радио- и мобильная связь, форма одежды и пр.).
Приложение № 2. «Акт о начале работ (услуг)» с указанием, когда и в каком составе выставлены посты охраны. Поскольку договор может быть датирован гораздо более ранним числом, именно с даты подписания указанного акта наступает взаимная ответственность сторон, производятся расчет стоимости охранных услуг, а также уведомление органов внутренних дел о принятии объекта под охрану в соответствии с постановлением Правительства РФ №600 от 1992г.
Приложение № 3. «Акт об оказании охранных услуг» как согласованная с заказчиком форма ежемесячной отчетности ЧОПа о выполненной работе (в соответствии со ст.9 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»), являющаяся также и официальным подтверждением оказания охранных услуг и их стоимости.
Приложение № 4. «Инструкция по охране объекта», включающая в себя общие положения, общие обязанности старшего наряда (старшего охраны объекта), общие обязанности охранника, права охранника, ограничения в сфере деятельности частного охранника, порядок действия охранника в случае прибытия на объект проверяющих (сотрудников правоохранительных органов), действия охранника при возникновении на объекте нештатных ситуаций (при нападении на объект, при пожаре, возгорании или взрыве, при возникновении стихийных бедствий, при авариях систем водоснабжения, отопления и канализации, при отключении электроэнергии, при обнаружении посторонних предметов или получении сообщения о заложенном взрывном устройстве).
№1 «Схема с указанием границ и центров постов, времени и порядка несения службы»;
№2 «Информация о порядке взаимодействия с территориальными органами внутренних дел»;
№3 «Особые обязанности охранников на объекте».
Именно в этих документах содержатся ответы на все вопросы, связанные с организацией охраны объекта, в том числе конкретные обязанности каждого поста, порядок их взаимодействия, организация связи и пр. Все три указанных приложения полностью соответствуют действующим организационно-методическим указаниям ГУВД по г.Москве. Их наличие в комплекте документов при согласовании договора об оказании охранных услуг с подразделениями ЛРР обязательно.
Источник