Перечень объектов безопасность строительства
В статье приведены общие сведения к требованиям по разработке раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», анализ характерных нарушений и статистических данных (по количеству рассмотренных разделов, видам объектов по направлениям, характерным нарушениям), выводы и предложения.
Все сведения приведены в отношении рассмотренных объектов в Омском филиале Главгосэкспертизы России.
ПМ ГОСЧ в деталях
«Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то есть раздел ПМ ГОЧС, регламентирует нормы безопасности, экономической и хозяйственной деятельности владельца объекта капитального строительства с учетом поддержания его безопасности.
В раздел ПМ ГОЧС входит комплекс действий по предотвращению, а также минимизации возникновения опасных ситуаций на объекте, которые разрабатываются для обеспечения защиты имущества, сотрудников предприятия, третьих лиц, находящихся временно или постоянно на территории размещения объекта. Также он разрабатывается для защиты людей, проживающих на близлежащих территориях.
В список потенциальных опасностей, которые рассматриваются в разделе ПМ ГОЧС, входят военные действия (мероприятия по гражданской обороне) и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Качественное выполнение раздела ПМ ГОЧС является важным не только в части качества самой проектной документации, но и с точки зрения информационного воздействия на окружающее пространство ввиду возможной опасности объекта капитального строительства.
В связи с особой важностью принятых проектных решений один экземпляр раздела ПМ ГОЧС в обязательном порядке передается территориальному органу МЧС России и является, по существу, справочным материалом, характеризующим степень опасности объекта капитального строительства на весь его жизненный цикл.
Необходимость разработки раздела ПМ ГОЧС в составе проектной документации установлена двумя основными документами — частью 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом б. 1 пункта 32 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2007 года № 87.
При этом требования к составу и содержанию раздела ПМ ГОЧС указанными документами не регламентированы, но определены ГОСТ Р 55201-2012 «Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства», который не входит ни в один перечень документов обязательного или добровольного применения.
Применение ГОСТ Р 55201-2012 в качестве нормативного документа устанавливается либо заданием на проектирование, либо исходными данными для разработки раздела ПМ ГОЧС Главного управления МЧС России субъекта Российской Федерации (либо иных уполномоченных органов), в которых, кроме специальных условий для его разработки, указывается и рекомендуемый перечень нормативных документов.
Объектами капитального строительства, для которых разработка раздела ПМ ГОЧС обязательна, являются:
- объекты использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов);
- опасные производственные объекты, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- особо опасные объекты;
- технически сложные объекты;
- уникальные объекты;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты капитального строительства, не попадающие под категорию объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, но для которых федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены требования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (данное требование указано в пункте 4.2 (примечание) ГОСТ Р 55201-2012).
За период с 2013 по 2016 год отмечена следующая тенденция изменения объемов разработки раздела ПМ ГОЧС в Омском филиале Главгосэкспертизы России (при подготовке данной статьи были использованы статистические сведения из годовых отчетов экспертов по направлению деятельности «5.2.8. Инженерно-технические мероприятия ГО и ЧС» Омского филиала Главгосэкспертизы России за период с 2011 по 2016 год по оценке качества проектной документации в части мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). С 2011 по 2013 г. наблюдался постепенный рост объемов с 400 до 504 единиц, в 2014 году можно было говорить о сохранении уровня 2013 года (484 единицы), а с 2014 по 2016 год произошло резкое снижение количества разделов до 290 единиц.
При этом объем разработки раздела ПМ ГОЧС относительно общего количества объектов, прошедших государственную экспертизу проектной документации за рассматриваемый период, увеличился и в настоящий момент составляет 81,0 %.
Распределение объемов разработки раздела ПМ ГОЧС по годам приведено на рисунке 1.
В разрезе отраслевой принадлежности структура рассмотренных разделов в 2017 году приведена на рисунке 2 и состоит из:
- объектов, связанных с обустройством и транспортировкой опасных веществ, — 254 ед. (74,28 %);
- объектов, связанных с подготовкой, переработкой и хранением опасных веществ, — 50 ед. (14,62 %);
- автомобильных дорог федерального значения, в том числе автодорог на месторождениях (выполнение раздела ПМ ГОЧС для автомобильных дорог федерального значения в соответствии с Градостроительным кодексом не требуется, за исключением необходимости переустройства коммуникаций с опасными веществами при проектировании (реконструкции) такого вида объектов), — 2 ед. (0,59 %);
- объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования — 14 ед. (4,09 %);
- объектов, связанных со строительством скважин различного назначения, — 6 ед. (1,75 %);
- объектов энергетики — 6 ед. (1,75 %);
- объектов авиационной инфраструктуры — 10 ед. (2,92 %).
Анализ качества
Анализ качества разрабатываемых разделов ПМ ГОЧС, представленных на государственную экспертизу в 2017 году, показал, что замечания по результатам первичного рассмотрения были сформированы по 64,32 % разделов, повторного рассмотрения — 9,94 % разделов.
В процессе проведения государственной экспертизы разделов ПМ ГОЧС было зафиксировано 1256 нарушений.
Все нарушения условно можно разбить на несколько групп:
- общего характера (например, отсутствие согласований, исходных данных и требований, использование недействующей нормативной документации) — 466 ед. (37,10 % от общего количества нарушений);
- нарушения при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне (ГО) — 56 ед. (4,46 % от общего количества нарушений);
- нарушения при разработке перечня мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера на объекте строительства и на рядом расположенных опасных объектах (ПОО) — 310 ед. (24,68 % от общего количества нарушений);
- нарушения при разработке перечня мероприятий по предупреждению ЧС природного характера — 136 (10,83 % от общего количества нарушений);
- нарушения при разработке графических материалов — 288 (22,93 % от общего количества нарушений).
Общий вид распределения нарушений по указанным группам приведен на рисунке 3.
Работа над ошибками
Наиболее важными нарушениями, выявленными государственными экспертами и влияющими на степень риска возникновения аварийных ситуаций, являются:
НАРУШЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГО:
- зоны опасностей, предусмотренные СП 165.1325800.2014, не соответствовали месту размещения объекта строительства (не учитывалось наличие ближайших категорированных объектов, территорий, городов);
- решение о прекращении или продолжении деятельности объекта строительства в особый период не обосновывалось соответствующим решением эксплуатирующей организации или органа уполномоченного решать задачи в области мобилизационной подготовки, либо такие сведения не приводились;
- решения по световой маскировке объекта строительства не соответствовали требованиям СП 165.1325800.2014, СНиП 2.01.53-84;
- проектные решения по защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО) не соответствовали требованиям СП 165.1325800.2014.
НАРУШЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ОБЪЕКТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И НА РЯДОМ РАСПОЛОЖЕННЫХ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ:
- отсутствовали данные о количестве опасных веществ, находящихся в технологических устройствах (емкостях, трубопроводах), необходимые для оценки правильности принятых проектных решений;
- неверно принимались исходные данные для расчетов зон действия опасных поражающих факторов;
- пункты управления (операторные) размещались без учета зон влияния ударных волн избыточного давления взрыва;
- не учитывались рядом расположенные опасные объекты и транспортные коммуникации (в том числе действующие объекты и коммуникации на площадке строительства), аварии на которых могут стать причиной возникновения ЧС на объекте строительства, не определялись зоны действия основных поражающих факторов при авариях на рядом расположенных ПОО и транспортных коммуникациях.
НАРУШЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА:
- отсутствовала оценка частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также категории их опасности в соответствии со СНиП 22-01-95 (несоответствие указанных характеристик материалам инженерных изысканий);
- не предусматривались мероприятия инженерной защиты территории объекта строительства от экстремальных ветровых и снеговых нагрузок.
При разработке графических материалов основным фактором, который приводит к постановке замечаний экспертов, становится, как правило, отсутствие одного (или нескольких) из нижеперечисленных видов графических материалов:
- ситуационного плана с обозначением объекта строительства, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций;
- плана размещения объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений;
- ситуационного плана с обозначением границ зон возможной опасности и зон вероятных ЧС, определенных в проектных решениях, с указанием численности людей в этих зонах;
- схемы путей эвакуации и ввода сил ликвидации аварий.
Также в разделе не приводятся сертификаты соответствия применяемых при расчетах программных продуктов, подтверждающие соответствие их методикам, изложенным в нормативных документах.
Необходимо отметить, что за последние годы количество выявленных недостатков, а также степень их важности, к сожалению, растут.
Причина недостатков и как с ними бороться
Так что же произошло в расчетный период и почему растет общее количество замечаний? Ответ очевиден и прост: это постоянное изменение и совершенствование базы данных действующих и вновь вводимых нормативных документов, низкое и нерегулярное информационное обеспечение этими документами проектных организаций, поскольку такие базы данных являются коммерческим продуктом и требуют значительных финансовых расходов для их приобретения.
И совершенно очевидно, что время от выполнения проектной документации до направления этой документации на государственную экспертизу может исчисляться в буквальном смысле годами. Эксперты же, в свою очередь, руководствуются нормативными документами, действующими на период проведения государственной экспертизы проектной документации.
Решение проблемы качества проектной документации и сокращения затрат, в том числе временных, — фундаментально важная задача, поставленная начальником Главгосэкспертизы России Игорем Евгеньевичем Маныловым: «Вместо поиска ошибок постфактум на стадии проведения экспертизы необходимо изменить саму парадигму совместной работы. Следует отказаться от последовательного контроля над проектированием, экспертизой, строительством и эксплуатацией объекта. Современные технологии и доступ к информации позволяют реализовывать эти процессы одновременно, что значительно экономит время».
Особое внимание он обратил на важность развития стадии предэкспертизы, так называемой нулевой стадии проектирования: «Мы готовы к сотрудничеству и стремимся к тому, чтобы проектно-сметная документация до входа к нам была качественно проработана. Стадия предэкспертизы будет способствовать достижению цели качественной проектно-сметной документации. Переход на двухэтапное проектирование поможет решить проблемы, связанные с качеством подготовки проектно-сметной документации».
Главгосэкспертиза России как организация по проведению государственной экспертизы на федеральном уровне проводит не только работу по выявлению и устранению замечаний, но и профилактическую работу по предупреждению ранее выявленных замечаний путем прямого общения ведущих экспертов с главными инженерами проектов, застройщиками, техническими заказчиками не только в процессе проведения государственной экспертизы, но и на всех этапах проектирования, что в будущем позволяет избежать глобальных рисков.
Антон Николаевич Скарлыгин
Главный специалист отдела специализированных экспертиз Омского филиала Главгосэкспертизы России
Евгений Геннадьевич Бычковский
Главный специалист отдела специализированных экспертиз Омского филиала Главгосэкспертизы России
Природоохранные мероприятия на объекте строительства
К природоохранным мероприятиям относятся все виды деятельности в период строительства, направленные на снижение отрицательного воздействия на природную среду и рациональное использование природных ресурсов.
— строительные работы производятся только в границах площадок, отведённых под строительство;
— движение транспорта и строительной техники осуществляется только в пределах строительного участка и по дорогам;
— свести к минимуму объемы земляных работ при планировке территории;
— поддерживать нормативные санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические условия проживания строителей во временных городках; для этого нужно обеспечить:
— бесперебойное снабжение водой хозяйственно-питьевого качества;
— полноценное питание и медицинское обслуживание; особенное внимание следует уделить охране здоровья персонала.
Для сокращения потерь нефтепродуктов и предотвращения загрязнения почвы при хранении топлива, мелком ремонте, стоянке и обслуживании техники необходимо:
— предусмотреть организованное хранение горюче-смазочных материалов на оборудованной площадке, исключающей проливы;
— осуществлять постоянный надзор за герметичностью технологического оборудования, сальниковых устройств, фланцевых соединений, съемных деталей, люков и т.п.;
— под резервуарами хранения топлива устраивать поддон для своевременного обнаружения и устранения течи;
— в местах возможного загрязнения почв и территории применять специальные стойкие и не впитывающие нефтепродукты покрытия;
— обвалование мест хранения ГСМ.
Заправка автомобилей, тракторов и др. самоходных машин топливом и маслами должна производиться на стационарных или передвижных заправочных пунктах в специально отведенных местах, удаленных от водных объектов. Заправка стационарных машин и машин с ограниченной подвижностью (экскаваторы и др.) должна производиться автозаправщиками. Заправка во всех случаях должна производиться с помощью шлангов, имеющих затворы у выпускного отверстия. Применение для заправки ведер и др. открытой посуды не допускается.
Места случайного разлива нефтепродуктов должны быть максимально локализованы и обработаны таким образом, чтобы была восстановлена структура растительности.
При разливах небольших объемов нефтепродуктов целесообразно снять загрязненный слой и уложить вместо него привозной грунт или дерн.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха на объекте строительства
В целях уменьшения загрязнения воздушного бассейна загрязняющими веществами, выбрасываемыми двигателями внутреннего сгорания строительной и транспортной техники, должны предусматриваться следующие мероприятия:
— комплектация парка техники строительными машинами с силовыми установками, обеспечивающими минимальные удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и т.д.);
— осуществление запуска и прогрева двигателей транспортных средств, строительных машин по утвержденному графику с обязательной диагностикой выхлопа загрязняющих веществ;
— организация в составе каждого строительного потока ремонтных служб с отделением по контролю за неисправностью топливных систем двигателей внутреннего сгорания и диагностирования их на допустимую степень выброса вредных веществ в атмосферу;
— четкая организация работы автозаправщика — заправка строительных машин топливом и смазочными материалами в трассовых условиях должна осуществляться только закрытым способом;
— запрет на оставление техники, не задействованной в технологии строительства с работающими двигателями в ночное время;
— движение транспорта по установленной схеме, недопущение неконтролируемых поездок;
— мероприятия по снижению шума от техники, за счет усовершенствования конструкции глушителей,
— использование защитных кожухов и капотов с многослойными покрытиями из резины, поролона и т.п.
Природоохранные мероприятия по обращению с отходами на объекте строительства. Перед началом производства работ требуется оборудовать места накопления отходов в соответствии с природоохранной документацией. Указать наименования накапливаемых отходов, организацию и ответственного за обращение с отходами на предприятии.
Обеспечить раздельный сбор отходов:
-ртутные лампы люминесцентные отработанные
Исключить возможность превышения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при проливе, рассыпании в процессе складирования и транспортирования. Обеспечить своевременный вывоз отходов за счет собственных средств на специализированные полигоны;
— обеспечить герметичность тары и прочность материала, из которого изготовлена тара;
— обеспечить у площадки накопления отходов удобных подъездных путей для осуществления погрузочно-разгрузочных работ
— обеспечить непроницаемость основания, на котором установлен контейнер
— обозначить места накопления отходов соответствующими табличками с перечислением ответственных в соответствии с Приказом, а также с указанием наименования накапливаемых отходов.
— оборудовать места накопления отходов ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов в закрытом помещении под замком; использовать для накопления специальную тару; сбор, транспортировку и утилизацию ртутьсодержащих ламп осуществлять силами специализированной организации
Все металлические отходы (в т.ч. огарки сварочных электродов и сварочный шлак) должны собираться в контейнерах непосредственно на площадках строительства. По мере их заполнения контейнеры вывозятся по договору специализированной организацией на полигоны утилизации отходов. Не допускается поступление в отходы металлов прочих отходов. Использованные промасленные обтирочные материалы складируются в специальные металлические ящики вместимостью не более 0,5 м3 с надписью: «Для ветоши».Утилизация отходов должна осуществляться по договору специализированной организацией,имеющей соответствующие лицензии. Вывоз отходов должен осуществляться на специализированные полигоны по мере их накопления.
Периодичность вывоза отходов в места, специально предназначенные для постоянного размещения (захоронения) или утилизации отходов производства и потребления, определяется исходя из следующих факторов:
— периодичность накопления отходов;
— наличия и вместимости емкости (контейнера) или площадки для временного хранения отходов;
— вида и класса опасности образующихся отходов и их совместимость при хранении и транспортировке.
Наряду с природоохранными мероприятиями на строительных площадках должны проводится организационные мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, а также на охрану жизни и здоровья людей. К таким мероприятиям можно отнести:
— назначение лиц, ответственных за сбор отходов и организацию мест их временного хранения;
— регулярное контролирование условий временного хранения отходов;
— проведение инструктажа персонала о правилах обращения с отходами;
— организация селективного сбора отходов.
Природоохранные мероприятия по водопользованию и утилизации сточных вод, образующихся при очистке МТК (мобильных туалетных кабин).При производстве работ следует предусмотреть мероприятия, позволяющие уменьшить негативное воздействие работ по строительству на состояние поверхностных вод. К числу этих природоохранных мероприятий относятся:
— соблюдение технологии и сроков строительства;
— на строительных площадках установку мобильных туалетных кабин;
— обеспечить регулярную очистку установленных МТК с привлечением специализированных организаций;
— базирования строительной техники на специально отведенной площадке;
— недопущение слива ГСМ на строительных площадках;
— соблюдение мер противопожарной безопасности, чистоты и порядка в местах присутствия строительной техники;
— оснащение строительных площадок контейнерами для сбора бытового и строительного мусора.
На период строительства должна использоваться привозная питьевая вода. Необходимо заключить договор на поставку питьевой воды со специализированно организацией. Качество воды для хозяйственно-питьевых нужд должно удовлетворять требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Вода хоз.-бытового назначения предусматривается от существующих водопроводных сетей.
Источник