АНАЛИЗ РИСКОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Климовская Дарья Владимировна, Игнатьева Алёна Сергеевна, Полынцева Татьяна Алексеевна, Пузынин Михаил Юрьевич, Банщиков Сергей Денисович
Строительная отрасль является одной из самых опасных отраслей промышленности во многих странах, в результате чего безопасность в строительной отрасли считается очень важным вопросом. Факторы безопасности, влияющие на строительство и методы оценки рисков безопасности строительства, должны составлять неотъемлемую часть управления строительства и, следовательно, быть частью управления строительным проектом .
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Климовская Дарья Владимировна, Игнатьева Алёна Сергеевна, Полынцева Татьяна Алексеевна, Пузынин Михаил Юрьевич, Банщиков Сергей Денисович
Организация безопасности работ при строительстве объектов в свете новых принятых нормативных документов по охране труда
Подъемные сооружения. Часть №1.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ И МЕГАПРОЕКТОВ)
Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РИСКОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ»
Климовская Дарья Владимировна, студентка, Сибирский Федеральный университет, Информационные системы и технологии (ИКИТ) Игнатьева Алёна Сергеевна, студентка, Сибирский Федеральный университет, Строительство, ИСИ Полынцева Татьяна Алексеевна, студентка, Сибирский Федеральный университет, Проектирование зданий и сооружений энерго — и
ресурсосбережение Пузынин Михаил Юрьевич, студент, Сибирский Федеральный университет,
Строительство, ИСИ Банщиков Сергей Денисович, студент, Сибирский Федеральный университет,
АНАЛИЗ РИСКОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ
Аннотация: Строительная отрасль является одной из самых опасных отраслей промышленности во многих странах, в результате чего безопасность в строительной отрасли считается очень важным вопросом. Факторы безопасности, влияющие на строительство и методы оценки рисков безопасности строительства, должны составлять неотъемлемую часть управления строительства и, следовательно, быть частью управления строительным проектом.
Ключевые слова: безопасность в строительстве, проект, охрана труда, риски строительства, проектирование, оценка рисков, управление строительством.
Abstract: the Construction industry is one of the most dangerous industries in many countries, and as a result, safety in the construction industry is considered a
very important issue. Safety factors affecting construction and methods for assessing construction safety risks should form an integral part of construction management and, therefore, be part of construction project management.
Keywords: construction safety, project, labor protection, construction risks, design, risk assessment, construction management.
Строительный контроль. Безопасность и качество строительства
Необходимость улучшения условий труда является коллективной заботой, вызванной как гуманитарными, так и экономическими соображениями. Создание большего количества и более качественных рабочих мест является одной из главных целей социальной политики ЕС. Безопасная и здоровая рабочая среда является важным элементом качества работы. Кроме того, безопасная, здоровая рабочая среда является решающим фактором качества жизни человека [1].
Проблема безопасной рабочей среды имеет большое значение и в строительной отрасли. За последние несколько десятилетий строительная промышленность бурно развивается во всем мире — масштабные проекты получили широкое распространение и стали международными.
Были приняты новые методологии реализации проектов, постоянно совершенствовалась теория и инструментарий проектирования, внедрялись творческие и новые подходы, методы и материалы для строительства [2]. С другой стороны, строительная отрасль считается опасной отраслью. Однако она играет важную роль в удовлетворении потребностей человеческого развития [3]. Уровень смертности от несчастных случаев в строительной отрасли удваивается по сравнению со всеми остальными областями.
Средний показатель по другим секторам — 19,5% всех смертей за рассматриваемый период были связаны с областью строительной промышленности.
Строительные работы в основном ведутся в наружных условиях на строительной площадке. Планировка строительной площадки -это важная деятельность, которая делается для того, чтобы хорошо использовать
пространство площадки. Хорошая планировка участка повышает эффективность и результативность последующих строительных работ, способствует снижению затрат и дальности перемещения материала [4], повышает уровень безопасности строительной площадки [5]. Однако, правильные решения должны приниматься при выборе между различными сценариями планировки площадки с помощью обоснованных и систематических оценок безопасности, поэтому улучшение управления безопасностью строительной площадки должно учитываться как в рамках предпроектных и строительные этапов в документации по управлению строительством.
Документация по управлению строительством представляет собой результат планирования строительных процессов и необходима для его управления. Обработка и постоянное обновление документации по управлению строительством имеют важное значение для управления изменениями, которые являются общими проблемами в строительных проектах. Любые дополнения, исключения или изменения в целях или объеме проекта рассматриваются как изменения независимо от того, увеличивают они или уменьшают стоимость проекта, качество или график [2]. Руководитель проекта должен своевременно прогнозировать изменения.
Изменения в строительных проектах реализуются в проектировании и планировании посредством сложного и итеративного процесса, который может растянуться на длительный период.
Например, в Словакии управление безопасностью труда осуществляется в соответствии с планом охраны труда и гигиены труда. Данный план является частью документации по управлению строительством при планировании строительных проектов.
План охраны труда на строительной площадке-это документ, содержащий детально подготовленные данные, информацию и процедуры, необходимые для обеспечения безопасной работы при строительстве [1].
Для управления строительным проектом важны не только сроки, стоимость и качество, но и планы в области безопасности, строительной техники и мероприятий по устранению влияния зимнего периода, на строительство в составе проектно-сметной документации.
Литература по безопасности строительства была проанализирована с целью выявления рисков, влияющих на безопасность на строительной площадке, и мер, которые могут быть приняты для смягчения или уменьшения небезопасных условий. Из-за различий в строительной отрасли и окружающей среды в разных странах существуют некоторые расхождения в результатах, касающихся факторов безопасности [3]. Риски безопасности можно разделить на несколько различных категорий:
— Выявление ключевых факторов 100 несчастных случаев, которые включают в себя пять категорий: работа в составе команды, рабочее место, материалы, оборудование и передовые менеджеры и супервайзеры.
Эти пять аспектов способствуют формированию иерархии причинно -следственных связей при строительных авариях.
— Влияние психосоциальных факторов на здоровье и безопасность строительных рабочих [5],
— Например, в Китае было установлено 25 ключевых фактора для понимания ключевых рисков строительных проектов.
Для управления этими рисками были разработаны некоторые стратегии. Кроме того, был сделан вывод о том, что заказчики, проектировщики и государственные органы должны взять на себя ответственность за управление соответствующими рисками и работать совместно на этапе технико-экономического обоснования на протяжении всего проекта. Только такая комплексная ответственность и сотрудничество помогут со временем избежать потенциальных рисков.
Между тем, подрядчики и субподрядчики с солидным строительным и управленческим опытом должны быть направлены на минимизацию рисков и проведение безопасной, эффективной и качественной деятельности [2],
— Два признака успеха и один признак неудачи, влияющие на выполнение графика, были идентифицированы из 55 признаков с помощью двухэтапного факторного анализа отдельно по строительным проектам в Индии.
— Влияние исторических, экономических, психологических, технических, процедурных, организационных и экологических проблем тесно связано с обсуждаемым уровнем безопасности объекта. Пять основных важных факторов, связанных с безопасностью на объекте, были определены как переговоры руководства по вопросам безопасности, предоставление буклетов по технике безопасности, предоставление оборудования для обеспечения безопасности, обеспечение безопасной окружающей среды и т.д.
При сравнении несчастных случаев на производстве в ЕС за период с 2008 по 2016 год наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом произошло в строительном секторе. Сложность и неопределенность, унаследованные от природы строительной отрасли, требуют, чтобы специалисты по планированию безопасности применяли как можно более современные и инновационные технологии, чтобы они как можно лучше охватывали предсказуемые неожиданные события.
На основе анализа конструктивных, технологических, временных, стоимостных, пространственных, экологических и качественных требований заинтересованных сторон была проведена оценка рисков безопасности полетов. Безопасность и гигиена труда в строительстве являются неотъемлемым аспектом устойчивого управления строительством. Защита людских ресурсов должна учитываться в измерениях устойчивого строительства. Для того чтобы построить устойчивый процесс строительства необходимо учитывать безопасность и здоровье работников на протяжении всего жизненного цикла построенного здания. Интеграция оценки риска безопасности и предложения по его устранению в качестве одного из измерений BIM может способствовать устойчивому строительству во всех аспектах строительства.
1. СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений. М., 2004.
2. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002. — М.: ДЕАН, 2013. — 161 а
3. Максимчук И.В. Модель управления рисками в системе управления инвестиционной адаптивностью строительного комплекса региона // Вестник ВолгГАСУ. Серия «Гуманитарные науки». № 8 (22). Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2006.
4. Обследование и мониторинг при строительстве и реконструкции зданий и подземных сооружений: пособие к МГСН 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения». М., 2004.
5. Аллахвердян А.Э., Комкова А.В. Некоторые аспекты менеджмент-риска предприятий инвестиционно-строительного комплекса // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10 (ч. 1). С. 53-54.
ИсточникТехрегламент «О безопасности зданий и сооружений»: давайте разберемся в терминах!
АНСБ опубликовало статью доктора технических наук, академика РААСН Владимир Травуша и кандидата технических наук, советника РААСН Юрия Волкова, в которой разбираются некоторые положения Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений»
Минстрой России в настоящее время ведет работу по внесению изменений в действующий технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» 384-ФЗ. Ниже приводится ряд предложений по возможным изменениям регламента.
Следует отметить важные положительные аспекты принятого 30 декабря 2009 года Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Прежде всего, в Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ регламент добавил статью 5.1, подчеркивающую специфику технического регулирования в строительной отрасли. Эта статья так и называется «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений». Одной из этих особенностей, введенных регламентом, является обязательность выполнения требований определённой группы нормативных документов, применение которых обеспечивает безопасность зданий и сооружений.
Если вспомнить, в своё время Закон «О техническом регулировании» наибольшее неприятие и критику встретил как раз со стороны строительного сообщества, именно из-за игнорирования этим Законом специфики строительной деятельности.
ТАК ДОБРОВОЛЬНО ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНО?
В то же время, технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» не является документом прямого действия и в нем не указан адресат — для кого он, собственно, написан. В первой статье сформулированы лишь общие цели принятия регламента. Поэтому в преамбуле регламента надо прямо указать, что регламент должен использоваться, прежде всего, при разработке нормативных документов. Именно в нормативных документах общие положения регламента должны быть преобразованы в конкретнее технические требования, выполнение которых и обеспечит безопасность проектируемых, возводимых и эксплуатируемых строительных объектов.
Статья 5 п.2 регламента озаглавленная «Обеспечение соответствия безопасности изданий и сооружений требованиям настоящего Федерального Закона» так и утверждает, что выполнение обязательных требований данного регламента обеспечиваются через выполнение требования по безопасности, содержащиеся в сводах и правилах, или специальных технических условиях. При этом, выполнение требований этих документов может быть двояким: обязательным и добровольным.
Обязательное исполнение требований сводов правил и национальных сводов правил относится только к документам, включенным в перечень, утверждаемый Правительством России. На это указывает статья 6 пункт 1 Технического регламента.
Еще один перечень документов, утверждает Ростехрегулирование. Эти документы применяются на добровольной основе, но, тем не менее, также обеспечивают выполнение обязательных требований данного технического регламента. Получается, что обязательные требования можно выполнять на добровольной основе. Это юридический казус, который никто обосновать не может. Поэтому упоминание о добровольном применении нужно либо исключить, либо принцип добровольного применения внятно юридически разъяснить в виде отдельного параграфа.
В Резолюции Международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» (Челябинск, октябрь 2013 года) было подчеркнуто, что в техническом регулировании строительства до настоящего времени не решен целый комплекс проблем. При этом в Решении Конференции указывается, что «добровольное» применение никакими правовыми актами не определено, и что добровольное применение нормативных документов не может быть основой для проведения экспертизы как проектной документации, так и для целей строительного надзора, представлений для судебных органов и т.д. Утвержденный недавно новый Перечень нормативных документов обязательного применения повторяет ошибки предыдущего, когда нормативный документ делится на части для добровольного и обязательного применения.
Упомянутые перечни вот уже ряд лет являются предметом нареканий и двоякого толкования. Например, вопрос, делают ли ссылки в обязательном документе на документы добровольного применения их также обязательными? Критерии составления перечней совершенно не ясны, отсюда и обилие мнений на этот счет.
Если критерием является безопасность, то получается, что есть безопасность обязательная, а есть не очень обязательная, то есть добровольная. Между тем, в реалиях, мало какие строительные процедуры не влияют на безопасность объектов. Например, за рамками нового перечня остались документы на правила производства работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений, хотя, по логике, эти документы должны быть все, без исключения, указаны в обязательном перечне, хотя список этих работ довольно длинен.
Наиболее радикальный способ решить проблему перечней документов — это вообще не составлять никакого перечня. Действующие нормативные акты вполне позволяют это сделать. Кто бы ни составлял подобный перечень, неизменно будут возникать вопросы о целесообразности включения того или иного документа. Пользователями упомянутого перечня как инструмента выполнения требований Технического регламента, являются прежде всего проектировщики и органы государственного строительного надзора.
В обязанности органов надзора входит согласно Положению, утвержденному Правительством от 1 февраля 2006 года №54, проверка строительных работ и используемых материалов на соответствие требованиям норм и, подчеркнем, проектной документации. Согласно требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ст.15,п.6, проектировщик должен в проекте давать ссылки на примененные им нормативные документы из обязательного или добровольного перечня.
Но помимо этих документов, проектировщик пользуется большим количеством других нормативов, прежде всего, стандартами, определяющими технические требования к строительным материалам. Все они являются неотъемлемой частью проектной документации.
Соответственно, органы строительного надзора обязаны проверять строительные работы на стадии производства или завершения на соответствие требованиям этих нормативных документов. Следует отметить, что в Положении о государственном строительном надзоре ни слова не говорится о том, что при проверке следует руководствоваться перечнями документов обязательного или добровольного применения, но неоднократно подчеркивается, что проверка должна проводиться на соответствие проектной документации. Более того, Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» прямо указывает, что проектная документация должна использоваться в качестве основного документа при принятии решения об обеспечении безопасности здания или сооружения (статья15,п.10). Потому в каждом конкретном случае достаточно в проекте указать применённый документ, чтобы сделать его обязательным для конкретного применения.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ
Вернемся к регламенту. В регламенте «О безопасности зданий и сооружений» использовано заимствованное из Закона «О техническом регулировании» понятие «минимальные необходимые требования» (ст.3 п. 6). Совершенно неясно, в чем их минимальность для данного регламента.
Тем более, регламент не оперирует при формулировании конкретных требований численными техническими характеристиками, анализируя которые можно было бы оценить минимум это или максимум. Для расчета и проектирования строительных конструкций концепция «минимальные необходимые требования» вообще-то и психологически опасна. Любая конструкция должна иметь определённый запас прочности. Аварии строительных объектов происходят нередко по причине выполнения необходимых требований по минимуму.
То же можно сказать о «пониженном уровне ответственности». Вызывает недоумение отнесение в регламенте к пониженному уровню ответственности зданий и сооружений для индивидуального жилищного строительства (ст.4,п.10).
В самом термине «пониженный уровень ответственности заложено пренебрежение к пользователям таких зданий и сооружений. В сейсмоопасных зонах в случаях землетрясения рушатся и убивают людей чаще всего именно такие объекты «пониженного уровня ответственности». Ответственность может быть либо особая для объектов, выход из строя которых приводит к огромному экологическому ущербу (высокие плотины, атомные электростанции, химические объекты, объекты жизнеобеспечения городов и т.д.), либо повышенная (высотные здания, внеклассные мосты, тепловые электростанции, зрелищные объекты с одновременным присутствием большого числа людей и т.д.), либо нормативная (проектная).
Несколько случайным выглядит перечень «понятий» (почему-то не терминов), используемых в регламенте по безопасности зданий и сооружений.
Из видов безопасности дано определение лишь термину «механическая безопасность», хотя в главе 3 Регламента указаны многие другие виды безопасности. В тоже время, в разделе «понятия» даны термины в тексте регламента не используемые в частности «апробированная методика», «аварийное освещение», приведены определения «усталости явления», но нет более общего термина «надежность строительных конструкций», а также «долговечность».
В ГОСТ 54257 «Надежность строительных конструкций и оснований. Общие положения» термин «воздействие» включает нагрузку, что логично, поскольку учет воздействия (например, температуры) реализуется через учет эквивалентных нагрузок. В регламенте же это разные термины.
Термин «механическая безопасность» в регламенте определяется через отсутствие недопустимого риска. Риск является вероятностной, т.е. численной величиной. Это определение «механической безопасности» делает данный технический регламент, строго говоря, законом отложенного действия до тех пор, пока не будут разработаны стандарты, устанавливающие допустимые значения рисков для различных зданий и сооружений. Кроме того, необходимо будет разработать стандарты, содержащие методики определения фактических значений конкретных для зданий и сооружений величин рисков. Полученные значения необходимо будет затем сопоставить с допустимыми.
До сегодняшнего дня оценка «механической безопасности» или надежности делалась путём анализа первой группы предельных состояний, и на этом принципе построены все нормы расчета прочности. Вероятностные методы (а к ним относится оценка риска) допускается использовать в том случае, если количество данных позволяет проводить их статистический анализ и если эти данные являются однородными и статистически независимыми. (см ГОСТ «Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения»).
Термин «жизненный цикл здания» неправомерно включает периоды времени, связанные с инженерными изысканиями и проектированием, это отдельные процессы, к исчерпанию эксплуатационной пригодности здания не имеющие отношения. Термин «здание» — это не результат, как указано в его определении (здание может быть не закончено), а объект строительства.
В требованиях к проектной документации (ст. 15) регламента «О безопасности зданий и сооружений» необходимо дополнительно указать, что эта документация должна содержать ссылки на конкретные нормативные документы, которые были использованы при ее подготовке.
В ст. 16 «Требования к обеспечению механической безопасности зданий и сооружений» технического регламента следует исключить численные значения коэффициентов надежности по ответственности и количеству уровней ответственности. Технический регламент — это, прежде всего, юридический документ.
Подобные уровни должны быть обозначены в соответствующем стандарте, в частности, в упомянутом выше ГОСТ 54257.
СВОД ПРАВИЛ ИЛИ СТАНДАРТ?
Главу 4 регламента следует дополнить статьей, содержащей положения, что контроль процесса строительства должен включать контроль на соответствие проектов организации строительства и правилам производства работ. Следует в тексте дать определение основополагающих нормативных документов — стандарт и свод правил. Термин стандарт может быть позаимствован из Закона «О техническом регулировании».
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, и т.д.
Но этот же Закон дает неудачное определение свода правил.
Свод правил — документ, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства и т.д. . Прямо скажем, беспомощное определение. Вряд ли кто-нибудь может внятно объяснить, что такое «описание процессов проектирования».
В стандарте — устанавливаются, в своде правил — содержатся; в стандарте — характеристики процессов проектирования, в своде правил — описание процессов проектирования.
А вот как свод правил определял до своей отмены, СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве» — «Своды правил являются документами, содержащими с необходимой полнотой и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм».
Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» СНиПам был придан статус, иными словами, присвоено второе название — «Свод правил», что породило определённую путаницу, поскольку термин «свод правил» уже был задействован. Всего с 1995 года до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли было разработано около 100 сводов правил.
После выхода Постановления Правительства от 19.11.2008 № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил». Начался цикл превращения действующих СНиП в своды правил, и актуализируемые документы были названы сводами правил. Была утрачена важная семантическая составляющая, а именно, слово «нормы». Сравните: «Свод правил» и «Строительные нормы и правила», коротко — СНиП. Что звучит более весомо?
ИсточникУровни ответственности зданий и сооружений ГОСТ
Уровень ответственности — это один из идентификационных признаков объекта строительства строительства согласно Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
Существует три уровня ответственности:
- повышенный
- нормальный
- пониженный
Согласно статьи 4 Идентификация зданий и сооружений (384-ФЗ):
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019), статьи 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты:
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
10.2) подвесные канатные дороги;
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.
Уровень ответственности указывается в задании на проектирование для технических систем безопасности согласно ГОСТ Р 57839-2017 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования, раздел «Общие сведения», подраздел «Сведения о защищаемом объекте«, пункт «Идентификационные признаки объекта«:
7.1.2.2 В пункте «Идентификационные признаки объекта» указывают следующие данные:
а) уровень ответственности объекта согласно Федеральному закону № 384-ФЗ и принадлежность объекта к перечню согласно статьи 48.1 ГрК РФ;
Примечание — Декларация промышленной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.
б) наличие на объекте опасных производственных процессов и присвоенный класс опасности согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 № 116-ФЗ;
в) перечень зданий, сооружений, помещений, наружных установок и электрооборудования, подлежащих защите проектируемой технической системой безопасности, с указанием категорий по пожарной и взрывопожарной опасности согласно Федеральному закону № 123-ФЗ;
Примечание — Декларация пожарной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.
г) наличие на объекте помещений с постоянным пребыванием людей и помещений с массовым пребыванием людей;
д) класс объекта по СП 132.13330.2011 в зависимости от возможного ущерба в случае реализации террористических угроз.
Уровни ответственности зданий и сооружений ГОСТ
Одним из важнейших параметров при проектировании и возведении объектов строительства является уровень ответственности зданий и сооружений.
Иногда специалисты сталкиваются с небольшими трудностями в подготовке исполнительной документации. Напомним, что в ее состав также входят документы и акты, касающиеся доказательств безопасности зданий и сооружений и соответствия определенным критериям. А именно: проверки работ, влияющих на безопасность здания, проверки строительных конструкций с последующим устранением недостатков, рабочие документы, касающиеся возведения строительства, акты, подтверждающие проведение опробований и испытаний, акты, подтверждающие исполнение проектных решений и т.д.
Эти процессы должны быть эффективны и безопасны для жизни и здоровья людей. В начале проектирования заказчик и исполнитель определяют ряд важнейших параметров, влияющих на проектирование и расчет строительных конструкций. Со временем происходят изменения климатических условий, меняется окружающая среда, модернизируются строительные процессы, все эти факторы отражаются в регулярно обновляющихся нормативных документах, за которыми заказчику и исполнителю необходимо следить.
В 2017 году был выпущен и утвержден ряд нормативных актов, касающихся данного вопроса. Это «Инженерные системы высотных зданий», «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», «Объекты строительные повышенной ответственности.
Правила сейсмического микрорайонирования» и «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила детального сейсмического районирования», разрабатывается свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».
На сегодняшний момент уровень ответственности определяется «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений РФ» Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года, вступивший в силу 01.07.2010г. Последние изменения в данный нормативный акт были внесены 02.07.2013 г.
Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, определяющей насколько сильно будет нанесен урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии, в случае его разрушения. Эта характеристика в обязательном порядке определяется и указывается в исходных данных на проектирование.
В зависимости от выбранного уровня ответственности определяется коэффициент надежности по ответственности, используемый при расчетах и проектировании.
До вступления в силу вышеуказанного Федерального закона уровень ответственности определялся по ГОСТ Р 54257-2010, который был отменен 11.12.2014. В новом законодательном акте были изменены обозначения уровней ответственности и некоторые, соответствующие им коэффициенты. Для наглядного сравнения эти данные собраны в таблице 1.
Федеральный закон 384-ФЗ, Ст.4 п.7 (действующий) | ГОСТ Р 54257-2010 (п.9.1) (отменен) | ||
Уровень ответственности | Коэффициент надежности | Уровень ответственности | Коэффициент надежности |
Повышенный | 1,1 | 1а; 1б | 1,2; 1,1 |
Нормальный | 1,0 | 2 | 1,0 |
Пониженный | 0,8 | 3 | 0,8 |
Примечание — Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (γn = 1,2). |
Одной из главных задач заказчика и проектировщика является корректное определение этих характеристик, по 384-фз часть 1, ст.4, п 8-10 в которых говорится, о том, что:
- повышенный уровень ответственности — это здания и сооружения являющиеся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами в соответствии со Ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской федерации (к ним можно отнести объекты, отказ которых может повлечь за собой тяжелые последствия социального, экономического и экологического характера. Это магистральные трубопроводы, нефтяные резервуары, здания с пролетами от 100 и более метров и технически сложные сооружения);
- нормальный уровень ответственности у зданий и сооружений, не относящиеся к повышенному или пониженному уровню ответственности (под эту категорию подпадают производственные, жилые, общественные здания и т.п.);
- пониженный уровень ответственности – это здания и сооружения временного (сезонного) назначения, вспомогательного использования при строительстве или реконструкции, а также расположенные на земельных участках, предоставленных для ИЖС (то есть гаражи, теплицы, склады и павильоны).
Ростехнадзор: СТО «Мониторинг зданий и сооружений повышенного уровня ответственности. Общие требования»
Настоящий стандарт разработан для выполнения требований:
— положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
«3. Задание на выполнение инженерных изысканий для строительства, реконструкции зданий и сооружений повышенного уровня ответственности и задание на проектирование таких зданий и сооружений могут предусматривать необходимость научного сопровождения инженерных изысканий и (или) проектирования и строительства здания или сооружения. В проектной документации опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с частью 8 статьи 4 указанного Федерального закона к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности, должны быть предусмотрены конструктивные и организационно-технические меры по защите жизни и здоровья людей и окружающей среды от опасных последствий аварий в процессе строительства, эксплуатации, консервации и сноса (демонтажа) таких объектов».
— положения пункта 10.5 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (пункт включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря2014 г. № 1521):
«10.5. Для зданий и сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности, должны предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их мониторинг при возведении и эксплуатации».
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку подготовки и проведения работ АО «НТЦ «Промышленная безопасность» по научно — техническому сопровождению проектирования, строительства и мониторингу технического состояния зданий и сооружений повышенного уровня ответственности, в том числе на опасных производственных объектах.
Ростехнадзор: СТО «Мониторинг зданий и сооружений повышенного уровня ответственности. Общие требования»
Утвержден и введен в действие приказом АО «НТЦ «Промышленная безопасность» от 20 мая. 2019 г. № 51 Стандарт организации «Научно-техническое сопровождение и мониторинг зданий и сооружений повышенного уровня ответственности. Общие требования»
Настоящий стандарт разработан для выполнения требований:
— положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
«3. Задание на выполнение инженерных изысканий для строительства, реконструкции зданий и сооружений повышенного уровня ответственности и задание на проектирование таких зданий и сооружений могут предусматривать необходимость научного сопровождения инженерных изысканий и (или) проектирования и строительства здания или сооружения. В проектной документации опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с частью 8 статьи 4 указанного Федерального закона к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности, должны быть предусмотрены конструктивные и организационно-технические меры по защите жизни и здоровья людей и окружающей среды от опасных последствий аварий в процессе строительства, эксплуатации, консервации и сноса (демонтажа) таких объектов».
— положения пункта 10.5 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (пункт включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря2014 г. № 1521):
«10.5. Для зданий и сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности, должны предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их мониторинг при возведении и эксплуатации».
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку подготовки и проведения работ АО «НТЦ «Промышленная безопасность» по научно — техническому сопровождению проектирования, строительства и мониторингу технического состояния зданий и сооружений повышенного уровня ответственности, в том числе на опасных производственных объектах.
«ГОСТ 27751-2014. Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения»
Дата внесения: 12.10.2017
Дата изменения: 23.02.2020
Описание
1.1. Настоящий стандарт устанавливает общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций и оснований.
1.2. Настоящий стандарт следует применять при проектировании, расчете, возведении, реконструкции, изготовлении и эксплуатации строительных объектов, а также при разработке нормативных документов и стандартов.
Отдельные положения данного документа включены в :
Введен взамен «ГОСТ Р 54257-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования».
Источник