Членство в саморегулируемой организации
С 1 января 2010 г. предпринимательская деятельность по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешена исключительно на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске. Однако несмотря на требования законодательства многие хозяйствующие субъекты до сих пор не вступили в СРО, так как этот шаг сопряжен с существенными материальными затратами. О порядке вступления в СРО и последствиях выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске пойдет речь в настоящей статье.
Порядок вступления в СРО и выхода из нее.
Согласно п. 17 ст. 1 ГрК РФ саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признается некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих работы в указанных сферах. В соответствии со ст. 55.18 ГрК РФ сведения о СРО вносятся Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Объекты негативного воздействия IV категории
Таким образом, прежде чем обратиться в СРО с заявлением о приеме в ее члены, необходимо ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в частности с перечнем видов работ, свидетельство о допуске к которым имеет право выдавать СРО.
Порядок приема в члены СРО описан в ст. 55.6 ГрК РФ. Ее членами могут быть юридические лица (в том числе иностранные) и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство о допуске). Для приема в члены СРО вышеуказанные лица должны представить следующие документы:
• заявление о приеме в члены СРО с указанием вида работ, свидетельство о допуске к которым намерен получить заявитель (форму заявления можно найти на сайте любой СРО);
• копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации), копии учредительных документов юридического лица, а для иностранного юрлица – надлежащим образом заверенный перевод на русский язык копий документов о государственной регистрации юрлица в соответствии с законодательством соответствующего государства;
• документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске (в силу ст. 55.5 ГрК РФ каждая СРО обязана разработать и утвердить эти требования, которые относятся к численности сотрудников и их квалификации, стажу работы, наличию у заявителя определенного имущества для выполнения работ);
• копия свидетельства о допуске, выданного другой СРО того же вида, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является ее членом.
Решение о приеме (об отказе в приеме) заявителя в члены СРО и выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о допуске к определенным работам должно быть принято СРО в течение 30 дней с момента получения вышеуказанных документов. Согласно ч. 5 ст. 55.6 ГрК РФ для отказа в получении членства имеются следующие основания:
1) заявитель не соответствует требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ;
3) заявитель уже имеет выданное другой СРО того же вида свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые указаны в заявлении о приеме в члены СРО.
Свидетельство о допуске выдается в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ). В этой связи отметим, что отдельные СРО выставляют в качестве условия приема в свои члены требование о единовременной уплате также и членских взносов, что является необоснованным.
Решение о приеме либо об отказе в приеме в члены СРО, ее бездействие при приеме могут быть обжалованы в арбитражном суде.
1. При добровольном выходе из СРО (членство прекращается со дня поступления в СРО соответствующего заявления).
2. При исключении по решению СРО из ее членов. В соответствии со ст. 55.10 ГрК РФ принятие решения по этому вопросу отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов СРО и возможно только при:
• неоднократном в течение одного года или грубом нарушении членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, стандартов саморегулируемых организаций и (или) правил саморегулирования;
• отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ.
Обратите внимание: ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ определяет, что при приобретении некоммерческой организацией статуса СРО индивидуальные предприниматели и юрлица, являющиеся на тот момент ее членами, не получают свидетельств о допуске к работам. Они обязаны получить эти свидетельства не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса СРО в порядке, предусмотренном данной статьей, для внесения изменений в свидетельство о допуске.
Решение об исключении из членов СРО принимается общим собранием ее членов, кроме случая, когда данное решение основывается на отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске к одному виду работ. Здесь решение об исключении вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО (правление, дирекция).
Подчеркнем, что в силу ч. 4 ст. 55.7 ГрК РФ лицу, прекратившему членство в СРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд СРО [1] , если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Такие случаи определены ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В данной норме указано, что СРО возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившему членство, уплаченные ими взносы в компенсационный фонд, если указанные лица:
• получили свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые до 1 августа 2010 года исключены из утвержденного Минрегионом Перечня видов работ (Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 624));
• не имеют свидетельства о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
• прекратили членство в СРО добровольно или в связи с отсутствием свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения определенных работ из вышеуказанного Перечня.
СРО возвращает взнос, уплаченный в компенсационный фонд, в течение 10 дней со дня прекращения членства. Отметим, что со дня возврата указанного взноса СРО не может быть привлечена к субсидиарной ответственности в случае возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ.
Исключенные из перечня виды работ и возврат взносов.
Как известно, лицензии на осуществление определенных строительных работ прекратили свое действие 1 января 2010 года С этого момента для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь соответствующее свидетельство о допуске, выданное СРО. Первое время действовал Перечень видов работ , утвержденный Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее – Приказ № 274 ). Однако данный нормативный акт утратил силу с момента принятия Приказа № 624 , который утвердил новый Перечень. Позднее виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, были уточнены ( Приказ Минрегиона России от 23.06.2010 № 294 ).
Однако в Письме от 15.06.2010 № 24099-РП/08 ведомство указало на следующее. Часть 9 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливает, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается СРО без ограничения срока и территории его действия, поэтому прекращение действияПриказа № 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным нормативным актом.
Минрегион также отметил, что в практике деятельности государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов, государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, органов государственного строительного надзора, организаций строительного контроля, правоохранительных органов и др. могут возникнуть трудности сопоставления видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с Приказом № 274, и в Перечне, утвержденном Приказом № 624, поскольку в последнем виды работ сформулированы в большинстве случаев в иной редакции.
В этой связи Минрегион рекомендует лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 624, только после внесения данных видов работ в свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Согласно названному Письму внесение изменений в свидетельства о допусках осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 10 – 14 ст. 55.8 ГрК РФ. То есть для этого необходимо представить в СРО заявление о внесении изменений. К нему должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, но лишь в том случае, если член СРО намеревается получить свидетельство о допуске к иным видам работ, чем те, которые указаны в свидетельстве, выданном в соответствии с Приказом № 274.
Как было сказано выше, взносы в компенсационный фонд возвращаются заявителю в случае исключения из перечня тех видов работ, свидетельство о допуске к которым им было получено. В Письме от 08.10.2010 № 35145-ИП/08 Минрегион разъяснил, что работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 274, могут считаться исключенными из нового Перечня, утвержденного Приказом № 624, если они отмечены знаком «*» и не выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Следовательно, в случае когда виды работ, свидетельство о допуске к которым ранее было получено юрлицом или индивидуальным предпринимателем, исключены из Перечня, эти лица могут добровольно выйти из СРО и требовать возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд.
Данное обстоятельство подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 № 06АП-1205/2011 сделан аналогичный вывод. Если виды работ, на которые первоначально было получено свидетельство о допуске, исключены из Перечня как самостоятельные, член СРО может добровольно выйти из нее и вправе требовать выплаты уплаченного им в компенсационный фонд взноса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).
Последствия выполнения работ без свидетельства о допуске.
Организация (индивидуальный предприниматель) может выполнять работы, не указанные в Перечне, не обременяя себя членством в СРО. Однако производить работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, допустимо только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске ( ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ ). Несоблюдение данного требования может повлечь неблагоприятные последствия в виде спорных ситуаций.
Во-первых, в случае выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ».
В качестве санкции предусмотрен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уполномоченным органом по рассмотрению данного правонарушения является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ч. 1 ст. 23.69 КоАП РФ).
Обратите внимание, что выполнение строительных и архитектурно-строительных работ осуществляется на основании заключенного между подрядчиком и заказчиком договора строительного подряда (подряда на выполнение проектных работ). И в правоприменительной практике встречались случаи, когда уполномоченный орган привлекал к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ организации, выполняющие функции заказчика-застройщика, однако это решение впоследствии было признано незаконным (в качестве примера можно привести Постановление ФАС ПО от 13.01.2011 № А65-15101/2010).
Свою позицию относительно наличия у заказчика свидетельства о допуске высказал и Минрегион. В Письме от 19.06.2009 № 18841-ИМ/08 ведомство указало: если работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполняются не лично, а с привлечением субподрядных организаций, с 20 февраля 2009 года осуществление функций заказчика-застройщика возможно без наличия лицензии, а также без вступления в СРО и получения свидетельства о допуске.
Отметим еще один факт. Руководитель организации, работающей без соответствующего свидетельства о допуске, до 9 апреля 2010 года мог быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ. Однако Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел в данную статью поправку: теперь уголовная ответственность за незаконное предпринимательство возникает только в случае осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, а не специального разрешения, как было прежде.
Во-вторых, нельзя исключать и возможность принудительной ликвидации юридического лица. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, осуществляя деятельность с неоднократными или грубыми нарушениями закона, юрлицо может быть ликвидировано по решению суда, а выполнение работ без свидетельства о допуске СРО является прямым нарушением ст. 55.8 ГрК РФ. В Письме Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 № 23 разъяснено, что иск о принудительной ликвидации подрядчика вправе заявить налоговая инспекция или прокурор, а суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую деятельность организации.
В то же время, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены, юрлицо не может быть ликвидировано.
В-третьих, существует мнение, что отсутствие свидетельства о допуске СРО равносильно отсутствию лицензии, и сделка (договор строительного подряда) может быть признана недействительной в силу ст. 173 «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности» ГК РФ.
Между тем отсутствие у подрядчика свидетельства о допуске к работам является нарушением обязательных правил, установленных ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ и п. 1 ст. 422 ГК РФ. Подобное несоответствие согласно ст. 168 ГК РФ влечет ничтожность сделки, а ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п.
1 ст. 166 ГК РФ). Следовательно, обращение в суд, в отличие от случая, предусмотренного ст. 173 ГК РФ, не понадобится.
Однако арбитражные суды порой признают оспоримыми (условно действительными) сделки, заключенные при отсутствии допуска к соответствующим видам работ (пример – Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 № А33-10807/2010). Но все же необходимо констатировать, что правоприменительная практика по спорам, связанным с наличием (отсутствием) у организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, пока не сложилась.
Еще одним спорным вопросом является оплата работы, выполненной без соответствующего свидетельства о допуске: заказчики часто отказываются платить подрядчикам по данному основанию. К сожалению, единая судебная практика по этому вопросу также отсутствует.
С одной стороны, в силу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику оговоренную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что последняя выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. А с 1 января 2010 года субъект хозяйственной деятельности вправе выполнять работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к этим работам.
Таким образом, договор подряда в части обязанностей сторон, связанных с работами, которые подлежат выполнению лишь при условии получения свидетельства о допуске, может быть признан судом недействительным (ст. 173, 180 ГК РФ).
С другой стороны, арбитражная практика исходит из того, что, если работы были фактически выполнены и приняты заказчиком, признание договора подряда недействительным не является безусловным основанием для отказа в их оплате (п. 2 Письма ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).
В настоящее время существуют два судебных решения в пользу подрядчика, не имеющего соответствующего свидетельства о допуске.
Первое – это упомянутое Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда № А33-10807/2010, в котором сказано следующее: согласно представленному истцом отзыву на апелляционную жалобу указанное ответчиком условие не является основанием для признания качества работ ненадлежащим и неоплаты работ. В связи с отсутствием у истца свидетельства о допуске к спорным видам работ (лицензии)сделка может являться оспоримой, ответчик не относится к лицам, имеющим право требовать признания ее недействительной(выделено автором).
Второе решение – Постановление ФАС ВСО от 09.11.2010 № А33-2689/2010. В нем также сделан вывод об оспоримости (но не ничтожности) договора подряда в отсутствие свидетельства о допуске к работам по монтажу систем отопления, водопровода и канализации.
Заключение.
Анализ действующего законодательства и судебной практики говорит о том, что обладание свидетельством о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, является своеобразной гарантией от многих неблагоприятных последствий, хотя получение такого допуска влечет существенные материальные затраты, зачастую непосильные для субъектов малого предпринимательства.
[1] К примеру, для строительных организаций минимальный взнос в компенсационный фонд СРО составляет 300 тыс. руб. – при условии установления СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ.
ИсточникПриказ сро перечень видов работ
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту)
Устройство ростверков 5.4. Устройство забивных и буронабивных свай 5.5. Термическое укрепление грунтов 5.6. Цементация грунтовых оснований с забивкой инъекторов 5.7.
Силикатизация и смолизация грунтов 5.8.
Работы по возведению сооружений способом «стена в грунте».
5.9. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций 6.1.
Опалубочные работы 6.2. Арматурные работы 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций 7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций 7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений 7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок 7.3.
Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин 8.
Перечень работ СРО в строительстве.
Виды деятельности СРО.
Устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов 2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов 3.
Земляные работы 3.1. Механизированная разработка грунта 3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве 3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации 3.4. Работы по искусственному замораживанию грунтов 3.5.
Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками 3.6.
Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода 4.
Устройство скважин 4.1. Бурение, строительство и монтаж нефтяных и газовых скважин 4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин) 4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин 4.4.
Приказ 624 последняя редакция от 2022г сро
Вступать в объединение придется только в том случае, если компания обнаружит работы, которые она будет осуществлять, в Постановлении Правительства РФ № 624 в последней редакции. Так, данный законопроект являет собой перечень опасных видов деятельности в строительстве и в смежных областях, на которые нужно получать допуски СРО. Однако в документе существует один интересный нюанс – некоторые разновидности работ отмечены знаком *.
Соответственно, такие работы классифицируются, как простые, но в случае, если они будут реализовываться на опасных объектах, указанных в ст.
48.1 ГК РФ, то членство в СРО потребуется обязательно. К опасным объектам относятся следующие:
- объекты по переработке ядерной энергии;
- железнодорожные вокзалы.
- морские порты;
- объекты космической инфраструктуры;
- аэропорты;
- метрополитены;
Более подробную информацию
Законодательство
Таким образом, прекращение действия приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г.
№274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным приказом. Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г.
№ 274 и прямо предусмотренные Приказом №624.
Вместе с тем, при реализации Приказа №624 в практике деятельности государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов, организаций по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, органов государственного строительного надзора, организаций строительного контроля, правоохранительных органов и других органов и организаций могут возникнуть трудности сопоставления видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г.
ПРИКАЗ 30 декабря 2009 г. N 624
3. Признать утратившим силу приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г.
«Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
(зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 N 13086), а также приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2009 г.
N 480 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г.
N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст.
5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст.
1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре,
Перечень видов строительных работ, требующих допуск СРО по Приказу №624 Минрегиона РФ
Участники СРО имеют право не только предоставлять, но и отстаивать свои права и интересы на законном основании перед федеральными органами и органами самоуправления.
Любая деятельность, требующая получения допуска, регулируется не только нормативно-правовыми документами, но и .
В приказе отражен полный перечень работ в сфере строительства, проектирования и изыскания, для осуществления которых требуется свидетельство о допуске: Работы по инженерным изысканиям, в состав которых входят следующие строительные мероприятия:
- изучение фундамента сооружений и состояния грунта.
- инженерно-геологические;
- инженерно-геодезические;
- инженерно-экологические;
- инженерно-гидрометеорологические;
- инженерно-геотехнические;
Перечень работ, связанных с подготовкой схем и проектной документацией:
Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с изменениями на 14 ноября 2011 года)
Признать утратившим силу (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 года N 13086), а также (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года N 15789) с момента вступления в силу настоящего приказа.4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2010 года.5.
Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А.Токарева.МинистрВ.БасаргинЗарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации15 апреля 2010 года,регистрационный N 16902(с изменениями на 26 мая 2011 года)1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий1.1.
Создание опорных геодезических сетей1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами1.3.
Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200-1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений1.4.
Перечень видов работ (Классификатор СРО)
№ 624 (с изм. Приказа от 23.06.2010 № 294)– * Перечень видов проектной деятельности (классификатор СРО в проектировании): утвержден Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г.
№ 624 (с изм. Приказа от 23.06.2010 № 294) – * Перечень видов изыскательской деятельности (классификатор СРО в изысканиях): утвержден Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г.
№ 624 (с изм. Приказа от 23.06.2010 № 294) – ПЕРЕЧЕНЬ ОСОБО ОПАСНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ:При выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, необходимо оформлять свидетельство о допуске к особо опасным, технически сложным и уникальным работам (в простонародье — допуск на особо опасные работы).
ИсточникПеречень требующих допуска СРО видов работ в строительстве в 2019 г.
04.04.2019
Все работы по СРО подразделяются по видам деятельности. Строительная отрасль включает в себя большой перечень работ. Все саморегулируемые организации специализируется в каком-то одном направлении. Именно профильность объединений помогает организовать идеальную структуру с налаженными связями, которая выполняет самые сложные проекты точно в срок и обеспечивает их высокое качество.
Все саморегулируемые организации объединили по направлениям в 3 группы: инженерные изыскания, подготовка проектной документации и строительство. Их участники могут заниматься своей деятельностью только после оформления допуска на эти работы. Разрешение СРО на строительные работы по новому законодательству выдается в объединении того региона, в котором она зарегистрировала свою деятельность компания.
С 1 июля 2017г. начал действовать ФЗ-372 от 03.07.2016. Сейчас, чтобы выполнять проекты в строительной отрасли, независимо от вида СРО, необходимо оформить членство, которое подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации. Для получения этого документа, заявитель должен вступить в такое объединение по месту своей регистрации.
Разделение СРО по видам работ:
- строителей;
- проектировщиков;
- изыскателей.
Законодательство о СРО в строительстве
Деятельность саморегулируемых организаций в строительстве регулируют законы РФ и нормативные акты. К ним относятся:
Федеральные законы о саморегулирование деятельности в строительной сфере
- № 372 от 03.06.2016г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»
- Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004г.
- № 315 «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007г.
Постановления Правительства РФ
- № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра СРО»
- №207 от 22.03. 2011г. « О минимально необходимых требованиях к выдаче СРО свидетельств о допуске на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность этих объектов»
Акты федеральных органов власти
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 « Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 114 от 25.03.2015г. «Об утверждении формы единого реестра членов СРО»
Перечень работ для СРО в строительстве
- геодезические, выполняемые на строительных площадках;
- подготовительные;
- земляные;
- по обустройству скважин;
- по закреплению грунтов, установке свай;
- монтаж сборных конструкций из бетона и железобетона;
- буровзрывные;
- сооружение конструкций из кирпича, натурального и искусственного камня;
- монтаж и демонтаж конструкций из металла и древесины;
- защита строительных конструкций, включая трубопроводы (исключение составляют магистральные и промысловые);
- устройство кровель;
- фасадные;
- обустройство инженерных систем внутри зданий и сооружений;
- устройство наружных сетей: газоснабжающих (исключая магистральные),
- теплоснабжающих, канализационных и водопроводных;
- прокладка линий связи и наружных электросетей;
- устройство объектов повышенной опасности;
- монтажные и пусконаладочные работы на предприятиях все видов промышленности и транспорта;
- устройство аэродромов;
- прокладка ж/д и автодорог, а также трамвайных путей;
- обустройство туннелей;
- устройство шахт;
- прокладка путепроводов;
- строительство эстакад и мостов.
Какую деятельность ведут СРО
Все работы по СРО ведутся после оформления выписки из реестра членов саморегулируемого объединения или допуска. Это прописано в ФЗ № 372, вступившем в силу 03.07.2017. Но, данное требование обязательно не для всех компаний. Саморегулируемая организация оформляет допуски фирмам, изъявившим желание стать участником объединения. Предоставляет профильные услуги и является посредником между государством, членами объединения и участниками рынка, самостоятельно регулирует права и обязанности сторон. Саморегулируемые объединения имеют определённые преимущества перед государственными структурами:
- Меньше бюрократии при работе.
- Быстрее реагируют на изменения в законах и нормативных актах.
- Оперативно решают спорные вопросы.
Для государства такая система контроля является наиболее эффективной, так как не оно, а некоммерческие объединения несут ответственность за деятельность компаний членов саморегулируемой организации.
Основные функции строительных объединений:
- разрабатывают, утверждают правила поведения, инструкции;
- создают стандарты к качеству предоставляемых услуг;
- регулируют конфликтные ситуации;
- оказывает правовую, юридическую поддержку, консультируют при проверках надзорных органов;
- разрабатывают документацию для вступления;
- определяет, соответствуют ли члены и кандидаты требованиям закона;
- осуществляют контрольные, надзорные функции за выполнением компаниями обязательств перед заказчиками, анализируют их деятельность;
- проводят обучение, повышают профессиональный уровень специалистов.
Деятельность самих саморегулируемых объединений контролируется Ростехнадзором и ассоциацией НОСТРОЙ. Вся информация о них содержится в государственных реестрах. Свидетельства на работы по СРО регламентированы Градостроительным кодексом РФ и ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях», данные объединения имеют законное основание оформлять выписку из реестра членов.
Источник