Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращения от 19.02.2020 по вопросам о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее — Закон о контрактной системе, Постановление № 99, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Обновлен порядок изменения строительных госконтрактов из-за непредвиденных обстоятельств
Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенным в Обращении вопросам сообщить следующее.
1. По вопросу об изложении предмета контракта, заключаемого на основании части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, Департамент сообщает следующее.
Согласно частям 55, 56 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 г. высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить перечень объектов капитального строительства, в отношении которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 настоящей статьи, в том числе предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Так, в соответствии с положениями части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть:
— одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству;
— одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству, реконструкции;
— одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом Департамент обращает внимание, что в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе определяет перечень работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого по результатам такой закупки контракта, и устанавливает требования к работам, являющимся предметом закупки, исходя из своих потребностей, а также с учетом требований технических регламентов и документов национальной системы стандартизации, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Письмо Минфина о возможности изменения условий договоров по 223-ФЗ
Таким образом, заказчик самостоятельно формирует предмет контракта исходя из своих потребностей, руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе.
2. По вопросу о применении дополнительных требований, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, Департамент сообщает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, при осуществлении закупок работ, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, заказчик устанавливает в документации о закупке дополнительное требование, предусмотренное пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99.
При этом Департамент обращает внимание, что заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки исходя из содержания работ, необходимых для выполнения по контракту, а также заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки дополнительные требования по нескольким пунктам Приложений № 1 и № 2 к Постановлению № 99 одновременно.
3. По вопросу о требовании к членству в саморегулируемых организациях Департамент сообщает следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Департамент обращает внимание, что в силу положений части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию, а также по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства соответственно.
Таким образом, если предметом контракта является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, заказчик устанавливает требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В случае если предметом закупки является подготовка проектной документации, то заказчик устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в связи с чем по вопросу о необходимости наличия членства в саморегулируемой организации заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.
Источник: zakupki-inform.ru
Об НДС при передаче нежилых помещений в многоквартирном доме
Передача участнику ДДУ нежилых помещений в многоквартирном доме не подлежит налогообложению НДС.
На основании подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождены услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве (ДДУ), за исключением услуг при строительстве объектов производственного назначения (это объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)).
К объектам производственного назначения относятся именно объекты в вышеуказанном смысле, а многоквартирный дом (как здание в целом) является объектом непроизводственного (жилого) назначения независимо от наличия в нем нежилых помещений.
В этой связи услуги застройщика, оказываемые по ДДУ, предусматривающим передачу участнику ДДУ объекта по договору в виде нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежат налогообложению НДС.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2020 N 03-07-15/98846 о порядке применения налога на добавленную стоимость организацией-застройщиком при передаче нежилых помещений, входящих в состав жилого дома.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2020 г. N 03-07-15/98846
В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость организацией-застройщиком при передаче нежилых помещений, входящих в состав жилого дома, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения. К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Согласно правовой позиции судов понятия «объект» и «объект долевого строительства» имеют различное значение.
Согласно правовой позиции судов под объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости (в том числе многоквартирный дом в целом) и данный термин отличается от более узкого термина «объект долевого строительства», под которым понимается жилое или нежилое помещение, общее имущество, входящее в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (отдельная квартира, нежилое помещение). При этом судами отмечается, что определения понятия «объект производственного назначения» Кодекс не содержит. Законодатель указал лишь характеризующий критерий, обусловленный предназначением таких объектов, — использование их в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. К объектам производственного назначения относятся именно объекты в вышеуказанном смысле, а многоквартирный дом (как здание в целом) является объектом непроизводственного (жилого) назначения независимо от наличия в нем нежилых помещений.
Данные выводы поддержаны Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2016 N 302-КГ16-11410, от 22.07.2016 N 306-КГ16-4710, а также от 06.04.2017 N 308-КГ17-2206.
Учитывая вышеуказанную позицию судов, услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства объекта по договору участия в долевом строительстве в виде нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Источник: www.audit-it.ru
Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-04-05/31158 от 23.04.2021
Вопрос: О расходах, включаемых в состав имущественного вычета по НДФЛ при строительстве жилого дома.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 25.02.2021, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса (в редакции до 01.01.2021) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. При этом согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 220 Кодекса размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 рублей.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 Кодекса установлено, что в фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться следующие расходы:
расходы на разработку проектной и сметной документации;
расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
расходы на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, в том числе не оконченного строительством;
расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке;
расходы на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо- и газоснабжения и канализации.
Таким образом, при строительстве жилого дома положениями статьи 220 Кодекса предусмотрена возможность включения в состав имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в частности, расходов на приобретение строительных и отделочных материалов, а также расходов на подключение жилого дома к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации.
Вместе с тем перечень расходов на новое строительство жилого дома для целей получения имущественного налогового вычета является закрытым. В этой связи иные расходы, в частности на приобретение инструментов и оборудования, к вычету не принимаются.
По мнению Департамента, налогоплательщик вправе включить в состав имущественного налогового вычета расходы, связанные с выполнением налогоплательщиком строительных и отделочных работ или приобретением им строительных и отделочных материалов в соответствии с перечнем работ, относимых к строительным и отделочным работам Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В этой связи в приведенном разъяснении изложен общий порядок предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, который не учитывает конкретные обстоятельства и условия.
Также информируем, что на основании пункта 1 статьи 22 Кодекса налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 137 Кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 1 статьи 138 Кодекса установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Источник: www.klerk.ru
«Письмо» Минфина России от 28.04.2022 N 09-01-09/39495 «О применении положений Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505»
В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» Министерством финансов Российской Федерации размещен на официальном сайте Минфина России перечень наиболее часто задаваемых вопросов (в рубрике (разделе) Минфин России/Деятельность/Бюджет/Исполнение бюджета по расходам/Методология исполнения бюджета по расходам/по ссылке: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/exec_expense/method/).
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 МАРТА 2022 Г. N 505 «О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРОВ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) КОНТРАКТОВ
В 2022 ГОДУ» (ДАЛЕЕ — ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 505)
Установление в контракте условия об авансировании в соответствии с пунктом 2 Постановления N 505 является обязанностью или правом получателя средств федерального бюджета?
Обязанность — в случае, если госконтракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы); право — в случае, если госконтракт не подлежит казначейскому сопровождению.
Положениями пункта 2 Постановления N 505 установлено, что в 2022 году получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых:
подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год;
не подлежат казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Положениями пункта 2 Постановления N 505 минимальный размер авансового платежа для государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), не подлежащих казначейскому сопровождению, не предусмотрен, в этой связи, по мнению Минфина России, получатели средств федерального бюджета могут не предусматривать авансовые платежи в таких государственных контрактах.
При этом включение в государственные контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащие в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, авансовых платежей в размерах, определенных абзацем вторым пункта 2 Постановления N 505, по мнению Минфина России, является обязательным.
Распространяются ли положения Постановления N 505 об авансировании на бюджетные и автономные учреждения?
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичная норма в отношении автономных учреждений предусмотрена положениями части 3.11-1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
В этой связи требования к размерам авансовых платежей, установленные в Постановлении N 505, для получателей средств федерального бюджета, должны соблюдаться при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг федеральными бюджетными и автономными учреждениями.
Возможно ли получателю средств федерального бюджета в соответствии с положениями абзацев второго и третьего пункта 2 Постановления N 505 предусматривать в контракте условия об авансовом платеже в размере 0%?
В случае, если госконтракт под казначейским сопровождением, в соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 Постановления N 505 аванс — от 50 до 90 процентов. Соответственно «0» быть не может.
По контрактам, не подлежащим казначейскому сопровождению, нижней границы аванса абзацем третьим пункта 2 Постановления N 505 не предусмотрено.
Нужно ли предусматривать авансовый платеж, подлежащий казначейскому сопровождению, в размере от 50 до 90 процентов в государственных контрактах, расчеты по которым подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению?
Положениями пункта 2 Постановления N 505 установлено, что в 2022 году получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых:
подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год;
Допускается ли выплата аванса, увеличенного в соответствии с положениями пункта 2 Постановления N 505, частями за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, а также каждого последующего года многолетнего контракта?
Положениями статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие и исполнение получателями бюджетных средств бюджетных обязательств осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В этой связи осуществление частичной выплаты аванса, увеличенного в соответствии с положениями Постановления N 505, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, а также на соответствующий год планового периода, по мнению Минфина России, возможно.
При этом выплата авансовых платежей в очередном финансовом году должна осуществляться с учетом положений абзаца четвертого пункта 2 Постановления N 505.
Могут ли устанавливаться в заключенных до 30 марта 2022 года контрактах авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были?
В силу положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2022 году допускается внесение изменений в существенные условия ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Пунктом 4 Постановления N 505 установлено право в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44 получателей средств федерального бюджета по соглашению сторон вносить изменения в ранее заключенные договоры (государственные контракты), в целях увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, аналогичных размерам, установленным пунктом 2 постановления N 505. При этом в случае принятия решения о необходимости внести вышеуказанные изменения в ранее заключенные договоры (государственные контракты), государственные заказчики должны соблюдать требования норм статьи 96 Закона N 44-ФЗ, в части определения размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта).
Учитывая вышеуказанные положения, в случае, если в ранее заключенных государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) условия о выплате авансовых платежей не были предусмотрены, по мнению Минфина России, при возникновении обстоятельств, влекущих к невозможности исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) получатели средств федерального бюджета могут предусматривать условия о выплате авансовых платежей, аналогичных размерам и условиям, установленным пунктом 2 Постановления N 505, при внесении изменений в такие государственные контракты.
Вправе ли получатель средств федерального бюджета предусмотреть включение в контракты на сумму менее 100 000 тыс. рублей условия о казначейском сопровождении авансовых платежей без издания отдельных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных подпунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»?
Пунктом 3 Постановления N 505 установлено, что в соответствии с подпунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» главные распорядители средств федерального бюджета вправе принимать правовые акты, предусматривающие включение в заключаемые в 2022 году договоры (государственные контракты) на сумму менее 100 000 тыс. рублей условий о казначейском сопровождении авансовых платежей в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта). При этом дополнительное решение Правительства Российской Федерации о включении указанных условий в договоры (государственные контракты) не требуется.
Указанный пункт Постановления N 505 разработан в соответствии с подпунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», предусматривающим, что казначейскому сопровождению могут подлежать средства федерального бюджета, получаемые юридическими лицами, в том числе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Распространяется ли действие положений Постановления N 505 на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?
Положения Постановления N 505 распространяются на заключенные в 2022 году в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» договоры (государственные контракты) (Закон N 44-ФЗ).
Если средства на финансовое обеспечение договоров (государственных контрактов) подлежат, в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, то получатели средств федерального бюджета, по мнению Минфина России, предусматривают в указанных договорах, в том числе заключаемых в соответствии со статьей 93 Закона N 44-ФЗ, условие об осуществлении авансового платежа в размере, установленном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления N 505.
Распространяется ли действие положений пункта 2 Постановления N 505 на контракты, извещение об осуществлении закупки или приглашение которых направлены до 29 марта 2022 года.
В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом.
При этом в силу положений пункта 4 Постановления N 505, по мнению Минфина России, при первом изменении в заключенный государственный контракт возможно предусмотреть аванс с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 указанного постановления (обязан установить размер аванса от 50 до 90 процентов, если госконтракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы); вправе увеличить аванс до 50 процентов — в случае, если госконтракт не подлежит казначейскому сопровождению).
Допускается ли в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части увеличения предусмотренных размеров авансовых платежей в отсутствие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения такого контракта (или в отсутствие документов, подтверждающих такие обстоятельства)?
В силу положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2022 году допускается внесение изменений в существенные условия ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Минфина России от 16.09.2022 N 09-01-09/89868
Министерство финансов Российской Федерации в целях реализации норм пунктов 10 — 12 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета по расходам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, и пункта 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2022 г. N 1235 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1270, а также отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее соответственно — Положение N 1496, Постановление N 1235) сообщает.
Пунктом 11 Положения N 1496 установлен перечень закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее — закупки), на которые не распространяются нормы, предусмотренные пунктом 10 Положения N 1496, государственные контракты по которым могут быть заключены после 1 октября текущего финансового года, содержащий, в том числе закупки:
по которым до 1 октября текущего финансового года Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов принято решение о возможности принятия таких бюджетных обязательств до 1 декабря текущего финансового года (далее — решение Правительственной комиссии);
в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
В этой связи Министерство финансов Российской Федерации направляет в приложении к настоящему письму Информацию о кодах бюджетной классификации, соответствующих закупкам, указанным в подпунктах «а1» — «н» пункта 11 Положения N 1496 (далее — Информация).
В соответствии с пунктом 15 Положения N 1496, а также пунктом 2(1) Постановления N 1235 сведения об исключениях, предусмотренных пунктом 11 указанного положения, представляется в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
В силу положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 228н территориальные органы Федерального казначейства 2 октября текущего финансового года приостанавливают операции на лицевых счетах получателя бюджетных средств (лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств) по постановке на учет бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, определенных пунктом 10 Положения N 1496.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 228н «Об утверждении Порядка приостановления (отмены приостановления) осуществления операций на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, отзыва лимитов бюджетных обязательств с указанных лицевых счетов и направления информации в соответствии с пунктами 9 и 12 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», а также форм данной информации» (далее — Приказ N 228н).
В случае наличия по состоянию на 2 октября текущего финансового года в территориальном органе Федерального казначейства сведений о закупках, предусмотренных пунктом 11 Положения N 1496, приостановление операций по постановке на учет бюджетных обязательств на лицевых счетах получателя бюджетных средств (лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств) не осуществляется.
Учитывая изложенное, а также наличие Информации, по мнению Минфина России, в целях реализации норм, предусмотренных пунктом 11 Положения N 1496, в 2022 году:
получатели средств федерального бюджета представляют в установленном Приказом N 228н порядке, в срок не позднее 6 октября текущего финансового года сведения о закупках, указанных в пунктах «а1», «ж» — «и», «м» Информации;
территориальные органы Федерального казначейства не осуществляют приостановление операций на лицевых счетах получателей бюджетных средств (лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателей бюджетных средств) по постановке на учет бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, отраженным в разделах «б» — «е», «к», «л», «н» Информации.
При этом в случае представления сведений о принятом решении Правительственной комиссии (подпункт «а1» пункта 11 Положения N 1496) получателям средств федерального бюджета необходимо указать сведения о соответствующем решении в разделе 12 приложения N 5 Приказа N 228н «Информация о бюджетных обязательствах, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, планируемых к принятию после 1 октября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты», с указанием в графе 7 «Примечание» реквизитов документа о принятии данного решения.
Кроме того, Минфин России сообщает, что порядок представления сведений о закупках, связанных с обеспечением нужд обороны страны и безопасности государства, по которым коды бюджетной классификации Российской Федерации не указаны в подпункте «н» Информации, будет направлен дополнительно с пометкой «Для служебного пользования».
к письму Минфина России
от ______________ N ___
БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ БЮДЖЕТНЫМ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ В ПУНКТЕ 11 ПОЛОЖЕНИЯ
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 1496 (ДАЛЕЕ — ПОЛОЖЕНИЕ)
Положения пункта 11
Код бюджетной классификации
В случае принятия до даты, предусмотренной пунктом 10 Положения, решений Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов о возможности принятия таких обязательств до 1 декабря текущего финансового года
Любой код бюджетной классификации, содержащий ВР на закупку (группа вида расходов 200, виды расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880).
Реализация государственного оборонного заказа
Коды бюджетной классификации, содержащие:
— соответствующие элементы подгруппы 210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества»;
221 «Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа»
223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа»
225 «Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа»
231 «Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа»;
411 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа»
413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа».
Реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением торжественных приемов с участием Президента Российской Федерации, мероприятий в рамках заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации, заседаний Государственного совета Российской Федерации и других мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также при реализации полномочий и прав сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установленных Федеральным законом «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Коды бюджетной классификации, содержащие:
— соответствующий код главного распорядители средств федерального бюджета:
303 «Управление делами Президента Российской Федерации»;
330 «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации»;
333 «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
— соответствующую целевую статью расходов:
77 1 00 00000 «Обеспечение функционирования Президента Российской Федерации»;
77 2 00 00000 «Обеспечение функционирования Администрации Президента Российской Федерации»;
78 2 00 00000 «Обеспечение функционирования Аппарата Правительства Российской Федерации»
89 2 00 00000 «Обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж»
89 9 01 00000 «Обеспечение деятельности Управления делами Президента Российской Федерации и отдельных подведомственных ему государственных учреждений»
95 9 00 00000 «Обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
96 9 00 00000 «Обеспечение деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», содержащую соответствующее направление расходов;
— соответствующий код ВР на закупку.
Исполнение международных обязательств Российской Федерации
Коды бюджетной классификации, содержащие:
— следующие направления расходов:
92038 «Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом»
92080 «Обеспечение оказания гуманитарной и иной помощи иностранным государствам»
92782 «Обеспечение реализации проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР»
92784 «Доставка грузов гуманитарного характера и эвакуация российских граждан»
92785 «Инспекционная деятельность»
92794 «Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации»
92795 «Реализация соглашений с международными финансовыми организациями»
92796 «Софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями»
92798 «Прочие расходы, связанные с международной деятельностью»
93499 «Расходы по репатриации с территории иностранного государства моряков, работающих на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, моряков — граждан Российской Федерации, входящих в состав экипажей судов, плавающих под иностранным флагом»
96025 «Экстерриториальный мониторинг инфекционных угроз на базе Центра Всемирной организации здравоохранения по реагированию на эпидемии и сети центров за рубежом»;
— подраздел 0108 «Международные отношения и международное сотрудничество», увязанный с направлениями:
92501 «Финансовое обеспечение отдельных мероприятий за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92532 «Закупка и доставка материальных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения населения, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92535 «Гуманитарная финансовая помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации».
В случае, если источником финансового обеспечения бюджетных обязательств являются доходы, указанные в пункте 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получаемые федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части
Коды бюджетной классификации, содержащие направление расходов 90048 «Дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляемое за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду».
В случае, если источником финансового обеспечения бюджетных обязательств являются:
средства, выделенные из резервного фонда Президента Российской Федерации либо резервного фонда Правительства Российской Федерации;
Коды бюджетной классификации, содержащие следующие направления расходов (по состоянию на 09.09.2022):
(T2) 0020F «Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
(A1) 0040F «Реновация федеральных учреждений отрасли культуры за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
(V2) 0420F «Развитие инфраструктуры морских портов Дальневосточного, Арктического, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов и строительство аварийно-спасательного флота за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
(U3) 1050F «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий в зоне ответственности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
(P5) 1720F «Строительство детских спортивно-образовательных федеральных центров круглогодичного профиля за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
(R6) 2010F «Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
(V7) 2410F «Развитие инфраструктуры гражданской авиации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92501 «Финансовое обеспечение отдельных мероприятий за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92532 «Закупка и доставка материальных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения населения, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92534 «Изготовление и поставка наградной продукции за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92535 «Гуманитарная финансовая помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92550 «Создание научно-технического задела для развития морской и речной техники гражданского назначения за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92558 «Содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92560 «Закупка отечественного спортивного инвентаря, оборудования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92561 «Закупка музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств, определенных Министерством культуры Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92562 «Закупка аппаратно-программных комплексов для скрининговой оценки организма и тестирования уровня физической подготовленности за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92570 «Финансовое обеспечение подготовки и проведения Конгресса молодых ученых и мероприятий — спутников Конгресса молодых ученых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»
92598 «Реализация мероприятий федеральной целевой программы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации» 94010 «Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации».
средства Федерального дорожного фонда
Коды бюджетной классификации, содержащие подраздел 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».
В случаях, если извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проекты контрактов на закупки товаров, работ, услуг направлены поставщикам (подрядчикам, исполнителям) до даты, предусмотренной пунктом 10 Положения
Любой код бюджетной классификации, содержащий ВР на закупку (группа вида расходов 200, виды расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880).
В случаях, указанных в пунктах 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 40 — 42, 46, 50 — 52 и 56 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что информация о соответствующих контрактах включена в план-график закупок, предусмотренный указанным Федеральным законом
Любой код бюджетной классификации, содержащий ВР на закупку (группа вида расходов 200, виды расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880).
В случае, если закупка таких товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме
Любой код бюджетной классификации, содержащий ВР на закупку (группа вида расходов 200, виды расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880).
В случае, если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из государственных контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков
Любой код бюджетной классификации, содержащий ВР на закупку (группа вида расходов 200, виды расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880).
В случае, если бюджетные обязательства возникают в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела, дела по экономическому спору, выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, а также при представлении в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам
Коды бюджетной классификации, содержащие:
— соответствующий код главного распорядителя средств федерального бюджета:
153 Федеральная таможенная служба;
182 Федеральная налоговая служба;
187 Министерство обороны Российской Федерации;
188 Министерство внутренних дел Российской Федерации;
322 Федеральная служба судебных приставов;
417 Следственный комитет Российской Федерации
436 Конституционный Суд Российской Федерации;
437 Верховный Суд Российской Федерации;
438 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
Соответствующий код главного распорядителя средств федерального бюджета, являющегося государственным органом, наделенным полномочием по производству дознания и предварительного следствия;
— соответствующие направления расходов:
90061 «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда»
90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда»
92035 «Реализация мероприятий, связанных с процедурами банкротства».
Осуществление закупок за пределами Российской Федерации
Коды бюджетной классификации, содержащие следующие направления расходов:
90038 «Дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, находящимися за пределами Российской Федерации за счет неиспользованных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января текущего года и средств, полученных от приносящей доходы деятельности»;
90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»; 90058 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) общеобразовательных учреждений при загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации»;
93972 «Меры по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации за рубежом»; 94001 «Строительство объектов за пределами территории Российской Федерации»
94002 Приобретение в государственную собственность Российской Федерации объектов недвижимого имущества за пределами территории Российской Федерации.
Следующие коды бюджетной классификации:
082 0405 25 1 T2 04800 244
092 0113 39 4 08 90019 244
092 0113 39 4 08 92037 244
095 0108 41 4 09 92038 244
153 0108 39 4 15 92794 244
187 0201 31 4 02 92798 244
187 0201 31 4 03 92798 244
187 0201 31 4 06 92785 244
187 0201 31 4 07 92798 244
187 0207 31 4 07 92798 244
187 1001 71 0 00 30010 244
303 0101 89 2 00 90019 244
310 0108 41 2 01 92501 243
310 0108 41 4 10 93499 244
310 0108 41 4 09 92038 244
310 0311 08 4 07 92008 244.
В размере, не превышающем 10 процентов общей суммы не использованных по состоянию на дату, предусмотренную пунктом 10 Положения, доведенных до получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
Любой код бюджетной классификации, содержащий ВР на закупку (группа вида расходов 200, виды расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880).
В целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства
Коды бюджетной классификации, содержащие:
— код ГРБС 187 Министерство обороны Российской Федерации;
— код ГРБС 189 Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
— иные коды ГРБС, увязанные с подразделами раздела 0200 «Национальная оборона» или подразделом 0306 «Органы безопасности» и (или) целевыми статьями расходов, содержащими код государственной программы Российской Федерации:
31 0 00 00000 Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны»
32 0 00 00000 Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности».
А также иные расходы в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Источник: ppt.ru