Письмо является объектом капитального строительства
Юридический справочник застройщика
Настоящее издание включает в себя разъяснения правовых и организационных вопросов, возникающих в процессе деятельности организаций, функционирующих в сфере жилищного строительства.
Всегда ли линейный объект является объектом
капитального строительства?
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.
Самопрограммирование. Как это работает?
Иными словами, с точки зрения ГрК РФ линейный объект — это подвид объекта капитального строительства . Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.
———————————
Применительно к линиям связи Минстрой России прямо указал, что линии связи и сооружения связи не являются временными постройками. Назначение линий связи связано с длительным использованием для оказания услуг связи (письмо Минстроя России от 29.02.2016 N 7064-ОГ/08).
Вместе с тем понятие линейного объекта используется и в других актах, регулирующих отношения, не связанные с градостроительной деятельностью. И в них понятие линейного объекта приобретает несколько иное значение с учетом целей законодательного регулирования соответствующих сфер жизни.
Например, пп. 14-1 п. 3 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» предусмотрено, что земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов для размещения линейных объектов (объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, линейно-кабельных сооружений связи), не являющихся объектами капитального строительства.
В этом случае капитальность конкретного линейного объекта должна оцениваться с точки зрения наличия у него характеристик сооружения.
В пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Нюансы разработки и согласования Специальных Технических Условий (СТУ)
Если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах. Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т.д.).
Например, на проведение работ по устройству гравийной дороги не распространяются требования ГрК РФ, поскольку она не является сооружением . Но при этом вопросы эксплуатации гравийной дороги регулируются дорожным законодательством .
———————————
Письмо Минэкономразвития России от 30.04.2014 N Д23и-1518.
Например, Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Государство и право. Юридические науки
Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
БАНДОРИН Леонид Евгеньевич,
ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Действующее российское законодательство довольно бессистемно использует понятие «размещение объектов» применительно к объектам капитального строительства.1
Ни в одном федеральном законе не даётся дефиниции указанного термина. При этом, сам термин употребляется в большинстве законов отраслей земельного законодательства, экологического законодательства, законодательства о градостроительной деятельности.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации2 понятие «размещение» используется как раскрывающее смысл осуществления территориального планирования и планировки территории:
— в ст. 10, 14, 19, 23 в качестве содержания документов территориального планирования (схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов) указаны карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения;
— в ст. 6, 7 в качестве полномочий соответственно федеральных и региональных органов государственной власти указано утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства соответственно федерального и регионального значения.
1 Размещение объектов, не являющихся капитальными (киоски, временные постройки), а также других объектов, к которым в законодательных актах применяется это слово (отходы, акции, информация, государственные заказы и т.п.), не рассматривается для целей настоящей статьи.
2 СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16; 2005. № 30. Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 10, 21; 2006. № 23.
Ст. 2380; 2006. № 31. Ст. 3442; 2006. № 52.
Ст. 5498; 2007. № 1. Ст. 21; 2007. № 21. Ст. 2455; 2007. № 31. Ст. 4012; 2007. № 45. Ст. 5417; 2007. № 46. Ст. 5553; 2008. № 20.
Ст. 2251, 2260.
В ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 поименованы стадии осуществления хозяйственной деятельности применительно к объектам недвижимости (зданий, строений, сооружений), для которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды: 1) размещение, 2) проектирование, 3) строительство, 4) реконструкция, 5) ввод в эксплуатацию, 6) эксплуатация, консервация, 7) ликвидация.
Исходя из логики указанных норм, можно сделать вывод, что размещение объектов строительства осуществляется на стадиях территориального планирования и планировки территории, до наступления стадии проектирования. Стадия проектирования наступает только после предоставления земельного участка. Согласно п. 16 ст. 1 и ч. 5 ст.
48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исключительное право принимать решения о подготовке проектной документации имеют не органы власти, а застройщики — то есть физические или юридические лица, которым принадлежит земельный участок. Соответственно, земельный участок уже имеется как объект земельных отношений — его границы описаны и удостоверены в установленном порядке, а это значит, что он прошёл государственный кадастровый учёт. Планировка территории, и уж тем более территориальное планирование предшествуют государственному кадастровому учёту. Ведь согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, назначением документации по планировке территории является определение границ земельного участка.
3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2006. № 52. Ст. 5498; 2007. № 27.
Ст. 3213.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2009. № 10(58)
Статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации1 устанавливают специальный институт «предварительного согласования места размещения объекта». Этот институт является конкурирующим процедуре планировки территории. Фактически, на сегодняшний день мы имеем два различных варианта создания земельных участков. Первый — согласно процедурам, установленным гл.
5 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Планировка территории», с подготовкой документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории с градостроительными планами земельных участков в их составе). Второй — по процедуре предварительного согласования места размещения объекта с подготовкой проекта границ земельного участка, установленной ст. 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако следует сказать, что второй способ, хотя и не называется «планировкой территории», в части определения границ земельного участка фактически, по своей сути, состоит из планировочных действий.
Таким образом, на стадии размещения объекта происходит нормативная правовая материализация мысли о необходимости создания объекта публичной значимости с указанием на его примерное месторасположение в виде документа территориального планирования. А далее, если требуется создать земельный участок, то происходит уточнение границ и выделение земельного участка, на котором такой объект будет расположен, что также является стадией его размещения.2 На этом же указанная стадия и заканчивается, поскольку после неё наступает стадия прикладных технологических действий — землеустроительных работ на
1 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 41. Ст.
3993; 2004. № 52. Ст. 5276; 2005. № 1. Ст. 15, 17; 2005. № 10. Ст. 763; 2005. № 30.
Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 17; 2006. № 23. Ст. 2380; 2006. № 27. Ст. 2881; 2006. № 43.
Ст. 4412; 2006. № 50. Ст. 5279; 2006. № 52. Ст. 5498; 2007. № 1. Ст. 23, 24; 2007. № 21. Ст. 2455; 2007. № 26. Ст.
3075; 2007. № 31. Ст. 4009; 2007. № 45. Ст. 5417; 2007. № 46. Ст.
5553; 2008. № 20. Ст. 2253.
2 На практике возможна ситуация, когда земельный участок уже имеется. Соответственно, в этом случае подготовка документации по планировке не требуется (равно как и предварительное согласование места размещения объекта). Тогда мы должны сказать, что стадия размещения объекта ограничена рамками территориального планирования.
местности и государственного кадастрового учёта земельного участка на бумаге.
Утвердившись в подлинном значении термина «размещение», необходимо указать на иное понимание (или вообще непонимание) значения указанного термина в федеральном законодательстве.
Посмотрим на наименование ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»3: «Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности». В тексте самой статьи мы не видим раскрытия понятия «размещение», но очевидно, что этот федеральный закон под размещением понимает нечто другое, нежели Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Очевидно потому, что рассматриваемое нами понятие расположено здесь между «проектированием» и «строительством». На самом деле между «проектированием» и «строительством» существует только стадия получения разрешения на строительство (причём только в тех случаях, когда разрешение на строительство необходимо)4.
3 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст.
3607.
4 Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает довольно обширный перечень случаев, когда разрешение на строительство не требуется.
В п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации записано: «В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики».
Налицо логическое противоречие: выше было доказано, что земельные участки не могут предоставляться для размещения, поскольку размещение предшествует самому созданию земельных участков.
В развитие указанной нормы рассмотрим норму п. 3 Правил принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утверждённых Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 3061: «Настоящие Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, её согласованием и утверждением». Становится очевидным, что в этой формулировке термин «размещение» имеет неоправданное, неподкреплённое федеральными законами расширительное толкование.
В размещение не входят и не могут входить согласно действующему законодательству процессы, связанные «с разработкой проектной документации, её согласованием и утверждением». Это самостоятельная стадия. Также некорректно выделять в отдельную составляющую процессы, связанные «с обоснованием инвестиций в строительство». Действующее законодательство не оперирует таким понятием.
Разночтения в содержании понятия «размещение объектов» в российском законодательстве порождает проблемы в правоприменительной практ
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник