Поднадзорные объекты строительства что это

Государственный строительный надзор: разграничение полномочий и особенности проведения. Часть I

Для многих строительных компаний практические вопросы строительного надзора и контроля возникают в момент проверок. Но, как правило, на этой стадии возникает уже проблема административной ответственности, а иногда даже уголовной. Поэтому в серии статей мы подробно остановимся на ряде практических вопросов. Начнем с особенностей организации строительного надзора.

Одна из проблем строительного надзора — это перманентное изменение законодательства, регулирующего строительную отрасль. Проектирование объекта начинается в одних нормативно-правовых реалиях, а ввод объекта в совершенно иных, с изменившимися требованиями к безопасности, качеству работ и материалов, надежности.

Разграничение полномочий

В 2011 году при осуществлении государственного строительного надзора произошло разграничение полномочий между федеральными надзорными органами и региональными. Появились федеральный государственный строительный надзор и государственный строительный надзор, последний осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).

В ведении федерального государственного надзора находятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, весь перечень которых определен в ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ. Все остальные объекты капитального строительства и реконструкции, соответствующие категориям, прописанным в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, относятся к региональному государственному строительному надзору.

Предмет, объект и субъект надзора

Предметом деятельности государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и результатов этих работ при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации и проверке наличия разрешения на строительство.

Кроме того, государственный строительный надзор проводит проверку соблюдения требований, указанных в частях 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Из нее следует, что предметом проверки также является наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, свидетельства СРО о допуске к таким видам работ. Что касается федерального государственного надзора, то предмет их надзора несколько шире. Они в дополнение к вышеперечисленному проверяют соблюдение саморегулируемыми организациями требований градостроительного надзора.

Объект деятельности государственного строительного надзора — это виды проверяемых работ: строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

Субъектами государственного строительного надзора являются застройщик, технический заказчик и лицо, осуществляющее строительство. Определение застройщика и технического заказчика дано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в пунктах 16 и 22, а понятие «лицо, осуществляющее строительство» определено в третьем пункте ст. 52 (там же). При этом лицом, осуществляющим строительством, может выступать сам застройщик или привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. То есть в том случае, если застройщик является просто владельцем земельного участка и у него нет свидетельства допуска СРО на выполнение строительного контроля или на выполнение строительных работ, то он заключает договор с техническим заказчиком.

Таким образом, у технического заказчика должно быть свидетельство о допуске СРО на выполнение организации строительства и выполнение строительного контроля в обязательном порядке. Только в этом случае технический заказчик имеет право заключать договор от имени застройщика с лицом, осуществляющим строительство.

Читайте также:  Уникальный код объектов капитального строительства

На практике при проведении государственного строительного надзора мы сталкиваемся с такой проблемой: субъекты проверки пытаются оправдать нарушения тем, что они произошли по вине субподрядных организаций. Дело в том, что по гражданскому законодательству и по градостроительному законодательству ответственность перед заказчиком и контролирующими органами всегда несет генеральный подрядчик, то есть лицо, осуществляющее строительство. В случае если застройщик заключил прямой договор на выполнение определенного вида строительных работ с так называемой субподрядной организацией, но при этом не имеет свидетельство о допуске СРО к проведению строительства и проведению строительного контроля, то ответственность за все нарушения будет нести он.

Положение о техническом заказчике появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2011 году. До этого существовало понятие «застройщик-заказчик». Появление посредника между застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, которым выступает технический заказчик, обусловлено необходимостью наличия у застройщика профессиональных компетенций. В формальном смысле это выражается наличием указанных выше допусков СРО. В частности, при строительстве объектов социальной сферы, которое финансируется из федерального и регионального бюджетов, наличие профессионального технического заказчика необходимо. Потому что те же детские сады, школы, являясь застройщиками, вряд ли могут быть членами строительных СРО.

Ограничения на осуществление надзорной деятельности определены в федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с некоторыми особенностями, характерными для госстройнадзора, установленными частью 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

Особенности государственного строительного надзора

Региональный государственный строительный надзор ограничен проверками при осуществлении хозяйствующими субъектами строительства и реконструкции объектов капитального строительства. При этом проведение проверок регламентируется Постановлением Правительства РФ № 54 от 1 февраля 2006 года «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и утвержденным Ростехнадзором РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации», а также региональными нормативно-правовыми актами.

Особенности организации проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора определены в части 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Можно выделить основные моменты:

— проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

— проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, а также обращений и заявлений граждан и иных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, информации из СМИ и т.д.;

— проверки проводятся в соответствии с программами проверок, разрабатываемых органом государственного строительного надзора и согласованными с субъектами надзора.

Начало государственного строительного надзора

Государственный строительный надзор начианется с извещения о начале строительства, которое должно быть направлено в региональный надзорный орган субъектами надзора с приложением документов, указанных в части 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, а именно:

— проектной документации в полном объеме;

— положительного заключения по проектной документации;

— общего и специальных журналов ведения работ.

Извещение направляется в инспекцию за семь дней до начала строительства. Государственным надзорным органом разрабатывается программа проверок в двух экземплярах, один из которых вручается представителю лица, осуществляющего строительство или застройщика, или заказчика под роспись. Программа проверок согласовывается с субъектами надзора.

Дальнейшая работа по проведению государственного строительного надзора осуществляется на основании программы и извещений об окончании определенных этапов строительства, которые к нам поступают от лица, осуществляющего строительство.

Читайте также:  Объекты капитального строительства не требующие получения разрешения на разрешение строительство

Многие субъекты надзора нарушают сроки подачи извещений о начале строительства. Это влечет за собой административную ответственность. Возможно, что нарушители руководствуются тем, что, скрывая от надзорных органов строительство без разрешения, им легче оплатить штраф за несвоевременное извещение, чем за отсутствие разрешения на строительство. Однако в ряде случаев отсутствие государственного надзора может повлечь за собой обязательное проведение строительно-технической экспертизы.

Подробнее мы остановимся на практических вопросах государственного строительного надзора и строительного контроля в следующих номерах журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда».

Источник

Поднадзорные объекты строительства что это

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, N 1, 2013 год

Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства

Государственный строительный надзор осуществляется территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору и межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», а также в соответствии со следующими руководящими документами:

Поднадзорные государственному строительному надзору объекты

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

Число поднадзорных объектов государственного строительного надзора на конец 2012 года составило 13841, из них 64 — объекты использования атомной энергии.

Осуществление проверок объектов капитального строительства на соответствие выполняемых работ и их результатов, а также применяемых материалов требованиям проектной документации, технических регламентов, обязательным требованиям стандартов, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в рамках государственного строительного надзора:

— территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено 14727 проверок, из них 12473 проверки объектов строительства, 2234 проверки объектов реконструкции, 20 проверок объектов капитального ремонта;

— межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведено 162 проверки, из них 140 проверок объектов строительства, 22 проверки объектов реконструкции.

Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.

Источник

Государственный строительный надзор

Государственный строительный надзор осуществляется как федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, так и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Критерием к разграничению сферы поднадзорных объектов служит специфика самого объекта надзора. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений).

Объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации. Процесс строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры контролирует Министерство обороны Российской Федерации. Государственный строительный надзор за остальными объектами, не попадающими в сферу надзорной деятельности Минобороны и Ростехнадзора, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Читайте также:  Строительство инфраструктурных объектов это

Таким образом, критерием разграничения полномочий по государственному строительному надзору между федеральными органами (по горизонтали), органами РФ и субъекта РФ (по вертикали) является специфика самого объекта — его стратегическая важность для целей обороны государства, промышленной безопасности, техническая сложность, уникальность и т.п. Это, в свою очередь, обусловлено конституционными принципами разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, оборона, безопасность и оборонное производство находятся в ведении Российской Федерации. Предметом надзорной деятельности является проверка законности действий поднадзорного объекта. Достигается данная цель посредством таких методов, как наблюдение, проверка соблюдения правовых и технических норм, выявление и пресечение правонарушений, применение принуждения как меры наказания за административную ответственность.

Необходимо отметить, что типология осуществления государственной функции (услуги), закрепленная в административном регламенте, опосредует собой несколько целей, важнейшие среди которых:

1) достижение единообразной практики;
2) «прозрачность» процедур, так как описываются сроки, предмет деятельности, полномочия субъекта и объекта процесса управления.
Следует признать положительной практику внедрения типового описания того или иного направления правоприменительной деятельности органа исполнительной власти.
Рассмотрим надзорную деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ на примере Хабаровского края.Типология предоставления государственных услуг при выполнении функций по осуществлению возложенных на Инспекцию государственного строительного надзора правительства Хабаровского края полномочий определена в административном регламенте инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг .

Анализируя данный регламент, необходимо отметить ряд его преимуществ по сравнению с раннее действовавшими правовыми актами, регулирующими порядок осуществления государственного строительного надзора. Так, в целях обеспечения и защиты прав и интересов застройщиков и заказчиков при осуществлении государственного надзора (что положительно и с точки зрения правил законодательной техники) в регламенте определены:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...