1. Общие положения
1.1. Остановка химического объекта заключается в выводе из эксплуатации основных средств производства (оборудования, зданий и сооружений) с прекращением получения товарной продукции, за исключением оборудования, необходимого для обеспечения сохранности объекта, регламентных и санитарно-технических требований, экологической безопасности, решения социальных вопросов и т.п.
1.2. Остановка оборудования заключается в выводе его из эксплуатации в границах конкретного производства с законченным технологическим циклом.
1.3. Остановка химического объекта в зависимости от ее продолжительности подразделяется на краткосрочную, среднесрочную и длительную.
Краткосрочная остановка объекта предусматривает остановку его эксплуатации по производственной необходимости продолжительностью менее срока, в течение которого разрушающее и вредное воздействие на основное оборудование, здания и сооружения, человека и окружающую природную среду используемых в процессе материалов и сред остается в регламентных нормах без принятия дополнительных (специальных) мер.
История, устройство ЗРК С-200 (Ангара, Вега, Дубна). в/ч 45837 RuRoomREC
Среднесрочная остановка объекта предусматривает прекращение выпуска регламентной товарной продукции на срок до 3 мес. при выводе из эксплуатации оборудования (технологической линии в целом или отдельных узлов) и осуществление мероприятий, обеспечивающих сохранность и работоспособность объекта. Среднесрочная остановка объекта может проводиться с полной или частичной консервацией или без консервации в зависимости от конкретных требований к технологическому процессу, оборудованию, от периода остановки (летний, зимний), перспектив дальнейшего использования остановленного объекта (производства, установки). Эти условия определяются в приказе по предприятию.
Остановка объекта на длительный период (далее по тексту — длительная остановка) предусматривает вывод его в плановом порядке из эксплуатации на срок более 3 мес. с обязательной консервацией.
1.4. Консервация химического объекта предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность при остановке объекта; материальную сохранность объекта; предотвращение его разрушения, в том числе вследствие коррозии, а также его работоспособность после расконсервации.
1.5. Порядок краткосрочной остановки объекта (оборудования) и его пуска, а также меры, обеспечивающие работоспособность объекта, должны быть изложены в технологическом регламенте конкретного производства и инструкциях по рабочим местам.
1.6. Организация и проведение работ по среднесрочной или длительной остановкам объекта (оборудования) и проведение работ по его консервации и расконсервации осуществляются в соответствии с документами, разработанными на основе настоящего Положения.
2. Порядок остановки объекта (оборудования) и его консервации
2.1. Для определения длительности остановки, условий содержания оборудования, зданий, сооружений на время остановки, необходимости выполнения комплекса защитных (специальных) мероприятий в этот период, работ по консервации любого производственного объекта организации приказом руководителя организации создается комиссия в составе технического руководителя организации или начальника производственного (производственно-технического) отдела (председатель) и членов комиссии, в число которых, исходя из реальной структуры организации (предприятия), включаются руководитель останавливаемого объекта, руководители всех служб, задействованных в мероприятиях по остановке (руководители служб главных механика, энергетика, метролога, прибориста, архитектора, промышленной безопасности и т.п.); руководитель планово-экономического отдела; руководитель финансового отдела; руководитель службы сбыта, другие специалисты организации (подразделения), а также представители (по согласованию) территориального органа Госгортехнадзора России, экологической службы, военизированных противопожарных частей, представитель проектной организации.
Мобилизация. Кому положена отсрочка? Кого призовут?
Рабочий орган остановочной комиссии формируется на базе производственного (производственно-технического) отдела организации (завода в составе компании).
2.2. Среднесрочная и (или) длительная остановки объекта (оборудования) осуществляются на основании письменного распорядительного документа руководителя организации (приказ, решение совета директоров и т.п.) с указанием сроков и длительности остановки; объекта консервации или конкретного оборудования, входящего в технологическую схему; зданий и сооружений, подлежащих консервации; утвержденного комплекса необходимых мероприятий.
Решение по остановке согласовывается остановочной комиссией с надзорными органами и подписывается руководителем организации (подразделения) не менее чем за 1 мес. до начала работ по остановке объекта на длительный период и (или) его консервации (для отдельных узлов или блоков не менее чем за 2 недели).
2.3. Проекты документов на остановку и консервацию подготавливает и согласовывает с главными специалистами организации производственно-технический отдел (или группа специалистов, назначенных при образовании остановочной комиссии, а также другие подразделения предприятия по усмотрению руководства).
2.4. Комплекс мероприятий по среднесрочной и (или) длительной остановкам и консервации объекта (оборудования) должен обеспечить:
соответствие проводимой предприятием технической политики современным требованиям к производству и экономическому состоянию организации (подразделения) и его конкретным интересам в планируемый период;
расчет средств, материалов, оснащения, реагентов, энергоресурсов и людских ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий;
порядок подготовки объекта к остановке и консервации с учетом мер по безопасной остановке различных видов оборудования, его сохранности, требований паспортов и нормативных документов;
порядок разработки и оформления организационно-технической и распорядительной документации (проектной — при необходимости);
оптимизацию затрат на остановку, текущее обслуживание и последующий ввод объекта в эксплуатацию;
организацию и координацию работ задействованных служб предприятия;
готовность к вводу в эксплуатацию в установленном порядке по окончании срока консервации;
проведение полного и (или) частичного капитального ремонта, диагностирования, метрологического контроля;
порядок разработки декларации безопасности на консервируемый объект или исключение этого объекта из действующей декларации безопасности.
При полном закрытии предприятия устанавливается необходимость исключения его из государственного реестра опасных производственных объектов.
2.5. Рекомендации по порядку остановки и консервации для вновь проектируемых и вводимых в эксплуатацию объектов следует предусматривать в составе проектной документации объекта (в пояснительной записке к проекту), а также в технологических регламентах и инструкциях по его пуску и остановке.
2.6. Комплекс мероприятий по среднесрочной и (или) длительной остановкам и консервации для действующих производственных объектов разрабатывается эксплуатирующей организацией (или владельцем объекта), имеющей лицензию Госгортехнадзора России на эксплуатацию опасных производственных объектов.
Мероприятия должны содержать все необходимые ссылки на действующую нормативную документацию, включая отраслевые правила безопасности, стандарты, строительные нормы и правила, другие нормативные документы и инструкции по проведению соответствующих видов работ, а также на паспорта оборудования.
Финансирование работ осуществляется за счет организации-заказчика.
(Измененная редакция, Изм № 1).
2.8. Остановка электрического, технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики, зданий и сооружений на консервацию производится в соответствии с планом-графиком, который является приложением к приказу о консервации.
План-график утверждается главным инженером или техническим директором организации (подразделения) (см. приложение).
2.9. В плане-графике отражаются основные мероприятия для данного объекта, служб, отделов и смежных цехов, с указанием фамилий исполнителей и сроков выполнения. План-график включает в себя следующее:
порядок прекращения подачи на производство сырья, полуфабрикатов и вспомогательных материалов, их переработки, хранения или реализации на сторону, отгрузки готовой продукции;
перечень работ по промывке, продувке узлов, блоков, приборов, аппаратов, систем, отделений;
перечень мероприятий по обезвреживанию промстоков, твердых отходов и ликвидации выбросов в атмосферу;
порядок отключения систем обеспечения производства водой, паром, электроэнергией, воздухом, инертным газом, теплоносителями, материальными потоками;
перечень работ по отключению аппаратов, коммуникаций или участков трубопроводов с установкой заглушек, демонтаж приборов;
перечень работ по обеспечению работы отопления, вентиляции, дежурного (аварийного) освещения;
меры и перечень работ по исключению допуска посторонних лиц в здания и помещения (установка замков, решеток, сигнализации и т.п.);
перечень приборов и оборудования, подлежащих хранению в специальных условиях, демонтажу и передаче на склад.
Независимо от подчиненности (принадлежности) исполнителей (подрядных организаций), в состав оформляемой документации включаются акты на скрытые работы; на работы, связанные с внесением изменений в проектные схемы и оборудование, с консервацией особо ответственных машин, механизмов, приборов и систем противоаварийной защиты.
2.11. Ответственность за безопасную реализацию мероприятий по длительной остановке и (или) консервации объекта в полном объеме и в установленный срок возлагается на руководителя объекта.
2.12. Территориальные органы Госгортехнадзора России уведомляются об остановке и консервации подведомственных им объектов, включая объекты котлонадзора и подъемных сооружений для исчисления фактического ресурса их работы. Уведомление должно быть выполнено до начала работ по остановке и консервации.
2.13. После проведения организационно-технических мероприятий по данному объекту и сдачи оборудования, зданий и сооружений на консервацию составляется акт, утверждаемый техническим руководителем организации (подразделения).
В акте приводят следующие данные:
количество и местонахождение остатков сырья, полуфабрикатов, продукции и вспомогательных материалов (с обоснованием);
количество и местонахождение «мертвых» остатков в емкостях, аппаратах, блоках и коммуникациях (с обоснованием);
перечень отключенного заглушками или видимыми разрывами оборудования, цеховых и межцеховых коммуникаций;
перечень демонтированного оборудования и место его хранения;
перечень технической документации, журналов по установке и снятию заглушек, паспортов на оборудование и место их хранения;
штатное расписание оставшихся работников производства и их обязанности.
При большом количестве видов выполненных работ составляются отдельные акты как по видам работ, так и по отдельным цехам (установкам), по усмотрению технического руководителя организации. Форма актов и порядок их оформления устанавливаются распорядительным документом в соответствии с п. 2.2 настоящего Положения.
2.14. В период нахождения объекта на консервации составляются дополнительные акты в следующих случаях:
при демонтаже оборудования и коммуникаций в целях утилизации или передачи другим цехам, использования их в других целях, в том числе для продажи;
при отгрузке или передаче другим цехам остатков сырья, полуфабрикатов, продукции и вспомогательных материалов.
2.15. Консервация гидротехнических сооружений на шламонакопителях, накопителях отходов и технических водоемах производится только при наличии проектной документации и экспертного заключения о состоянии безопасности сооружения.
3. Расконсервация производства после длительной остановки
3.1. Пуск в эксплуатацию производств, остановленных на срок свыше 1 года, осуществляется в соответствии с действующими нормативами Госстроя России и Госстандарта России по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Отступления согласовываются с территориальными органами Госгортехнадзора России до начала работ.
3.2. Пуск в эксплуатацию производств, остановленных на срок до 1 года независимо от причины, осуществляется в соответствии с Общими правилами взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-170-97), а также с отраслевыми требованиями и положением о порядке остановки, консервации и расконсервации объектов организации, разработанным в соответствии с настоящим Положением.
3.3. Территориальные органы Госгортехнадзора России уведомляются о расконсервации подведомственных им объектов.
3.4. Для определения сроков, видов работ и ответственных выпускается распорядительный документ (приказ) аналогично п. 2.2 и разрабатывается комплекс мероприятий по расконсервации и подготовке объекта к пуску.
3.5. При комплексном опробовании расконсервированного производства необходимо исключить возможность возникновения аварий, взрывов, пожаров, отравлений и обеспечить нормальные санитарно-гигиенические условия труда работающих и требования по охране окружающей среды.
3.6. В случае, если оборудование, подлежащее расконсервации, ранее намечалось к проведению диагностирования, все необходимые для этого мероприятия должны быть выполнены до подписания акта готовности к пуску.
3.7. Приборы, подлежащие включению в работу, должны пройти метрологический контроль и (или) калибровку после хранения.
3.8. После выполнения организационно-технических мероприятий согласно плану-графику составляется акт готовности производства к пуску и на его основании издается приказ по организации (подразделению) о введении производства в эксплуатацию после остановки (консервации).
Приложение
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор (технический директор)
главный инженер
» ___» ____________ 200 __ г.
ПЛАН-ГРАФИК
на консервацию (расконсервацию)
цеха (производства), установки
Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.12.2020 N 2814/р «О внесении изменений в Порядок перевода на консервацию и расконсервацию объектов основных средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
С целью совершенствования порядка перевода на консервацию объектов основных средств:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2021 года прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок перевода на консервацию и расконсервацию объектов основных средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 5 июня 2006 года N 1128р.
2. Руководителям филиалов ОАО «РЖД» (балансодержателям):
обеспечить в течение 3 месяцев с даты вступления в силу настоящего распоряжения выполнение мероприятий и требований, предусмотренных пунктом 2.1.5 Порядка перевода на консервацию и расконсервацию объектов основных средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 5 июня 2006 года N 1128р, в отношении объектов недвижимого имущества, законсервированных по состоянию на 1 января 2021 года и на срок более 3 лет (с учетом всех продлений);
привести нормативные документы ОАО «РЖД» и филиалов ОАО «РЖД», регламентирующие технологический порядок перевода на консервацию (расконсервацию) объектов железнодорожного подвижного состава, объектов путевого хозяйства и других объектов, в соответствие с изменениями, внесенными настоящим распоряжением.
председатель правления ОАО «РЖД»
распоряжением ОАО «РЖД»
от 17 декабря 2020 г. N 2814/р
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА НА КОНСЕРВАЦИЮ
И РАСКОНСЕРВАЦИЮ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОТКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»,
УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО «РЖД»
ОТ 5 ИЮНЯ 2006 ГОДА N 1128Р
а) абзац первый после слова «находящиеся» дополнить словами «в целостном и технически исправном состоянии, а также»;
б) дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«В случае прекращения обстоятельств и (или) устранения причин, послуживших основанием для перевода на консервацию, в том числе хотя бы одного из условий, указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, объект основных средств подлежит расконсервации.».
2. Пункт 2.1.2 дополнить абзацем следующего содержания:
«При переводе на консервацию, в том числе при продлении срока консервации объектов недвижимого имущества, руководитель филиала ОАО «РЖД» подписывает заключение о возможности либо невозможности вовлечения объектов недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот. Соответствующее заключение размещается в автоматизированной системе управления имущественным комплексом ОАО «РЖД».».
3. Пункты 2.1.3 — 2.1.4 изложить в следующей редакции:
«2.1.3. Перевод на консервацию (расконсервацию) на срок более одного года объектов недвижимого имущества, железнодорожного подвижного состава (кроме тягового подвижного состава и грузовых вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» централизованного учета) и объектов, ограниченных в обороте в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 57, которыми наделен филиал ОАО «РЖД», либо продление срока консервации указанных объектов, которыми наделен филиал ОАО «РЖД», если общий период консервации с учетом продления превышает один год, производятся на основании распоряжения заместителя генерального директора ОАО «РЖД», который непосредственно координирует и контролирует деятельность филиала ОАО «РЖД», наделенного таким объектом основных средств (далее — курирующий заместитель генерального директора ОАО «РЖД»).
Перевод на консервацию (расконсервацию) на срок более 3 месяцев объектов тягового подвижного состава и грузовых вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» централизованного учета либо продление срока консервации указанных объектов, если общий период консервации с учетом продления превышает 3 месяца, производятся на основании распоряжения заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся данные объекты.
Подготовка и подписание проекта распоряжения о продлении срока консервации объектов основных средств осуществляется в соответствии с установленной настоящим Порядком процедурой перевода на консервацию объектов основных средств.
2.1.4. Перевод на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств ОАО «РЖД» централизованного учета осуществляется на основании распоряжения заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся данные объекты.».
4. Дополнить Порядок пунктом 2.1.5 следующего содержания:
«2.1.5. В случае если общий период консервации объекта недвижимого имущества (с учетом всех продлений) превышает 3 года и отсутствуют основания для его расконсервации, в том числе с учетом пункта 2.1.1 настоящего Порядка, филиал ОАО «РЖД», на балансе которого находится данный объект, внепланово рассматривает вопрос о его профильности в соответствии с Порядком выявления непрофильного недвижимого имущества ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 13 марта 2020 года N 549/р.
При этом решение филиала ОАО «РЖД», на балансе которого находится данный объект недвижимого имущества, о признании такого объекта недвижимого имущества профильным активом ОАО «РЖД» должно быть согласовано с курирующим заместителем генерального директора ОАО «РЖД», а также с заместителем генерального директора ОАО «РЖД», к ведению которого относится управление корпоративными активами.».
5. В пункте 2.2.1 слова «работник, ведающий вопросами управления имуществом,» исключить.
а) в абзаце третьем слова «запросов в ОАО «РЖД» о разрешении перевода» заменить словами «проектов распоряжений ОАО «РЖД» о переводе»;
б) абзац пятый изложить в следующей редакции:
«освидетельствование законсервированных объектов основных средств, проводимое при переводе на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств с обязательным оформлением акта технического состояния объекта».
7. Абзац первый пункта 2.2.3 изложить в следующей редакции:
«2.2.3. Филиал ОАО «РЖД» готовит проект распоряжения ОАО «РЖД» о переводе на консервацию (расконсервации) объектов основных средств с комплектом документов, указанных в пункте 2.2.4 настоящего Порядка, для проведения согласования в соответствии с пунктом 2.2.5 настоящего Порядка.».
8. В абзаце втором пункта 2.2.4:
а) слова «дату, серию и номер свидетельства» заменить словами «дату и номер записи в Едином государственном реестре недвижимости»;
б) дополнить абзац словами «, заключение о возможности либо невозможности вовлечения объектов недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот 3».
9. Пункты 2.2.5 — 2.2.6 изложить в следующей редакции:
«2.2.5. Филиал ОАО «РЖД» в рамках утвержденных бюджетных параметров и предусмотренных годовых лимитов на консервацию объектов обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО «РЖД» о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств с заместителем руководителя филиала ОАО «РЖД», курирующим вопросы экономики и финансов, а также:
по объектам основных средств, ограниченным в обороте, — с управлением специальных программ;
по объектам железнодорожного подвижного состава (кроме тягового подвижного состава) — с Центральной дирекцией управления движением.
Дирекция тяги в течение 5 дней рассматривает поступившие от региональных дирекций тяги запросы и при положительном решении обеспечивает согласование проекта распоряжения ОАО «РЖД» о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов тягового подвижного состава с Центральной дирекцией управления движением.
2.2.6. Согласованный проект распоряжения ОАО «РЖД» о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств представляется курирующему заместителю генерального директора ОАО «РЖД».
Распоряжение ОАО «РЖД» о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов тягового подвижного состава после подписания курирующим заместителем генерального директора ОАО «РЖД» направляется в установленном порядке в региональные дирекции тяги и представителям сервисных компаний.».
10. Абзац третий пункта 2.2.7 после слов «причины перевода на консервацию (расконсервацию)» дополнить словами «, в том числе сведения о возможности либо не возможности вовлечения объектов недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот».
11. В абзаце втором пункта 2.2.8 слова «дата, серия и номер свидетельства» заменить словами «дата и номер записи в Едином государственном реестре недвижимости».
12. В пункте 2.3 слова «объектов основных средств, числящихся на балансе ОАО «РЖД» (собственно)» заменить словами «объектов основных средств ОАО «РЖД» централизованного учета».
13. Пункт 2.3.1 изложить в следующей редакции:
«2.3.1. Для перевода на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств ОАО «РЖД» централизованного учета филиал ОАО «РЖД» готовит проект распоряжения заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся данные объекты, и комплект документов, указанных в пункте 2.2.4 настоящего Порядка, и представляет его на согласование в подразделение, осуществляющее ведение бухгалтерского и налогового учета указанных объектов.».
14. В пункте 2.3.2 слова «вице-президенту ОАО «РЖД», в ведении которого находится данный вопрос» заменить словами «заместителю генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся данные объекты».
15. Пункт 2.3.3 изложить в следующей редакции:
«2.3.3. Филиал ОАО «РЖД» на основании распоряжения о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств составляет акт о консервации (расконсервации) объектов основных средств в соответствии с пунктом 2.2.8 настоящего Порядка.
Акт о консервации (расконсервации) объектов основных средств подписывается руководителем филиала ОАО «РЖД» или уполномоченным им лицом, а в отношении объектов тягового подвижного состава — руководителем региональной дирекции тяги и утверждается заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся данные объекты.».
16. В пункте 2.3.4 слова «Департамент экономики» заменить словами «Департамент корпоративных финансов».
ИсточникКонсервация основных средств во время простоя
Нужна ли консервация основных средств, если они вынужденно простаивают, и когда эта процедура обязательна? Какие последствия для бухгалтерского учета повлечет отправление основных средств «на отдых» и не только из-за карантина — разбираемся подробно.
Консервация основных средств — что это?
Консервация основных средств — это определенные меры, в основном технического характера, которые осуществляются для долгосрочного хранения основных средств, если прекращается производственная или хозяйственная деятельность. Такое хранение должно обеспечить и возможность последующего восстановления их функционирования — расконсервцию.
Подчеркиваем, что консервация — это больше техническая, чем экономическая процедура и она не всегда имеет последствия для бухгалтерского учета.
Нормативка по вопросам консервации основных средств
Если назревает решение о консервации основных средств, то в бюджетном учреждении заглянуть следует в следующие документы:
-
(далее — Порядок № 1183). Этот Порядок обязателен для предприятий, имеющих стратегическое значение, а также основанных на государственной собственности. Исключение — кроме предприятий и учреждений Государственной уголовно-исполнительной службы;
- Положение о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, приказ Минстроя от 21.10.2005 г. № 2 (далее — Положение № 2 ). Оно применяется в ситуации, когда учреждение является заказчиком строительства определенного объекта.
Среди других документов, в которых упоминается консервация с учетной точки зрения:
- НП (С) БУГС 121 «Основные средства»;
- Методические рекомендации бухгалтерского учета основных средств субъектов государственного сектора, приказ Минфина от 23.01.2015 № 11 (далее — Методрекомендации № 11).
Консервация основных средств — какие последствия?
Следствием консервации основных средств будет:
- остановка начисления амортизации со следующего месяца. Например, если консервация проведена в апреле 2020 года, то с мая 2020 амортизация не начисляется весь период консервации;
- отсутствие затрат на амортизацию и, как следствие, их отсутствие в себестоимости определенных продуктов, услуг, работ;
- физически с основными средствами будут выполнены определенные процедуры. Их список определяют технические специалисты. Например, они могут быть частично разобраны, очищены, из них могут быть слиты определенные жидкости. Основные средства могут быть также чем-то накрыты или перемещены в другое помещение/территорию.
Обратите внимание, что консервация не может продолжаться более 3 лет. Это не рекомендуется в п. 2 Положения № 1183.
Налоговых последствий консервации основных средств нет. Например, на учет НДС это не влияет, ведь основные средства остаются в своем хозяйственном назначении, хотя и временно не используются.
Внимание: Остановка амортизации и уменьшения расходов — последствия консервации основных средств.
Консервация основных средств — нужна?
Учитывая приведенные последствия возникает вопрос целесообразности проведения консервации основных средств во время временного вынужденного простоя (как во время карантинных мероприятий). Спешить консервировать из-за карантина не стоит вот почему:
- во-первых, экономически это ничего не даст кроме остановки начисления амортизации (износа). На сколько это критично для бюджетного учреждения, которое не является плательщиком налога на прибыль — под большим вопросом. Налоговики в разъяснениях, касающихся обычных предприятий, выступали за консервацию — письмо ДФС от 05.11.2015 № 23598/6 / 99-99-19-02-02-15. Но статус неприбыльной организации дает возможность не заниматься этим вопросом;
- во-вторых, вопрос себестоимости является существенным только при определенных обстоятельствах. Например, когда специальное оборудование используется для предоставления определенных платных услуг. Если их предоставлять не планируется, то тогда можно поставить вопрос о консервации такого оборудования. Экономически это будет правильно, так как основное средство не приносит временно доход, поэтому и не должно быть затрат по нем;
- в-третьих, карантин — это временное явление (надеемся). Консервирование основных средств рассматривается как долгосрочная процедура (п. 2 Порядок № 1183). Что значит понятие «долгосрочная» Порядок № 1183 не раскрывает. С бухгалтерской точки зрения — это более 1 года, хотя можно рассматривать и меньший срок, так как Порядок № 1183 — это не бухгалтерский документ. Но этот срок должен быть существенным и очевидно, что консервировать на 1-3 месяца вряд ли целесообразно.
Внимание: Консервация основных средств только из-за карантина нецелесообразна.
Минимальный срок консервации основных средств
Учитывая вышеприведенные причины, консервировать основные средства бюджетному учреждению только из-за карантина, который временный, просто не целесообразно. Срок консервации бюджетников должен быть хотя бы 6 месяцев. В связанных с сельским хозяйством — 5 месяцев, это примерное время сезонного перерыва на зиму. Все это время не будет начисляться амортизация.
Внимание: Консервацию следует проводить минимум на 5 месяцев, но не более 36 месяцев.
Когда консервация обязательна?
Обязательные причины консервации основных средств:
- консервация необходима при остановке строительства в ситуации, когда строительство не обеспечено финансированием или технический уровень того объекта, который строится, не соответствует современным условиям (п. 1.1 Порядка № 1183). Консервация нужна для физического сохранения объекта от ветра и других погодных условий. Такие обстоятельства могут возникнуть и из-за карантина;
- по техническим вопросам — ради физического сохранения основных средств. Как правило, это опять же производство или определенная сельскохозяйственная техника, использование которой имеет сезонный характер. Консервация в последнем случае сводится к ее техническому обслуживанию и укрытию от непогоды.
В этих случаях вопрос консервировать или нет решают инженерно-технические работники.
Документальное оформление консервации
Для документального оформления действия следующие:
-
тех основных средств, которые планируется консервировать;
- составить ведомость (перечень) основных средств, что подлежат консервации;
- составить акт технического состояния основных средств;
- составить проект консервации — это объяснительная записка и технологическая документация, раскрывающие комплекс процедур, мероприятий, которые нужно выполнить, а также смета стоимости консервации, план-график работ;
- выдать приказ руководителя о консервации основных средств, в котором определить срок, срок подготовки, ответственных лиц и указать перечень объектов, которые консервируются;
- составить акт о временном выводе основных средств из эксплуатации. Его форма есть в приложении 1 Порядка № 1183.
Приведенные выше документы упоминаются в п. 12-13 Порядка № 1183. В то же время формы этих документов могут иметь произвольный характер, так как Порядок № 1183 носит рекомендательный характер, поэтому можно разработать собственные.
Обратите внимание, что консервация недостроенных объектов осуществляется согласно Положению № 2 и там документальное оформление отличается. Приведены там и временные сроки данной процедуры.
Как документально оформить расконсервацию основных средств?
После того, как период консервации основных средств закончился, его или продолжаем, или вводим основные средства в эксплуатацию. Для этого составляем:
- ведомость (перечень) объектов, которые вводим в эксплуатацию;
- приказ руководителя о расконсервации и ввода в эксплуатацию основных средств;
- акт о расконсервации и вводе в эксплуатацию основных средств.
Бухгалтерский учет консервации основных средств
После того, как приказ руководителя о консервации и акт о выводе основных средств из эксплуатации готовы, бухгалтеру необходимо:
- начислить амортизацию в месяце составления акта (это последний месяц);
- со следующего месяца — не начислять амортизацию (п. 3 раздела IV Методрекомендаций № 11, п. 2 раздела V НП (С) БУГС 121). В ведомости начисления амортизации по таким объектам можно проставить прочерки или вообще их исключить;
- инвентарные карточки законсервированных основных средств хранить отдельно;
- начать начислять амортизацию с месяца, следующего после даты введения объектов в эксплуатацию (п. 5 Методрекомендаций № 11 п. 9 НП (С) БУГС 121).
Внимание: Если консервация основных средств происходит сезонно, то в учете лучше выделить отдельные аналитические счета для законсервированных основных средств.
Кроме этих действий можно перевести объекты в учете на отдельные аналитические субсчета, например:
- 1014.1 «Машины и оборудование в эксплуатации»;
- 1014.2 «Машины и оборудование на консервации»;
- 8011-8014 — на этих счетах ведем учет расходов на консервацию основных средств, если они есть;
- Дт 1014.2 Кт 1014.1 — перевод основных средств с эксплуатации на консервацию.
Однако обратите внимание, что консервация незавершенного строительства вообще не вызывает последствий в бухгалтерском учете, ведь незавершенное строительство учитывается в составе капитальных инвестиций, на которые амортизация и так не начисляется до ввода объекта в эксплуатацию. Расходы на консервацию таких объектов отражаем аналогично затратам на строительство, то есть на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства».
Источник