Порядок приостановления строительства объекта капитального строительства

Приостанавливаем строительство: основные аспекты

Приостановить строительство (выполнение работ) в соответствии с законодательством можно на срок до 3 месяцев. После истечения данного срока заказчик, застройщик (далее – заказчик) в зависимости от причин приостановки может возобновить работы либо законсервировать объект незавершенного строительства.

При каких условиях возможна приостановка строительства объекта, кто вправе принять такое решение, как документально оформить приостановку и учитывать затраты в этот период – читайте в данной статье.

О порядке действий заказчика при необходимости проведения консервации объекта читайте в статье Надежды Мирончик «Алгоритм действий заказчика по консервации объекта незавершенного строительства», опубликованной в журнале «Моя бухгалтерия. Строительство» № 9 за 2022 г.

Принятие решения о приостановлении строительства

Приостановление строительства – временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда (п. 1 ст. 62 Закона № 300-З).

Семинар 11.12.2017 «Подготовка технических планов объектов капитального строительства»

Решение о приостановлении строительства вправе принять:

  • органы государственного строительного надзора, иные государственные органы – в случаях, установленных законодательством;
  • подрядчик – в случае невозможности дальнейшего выполнения строительных работ в течение более 1 месяца по причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда;
  • заказчик – в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства.

Приостановление строительства может осуществляться иными лицами по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором (п. 2 ст. 62 Закона № 300-З).

Срок приостановления выполнения строительных работ не должен превышать 3 месяцев. При превышении указанного срока заказчик обязан в течение 1 месяца принять решение о консервации объекта незавершенного строительства(п. 5 ст. 62 Закона № 300-З).

На период приостановления строительства продлевается нормативный срок строительства объекта

Дата приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, приостанавливает течение нормативного срока строительства, определенного проектной документацией и условиями договора строительного подряда. Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства (п. 4.31 ТКП 45-1.03-122-2015).

На период приостановления строительства по основаниям, предусмотренным законодательством, продлевается нормативная продолжительность строительства объекта, определенная проектной документацией (п. 4.32 ТКП 45-1.03-122-2015).

Я прораб! 1 сезон — 2 серия «Начало строительного объекта. Основные понятия и термины»

Срок продолжительности строительства объекта определяется разработчиком проектной документации в составе проекта «Организация строительства» (далее – ПОС), являющегося неотъемлемой частью проектной документации.

Датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда согласно Правилам № 1450[3] или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами. Датой приемки объекта в эксплуатацию является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию согласно Положению о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденному постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716 (п. 4.3 ТКП 45-1.03-122-2015).

Дополнительные требования к определению продолжительности строительства объектов изложены в соответствующих ТНПА и должны учитываться при определении нормативной продолжительности строительства конкретных зданий и сооружений (п. 4.34 ТКП 45-1.03-122-2015).

При строительстве объектов, осуществляемом хозяйственным способом, нормы продолжительности строительства, установленные соответствующими ТНПА, являются рекомендуемыми (п. 4.37 ТКП 45-1.03-122-2015).

В ходе строительства заказчиком дважды было принято решение о приостановлении строительства сроком на 3 месяца.

Поскольку при приостановлении строительства приостанавливается течение нормативного срока строительства, определенного ПОС, нормативный срок строительства в этом случае продлевается на 6 месяцев и составляет 24 месяца.

Урегулирование договорных отношений

Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией (т. е. нормативный срок) и условиями процедур закупок (часть первая п. 17 Правил № 1450).

Нормативная продолжительность строительства, установленная ПОС, указывается в договоре строительного подряда, если условиями торгов не предусмотрено другое (п. 4.35 ТКП 45-1.03-122-2015).

Сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ) относятся к существенным условиям договора строительного подряда. По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки) (абзац четвертый п. 10 Правил № 1450).

Согласно п. 73 Правил № 1450 в процессе исполнения договора заказчик или подрядчик имеет право требовать изменения существенных условий договора, в т. ч. при необходимости изменения сроков строительства объекта (выполнения строительных работ) в случаях, предусмотренных в части первой п. 75 Правил № 1450.

Одним из таких случаев является приостановление строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон (абзац восьмой части первой п. 75 Правил № 1450).

Срок строительства продлевается по соглашению сторон в установленном Правилами № 1450 порядке с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору (часть вторая п. 75 Правил № 1450).

Следовательно, при приостановлении строительства и продлении нормативного срока строительства сторонам договора необходимо внести соответствующие изменения в сроки выполнения работ по договору.

Изменения и дополнения в договор вносятся в соответствии с законодательством путем заключения сторонами дополнительного соглашения (п. 71 Правил № 1450).

Пунктом 74 Правил № 1450 установлено, что сторона договора, которой стали известны обстоятельства, требующие изменения условий договора, обязана уведомить о них другую сторону договора в письменной форме и подготовить предложения об изменении условий договора. Другая сторона договора обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть предложения об изменении договора и подписать дополнительное соглашение к договору.

Таким образом, при приостановлении строительства объекта (выполнения строительных работ) заказчику необходимо заключить с подрядчиками дополнительное соглашение к договору строительного подряда для согласования изменения сроков выполнения работ.

Заказчик и подрядчик оформляют дополнительное соглашение, в котором помимо дат приостановления, возобновления и окончания выполнения строительных работ на объекте в случаях, предусмотренных законодательством, корректируется цена договора с уточнением графиков строительства и платежей.

Данный алгоритм действий сторон в безусловном порядке применяется на объектах строительства, финансируемых полностью за счет собственных средств заказчика. В случае заключения договора государственной закупки на строительство объекта существенные условия допускается изменять в случаях, установленных законодательством о государственных закупках.

В частности, в 2022 г. допускается изменение сроков исполнения обязательств подрядчиком, порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки (подп. 1.8 постановления № 395 [4] ). Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием подрядчика. По нашему мнению, данное обоснование для изменения сроков по договору государственной закупки возможно применить в случае приостановки строительства по основаниям, предусмотренным ст. 62 Закона № 300-З, за исключением тех, в которых обязательства одной из сторон нарушены по ее вине. По каждому случаю целесообразно получить разъяснения МАРТ с учетом специфики конкретного объекта.

Если договор государственной закупки заключен на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), то и соглашение об изменении условий договора также заключается на ЭТП. Датой подписания такого соглашения считается дата подписания его подрядчиком.

Читайте также:  Смета на строительство объектов капитального строительства это

Однако следует учесть, что в случае если общий срок строительства объекта (с учетом приостановления строительства) превысит нормативный срок, определенный проектной документацией, у заказчика должно быть в наличии согласование на изменение сроков строительства соответствующего исполнительного комитета.

В исключительных случаях изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства) осуществляется по согласованию:

  • с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами – в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов;
  • с областными, Минским городским исполнительными комитетами – в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства) (часть вторая п. 17 Правил № 1450).

Для получения соответствующего разрешения на изменение сроков строительства заказчик в установленные сроки обращается в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложением к нему документов и сведений об объекте. Сроки обращения и перечень необходимых документов приведены в п. 17 Правил № 1450.

В случае получения отказа в согласовании изменения (продления) срока строительства участники обязаны завершить строительство объекта в установленные договором сроки.

Документальное оформление приостановления строительства по инициативе заказчика

Порядок документального оформления приостановления строительства регулирует ТКП 45-1.03-122-2015.

При приостановлении строительства оформляют акт установления даты приостановления строительства по форме Г.1 (далее – акт формы Г.1), при возобновлении строительства — акт установления даты возобновления строительства по форме Г.2 (далее – акт формы Г.2). Акты форм Г.1 и Г.2 приведены в приложении Г к ТКП 45-1.03-122-2015. Акты форм Г.1 и Г.2 являются неотъемлемой частью утвержденной проектной документации.

При приостановлении строительства, как правило, заказчиком создается комиссия, в состав которой включаются уполномоченные представители заказчика, подрядчика и проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством.

Созданная комиссия для приостановления строительства обязана оформить акт формы Г.1, к которому должны быть приложены следующие документы:

  • копия решения уполномоченного государственного органа или иного инвестора, застройщика, заказчика, подрядчика согласно законодательству;
  • копии документов, подтверждающих приостановление строительства по основаниям, предусмотренным законодательством или договором строительного подряда (например, копия договора строительного подряда, заключенного между сторонами, а также бухгалтерский акт сверки взаимных расчетов, составленный по состоянию на момент принятия решения о приостановлении строительства).

Таким образом, для обоснованного приостановления строительства (в связи с наличием обстоятельств, указанных в ст. 62 Закона № 300-З) заказчиком оформляются:

  • письмо-уведомление в адрес подрядчика о приостановлении строительства объекта с указанием причины приостановления;
  • акт формы Г.1;
  • копии документов, подтверждающих приостановление строительства по основаниям, предусмотренным законодательством или договором строительного подряда (решения уполномоченного государственного органа либо заказчика (распоряжения, приказа и т. д.));
  • проект дополнительного соглашения об изменении сроков строительства по договору строительного подряда.

Примечание. В случае заключения на ЭТП договора государственной закупки соглашение об изменении его условий заказчик также размещает на ЭТП.

Кроме того, по объектам, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор (далее – госстройнадзор), заказчиком должна быть направлена в орган госстройнадзора информация как о приостановлении, так и о возобновлении строительства.

Об изменении условий, при которых направлялось уведомление, уведомитель информирует орган госстройнадзора в письменной форме в течение 10 рабочих дней после приостановления и возобновления строительства объекта после приостановления (п. 5 Положения № 343 [5] ).

До возобновления производства СМР заказчики направляют в орган госстройнадзора уведомление о возобновлении производства СМР. Уведомление также может быть направлено генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью (п. 3 Положения № 343).

Форма уведомления в органы государственного строительного надзора о возобновлении производства СМР приведена в приложении 2 к Положению № 343.

Цена вопроса. При нарушении установленного законодательством порядка документального оформления приостановления строительства (выполнения работ) и при отсутствии соответствующего согласования продления нормативного срока строительства в порядке, установленном п. 17 Правил № 450, работы, выполненные в период увеличенного в связи с приостановлением работ срока, могут быть отнесены к самовольному строительству. Ответственность за самовольное строительство установлена ст. 21.12 КоАП.

Бухгалтерский учет затрат

Порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика стоимости объекта строительства посредством отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций определен в Инструкции № 10 [6] .

Бухгалтерский учет незавершенного строительства независимо от способа строительства ведется на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» на основании первичных учетных документов по фактическим затратам нарастающим итогом с даты начала строительства до даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию (п. 9 Инструкции № 10).

Затраты, понесенные заказчиком в бухгалтерском учете, подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета (п. 4 Инструкции № 10).

В п. 5 Инструкции № 10 приведен перечень затрат, не предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, но увеличивающих стоимость объекта учета. Затраты, связанные с приостановлением строительства на срок менее 3 месяцев, в данном пункте не поименованы.

Однако перечень затрат, приведенных в п. 5 Инструкции № 10, не является закрытым, в нем поименованы другие затраты, непосредственно связанные со строительством.

Поскольку приостановление строительства предусмотрено законодательством, при соблюдении установленного законодательством и приведенного выше порядка его проведения некоторые из затрат, связанных с приостановлением строительства на срок менее 3 месяцев, могут быть также отнесены на стоимость объекта учета как другие затраты, непосредственно связанные со строительством.

Это могут быть затраты, без несения которых дальнейшее строительство объекта не представляется возможным: затраты на охрану объекта, освещение, отопление, а также другие затраты в периоде приостановления строительных работ, связанные со спецификой объекта строительства. Такие затраты отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Организация не вправе отнести на увеличение стоимости объекта затраты, осуществления которых можно избежать в периоде приостановления строительства (например, аренда техники за время простоя, заработная плата рабочих и пр.). Такие затраты в зависимости от назначения объекта в бухгалтерском учете следует отражать либо на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), либо на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-4 «Прочие расходы») как другие доходы и расходы по текущей либо по инвестиционной деятельности (пп. 13, 14 Инструкции № 102 1 ).

Расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним. Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).

В бухгалтерском учете у организации-заказчика производятся следующие записи:

Источник

Остановка строительных работ

Нередко возникают случаи, когда строительство здания, в которое вложены долевые инвестиции, останавливается. Чтобы найти наименее затратный выход из сложившейся ситуации, инвесторам следует познакомиться с основными причинами, приостанавливающими ход строительных работ по возведению новостройки.

Виды остановки строительства недвижимости

Остановка хода строительных работ может иметь краткосрочный или долгосрочный характер. Краткосрочной остановкой признаются действия по приостановлению работ на срок до полугода. Если работы были остановлены на период от 6 месяцев и далее, то эта остановка проекта считается долгосрочной.

Читайте также:  Как определить оказывают работы влияние на безопасность объектов капитального строительства или не оказывают

Консервация строительных работ

Если произошла остановка сторонам, важно установить наличие перспективы возобновления работ в будущем. Консервация работ производится застройщиками с целью сохранения возможности продолжить работы по возведению новостройки. Правила консервации объекта незавершенного строительства можно обнаружить в части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Под консервацией объекта незавершенного строительства нормы Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 подразумевают комплекс мероприятий, рассчитанных на обеспечение сохранности результата работ на неопределенный период в условиях остановки строительства. Как правило, работы по консервации осуществляются за отдельную плату по требованию заказчика работ.

Причины остановки строительства
Историческая точка зрения на проблему приостановления строительства

Считается, что периодом, когда стройка останавливалась чаще всего, был 2008 и 2009 год. Данное время было названо периодом кризиса на рынке российской недвижимости.
В это время банковские организации практически полностью отказались от финансирования строительных проектов. Долевые инвесторы были насторожены тревожными заявлениями СМИ. Они перестали осуществлять капиталовложения в строящиеся объекты недвижимого имущества.

Частные проекты застройщиков терпели огромные убытки из-за недостатка финансовых средств. Данные факторы сделали остановку строительства единственно возможным выходом.

Недостаток финансирования
Нехватка спонсорских капиталовложений в строительный проект – это одна из самых частых причин остановки строительных работ. Осложнения с поиском новых денежных ресурсов, как правило, связаны с:

  • прекращением финансирования со стороны банков, кредитных организаций и иных заемщиков;
  • ошибочной или недобросовестной финансовой политикой, которая выбрана застройщиком при ведении дел фирмы;
  • низким уровнем продаж;
  • низким показателем притока доходов от сбыта;
  • существенным непрогнозируемым ростом издержек по реализации проекта;
  • негативным имиджем застройщика, который был сформирован в результате отрицательных отзывов прессы, наличия большого количества судебных споров с инвесторами и недобросовестностью застройщика, допускающего всевозможные нарушения условий заключенных сделок.

Прекращение прав застройщика на застраиваемый земельный участок

Если срок действия правоустанавливающих документов на землю прекращается, то застройщик обязан остановить строительство многоквартирного дома. Именно поэтому ведение застройки территориального участка, предоставленного строительной компании на праве аренды, влечет определенные юридические риски.

Арендодатель вправе в любой момент ходатайствовать о досрочном прекращении действия договора аренды земельной территории. Такое решение он может принять при нарушении арендатором обязательств по оплате арендной платы или невыполнении иных существенных условий договора. В данной ситуации продолжить строительство на законных основаниях невозможно, пока арендатор не восстановит свои права на строительную площадку, где возводится новостройка.

Прекращение действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство в соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выступает в роли основного документа, регламентирующего возможность лица на осуществление строительных работ. Если действие такого документа как разрешение на строительство, или РНС, прекратилось, то застройщик лишается своих прав на возведение многоквартирного дома.

Прекращение действия разрешение на строительство, полученного застройщиком, может произойти в результате:

  • утраты прав застройщика на застраиваемый земельный участок;
  • истечения срока действия РНС при отсутствии факта продления срока действия РНС со стороны застройщика.

Если застройщик, не имеющий прав на проведение строительных работ, осуществляет их, то его могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ или уголовной ответственности по статье 216 УК РФ. Также законодатель регламентирует возможность возникновения риска о признании объекта строительства самовольной постройкой. Данный случай подробно описан в нормах стать 222 ГК РФ.

Утрата подрядчиками допусков СРО к выполнению работ

При возникновении данной проблемы застройщик обязан немедленно приостановить строительство объекта недвижимого имущества. Утрата подрядчиками допусков СРО к выполнению работ, влияющих на безопасность объекта строительства, влечет за собой необходимость поиска другого подрядчика или ожидания, пока действующий подрядчик вступит в новое СРО и получит новые допуски. Возобновлять работы по возведению многоквартирного дома можно только после того, как подрядчик получит соответствующий допуск к выполнению работ, влияющих на безопасность объекта строительства.

Нарушение контрагентами застройщика своих обязательств

Среди основного вида нарушений следует назвать срыв генеральным подрядчиком сроков строительства. При возникновении срыва сроков возведения новостройки застройщику будет необходимо заключить договор с новым генеральным подрядчиком.

Процесс подбора подходящего кандидата, обсуждение условий сделки и оформление подрядного соглашения может занять несколько месяцев. На этот период времени застройщику не останется иного выхода, кроме того, чтобы остановить строительство многоквартирного дома.

Анализ причин, вызывающих остановку строительных работ

Любая из вышеназванных причин влечет за собой невозможность возобновления строительных работ. Застройщик, несущий обязательство перед инвестором, не может назвать точный срок сдачи объекта.
В соответствии с действующим законом инвестор не может вмешиваться в хозяйственную деятельность застройщика. Единственное, что может сделать в такой ситуации спонсор, – это фиксация факта остановки строительства и заявление об этом в соответствующие органы. Доказать факт остановки строительных работ можно, если заснять строительную площадку на фото или видео.
Инвестор, заключивший договор с застройщиком, может уточнить, действуют ли необходимые для строительства разрешительные документы в региональных отделениях Росреестра и в офисе саморегулируемой организации строителей. Мониторинг судебных споров застройщика рекомендуется проводить с помощью интернет-ресурсов.

Какие действия предпринять при остановке строительных работ

Инвестору рекомендуется познакомиться со всеми информационными источниками, рассказывающими о ходе строительства и причинах его остановки. Он должен адекватно оценить степень перспективности стройки и узнать приблизительный срок сдачи готового объекта недвижимого имущества.
Застройщику следует включать в договор условия, связанные с существенной остановкой строительства, которые позволят ему расторгнуть договор и вернуть все вложенные инвестиции. Если такого пункта в договоре не окажется, то инвестору потребуется ждать истечения срока исполнения обязательства по передаче помещения. Такие условия действуют в той ситуации, когда застройщик не соглашается вернуть вложенные в строительный проект денежные средства спонсора и расторгнуть договор добровольно.

Вопрос-ответ

Вопрос: «При приостановке СМР (строительно-монтажных работ) может ли требовать Заказчик передать общий журнал работ? и где это прописано (нормативный акт)?»

Ответ: Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (вместе с «РД-11-05-2007. «), он же с поправками на этот год.

В пункте 5 данного приказа прописано, что орган государственного строительного надзора оформляет журнал работ, закрепляя его печатью и передает журнал застройщику или заказчику для прописывания в нем этапы выполнения работ. Когда журнал заканчивается, то заводится новый с новой регистрацией в государственном органе. Так же пункт 6 этого приказа дополняет, что журналы, в которых происходит фиксирование работ находится у заказчика (застройщика). Это хранение осуществляется до того момента, пока не будет проведена проверка итоговая органом государственного строительного надзора.

В соответствии с этим приказом, общий журнал должен находится у заказчика или основного застройщика. Для того чтобы сдать объект или при проверке показать на каком этапе было приостановлено строительство, именно заказчик должен предъявить журнал (или журналы, если их несколько) в государственный орган, так как он является основным, если так можно выразиться ответчиком, за строительство и требование о передачи ему журнала правомерны.

Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 5.000 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Читайте также:  Отдельно стоящий объект капитального строительства определение норма

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)

Источник

Статья 55.26 ГрК РФ. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений (действующая редакция)

1. Если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Комментарий к ст. 55.26 ГрК РФ

1. В комментируемой статье определено, что эксплуатация объектов капитального строительства может быть приостановлена в случаях, когда допускаются нарушения технических регламентов или проектной документации. Цель этой нормы вполне очевидна — защита основных ценностей, таких как жизнь, здоровье, собственность, безопасность окружающей среды и т.п.

Приостановление эксплуатации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, которые встречаются в различных нормативных правовых актах и не систематизированы. Можно назвать следующие положения:

— согласно ст. 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ;

— согласно ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила;

— согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. При этом может быть осуществлено и прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (но только по решению суда).

Кроме того, действует и общая норма ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. 17), согласно которой в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, эксплуатация объектов капитального строительства прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также при случайной гибели, сносе зданий, сооружений.

Формулировка статьи позволяет трактовать ее следующим образом: там, где вывод объекта из эксплуатации регулируется соответствующими нормативными правовыми актами, прекращение эксплуатации совпадает по времени с моментом окончания данной процедуры. Следует отметить, что законодательство знает довольно много случаев, когда вывод объектов из эксплуатации детально нормирован:

— Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2007 г. N 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» определены условия и порядок временной остановки работы объектов электроэнергетики, осуществляемой в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, а также условия и порядок окончательной остановки работы таких объектов, осуществляемой в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года;

— Приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2011 г. N 666 утверждены Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками;

— Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей и т.п.

Систематическое толкование положений комментируемой статьи позволяет утверждать, что если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не урегулирован нормами права, то эксплуатация все равно прекращается не позднее момента, когда объект перестанет существовать (но может прекратиться и ранее).

Очевидно, что с прекращением эксплуатации здания или сооружения прекращаются и все обязанности ответственных лиц, установленные ГрК РФ и иными законами. Однако это не означает, как неоднократно разъясняли судебные органы, что лицо освобождается от всякой ответственности за нарушение технических и иных требований.

Пример: так, отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о признании недействительным постановления органа местного самоуправления, которым на истца возложена обязанность по организации и проведению работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Как было установлено, истцу принадлежит на праве собственности здание, в результате частичного обрушения которого ввиду нахождения его в аварийном состоянии погибли люди.

В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений прекращается в случае их случайной гибели и сноса. Согласно ч. 1 ст.

37 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде. Из материалов дела следует, что после проведения работ по частичному демонтажу спорного здания истец, несмотря на неоднократные обращения к нему со стороны органа местного самоуправления, не принял меры по разбору образовавшихся в результате обрушения части здания завалов строительного мусора и их утилизации. В этой связи орган местного самоуправления в целях прекращения действия опасных для населения факторов, возникших вследствие чрезвычайной ситуации, вынужден был издать оспариваемое постановление и принять меры по проведению соответствующих работ на аварийном здании (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 мая 2013 г. по делу N А28-5812/2012).

Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017

Источник
Рейтинг
Загрузка ...