Особенности правового регулирования вопросов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
Нормативно-правовое регулирование капитального ремонта
Порядок организации реконструкции и капитального ремонта объектов недвижимости различного функционального назначения главным образом регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-Ф и Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, а также разными нормативными актами. В частности, Правительство Российской Федерации приняло ряд целевых программ, которые направлены на повышение качества объектов недвижимости различного функционального назначения:
— на объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов: — «Адресная инвестиционная программа» на 2017-2020 годы
— на объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения): — Программа «Жилище» на 2018-2020 годы
Организация и проведение капитального ремонта МКД
— на линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и т.д.).
Понятие капитального ремонта
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов являются частным случаем капитального ремонта зданий – объектов капитального строительства. Возникающие в процессе капитального ремонта отношения отнесены к градостроительным и регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства, понимается – «замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов».
Поддержание в работоспособном состоянии объектов капитального строительства и сооружений коммунальной инфраструктуры является актуальной задачей для любого региона нашей страны. Для этой цели государство выделяет значительные бюджетные ассигнования, аккумулирующиеся через различные региональные и федеральные программы на ремонт (или реконструкции) зданий и сооружений, находящихся на балансе бюджетных организаций (школы, больницы, детские сады и т.д.). Как правило, для участия в такой программе муниципальное образование, где расположен объект для финансирования, собирает необходимый пакет документов и направляет его в региональную государственную экспертизу для их проверки.
Какие виды износа зданий существуют в целях осуществления капитального ремонта?
В настоящее время сфера строительства имеет значительный потенциал для развития. Строительная отрасль включает в себя не только возведение новых зданий и сооружений, но также и поддержание существующего жилищного фонда в надлежащем состоянии. Существует два типа износа зданий и сооружений:
Что нужно знать собственнику о проведении капитального ремонта в МКД?
Под физическим износом здания понимается ухудшение технического состояния элементов конструкций, а также потеря первоначальных эксплуатационных качеств, и, как следствие снижение стоимости объекта недвижимости. При капитальном ремонте зданий в сменяемых конструкциях физический износ устраняется, а в несменяемых — только уменьшается, так как несменяемые конструкции по физическому износу ремонтироваться не могут, а проводимые в них ремонтные работы носят восстановительный характер.
В основу нормативных документов по определению величины физического износа положены соотношения физического износа и стоимости необходимого на восстановление ремонта. В результате капитального и текущего ремонтов темпы роста физического износа снижаются. Износ зданий происходит наиболее интенсивно впервые 20-30 лет и после 90-100 лет.
Под моральным износом понимается снижение стоимости зданий или сооружений, которые обусловлены внедрением инновационных инженерных и информационных решений.
При определенном проценте физического износа возникает необходимость проведения капитального ремонта здания. Рассмотрим порядок проведения капительного ремонта многоквартирного дома.
Типы капитального ремонта
Существует два типа капитального ремонта:
Разновидности капитального ремонта
При комплексном капитальном ремонте производиться замена конструктива здания, инженерных систем (сетей) и их усовершенствование, тем самым понижается процент как физического, так и морального износа.
Виды работ капитального ремонта
При выборочном капительном ремонте могут проводиться отдельные виды работ, такие как:
— усиление чердачных и межэтажных перекрытий;
— ремонт и/или утепление фасада МКД;
— усиление ограждающих несущих конструкций;
— ремонт отдельных частей фундамента здания МКД;
— ремонт внутридомовых инженерных сетей;
— замена лифтового оборудования;
Проведение того или иного типа капитально ремонта – существует определенный порядок подготовки, проведения и приемки-сдачи работ по капитальному ремонту МКД:
— изучение нормативно-правовой базы;
— формирование краткосрочной программы капитального ремонта многоквартирного дома;
— предпроектная подготовка объектов;
— выбор и заключение договора с подрядной организацией для проведения ремонтно-строительных работ.
На чьи средства осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов?
На федеральном уровне установлена возможность предоставления финансовой помощи на проведение капремонта за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Этот фонд действует на основании закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Условия предоставления финансовой помощи определены постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 № 18. Существует также множество СНИПов, государственных стандартов, в соответствии с которыми выполняются работы.
Регионы могут расширять перечень работ по капитальному ремонту, отличающийся от минимального, установленного Жилищным кодексом и устанавливать правила, влияющие на порядок его организации. В частности на региональном уровне могут нормативно – правовые акты, связанные с осуществлением и оплатой капитального ремонта в регионе, например, в Кемеровской области приняты следующие нормативно – правовые акты на уровне региональных органов власти:
— Постановление Администрации Кемеровской области «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» от «30» декабря 2013г. № 671;
— Постановление Администрации Кемеровской области «Об утверждении Порядка выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме и Порядка использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации от «26» декабря 2013 г. № 612;
— Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2016 № 95 «Об утверждении Порядка и условий освобождения отдельных категорий собственников жилых помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»;
— Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы и другие.
Таким образом, вопросы нормативного регулирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подведомственно по мимо федеральных, региональным органам власти. Основными же нормативно правовыми актами, регулирующими отношения в области капитального ремонта являются жилищный и градостроительный кодексы РФ.
ИсточникРазъяснения по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов
В связи с многочисленными запросами от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) сообщает следующее. В соответствии с Методическими рекомендациями Фонда по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в состав затрат, образующих себестоимость работ по капитальному ремонту, включается «технический надзор», осуществляемый заказчиком работ.
В связи с тем, что в действующем законодательстве используется равнозначный по смыслу термин «строительный контроль», работы по строительному контролю могут быть включены в состав затрат, образующих себестоимость работ по капитальному ремонту. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
Указанное Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. В соответствии с частью 3 Положения строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее заказчик).
Таким образом, заказчик имеет право заключить договор (контракт) на осуществление строительного контроля с коммерческой организацией, осуществлявшей подготовку проектной документации, имеющей специальный допуск на данный вид деятельности в части соответствия выполняемых работ проектной документации. При необходимости проведения строительного контроля заказчиком в полном объеме в соответствии с частью 4 Положения эти функции вправе осуществлять работники заказчика, на которых в установленном порядке возложены эти обязанности. При отсутствии таковых, заказчик может привлечь специализированную организацию имеющую допуск на данный вид деятельности на конкурсной основе посредством заключения договора на осуществление строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля определяется в соответствии с пунктом 15 вышеуказанного Положения и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта МКД отдельной строкой «Строительный контроль». Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене строительного подряда.
ИсточникПравила и порядок проведения капитального ремонта жилых домов
Любое строение имеет свою длительность эксплуатации. Наличие мероприятий по поддержанию состояния здания в удовлетворительном виде любого характера – текущего или капитального, отражается на главных характеристиках помещений.
И если текущий ремонт это действие, предупреждающее серьёзные разрушения, то капремонт это совокупность мероприятий, которые направлены на замену, а также восстановление и модернизацию конструктивов МЖД и коммуникационных элементов, в связи с их физической изношенностью.
Порядок проведения капитального ремонта определён ФЗ№ 271[1] и его целью является благоустройство строения без внесения любых изменений в строительные параметры объекта.
Правила осуществления капремонта в МКД
Обновление многоэтажного дома капитального характера, которое предусмотрено согласно статье 167 Жилищного кодекса[2] выполняется специализированными организациями, закреплёнными за жилой недвижимостью.
Масштабы проведения капиталки конструктивов и коммуникаций разняться в зависимости от рабочего состояния многоквартирного дома и потребностей существующих у живущих в нём граждан.
Длительная эксплуатация конструкций изнашивает их, и, как результат – разрушение определённых частей здания. Во избежание возникновения необратимых процессов здание требуется капитально ремонтировать. Также основой для проведения КР является соответствие сооружения, предназначенного для проживания, всем санитарным нормам и техническим правилам, закреплённым в законе.
Капитальные замены в квартирах частично могут осуществляться самими владельцами квартир. Выполняется это для обеспечения комфорта и безопасности своего жилища и перечень действий хозяин квартиры принимает по своему усмотрению. Такое правило не распространяется на владельцев муниципального жилищного фонда.
Поскольку действия дорогостоящие, то вовремя выполненные текущие мероприятия, помогут избежать трудоёмкого процесса капремонта с большим вложением средств. При этом важно знать, что собственники жилища производят мероприятия за счёт собственных средств, в наниматели госфонда обеспечиваются за счёт средств общего фонда КР.
Следует отличать реконструкционные меры от капремонта. Установка новых перегородок или смещения дверных проёмов приравнивается к реконструкционным действиям, на которые требуется получение спецразрешения в профильных ведомствах.
Если внутриквартирные решения владелец может осуществлять по своему усмотрению, но при наличии разрешений, то какие мероприятия внести в список на капитальные меры общего имущества МКД, решается на собрании жителей. Также поводом для внесения работ в перечень капремонта может быть определение спецкомиссии, а периодичность и объёмы заданий назначаются компетентными инспекторами регионального фонда КР. При этом необходимость проведения восстановления жилых зданий регламентируется ЖК. Так, на основании этого закона выполнять его необходимо при таком износе строения:
- Каменного здания процент изношенности должен находиться в пределах от 30 до 70%.
- Деревянного строения – не более 65%.
Порядок реализации капитального ремонта
На основании глава 18 ЖК РФ[3], закреплено, что возмещение трат на действия, связанные с капитальным ремонтом в МЖД осуществляется за средства регионального направления или местного бюджета. Однако также внедрена их оплата жильцами для наполнения фонда КР определённого ЖД.
- завершение даты эксплуатационного предела отдельных конструктивов строения;
- требование жителей, основанное на неисправности какого-либо элемента здания.
Следует знать, что сроки выполнения капремонта каждого индивидуального конструктива или оборудования устанавливаются обособленно в зависимости от материала.
Нормативами закреплены минимальные временные отрезки безопасной эксплуатации каждого несущего элемента. И действия должны быть произведены не позднее, чем эксплуатационная способность этого конструктива перестанет исполнять свои основные функционалы, призванные обеспечивать комфортное нахождение людей в жилище на фоне безопасности.
Если обоснованное требование населения, обратившегося с вопросом назначения действий капитального характера, не удовлетворено предусмотренным способом, то следует инициировать судебное разбирательство с постановлением обязать проведение указанного регламента.
Согласно СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные[4], первичный КР в полном объёме, необходимо проводить не позднее тридцатилетнего срока последующего за введением ЖД в эксплуатацию, выборочный – по исходу двадцати лет. Срок службы всех элементов МЖД зависит от материалов, использованных при строительстве, нормативные показатели следующие:
- Для фундаментных и стеновых материалов – от 30 до 90 лет.
- Балконных элементов, лестничных маршей, крылец, веранд – от 30 до 80 лет.
- Элементов кровли, дверных и оконных проёмов – до 30 лет. При этом деревянные составляющие кровли установлены с запасом прочности до 80 лет.
- Внутренняя отделка помещений, при соответствующем производстве текущего ремонта может прослужить до 30 лет.
Каждый МЖД с момента его ввода в эксплуатацию паспортизирован. Техпаспорт, который содержит первоначальные сведения об отстроенном здании, оснащён специальными графами, в которых отображается периоды проведения всех ремонтов, состояние домовых конструктивов и всех элементов.
За проведением осмотров закреплены коммунальные конторы. Согласно их зоны ответственности, осуществление осмотров должно происходить дважды в году.
Визуальные характеристики вносятся в паспорт, по этим сведениям происходит анализ состояния дома и необходимость выполнения капитального ремонта. Прохождение осмотров регламентировано правилами. Для реализации полного цикла работ, регламент осуществления обследования состояния дома прописан в статье 55 Градостроительного норматива[5] и Постановлением Правительства №170[6].
Определение важности выполнения работ входит в непосредственные обязанности профильной комиссии. Специалисты приглашённых ведомств, изучив данные проведенных осмотров, составляют акт с рекомендациями о необходимости инициирования обновлений. В большинстве случаев здание осматривают с выходом на место.
При получении рекомендаций к осуществлению КР окончательное решение принимается на общем сходе собственников жилищ, инициатором которого выступает коммунальная контора, получившая заключительный документ. Жильцы должны определить необходимость выполнения капиталки, объёмы выполнения, продолжительность реализации рекомендаций и порядок финансирования.
Полученное решение общего схода документально оформляется в установленном порядке и жилконтора может нанимать подрядную организацию. Жильцы вправе отказаться от выполнения деяний, если предоставленная смета указанного ремонта или материалов не обоснована и, по мнению жителей, завышена.
Однако, если это касается капремонта небезопасных аварийных коммуникаций или оборудования лифтового хозяйства, то выполнение лучше не затягивать. Можно подключить к действиям по выбору строителей и приобретению материалов инициативную группу жильцов, возможно, тем самым уменьшить общую стоимость капремонта.
Кто принимает выполненные работы КР
Все произведенные мероприятия подлежат обязательной приёмке. Порядок осуществления приёмки работ следующий:
- за неделю до предположительного окончания действия, подрядчик оповещает об этом заказывающую сторону.
- Если заказчик региональный оператор – именно он создаёт приёмочную комиссию и сам ответственный за составление акта строительного контроля объекта.
- В случае заказа со стороны собственника помещения – ответственность за приглашение приёмочной комиссии лежит на нём.
Все документы, которые сопровождают исполнение мероприятий, должны быть оформлены в соответствии с существующим законодательством и отвечать требованиям делопроизводства.
Важность правильно составленных бумаг заключается в том, что в случае восстановления своих прав в судебном порядке недооформленный документ или акт, составленный не по правилам, может быть причиной для не рассмотрения иска потерпевшей стороны.
Источник