Порядок проведения закупок при строительстве объектов

Госзакупки в строительстве: что нужно знать поставщику

Госзакупки в строительстве: что нужно знать поставщику

Госзакупки в строительстве являются одними из самых сложных из-за больших объемов технической документации. Чтобы верно подготовить заявку, поставщику нужно изучить немало информации. Также будет полезно знать, на какие уловки идут заказчики с целью ограничить конкуренцию.

Нормативная база

Помимо закона № 44-ФЗ, который устанавливает основные правила госзакупок, потенциальному участнику строительных закупок следует вооружиться такими документами:

  • Градостроительным кодексом, устанавливающим нормативы в строительной сфере;
  • постановлением Правительства № 615 от 01.07.16 (отнесение поставщиков в список квалификации по капремонту);
  • постановлением Правительства № 99 от 04.02.15 (дополнительные требования при закупках сложных строительных объектов);
  • письмом ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.16 о правилах составления заказчиками технического задания и инструкции по заполнению заявки.

Кроме того, будут полезны и другие подзаконные акты и разъяснения чиновников — о них будет упомянуто ниже.

Практические аспекты закупок при строительстве по новому законодательству

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Способы закупки в строительстве

Чуть менее года назад распоряжением Правительства № 471-р был обновлен перечень объектов, которые должны закупаться через электронный аукцион. В него вошли практически все закупки в сфере строительства, за исключением опасных, уникальных или технически сложных объектов, в том числе важных дорог. Таким образом, сейчас подавляющее большинство всех закупок в сфере строительства проводится посредством электронного аукциона.

Закупки в отношении уникальных, опасных и технически сложных объектов можно проводить через открытый конкурс. При этом установлено ограничение НМЦ контракта в размере 50 млн и 150 млн рублей соответственно для муниципальных и федеральных объектов. Если начальная цена контракта превышает эти значения, проводится конкурс с ограниченным участием.

Однако бывает так, что конкурс не состоялся. В этом случае заказчик может произвести закупку указанных выше работ путем запроса предложений. Также этот метод применяется в том случае, если контракт был заключен, но впоследствии расторгнут в одностороннем порядке.

Для небольших закупок в сфере строительства, НМЦ которых не превышает полумиллиона рублей, можно провести запрос котировок. Можно произвести закупку и у единственного поставщика, но со следующими ценовыми ограничениями: 100 тыс. рублей для муниципальных заказов и 500 тыс. рублей для федеральных.

Изменения порядка проведения закупок в 2014 г.

Какие требования предъявляются к поставщикам

В общем случае заказчик предъявляет к участникам процедуры единые требования и указывает в документации, какие документы должны быть представлены. Учтите, что отдельные виды работ в строительной сфере могут потребовать свидетельство о допуске СРО. Рекомендуем ознакомиться с приказом Министерства регионального развития № 624, который содержит перечень таких допусков.

Следует внимательно ознакомиться с закупочной документацией — в ней должны быть перечислены все разрешения, допуски и лицензии, которые необходимо включить в заявку. Обратите внимание, что заказчик не имеет права требовать допуск, если он не предусмотрен для вашего вида деятельности.

Читайте также:  Виды объектов капитального строительства по градостроительному кодексу

Если заказчик включает в закупку разноплановые работы, они должны быть функционально и технологический связаны с объектом строительства. Если поставщик считает, что заказчик ограничивает конкуренцию, включая в одну закупку несвязанные работы, можно обратиться с жалобой в ФАС. Пример связанных работ — строительство здания и монтаж в нем лифтов.

Дополнительные требования

Проводя процедуру конкурса с ограниченным участием (для тех объектов, для которых это предусмотрено), заказчик указывает ряд дополнительных требований:

  • поставщики должны иметь опыт исполнения подобных контрактов, цена которых составляет не менее 20% от НМЦК объявленной закупки;
  • исполнитель должен иметь оборудование и объекты недвижимости, которые необходимы для исполнения контракта;
  • в штате поставщика должно быть определенное количество квалифицированных сотрудников (квалификация подтверждается документами).

В закупочной документации заказчик должен указать перечень документов, которыми участник сможет подтвердить свою квалификацию. Это могут быть, например, копии исполненных контрактов или перечень оборудования, которым располагает поставщик.

Обратите внимание, что заказчик может потребовать только те документы, которые он указал в техническом задании. Если он требует что-то сверх этого, то нарушает закон. Однако если какой-либо из документов вы не предоставите, заявка будет отклонена.

Уловки заказчиков

Не секрет, что порой заказчики желают ограничить конкуренцию с целью отдать закупку «своему» поставщику. Для этого они прибегают к различным ухищрениям, некоторые из которых рассмотрим ниже.

Некопируемая документация

Когда заказчик хочет осложнить поставщикам ознакомление с закупочной документацией, он размещает ее в формате, который нельзя скопировать. Например, в виде отсканированного документа, в том числе написанного от руки. Либо заказчик публикует документы в текстовом формате, но применяет форматирование, затрудняющее работу (разрывы страниц, нестандартные способы формирования таблиц и так далее). Учитывая сложность технической документации в строительстве, на обработку таких документов может уйти очень много времени. Недавно Минэкономразвития выпустило разъяснение, в соответствии с которым публикация технического задания в форматах, усложняющих поиск, копирование и обработку информации о закупке, является административным правонарушением.

Неадекватные требования

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние или неверные требования. Например, чтобы запутать поставщика, в техзадании указывают недействующие ГОСТы или характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях. Например, свойства строительных материалов, не указанные производителем в техпаспорте. В соответствии с разъяснениями ФАС, данными в письме № ИА/44536/16 от 01.07.16, устанавливать такие требования недопустимо.

Зачастую заказчики грешат тем, что указывают в ТЗ диапазонные значения какого-либо параметра, которые выходят за рамки нормативов. Например, ГОСТ на школьные парты устанавливает, что толщина стола должна быть не более 25 мм. Заказчик в закупочной документации указывает, что парты, которые он хочет закупить, должны иметь толщину 13–30 мм. При этом заявку участника, который предлагает парту толщиной 28 мм, заказчик отклоняет, поскольку она не соответствует ГОСТу. Важно знать, что указание значений вне параметров ГОСТ ФАС запрещает (упомянутое письмо № ИА/44536/16).

Словарные манипуляции

Правила русского языка едины для всех, но некоторые заказчики пытаются применять их по-своему. Так, в одной из закупок синонимы «около» и «примерно» употреблялись совершенно по-разному. Оба эти слова означали отклонение в пределах 10% от указанного значения, однако «около» – в меньшую сторону, а «примерно» – в большую. До этого невозможно догадаться, если не прочитать об этом в документации. Вот почему ее всегда следует тщательно изучать, а также заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.

Наличие скрытых требования

В одной из закупок строительных работ победивший поставщик был неприятно удивлен: прежде чем начать сооружение дороги, ему пришлось произвести очистку участка от произрастающих там кустов. Ничего подобного в документации не указывалось, и заказчик за это не заплатил. Чтобы не попадать в такие ситуации, желательно предварительно посетить место будущего проведения строительных работ.

Читайте также:  Акт осмотра объекта строительства комиссией

Что делать, если замечено нарушение

Если вы заметили, что заказчик нарушает правила, обращайтесь к нему за разъяснениями. А если это не помогает – жалуйтесь в ФАС.

Важно помнить, что обращаться за разъяснениями нужно официально, ведь иначе заказчик может не ответить на ваш вопрос. Но даже если он очень подробно все расскажет в приватном телефонном разговоре, впоследствии от этих слов он может попросту отказаться. Если же запрос подан через ЕИС, заказчик обязан опубликовать ответ.

Источник

Закупки строительных работ по 44-ФЗ, 223-ФЗ: новые изменения 2022 г.

С 27 июня 2019 года, в соответствии с Федеральным законом 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Данный регламент обязателен для всех заказчиков в рамках 44-ФЗ и на часть заказчиков по 223-ФЗ (автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом в статье 110.2 44-ФЗ прописана специальная норма, запрещающая использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

1. Появление «контрактной сметы»

Итак, вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки, называемая «контрактной сметой».

Данная контрактная смета составляется заказчиком без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Но тогда возникает законный вопрос: на основании чего составляется контрактная смета?

В обновленной редакции части 7 статьи 110.2 44-ФЗ на этот вопрос отвечают так: контрактная смета составляется на основании методики составления сметы контракта, которую будет разрабатывать Министерство строительства, и которой, естественно, не существует, и когда она родится, никому неизвестно.

В данных обстоятельствах все без исключения заказчики по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, становятся нарушителями существующего законодательства.

Выбирать бедному заказчику приходится из двух зол.

1) Составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы, надеясь, что Бог не выдаст и ФАС не съест.

2) Как законопослушный гражданин, дожидаться рождения методики составления сметы контракта, порожденной в недрах Минстроя, невзирая на срыв сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какой-то разумный выход из этого тупика?

Есть: применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов можно, если это прописано в контракте:

1) заказчикам по 223-ФЗ при строительстве;

2) заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ

Согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Объекты зеленого строительства для чего

Как будут работать подрядчики при подобном графике оплаты, закон безмолвствует.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

3. Новый способ формирования НМЦК

С июля 2019 года сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам по новому законодательству будет формироваться на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком в соответствии с ценовым предложением подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должно создать и утвердить Министерство строительства РФ.

При этом, в соответствии с новой редакцией 44-ФЗ в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия в обязательном порядке должно быть положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.

У независимых экспертов появляется по этому поводу вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ узнает тот, кому хватит терпения дочитать эту статью до конца.

4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов

То есть, отныне заказчик, в соответствии с регламентом 44-ФЗ, принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

По мнению независимых экспертов, чиновники Минстроя России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов сочинили новую схему освоения бюджетных средств, при которой ни заказчик, ни подрядчик в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По итогам, данная реформа сильно усложнит жизнь и заказчикам, и подрядчикам, и проверяющим их контрольным органам, подсчитывающим размеры убытков, понесенных государством в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...