О федеральном реестре незавершенных объектов капитального строительства
Порядок включения объектов незавершенного строительства в федеральный реестр, объем необходимой для этого информации и процедура.
Правительство РФ продолжает системную работу по выявлению незавершенных объектов капитального строительства и принятию решений по их дальнейшей судьбе. Летом 2021 года в Градостроительный кодекс РФ были включены нормы, обязывающие вести федеральный и региональные реестры объектов незавершенного строительства. В указанные реестры объекты попадают в случае, если (есть некоторые исключения из перечисленного ниже):
— истек (и не продлен) срок действия разрешения на строительство;
— прошло более 1 года со дня отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
— истек срок действия договора аренды земельного участка;
— строительство объекта не завершено, но возникли ограничения, не позволяющие продолжить строительство (зоны с особыми условиями и др.);
— в бюджете не предусмотрены средства на завершение строительства;
— на строящийся объект наложены арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;
— есть решение суда, в тч о признании объекта самовольной постройкой.
Статья 55.35 Градостроительного кодекса РФ устанавливает общие требования к ведению реестров незавершенных объектов, а постановление Правительства РФ от 18.07.2022 N 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений», вступившее в силу, устанавливает, что решение о включении объектов в федеральный реестр принимается межведомственной комиссией, состоящей из представителей Минстроя России, Минфина России, Росреестра, Росимущества и Федерального казначейства.
В реестр включаются незавершённые строительством объекты, находящиеся в публичной собственности (федеральная, региональная или муниципальная собственность) или собственности юридических лиц. Главное, что строительство объектов хотя бы частично осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета.
Вызывает вопрос норма о том, что объекты незавершённого строительства должны находиться в собственности, то есть на них должен быть оформлен технический паспорт и права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Что будет происходить с объектами незавершенного строительства, не прошедшими процедуру регистрации законодательство пока не сообщает.
Возвращаясь к порядку ведения федерального реестра объектов незавершенного строительства нужно отметить, что процедура выявления таких объектов не предполагает участия в ней застройщика. Федеральное казначейство не позднее 1 мая каждого года по формам бюджетной отчетности формирует сведения о вложениях в объекты незавершенного строительства, а Росреестр, в свою очередь, выявляет информацию о введенных в эксплуатацию или незавершённых строительством объектов.
Сюжет телеканала 360 о работе по ликвидации объектов незавершенного строительства в Московской обл.
Сформированная информация является предметом рассмотрения межведомственной комиссии и, в случае принятия положительного решения о включении объекта в федеральный реестр, главный распорядитель средств в течение 20 рабочих дней вносит соответствующие сведения в реестр. Объектам автоматически присваивается уникальный идентификационный код в компоненте системы «Электронный бюджет».
Утверждена и форма федерального реестра незавершённых строительством объектов в которой предусмотрено указание, среди прочего:
— причины приостановления строительства;
— реквизиты государственного контракта и наименование федерального проекта;
— правообладатель земельного участка, на котором расположен незавершенный объект капитального строительства
— статус проектной документации (функциональная зона по документам территориального планирования, реквизиты проекта планировки, дата и номер положительного заключения государственной экспертизы проектной документации);
— наличие разрешения на строительство и его реквизиты, наличие исполнительной документации;
— проблемные моменты (наличие уголовных дел (номер, дата, статус), наличие претензий от заказчика или подрядчика (значимой информации, необходимой для принятия решения о завершении строительства или списании объекта);
— финансовые характеристики (общая сметная стоимость, сумма капитальных вложений в объект за время строительства, сумма дополнительного финансирования, необходимая для завершения строительства).
Изучая объем информации об объекте незавершённого строительства, который подлежит включению в федеральный реестр приходишь к выводу, что без участия застройщика сформировать его не представляется возможным, хотя и утвержденный порядок этого не предусматривает.
ИсточникПорядок ведения реестра объектов незавершенного строительства
Статья 55.35. Реестры незавершенных объектов капитального строительства
1. Незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
2. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено ведение регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, в который включаются незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
3. Порядок формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений, порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Порядок формирования и ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений, порядок предоставления таких сведений устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Последствия включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований гражданского и иного законодательства Российской Федерации.
ИсточникПорядок ведения реестра объектов незавершенного строительства
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состава включаемых в него сведений и порядка предоставления сведений из такого реестра» (Правила).
Фото: www.regnum.ru
447-ФЗ от 30.12.2021 в Градостроительный кодекс РФ введена норма, согласно которой незавершенные объекты капитального строительства (ОКС), строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат включению в федеральный реестр незавершенных ОКС.
Разработанные Минстроем России Правила определяют:
• состав включаемых в федеральный реестр незавершенных ОКС (Реестр) сведений и порядок предоставления сведений из такого Реестра;
• порядок формирования уникального реестрового номера незавершенного ОКС;
• порядок представления сведений из Реестра.
Реестр содержит открытую и закрытую части.
Внесение первичной информации в Реестр по ОКС, информация о которых не содержит сведений, составляющих государственную тайну, осуществляют главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС).
Внесение первичной информации в Реестр по ОКС, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну (закрытая часть), осуществляется Минстроем России.
Основанием для внесения сведений в Реестр является решение, принятое ГРБС.
Согласно Правилам, ГРБС дополнительно к основаниям, установленным п.1–7 ч. 1 ст. 55.34 Градостроительного кодекса РФ, могут самостоятельно устанавливать основания отнесения ОКС к незавершенным.
Для внесения сведений в Реестр ГРБС заполняют сведения по установленной форме (84 раздела). Методические рекомендации по заполнению формы Реестра должны быть разработаны и утверждены Минстроем России.
При заполнении данной формы в числе прочего ГРБС указывают:
• Информацию о включении мероприятия в план поэтапного сокращения объемов и количества объектов незавершенного строительства (ОНС) (реквизиты приказа);
• Наименование и характеристики ОНС, включая фактическое расположение ОНС или планируемое расположение (полностью); наименование заказчика (правообладателя, учреждение, балансодержателя); данные застройщика, мощность объекта;
Фото: www.stroikairemont.com
• Статус проектной документации, включая актуальность проектной документации (ПСД), инженерных изысканий; дата и номер положительного заключения государственной экспертизы ПСД; документ, которым установлены расходные обязательства (для начала проектирования/строительства);
• Статус исходно-разрешительной документации;
• Статус исполнительной документации;
• Сведения о проведении обследования;
• Сведения о приостановлении (прекращении) строительства;
• Проблемные моменты, включая Наличие уголовных дел (№, дата, статус); Статус постановки на учет; Наличие претензий от Заказчика/Подрядчика (значимой информации, необходимой для принятия решения о достройке или списания объекта);
• Финансовые характеристики, включая Общую сметную стоимость объекта на дату начала строительства; Сумма капитальных вложений в объект за время строительства (в ценах соответствующих лет), тыс. руб.; Фактические расходы по счету 010611000; кассовые расходы с начала реализации инвестиционного проекта; Объём средств, предусмотренный в плане поэтапного сокращения объемов и количества объектов незавершенного строительства, тыс. руб.; Сумма дополнительного финансирования необходимая для завершения строительства на 01.01.2022, тыс. руб.;
Фото: www.gazeta.ru
• Целевая функция («проблемные объекты»), включая Фактические расходы на реализацию целевой функции; Стоимость реализации целевой функции (с учетом всех расходов необходимых для выполнения целевой функции); Плановые сроки реализации инвестиционного проекта (срок завершения мероприятий по реализации целевой функции), год, месяц; Предполагаемый получатель объекта капитального строительства;
• Источник финансирования, необходимого для завершения строительства (примечание) и иные проблемные моменты;
• Ссылка на фото объекта;
• Контактное лицо для связи, телефон.
Каждому ОКС, внесенному в Реестр, присваивается уникальный реестровый номер, в формате:
BB — код субъекта Российской Федерации, в котором находится ОКС;
CCC — порядковый номер ОКС, находящегося в ведении ГРБС в конкретном в субъекте РФ.
Фото: www.edsro.center
Сведения из Реестра представляются уполномоченным заинтересованным пользователям:
• посредством предоставления доступа для работы в Модуле;
• посредством представления Минстроем России выписки по форме Реестра (информации об отсутствии сведений), заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица с использованием Системы межведомственного электронного документооборота, на основании направляемого в установленном порядке запроса.
Сведения из Реестра закрытой части представляются уполномоченным заинтересованным пользователям посредством представления Минстроем России выписки по форме Реестра (информации об отсутствии сведений), заверенной подписью уполномоченного должностного лица.
Общественное обсуждение проекта Постановления продлится до 3 мая текущего года.
Фото: www.dpo-ilm.ru
Другие публикации по теме:
Эксперты: девелоперам важно учитывать сопровождение решений умного дома после сдачи его в эксплуатацию
15 сентября в Москве прошла конференция портала ЕРЗ.РФ, НОЗА и АНО «Умный МКД». Это первое публичное мероприятие в России, на котором органы власти, застройщики, IT-компании и УК совместно на федеральном уровне обсудили вопросы цифровизации жилья на этапе эксплуатации.
Участниками конференции в офлайн- и онлайн-формате стали порядка 200 человек. Докладчики затронули такие темы, как потенциал и перспективы развития рынка умных многоквартирных домов, востребованность жильцами цифровых устройств и систем, удобство их применения в процессе эксплуатации.
Открывая дискуссию, генеральный директор Лаборатории цифровизации жилья Кирилл Захарин (на фото ниже) отметил актуальность обсуждения цифровизации на стадии эксплуатации домов.
«В вопросе цифровизации строительства сделано крайне много, — рассказал он. — Нововведения, которые сегодня есть в области проектирования, применения ТИМ, выдачи ипотеки, являются колоссальным прорывом жилищной сферы».
Но важно не только внедрить набор инженерных и цифровых решений на этапе возведения дома, но и учесть, будут ли они использоваться управляющей компанией и будут ли удобны для жильцов, подчеркнул специалист.
« Девелоперам необходимо сопровождать технологические решения умного дома, которые были заложены на стадии стройки. После сдачи жизнь умного МКД не заканчивается: жильцы будут эксплуатировать его десятилетиями», — резюмировал Кирилл Захарин.
Эксперт напомнил, что в конце прошлого года была создана рабочая группа Минстроя, Минцифры и Минпромторга России, работа которой направлена на стандартизацию и улучшения регулирования в области создания умных МКД. По ее решению в России создано АНО «Умный МКД».
Как подчеркнул генеральный директор АНО «Умный МКД» Никита Уткин (на фото), организация будет заниматься программами продвижения и популяризации умных домов, выходить с образовательными инициативами, разрабатывать детальные программы развития рынка, а также вести аналитику.
«Уже в середине четвертого квартала начнется разработка первых стандартов умных МКД, включая требования к локализации производства систем», — поделился планами Уткин.
К совместной работе по развитию рынка умных МКД призвал заместитель министра цифрового развития РФ Андрей Заренин (на фото на мониторе). Он отметил, что в первую очередь необходимо разработать дорожную карту, которая станет основополагающим документом.
При этом, как отметил директор Департамента цифровых технологий Минпромторга РФ Владимир Дождёв, жесткое регулирование отрасли не требуется — необходимы универсальные стандарты, чтобы бизнес мог разрабатывать и использовать свои собственные экосистемы умного дома.
«Такие системы должны быть безопасными, защищенными. Потребители должны иметь выбор технологий, которыми будут оснащаться квартиры», — считает чиновник.
Источник ЕРЗ.РФ
Кирилл Захарин представил совместное исследование портала ЕРЗ.РФ и Лаборатории цифровизации жилья по рынку умных многоквартирных домов. Согласно исследованию, наибольшим спросом будут пользоваться те дома, в которых застройщики смогут реализовать сквозной end-to-end процесс — приборы и устройства, способы, стандарты и протоколы передачи данных, платформы обработки и передачи в прикладные системы УК и интерфейсы резидентов.
Кроме того, застройщикам нужно предусмотреть разработку коробочных комплексных решений от единого поставщика или устоявшихся партнерств. Причем сама разработка таких решений обязательно должна вестись с привлечением управляющих компаний, которым предстоит работать с перспективными системами.
Застройщики, управляющие компании и ИТ-компании поделились своим опытом внедрения и использования цифровых решений на этапе эксплуатации домов. Так, компания Брусника провела собственное исследование систем умного дома. Девелопер выяснил, что потенциальные жильцы умного ЖК считают некоторые функции избыточными.
«В частности, речь идет о возможности вызова лифта с помощью смартфона, а также дистанционное управление шторами и жалюзи», — рассказал руководитель исследовательского центра Брусники Дмитрий Хуснутдинов. Кроме того, по его словам, 16% опрошенных отметили необходимость в голосовом помощнике при управлении системами умного дома.
Опыт ДаВинчи Групп показывает, что системы умного дома нужно закладывать еще на стадии проектирования жилого комплекса.
«Уже после того, как дом будет построен, добавить новые системы может оказаться либо очень дорого, либо и вовсе невозможно», — считает генеральный директор компании Алексей Исаков.
Следует различать системы умного дома и системы автоматизации, заметил технический директор iRidi Александр Романов (на фото). «Если в доме стоит датчик учета расхода воды, это еще не система умного дома, — считает эксперт. — По-настоящему умный дом должен анализировать все показатели, автоматически реагировать на действия жителя, делая его жизнь комфортной и безопасной. Все системы должны взаимодействовать между собой», — добавил Романов.
По его словам, зачастую отделы продаж и маркетологи застройщиков выдают за умный дом обычные системы автоматизации, вводя в заблуждение покупателей и подрывая доверие к передовым технологиям.
Группа Эталон пока создает умные дома без «захода» в квартиры. В квартирах компания делает подготовку под установку систем умного дома, которые покупатели должны иметь возможность выбрать самостоятельно, рассказал руководитель направления стратегического партнерства девелопера Иван Тягин.
По подсчетам компании, стоимость реализации концепции умного дома составляет около 800 руб. на 1 кв. м жилой площади и почти 500 руб. на 1 кв. м нежилой площади.
На мероприятии также выступили представители компаний ГК Пионер, Унистрой, ГК Железно, Неометрия, Forum Group, Страна Девелопмент, Атлас Девелопмент, ГК ОСНОВА, St.Michael, Юникорн, Rubetek, LETIT, AlphaOpen.
На конференции состоялось подписание соглашения о некоммерческом сотрудничестве между порталом ЕРЗ.РФ и Ассоциацией цифрового развития Краснодарского края. Стороны договорились об обмене информации, а также совместном проведении мероприятий для застройщиков.
Также были вручены дипломы застройщикам из Москвы и регионов о присвоении их жилым комплексам классов умного дома. В реестр умных домов включены проекты ПИК, Унистрой, Атлас девелопмент, СГ СМ Cити, Группы Эталон, UDS, Новый город, ГК Пионер, ГК Да! Девелопмент, ИСКО-Ч, Зорге 9, ГК Железно.
Фотогалерея конференции и презентации спикеров опубликованы на портале ЕРЗ.РФ по ссылке.
Источник