При строительстве и реконструкции каких объектов осуществляется строительный надзор

Содержание

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468

Статья 54. Государственный строительный надзор

Ст. 54 Градостроительный кодекс в последней действующей редакции от 27 июня 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 54. Государственный строительный надзор

1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

  • 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса;
  • 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса.

1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учётом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

  • 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учётом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов;
  • 2) наличия разрешения на строительство;
  • 3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом следующих особенностей организации и проведения проверок:

  • 1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
  • 2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
    • а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
    • б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
    • в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
    • а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;
    • б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
    • в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

    6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    6.1. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

    6.2. В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

    6.3. Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.

    8. Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    9. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в едином государственном реестре заключений и государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

    Источник

    Глава 6. Архитектурно- строительное проектирование, строительство , реконструкция объектов капитального строительства . Статья 53. Строительный контроль. … Организация авторского надзора . Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта , а в случае необходимости и начального периода его эксплуатации. Сроки проведения работ по авторскому надзору устанавливаются графиком, прилагаемым к документам.

    Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

    Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

      » Направления деятельности » Государственный строительный надзор » Строительный контроль при строительстве » Постановление от 21.06.2010 № 468
    Статус: Вступил в силу

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 июня 2010 г. N 468

    О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

    В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

    2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

    а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего Постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

    б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего Постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

    в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим Постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего Постановления превысили установленный размер.

    от 21 июня 2010 г. N 468

    О ПРОВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

    2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

    3. Строительный контроль проводится:

    лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);

    застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).

    4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

    5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

    а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);

    б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

    в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

    г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

    д) приемка законченных видов (этапов) работ;

    е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

    6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

    а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

    б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

    в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

    г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

    д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

    е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

    7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

    Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

    В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

    8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

    9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

    соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

    соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

    10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

    11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

    В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

    12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

    В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

    13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

    14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

    15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

    к Положению о проведении

    строительного контроля при

    реконструкции и капитального

    ЗАКАЗЧИКА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫХ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЗАКАЗЧИКА, НА КОТОРЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

    Стоимость строительства │ Норматив расходов │ Норматив численности

    в базисном уровне цен │ заказчика на │ работников заказчика,

    по состоянию │ осуществление │ осуществляющих

    на 1 января 2000 г. │ строительного │ строительный контроль

    (млн. рублей) │ контроля │ (человек)

    от 30 до 50 1,93 3

    от 50 до 70 1,81 4

    от 70 до 90 1,72 5

    от 90 до 125 1,61 6

    от 125 до 150 1,56 7

    от 150 до 200 1,47 9

    от 200 до 300 1,36 12

    от 300 до 400 1,28 15

    от 400 до 500 1,23 18

    от 500 до 600 1,18 21

    от 600 до 750 1,13 25

    от 750 до 900 1,09 28

    Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

    а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле ,

    Н — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

    С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;

    — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

    б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

    Источник

    Не оставлять надзора за данным объектом без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно- строительного надзора . Настоящей подпиской подтверждаю, что никаких запрещений и ограничений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею. Копию подписки получил для руководства и исполнения. … 1.2. Разрешение на выполнение строительно -монтажных работ по строительству , реконструкции и расширению объектов производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику на основании решения органов местного самоуправления Нижегородской области о строительстве ( реконструкции , расширении) объекта .

    При строительстве и реконструкции каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?

    А) При строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией.

    В) Только при строительстве объектов, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными.

    N 190-ФЗ Статья 54. Государственный строительный надзор

    1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

    1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

    (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

    2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса

    Источник

    Как осуществляется технический надзор при капитальном строительстве ? Строительный контроль и технический надзор — чем отличаются? Строительный надзор в строительстве — кто может осуществлять? В статье эти вопросы будут в деталях рассмотрены. Что такое технический надзор ? Технический надзор (технадзор) — это комплекс контрольных мероприятий, которые проводятся при возведении объекта . Их целью является поддержание качества возводимого объекта , а также выявление и контроль всех возможных отклонений.

    ст 54 Градостроительный кодекс РФ 2022

    1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

    1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

    2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

    1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    2) наличия разрешения на строительство;

    3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

    3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

    3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

    3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

    4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

    5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:

    1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

    2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

    а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

    б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

    3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является:

    а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;

    б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

    4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

    5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей части, не требуется;

    6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

    6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    8. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Источник

    5. При строительстве , реконструкции объектов капитального строительства , указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор , не осуществляются следующие виды государственного контроля ( надзора ): 1) федеральный государственный пожарный надзор ; 2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль ( надзор ); 3) государственный экологический контроль ( надзор ), за исключением…

    Строительный контроль: вопросы и ответы

    Очень часто в практике работы юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» приходится отвечать на вопросы, связанные с осуществлением строительного контроля. Обобщив наиболее частые из них, мы – начальник юридического отдела Андрей Куминов и заместитель начальника отдела Елена Лысун, как юристы, предлагаем следующие варианты (с учётом уже сложившейся практики и имеющихся правовых позиций государственных органов).

    Что такое строительный контроль?

    Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

    Каким нормативным актом установлен порядок проведения строительного контроля?

    Согласно части 8 статьи 53 порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует порядок, установленный Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468 (далее – Постановление №468, Положение о стройконтроле). Указанное Постановление применяется в части, не противоречащей действующей редакции ГрК РФ.

    Кем проводится строительный контроль?

    В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится:

    • лицом, осуществляющим строительство;
    • застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда). Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

    Как соотносятся понятия «технический надзор» и «строительный надзор»?

    Для начала необходимо отметить, что в настоящее время термин «технический надзор» действующими нормами права не предусмотрен, и практически не применяется, однако считаем целесообразным указать в ответе историю возникновения данного термина, и уточнить его соотносимость с термином «строительный надзор». Первоначально термин «технический надзор заказчика-застройщика за строительством» был введен Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 №16 «Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», который охватывал (по сфере регулирования), в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства. Основными задачами технического надзора являлись, в частности, контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов (пункт 6.2 названного Положения). С 01.01.2005 в соответствии с Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 №70 «О строительных нормах и правилах «Организация строительства» были введены в действие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», которые, вместе с тем, носили исключительно рекомендательный статус. Пункт 6.3 указанного документа в первоначальной редакции предусматривал выполнение технического надзора застройщика (заказчика) за строительством. Однако, принятие 29.12.2004 ГрК РФ (статья 53 которого предусматривала осуществление строительного контроля, при этом термин «технический надзор» уже отсутствует в тексте вновь принятого кодифицированного акта) повлекло за собой актуализацию СНиП 12-01-2004 путём утверждения Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», пунктом 7.1 раздела «Контроль качества строительства. Надзор за строительством» которого предусмотрено, что участники строительства, а именно: лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик, должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Как указано в части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в следующих целях: проверка соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Частью 4 вышеназванной нормы права предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, а по результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Правовая позиция органов государственной власти по вопросу соотносимости изложена, в частности, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.05.2011 №13425-ИП/08 «О строительном контроле», из текста которого следует что «в действующем законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности понятие «технический надзор» отсутствует. В соответствии со статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основании договора, осуществляется строительный контроль». Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термин «технический надзор» является видовым понятием по отношению к термину «строительный контроль», поскольку последний значительно расширил полномочия лица, его осуществляющего, по отношению к первому, а термин «технический надзор», в свою очередь, стал составной частью, структурным элементом термина «строительный контроль», и, конечно, не являются при этом тождественными понятиями по отношению друг к другу.

    Кто имеет право подписывать документы строительного контроля?

    Существует правовая позиция, в соответствии с которой оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ, занимают должность главного инженера проекта. При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с ГрК РФ, является обязательным (Письмо Минстроя России от 18.09.2017 №33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля»). Кроме этого, Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемым к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006). Приложениями к указанным Требованиям (в редакции Приказа Ростехнадзора от 09.11.2017 №470) утверждены формы актов приемки геодезической разбивочной основы, разбивки осей объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание которых предусмотрено в том числе представителем лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (специалистом по организации строительства) с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов. По мнению Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора, специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющими функции по организации строительства, включая организацию и проведение строительного контроля, по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации дня такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется), помимо документов, указанных в подпункте 4 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ, должны подписываться акты приемки геодезической разбивочной основы, разбивки осей объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (письмо Ростехнадзора от 27.12.2017 №09-02-05/15110 «О подписании исполнительной документации»).

    Должен ли индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) выполняющий только функцию строительного контроля быть членом саморегулируемой организации?

    Исходя из совокупности пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Письмо Минстроя России от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций»). При выполнении только функции строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (Письмо Минстроя России от 05.09.2017 №31723-ТБ/02 «О требованиях к членам саморегулируемых организаций»).

    Как выбрать необходимый уровень ответственности при выполнении индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) только функции строительного контроля?

    Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика (Письмо Минстроя России от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций»). С учётом данной правовой позиции, по нашему мнению, уровень ответственности индивидуального предпринимателя (юридического лица), осуществляющего только функции строительного контроля, определяется из размера обязательств по договору подряда на выполнение функций строительного контроля, планируемого к заключению такими лицами от имени застройщика.

    Источник

    Надзор за строительством также осуществляется двумя основными методами: Внешний; Внутренний. … Если аттестованный сотрудник стройнадзора выявит дефекты, из-за которых может возникнуть аварийная ситуация, он обязан сообщить об этом в госорганы (даже если он работает на застройщика). Читайте также: Какие вопросы следует задать застройщику поселка, покупая дом или участок? Задачи, поставленные перед экспертами, делят внутренний контроль на

Рейтинг
Загрузка ...